Степенная функция 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Степенная функция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepennaya_funktsiya_9_klass.doc | 278.5 КБ |
stepennaya_funktsiya.ppt | 695 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока составлена учителем математики
МОУ «СОШ №2», п.Белоусово Пешковой О.К.
Тема урока: «Функция », 9 класс
Учебник: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н.Макарычев – М.:Просвещение, 2016
Тип урока: изучение нового материала
Образовательные цели:
- ввести понятие степенной функции с натуральным показателем;
- рассмотреть графики степенной функции с четным и начетным натуральным показателем и их свойства.
Развивающие цели:
- развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать творческую деятельность учащихся через вовлечение их в работу частично-поискового исследовательского характера.
Воспитательные цели:
- воспитывать навыки коммуникативности в работе;
- воспитывать у учащихся любознательность, инициативность, точность, самостоятельность, активность.
Оборудование:
ПК, проектор, интерактивная доска, карточки для проведения исследовательской работы в парах, дидактические карточки, система голосования.
Структура урока
1. Актуализация знаний:
- организационный момент;
- постановка проблемной задачи;
- формулирование темы и цели урока.
2.Формирование новых знаний и способов действий:
- самостоятельная, частично – поисковая деятельность учащихся с целью выдвижения гипотезы о графике степенной функции с натуральным показателем в зависимости от степени;
- обобщающая беседа, подтверждающая выдвинутую гипотезу;
- доказательство выдвинутой гипотезы с помощью построения различных графиков степенных функций в зависимости от степени, на интерактивной доске в программе «Живая математика»;
- сравнительный анализ свойств функций и , и функции в зависимости от степени п.
3.Применение знаний, формирование умений и навыков:
- решение проблемной задачи;
- решение задач на распознавание степенной функции в зависимости от степени п;
- решение задачи с параметром из ОГЭ на построение графика степенной функции;
- индивидуальное тестирование с целью самоконтроля и усвоения знаний;
- рефлексия;
- домашнее задание.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Организационный момент
Создание положительного настроя на продуктивную работу.
Постановка проблемной задачи
Учитель предлагает учащимся выполнить фронтально устные задания следующего содержания:
Не выполняя построения определите, имеют ли графики функций точки пересечения и если имеют, то в каких координатных четвертях?
а) ;
б);
в);
г) .
Учащиеся могут выполнить задания а-в, так как они знают, что является графиками данных функций. График функции им не знаком. Возникает проблемная ситуация между имеющимися знаниями и новыми требованиями.
Формулирование темы и цели урока
Этап актуализации знаний завершается формулировкой темы урока:
«Функция ».
Учитель вместе с учащимися формулирует цель урока: рассмотреть графики функции и их свойства.
Учащиеся записывают в тетради число, классная работа и тема урока.
2.Формирование новых знаний и способов действий
Самостоятельная, частично – поисковая деятельность учащихся с целью выдвижения гипотезы о графике степенной функции с натуральным показателем в зависимости от степени.
На этом этапе урока осуществляется частично-поисковая деятельность учащихся. Эта работа проводится в парах постоянного состава. На каждой парте у учащихся находятся по две карточки для выполнения практической работы. На одой из карточек изображена координатная плоскость для построения графика, на другой – формулировка практической работы. Это позволят распределить обязанности учащихся при работе в паре.
Карточка №1 для практической работы следующего содержания:
Постройте график функции
- Заполните таблицу значений
х | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
у |
- Отметьте точки на координатной плоскости и постройте график
- Сравните график полученной функции с графиком функции
- Сделайте вывод.
Карточка №2 для практической работы следующего содержания:
Постройте график функции
- Заполните таблицу значений
х | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 |
у |
- Отметьте точки на координатной плоскости и постройте график
- Сравните график полученной функции с графиком функции
- Сделайте вывод.
Обобщающая беседа, подтверждающая выдвинутую гипотезу
После выполнения практической работы учащиеся выдвигают свои предположения о графике степенной функции с натуральным показателем в зависимости от степени. Учитель корректирует выдвинутую гипотезу.
Доказательство выдвинутой гипотезы
Учитель предлагает учащимся подтвердить свои предположения с помощью построения других графиков степенных функций в зависимости от степени, на интерактивной доске в программе «Живая математика». Вывод.
Учащиеся делают запись в тетрадь следующего содержания:
п - четное п - нечетное
Сравнительный анализ свойств функций и , и функции в зависимости от степени п.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что если графики степенной функции с четным и нечетным натуральным показателем похожи на графики функций и , значит и свойства могут быть аналогичными.
Учащимся предлагается самостоятельно в тетради записать свойства степенной функции по изученному алгоритму:
- Область определения функции
- Область значения функции
- Нули функции
- Промежутки знакопостоянства
- Промежутки возрастания и убывания функции
Двое учащихся работают у доски (на крыльях с другой стороны). После выполнения данной работы, формулируют записанные свойства. Учащиеся проговаривают эти свойства в парах друг другу.
3.Применение знаний, формирование умений и навыков
Решение проблемной задачи
Учитель предлагает учащимся вернуться к проблемной задаче в начале урока и решить её.
В процессе решения выполнить графическую иллюстрацию. Обратить внимание учащихся на то, что данная иллюстрация может быть и решением уравнения .
