Степенная функция 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Пешкова Оксана Константиновна

Степенная функция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stepennaya_funktsiya_9_klass.doc278.5 КБ
Office presentation icon stepennaya_funktsiya.ppt695 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока составлена учителем математики

МОУ «СОШ №2», п.Белоусово Пешковой О.К.

Тема урока: «Функция  »,  9 класс        

Учебник: Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/         Ю.Н.Макарычев – М.:Просвещение, 2016

Тип урока: изучение нового материала

 Образовательные цели:

  • ввести понятие степенной функции с натуральным показателем;
  • рассмотреть графики степенной функции с четным и начетным натуральным показателем и их свойства.

Развивающие цели:

  • развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • развивать творческую деятельность учащихся через вовлечение их в работу частично-поискового исследовательского характера.

Воспитательные цели:

  • воспитывать навыки коммуникативности в работе;
  • воспитывать у учащихся любознательность, инициативность, точность, самостоятельность, активность.

Оборудование:

ПК, проектор, интерактивная доска, карточки для проведения исследовательской работы в парах, дидактические карточки, система голосования.


Структура урока

        1. Актуализация знаний:

  • организационный момент;
  • постановка проблемной задачи;
  • формулирование темы  и цели урока.

        2.Формирование новых знаний и способов действий:

  • самостоятельная, частично – поисковая деятельность учащихся с целью выдвижения гипотезы о графике степенной функции с натуральным показателем в зависимости от степени;
  • обобщающая беседа, подтверждающая выдвинутую гипотезу;
  • доказательство выдвинутой гипотезы с помощью построения различных графиков степенных функций в зависимости от степени, на интерактивной доске в программе «Живая математика»;
  • сравнительный анализ свойств функций  и , и функции                    в зависимости от степени п.  

                 

        3.Применение знаний, формирование умений и навыков:

  • решение проблемной задачи;
  • решение задач на распознавание степенной функции в зависимости от степени п;
  • решение задачи с параметром из ОГЭ на построение графика степенной функции;
  • индивидуальное тестирование с целью самоконтроля и усвоения знаний;
  • рефлексия;
  • домашнее задание.


Ход урока

        1. Актуализация знаний

        Организационный момент        

        Создание положительного настроя на продуктивную работу.

        Постановка проблемной задачи

        Учитель предлагает учащимся выполнить фронтально устные задания следующего содержания:

Не выполняя построения определите, имеют ли графики функций точки пересечения и если имеют, то в каких координатных четвертях?

а) ;

б);

в);

г) .

Учащиеся могут выполнить задания а-в, так как они знают, что является графиками данных функций. График функции  им не знаком. Возникает проблемная ситуация между имеющимися знаниями и новыми требованиями.

Формулирование темы и цели урока

Этап актуализации знаний завершается формулировкой темы урока:

«Функция ».

Учитель вместе с учащимися формулирует цель урока: рассмотреть графики функции  и их свойства.

Учащиеся записывают в тетради число, классная работа и тема урока.

 

2.Формирование новых знаний и способов действий

Самостоятельная, частично – поисковая деятельность учащихся с целью выдвижения гипотезы о графике степенной функции с натуральным показателем в зависимости от степени.

На этом этапе урока осуществляется частично-поисковая деятельность учащихся. Эта работа проводится в парах постоянного состава. На каждой парте у учащихся находятся по две карточки для выполнения практической работы. На  одой из карточек изображена координатная плоскость для построения графика, на другой – формулировка практической работы. Это позволят распределить обязанности учащихся при работе в паре.

Карточка №1 для практической работы следующего содержания:

Постройте график функции

  1. Заполните таблицу значений

х

-2

-1

0

1

2

у

  1. Отметьте точки на координатной плоскости и постройте график

  1. Сравните график полученной функции с графиком функции    

  1. Сделайте вывод.

        Карточка №2 для практической работы следующего содержания:

Постройте график функции

  1. Заполните таблицу значений

х

-2

-1

0

1

2

у

  1. Отметьте точки на координатной плоскости и постройте график
  2. Сравните график полученной функции с графиком функции      

  1. Сделайте вывод.

                Обобщающая беседа, подтверждающая выдвинутую гипотезу        

                После выполнения практической работы учащиеся выдвигают свои предположения о графике степенной функции с натуральным показателем в зависимости от степени. Учитель корректирует выдвинутую гипотезу.

                Доказательство выдвинутой гипотезы                        

                Учитель предлагает учащимся подтвердить свои предположения с помощью построения других графиков степенных функций в зависимости от степени, на интерактивной доске в программе «Живая математика». Вывод.

        Учащиеся делают запись в тетрадь следующего содержания:

                        п - четное                                                        п - нечетное

Сравнительный анализ свойств функций  и   ,  и функции  в зависимости от степени п.  

        Учитель обращает внимание учащихся на то, что если графики степенной функции с четным и нечетным натуральным показателем похожи на графики функций  и , значит и свойства могут быть аналогичными.

        Учащимся предлагается самостоятельно в тетради записать свойства степенной функции по изученному алгоритму:

  1. Область определения функции
  2. Область значения функции
  3. Нули функции
  4. Промежутки знакопостоянства
  5. Промежутки возрастания и убывания функции

Двое учащихся работают у доски (на крыльях с другой стороны). После выполнения данной работы, формулируют записанные свойства. Учащиеся проговаривают эти свойства в парах друг другу.

3.Применение знаний, формирование умений и навыков

Решение проблемной задачи

Учитель предлагает учащимся вернуться к проблемной задаче в начале урока и решить её.

