Рабочая программа по алгебре 9 класс по учебнику Ю. М. Колягина
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме
Рабочая программа для учащихся с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_algebre_9_klass.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 322 Фрунзенского района Санкт - Петербурга | |
РАССМОТРЕНА На заседании МО _____________ __________________ «______»______________ 201__г. | ПРИНЯТА Решением Педагогического совета ГОУ СОШ №322 Фрунзенского района Санкт - Петербурга протокол № .… от ….. ____________ г секретарь Педагогического совета __________ _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
(базовый уровень)
Основное общее образование
Класс: 9
Ученик:
Учитель: Шмелева О.А.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования.
Для домашнего обучения
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ № 322
Фрунзенского района
Санкт - Петербурга
_________ Е.Н. Лебедева
«______»______________ 2018 г.
Санкт - Петербург
2018/2019 учебный год
Оглавление
Пояснительная записка 3
Общая характеристика предмета 4
Содержание учебного курса 8
Учебно-методический план 9
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9
Список литературы 11
Календарное планирование на 2018-2019 учебный год 12
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по алгебре 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа по алгебре к учебнику 9 класса общеобразовательных школ авторов Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е.
Нормативная база для составления рабочей программы:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (для 3-11 классов);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1023-р
от 11.04.2012 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования, на 2012/2013 учебный год»; - Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1250-р
от 06.08.2008 г. «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности общеобразовательных учреждений – гимназий и лицеев Санкт-Петербурга», распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 468-р
от 23.03.2009 года; - Письмо Комитета по образованию «О развитии системы гражданского образования учащихся в образовательных учреждениях Санкт–Петербурга» от 29.04.2004
№ 04–1305/00; - Приказ Минобрнауки РФ от 23.12.2002 года «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
- Методические рекомендации по вопросам организации профильного обучения (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 №03-412);
- - Образовательная программа школы;
- - Положение о Рабочей программе.
Общая характеристика учебного предмета
Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются процессы и явления, происходящие в природе.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно - научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебры способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождения алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения у учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся волевых и умственных усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а так же принимать самостоятельные решения.
Изучение алгебры, функций, вероятности и статистики существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда – планирования своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических заданий.
Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывает внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Общая характеристика курса алгебры в 9 классе
В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание курса включён раздел «Логика и множества», что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание раздела разворачивается в содержательно – методологическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом она служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка.
Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствуют развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе.
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает знание математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умению использовать различные языки математики (словесный, символьный, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представлять различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно–исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ – компетентности);
- первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах изучения, об особенностях их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
- умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства. А также приводимые к ним уравнения, неравенства и системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практике;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы для решения задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению алгоритмов.
Содержание тем учебного курса
Базисный учебный (образовательный) план на изучения алгебры в 9 классе основной школы на домашнем обучении отводит 1 час в неделю, всего за год 34 урока.
- Повторение курса алгебры 8 класса.
- Степень с рациональным показателем.
Степень с целым показателем и её свойства. Возведение числового неравенства в степень с натуральным показателем. Корень n-й степени, степень с рациональным показателем.
- Степенная функция.
Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Чётность и нечётность функции. Функция .
- Прогрессии.
Числовая последовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы
n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессии.
- Случайные события.
События невозможные, достоверные, случайные. Совместные и несовместные события. Равновозможные события. Классическое определение вероятности события. Представление о геометрической вероятности. Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Противоположные события и их вероятности. Относительная частота и закон больших чисел. Тактика игр, справедливые и несправедливые игры.
- Случайные величины.
Таблицы распределения значений случайной величины. Наглядное представление распределения случайной величины: полигон частот, диаграммы круговые, линейные, столбчатые, гистограмма. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативная выборка. Характеристики выборки: размах, мода, медиана, среднее. Представление о законе нормального распределения.
- Множества. Логика.
Множество и его элементы. Подмножества. Числовые множества. Пересечение и объединение множеств. Высказывания и теоремы. Необходимые и достаточные условия. Следование и равносильность. Уравнения окружности и прямой. Множества точек на координатной прямой.
- Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9 классов.
Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Повторение курса 7 -9 класса. Квадратные корни, уравнения и неравенства | 1 | |
2. | Степень с рациональным показателем | 4 | 1 |
3. | Степенная функция | 5 | 1 |
4. | Прогрессии | 4 | 1 |
5. | Случайные события | 3 | |
6. | Случайные величины | 4 | 1 |
7. | Множества. Логика | 4 | 1 |
8. | Итоговое повторение | 9 | 1 |
Итого | 34 | 6 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1. Общие учебные умения
1.1. Умения связанные с познавательной деятельностью
- планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность, выполнять заданные и конструировать новые алгоритмы;
- решать разнообразные классы задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- уметь проводить исследовательскую деятельность, обобщать, ставить и формулировать новые задачи;
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проводить доказательные рассуждения, аргументацию, выдвигать гипотезы и их обоснование;
- уметь проводить поиск, систематизацию, анализ и классификацию информации, использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
1.2. Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью
- понимать существо математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- использовать математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- понимать, как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- понимать вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- знать каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- понимать смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
2. Специальные предметные умения
Алгебра
Уметь
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Уметь
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;
- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
- решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Литература
1. Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. Алгебра 9. Учебник./ М.: Просвещение, 2018г.
2. Ткачева М.В., Федорова Н.Е., Шабунин М.И. Алгебра. 9 класс. Дидактические материалы. М.,2016. 96с.
3. 3000 задач с ответами по математике (Банк заданий ОГЭ) под редакцией И. В. Ященко
Календарное планирование на 2018-2019 учебный год
№ п/п | № пункта | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
Повторение - 1 час | |||||
1 | Квадратные корни, уравнения, неравенства | 1 | |||
ГЛАВА 1 Степень с рациональным показателем - 4 часа | |||||
2 | 1 | Степень с целым показателем | 1 | ||
3 | 2,3 | Арифметический корень натуральной степени. Свойства арифметического корня | 1 | ||
4 | 4,5 | Степень с рациональным показателем. Возведение в степень числового неравенства | 1 | ||
5 | 1-5 | Контрольная работа №1 | 1 | ||
ГЛАВА 2 Степенная функция - 5 часов | |||||
6 | 6 | Область определения функции | 1 | ||
7 | 7,8 | Возрастание и убывание функции. | 1 | ||
8 | 9 | Функция у = к/ х. | 1 | ||
9 | 10 | Неравенства и уравнения, содержащие степень | 1 | ||
10 | 6-10 | Контрольная работа № 2 | 1 | ||
ГЛАВА 3 Прогрессии - 4 часа | |||||
11 | 11 | Числовая последовательность | 1 | ||
12 | 12,13 | Арифметическая прогрессия. | 1 | ||
13 | 14,15 | Геометрическая прогрессия. | 1 | ||
14 | 11-15 | Контрольная работа №3 | 1 | ||
Глава 4 Случайные события - 3часа | |||||
15 | 16,17 | События. Вероятность события | 1 | ||
16 | 18,19 | Решение вероятностных задач с помощью комбинаторики. Сложение и умножение вероятностей | 1 | ||
17 | 20 | Относительная частота и закон больших чисел | 1 | ||
Глава 5 Случайные величины - 4часа | |||||
18 | 21,22 | Таблицы распределения. Полигоны частот | 1 | ||
19 | 23 | Генеральная совокупность и выборка | 1 | ||
20 | 24,25 | Центральная тенденция. Меры разброса | 1 | ||
21 | 21-25 | Контрольная работа №4 | 1 | ||
Глава 6 Множества. Логика - 4часа | |||||
22 | 26,27 | Множества. Высказывания. Теоремы | 1 | ||
23 | 28 | Следования и равносильность | 1 | ||
24 | 29,30 | Уравнение окружности. Уравнение прямой | 1 | ||
25 | 31 | Множества точек на координатной плоскости. | 1 | ||
Повторение - 9 часов | |||||
26 | Числа и вычисления | 1 | |||
27 | Алгебраические выражения | 1 | |||
28 | Уравнения и неравенства | 1 | |||
29 | Числовые последовательности | 1 | |||
30 | Функции и графики | 1 | |||
31 | Решение вариантов ОГЭ-9 | 1 | |||
32 | Решение вариантов ОГЭ-9 | 1 | |||
33 | Итоговое тестирование | 1 | |||
34 | Решение задач | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по Алгебре 8кл по учебнику Мордкович
Рабочая программа по Алгебре 8 кл по учебнику Мордковича с тематическим планированием на 3 ч...
рабочая программа по алгебре 10класс по учебнику С.М. Никольского 3ч/н
Данная рабочая программа предназначена для учителей работающих в 10 классе по учебнику С.М. Никольского по трехчасовой программе, базовый уровень....
Рабочая программа по алгебре 7-9 (учебник Макарычева)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание тем, календарно-тематическое планирование, список литературы...
рабочая программа по алгебре 8 кл.учебник Макарычев
рабочая программа по алгебре 8 кл.учебник Макарычев...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...