Решение задач на распознавание степенной функции в зависимости от степени п.
На этапе применения новых знаний и способов действий учащимся предлагаются задания на карточке. Эта работа осуществляется в парах постоянного состава.
№1.Установите соответствие между уравнениями и их графическими иллюстрациями.
А Б В Г
1 2 3 4
А | Б | В | Г |
Ответ:
№2 Сколько корней имеет уравнение :
а) при четном п; б) при нечетном п.
Цель: научить учащихся распознавать графики степенной функции с четным и нечетным натуральным показателем и решать графически уравнения вида
Решение задачи с параметром из ОГЭ на построение графика степенной функции
Постройте график функции и определите, при каком а прямая у=а имеет с графиком ровно одну общую точку.
Цель: подготовка учащихся к ОГЭ.
Индивидуальное тестирование с целью самоконтроля и усвоения знаний
Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу (тестирование) по вариантам с последующей самопроверкой. Данная работа выполняется учащимися на карточках.
Вариант 1
1. График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?
1)
2)
3)
4)
2. Не выполняя построения, определите, имеют ли графики функций и точки пересечения и если имеют, то в каких координатных четвертях?
1) В I четверти
2) В IV четверти
3) Не имеют
4) В III четверти
3. Решением какого уравнения является данная графическая иллюстрация? Укажите номер этого уравнения.
1)
2)
3)
4)
4.Для функции выберите верное утверждение
1)
2)
3)
4) у >0 при
№1 | №2 | №3 | №4 |
2 | 4 | 2 | 1 |
Ответ:
Вариант 2
1. График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?
1)
2)
3)
4)
2. Не выполняя построения, определите, имеют ли графики функций и точки пересечения и если имеют, то в каких координатных четвертях?
1) Не имеют
2) В I и II четвертях
3) В I и III четвертях
4) В III и IV четвертях
3. Решением какого уравнения является данная графическая иллюстрация? Укажите номер этого уравнения.
1)
2)
3)
4)
4.Для функции выберите верное утверждение
1) у <0 при
2)
3)
4)
№1 | №2 | №3 | №4 |
3 | 2 | 3 | 4 |
Ответ:
Рефлексия
С целью рефлексии и подведения итога урока учащимся предлагается оценить свою работу на уроке с помощью системы голосования.
Знаю график степенной функции с четным и нечетным натуральным показателем.
Умею называть свойства степенной функции с четным и нечетным натуральным показателем.
Научился использовать график степенной функции и её свойства при решении задач.
Домашнее задание:
- Пункт 8, №142, 145, 146, 147
2) Постройте график функции и определите, при каком а прямая у=а не имеет с графиком ни одной общей точки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функция Цель: рассмотреть графики функции и их свойства
Практическая работа Постройте график функции ( ) Заполните таблицу значений х -2 -1 0 1 2 у 2. Отметьте точки на координатной плоскости и постройте график 3. Сравните график полученной функции с графиком функции ( ) 4. Сделайте вывод
п - четное п - нечетное Область определения функции Область значения функции Нули функции Промежутки знакопостоянства Промежутки возрастания и убывания функции Область определения функции Область значения функции Нули функции Промежутки знакопостоянства Промежутки возрастания и убывания функции
Не выполняя построения определите, имеют ли графики функций точки пересечения и если имеют, то в каких координатных четвертях?
№ 1 . Установите соответствие между уравнениями и их графическими иллюстрациями А. Б. В. Г. 1) 4) 3) 2)
№ 2 Сколько корней имеет уравнение а) при четном п; б) при нечетном п . № 3. Постройте график функции и определите, при каком а прямая у = а имеет с графиком ровно одну общую точку.
Самопроверка № 1 № 2 № 3 № 4 2 4 2 1 № 1 № 2 № 3 № 4 3 2 3 4 Вариант 1 Вариант 2
Домашнее задание 1)Пункт 8, №142, 145, 146, 147 2)Постройте график функции и определите, при каком а прямая у = а не имеет с графиком ни одной общей точки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы "Степенная функция", "Корень п-й степени", "логарифмическая функция"
Материалы для уроков в 10 классе по теме "Степенная функция", "Корень п-й степени", "логарифмическая функция" с использованием программы "Наглядная математика" "Графики функций"...
Контрольная работа по теме: "Степенная функция. Степени и корни" (11 класс)
Контрольная работа по теме: "Степенная функция. Степени и корни" состоит из двух вариантов, каждый вариант содержит 8 разноуровневых заданий....
Конспекты уроков 11 класс "Степени и корни. Степенные функции"
Конспекты уроков по алгебре и началам анализа в 11 классе "Степени и корни. Степенные функции" к УМК А.Г. Мордковича (база)...
Конспект урока "Степенная функция. Неравенства и уравнения, содержащие степень.9 класс
Конспект урока по алгебре для учащихся с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении....
Самостоятельная работа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса по теме "Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производная сложной функции"
Самостоятельная работа проверочного характера, составлена в двух вариантах (задания профильного уровня), имеются ответы. Цель: проверка усвоения изученного материала....
Разработка урока по алгебре "Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем" (9 класс)
Разработка урока по алгебре "Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем" (9 класс)...