Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Линейная функция и её график».
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Линейная функция и её график».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Линейная функция | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме:
«Линейная функция и её график».
Характеристика класса
Уровень интеллектуального развития класса соответствует возрастной норме и может быть определен как средний. Темп деятельности средний, при средней работоспособности. Учебная успешность выше в начале урока, легко включаются в работу. Функции мышления развиты хорошо, есть возрастные сложности с абстрагированием. Учебная мотивация сформирована на среднем уровне.
Атмосфера в классе доброжелательная. Класс общителен, учащиеся стремятся активно участвовать в жизни класса, добиваться более высокого статуса в межличностных взаимоотношениях.
Цель урока: обобщить теоретические знания по теме «Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций». Проверить умения строить и читать графики функций, заданных формулами: и определять взаимное расположение графиков двух линейных функций.
I Организационный момент (1 минута)
Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и поясняет, что во время урока постепенно будет использоваться тот раздаточный материал, который находится на партах.
II Актуализация знаний учащихся (10 минут)
а) Обобщение материала.
Повторение и обобщение изученных материалов по теме через презентацию.
Учитель: Какая функция называется линейной?
Ученик: Линейная функция – это функция, которую можно задать формулой вида y=kx+b, где x- независимая переменная, а k и b некоторые числа.
Учитель: Что является графиком линейной функции?
Ученик: Графиком линейной функции является прямая.
Учитель: Перечислите свойства линейной функции.
Ученик: 1)область определения функции: D (y)=R
- область значений функции E (y)=R
- монотонность функции; а) возрастание k>0
б) убывание k<0
Учитель: Перечислить случаи взаимного расположения графиков линейных функций.
Ученик: Графики двух линейных функций, заданных формулами вида y=kx+b, пересекаются, если коэффициенты при x различны, и параллельны, если коэффициенты при x одинаковы.
Учитель: Как найти координаты точки пересечения графиков?
Ученик: Решить уравнение . Вычислить y, подставив найденное значение x в любую формулу функции. Записать координаты точки пересечения.
Учитель: Какой формулой задается прямая пропорциональность?
Ученик: Функция, заданная формулой y=kx, где x - аргумент, k – не равное нулю число, называется прямой пропорциональностью. График – прямая, проходящая через начало координат.
б) Устная работа по решению простейших задач на тему «График линейной функции»
- Принадлежит ли точка графику функции
1) К (10; 6)
2) В (2; 4)
3) С (7; 5)
- Какие прямые могут быть графиками данных линейных функций
- y=kx
- y=kx+b
3) y=b
- y=0
- Выяснить взаимное расположение графиков функций, заданных формулами:
1) y = 0,9х - 1 и у = 0,8х + 1
2) y = 2x + 5 и y = 2x - 0,5
3) y =x – 8 и y = 0,2x + 1
4) y = - 0,6x+5 и y = 0,6x + 5
5) y = 8x и y = 8x + 20
- Функции заданы формулами: у = 4,5х – 2, у = 2х + 7, у = 6 - 4,5х, у = -9 + 2х, у = 4,5х + 3,5, у = 2х + 8. Выделите те из них, графики которых:
- параллельны графику функции у = 4,5х + 10;
- пересекают график функции у = 2х – 8.
III этап урока (15 минут)
Закрепление практических знаний
Учитель предлагает ученикам решить задачи разного уровня сложности, которые подготовлены с учетом способностей учащихся (в начале урока дети были разделены на три группы). При письменной работе ученики осуществляют самопроверку и самооценку выполнения заданий. Получают разъяснения по возникающим при этом вопросам. В конце работы открывается откидная доска, на которой находятся решение и ответы к упражнениям.
Учащимся 1-й группы учитель выдал карточки «1 уровень» с задачам повышенного уровня сложности.
Для учащихся 2-й группы учитель выдал карточки «2 уровень» с разнообразными заданиями базового уровня сложности.
Для учащихся 3-й группы учителем составлены карточки «3 уровень» с заданиями базового уровня сложности. Учащиеся 3-й группы - это, как правило, учащиеся со слабой математической подготовкой, педагогически запущенные школьники.
1 уровень.
№ 1. Пересекает ли ось х график линейной функции, и если пересекает, то в какой точке:
а) ; б) ; в) .
№2. График некоторой линейной функции вида параллелен графику функции . Найдите значение коэффициента k и выясните, принадлежит ли этому графику точка М (50; -19).
№3. Графики линейных функций , и ограничивают треугольник. Лежит ли начало координат внутри этого треугольника?
№4. При каком значении а точка А(а; -1,4) принадлежит графику прямой пропорциональности ?
№5. Покажите схематически в одной координатной плоскости, как расположены графики функций и , если: а>0, b>0 и a>b.
2 уровень.
№1. Постройте график функции, заданной формулой y = 0,5x+3. С помощью графика найдите:
а) значение y, если x=-4, -1, 4;
б) значение x, которому соответствует y, равное -2; -0,5; 6;
в) координаты точек пересечения с осями координат;
г) корень уравнения 0,5x+3=0.
№2. Не выполняя построения, выясните проходит ли график функции, заданной формулой y = 1,25x – 5, через точку:
а) А (12; 10); б) К (-20; -30).