В процессе решения выполнить графическую иллюстрацию. Обратить внимание учащихся на то, что данная иллюстрация может быть и решением уравнения .                    

Решение задач на распознавание степенной функции в зависимости от степени п.

На этапе применения новых знаний и способов действий учащимся предлагаются задания на карточке. Эта работа осуществляется в парах постоянного состава.


№1.Установите соответствие между уравнениями и их графическими иллюстрациями.

А            Б            В          Г  

         1                               2                                3                                     4

                             

 

А

Б

В

Г

Ответ:  

№2 Сколько корней имеет уравнение :

а) при четном п;        б) при нечетном п.

Цель: научить учащихся распознавать графики степенной функции с четным и нечетным натуральным показателем и решать графически уравнения вида    

Решение задачи с параметром из ОГЭ на построение графика степенной функции

Постройте график функции   и определите, при каком а прямая у=а имеет с графиком ровно одну общую точку.

Цель: подготовка учащихся к ОГЭ.

Индивидуальное тестирование с целью самоконтроля и усвоения знаний

Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу (тестирование) по вариантам с последующей самопроверкой. Данная работа выполняется учащимися на карточках.

Вариант 1

1. График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?

1)

2)

3)

4)

2. Не выполняя построения, определите, имеют ли графики функций  и  точки пересечения и если имеют, то в каких координатных четвертях?

1) В I четверти

2) В IV четверти

3) Не имеют

4) В III четверти

3. Решением какого уравнения является данная графическая иллюстрация? Укажите номер этого уравнения.

1)

2)

3)  

4)

4.Для функции  выберите верное утверждение

1)

2)  

3)

4)  у >0 при

№1

№2

№3

№4

2

4

2

1

Ответ:  

Вариант 2

1. График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?

1)

2)

3)

4)

2. Не выполняя построения, определите, имеют ли графики функций  и  точки пересечения и если имеют, то в каких координатных четвертях?

1) Не имеют

2) В I и  II четвертях

3) В I и III четвертях

4) В III и  IV четвертях

3. Решением какого уравнения является данная графическая иллюстрация? Укажите номер этого уравнения.

1)

2)

3)

4)         

4.Для функции  выберите верное утверждение

1) у <0 при

2)

3)

4)     

№1

№2

№3

№4

3

2

3

4

Ответ:  

Рефлексия

                С целью рефлексии и подведения итога урока учащимся предлагается оценить свою работу на уроке с помощью системы голосования.

                Знаю график степенной функции с четным и нечетным натуральным показателем.

                Умею называть свойства степенной функции с четным и нечетным натуральным показателем.

                Научился использовать график степенной функции и её свойства при решении задач.

        

                Домашнее задание:

  1. Пункт 8, №142, 145, 146, 147

2) Постройте график функции   и определите, при каком а прямая у=а не имеет с графиком ни одной общей точки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не выполняя построения определите, имеют ли графики функций точки пересечения и если имеют, то в каких координатных четвертях?

Слайд 2

Функция Цель: рассмотреть графики функции и их свойства

Слайд 3

Практическая работа Постройте график функции ( ) Заполните таблицу значений х -2 -1 0 1 2 у 2. Отметьте точки на координатной плоскости и постройте график 3. Сравните график полученной функции с графиком функции ( ) 4. Сделайте вывод

Слайд 4

п - четное п - нечетное Область определения функции Область значения функции Нули функции Промежутки знакопостоянства Промежутки возрастания и убывания функции Область определения функции Область значения функции Нули функции Промежутки знакопостоянства Промежутки возрастания и убывания функции

Слайд 5

Не выполняя построения определите, имеют ли графики функций точки пересечения и если имеют, то в каких координатных четвертях?

Слайд 6

№ 1 . Установите соответствие между уравнениями и их графическими иллюстрациями А. Б. В. Г. 1) 4) 3) 2)

Слайд 7

№ 2 Сколько корней имеет уравнение а) при четном п; б) при нечетном п . № 3. Постройте график функции и определите, при каком а прямая у = а имеет с графиком ровно одну общую точку.

Слайд 8

Самопроверка № 1 № 2 № 3 № 4 2 4 2 1 № 1 № 2 № 3 № 4 3 2 3 4 Вариант 1 Вариант 2

Слайд 9

Домашнее задание 1)Пункт 8, №142, 145, 146, 147 2)Постройте график функции и определите, при каком а прямая у = а не имеет с графиком ни одной общей точки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные работы "Степенная функция", "Корень п-й степени", "логарифмическая функция"

Материалы для уроков в 10 классе по теме "Степенная функция", "Корень п-й степени", "логарифмическая функция" с использованием программы "Наглядная математика" "Графики функций"...

Контрольная работа по теме: "Степенная функция. Степени и корни" (11 класс)

Контрольная работа по теме: "Степенная функция. Степени и корни" состоит из двух вариантов, каждый вариант содержит 8 разноуровневых заданий....

Конспекты уроков 11 класс "Степени и корни. Степенные функции"

Конспекты уроков по алгебре и началам анализа в 11 классе "Степени и корни. Степенные функции" к УМК А.Г. Мордковича (база)...

Конспект урока "Степенная функция. Неравенства и уравнения, содержащие степень.9 класс

Конспект урока по алгебре для учащихся с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении....

Самостоятельная работа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса по теме "Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производная сложной функции"

Самостоятельная работа проверочного характера, составлена в двух вариантах (задания профильного уровня), имеются ответы. Цель: проверка усвоения изученного материала....

Разработка урока по алгебре "Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем" (9 класс)

Разработка урока по алгебре "Функция, обратная степенной функции с натуральным показателем" (9 класс)...