№3. Какова область определения функции, заданной формулой:
а) ; б) ; в) .
№4. Не выполняя построения, найдите координаты точки пересечения графиков линейных функций: и .
3 уровень.
№1.Дана функция y = 2x – 3. Вычислите значения функции при x = -3 и x =1. Запишите сумму получившихся значений.
№ 2. Для функции y = -1,5x – 5. Найдите значение x, при котором y = 1.
№ 3. Функция задана формулой y = 5x + 8. Заполните таблицу
x | -2 |
|
| 4,2 |
y |
| -22 | 26 |
|
№4. Постройте график функции y = 2x. С помощью графика определить, чему равно значение y при x = 1,5?
III этап урока (15 минут)
Разноуровневая самостоятельная работа
Задания для самостоятельной работы, находятся на столах у учеников. Учитель сообщает учащимся, что на ее выполнение отводится 15 минут. Учителем подготовлены карточки трех уровней сложности.
Во время выполнения работы учитель, при необходимости, помогает учащимся 3-й группы выполнять задания наводящими вопросами. По истечении времени учащиеся сдают работы.
ТЕСТ 3 УРОВНЯ
1. Вставьте пропущенные слова (символы):
а) функция, которую можно задать формулой y = kx, где х - независимая переменная, k - некоторое число, называется ...;
б) линейной называется функция, которую можно задать формулой ... .
2. Заполните таблицу:
| Является ли функция линейной ? | Является ли функция прямой пропорциональностью ? |
y = 3 x + 8 |
|
|
y = – 4 x + 1 |
|
|
y = 6 x |
|
|
|
| |
y = 2 – 3 x |
|
|
y = + 4 |
|
|
|
|
3. Какой из графиков может быть графиком функции y = x + 4 ?
4. Будут ли параллельны графики функций?
а) у = 4х – 3 и у = 4х + 3;
б) y = 2 – 3x и у = 3х – 2;
в) у = 2 + 5х и у = 5х –3.
5. Вставьте вместо точек число так, чтобы получилось верное предложение:
График функции у = ... х + 2 параллелен графику функции y = 3x – 3.
ТЕСТ 2 УРОВНЯ
1. Постройте график функции у=2х –1.
2. По этому графику найдите:
а) значение у, соответствующее значению х равному 1; 2,5; –1,5;
б) значение х, соответствующее значению у равному 3; 5; –1.
3. Найдите координаты точек пересечения графика функции у = 3х + 6 с осями координат.
4. Принадлежит ли графику функции у = 5х точка А( –2; 10) ?
5. Каково взаимное расположение графиков функций:
а) у = 6 – 2х и у = х + 9;
б) у = 4х – 3 и у = 5 + 4х.
Если графики пересекаются, укажите координаты точек пересечения этих графиков.
ТЕСТ 1 УРОВНЯ
1. Постройте график функции у = 3(1 + 2х) – (5 + х).
2. Зная, что зависимость х и у является линейной функцией, заполните таблицу значений этой функции:
x | –5 | –3 | 1 | 0 |
|
y |
| 9 |
| 3 | –9 |
3. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен графику функции у = 2 – 0,5х и проходит через точку К(–1; 3,5).
4. При каком значении С точка А(–З; С) принадлежит графику прямой пропорциональности у = 3х.
5. Задайте формулой линейную функцию, которая пересекает оси координат в точках (0; 5) и (–4; 0).
IV этап урока (5 минут)
Подведение итогов урока, комментарии по домашнему заданию
Учитель еще раз обращает внимание, на те теоретические факты, которые вспоминали на уроке, говорит о необходимости выучить их. Отмечает наиболее успешную работу на уроке отдельных учащихся, при необходимости выставляет отметки.
Домашнее задание: Дидактические материалы Ершова и Голобородько. К-1, уровень А-1 и Б-1 (в зависимости от уровня подготовленности детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Нахождение площади»
Цель урока: провести диагностику усвоения стандартной системы знаний и умений каждого ученикана заключительном этапе изучения темы....
"Тождественные преобразования тригонометрических выражений" Урок разноуровневого обобщающего повторения
Урок разноуровневого обощающего повторения...
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение дробных рациональных уравнений».
Урок разработан для проведения разноуровневого обобщающего повторенияпо теме: «Решение дробных рациональных уравнений» в 9 классе, после очередной проверочной работы....
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Сложение и вычитание рациональных дробей».
Урок разработан для учащихся 9 класса. Тема выбрана на основании анализа результата краевой диагностической работы, которая выявила, что учащиеся не в полной мере усвоили эту тему....
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение систем линейных уравнений»
Урок проводится обобщенияповторения, и закрепления пробелов в 9х классов после диагностической работы...
Урок разноуровневого обобщающего повторения. Тема урока: «Степень с натуральным, целым и рациональным показателем. Свойства степени».
Урок разработан для учащихся 10 класса, проходил 28 января 2011 года в СОШ №1 Ленинградского района Краснодарского края.Анализ результатов диагностических краевых работ показывает, что в...
Презентация урока разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение неравенств второй степени».
Обобщить теоретические знания по темам: « Квадратичная функция и её свойства»...