Выступление на форуме Лидеры образования АСОУ
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Формирование развивающей и технологичной образовательной среды в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_forume_lidery_obrazovaniyaya_asou.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
28.03.17г. Форум инновационных идей, организованный Ассоциацией «Учителя Подмосковья», Ассоциацией «Лидеры образования Подмосковья» совместно с ГБОУ ВО МО «Академия социального управления».
Формирование развивающей и технологичной образовательной среды в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Уважаемые гости, коллеги, рада приветствовать вас на нашем форуме инновационных идей. В 2015 году МОУ «Лицей №1» Городского округа Подольск признан победителем областного конкурса образовательных организаций муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области и ему присвоен статус Региональной инновационной площадки Московской области. Педагогический коллектив приступил к реализации инновационного проекта: «Модель формирования универсальных учебных действий обучающихся основной школы на базе интеграции урочной и внеурочной деятельности в условиях информационно-образовательной развивающей технологичной среды».
Несколько слов о нашем учебном заведении. «Лицей №1» учрежден на базе Подольского реального училища, основанного в 1912 году. В 2012 году учебное заведение отметило свое 100-летие. Первым директором Реального училища был Ферри Вячеслав Николаевич (с 1912 по 1916 год), высокообразованный, прогрессивно настроенный человек. С 1918 по 1921 год учебным заведением руководил Глинка Николай Леонидович, профессор, автор учебника "Неорганическая химия" для высшей школы. Последние двадцать девять лет лицей возглавляла Вера Ивановна Либкина, заслуженный учитель Российской Федерации, Почетный гражданин Городского округа Подольск, отличник народного просвещения. Но трагический случай вырвал её из наших рядов и мы испытываем чувства глубокой скорби, утраты и одновременно благодарности за её многолетний творческий, плодотворный труд, который способствовал успешному развитию учебного заведения.
Гордостью лицея являются его выпускники. Среди них много интересных и заслуженных людей, таких как Николай Антонович Доллежаль, академик, доктор технических наук, главный конструктор промышленных реакторов, реактора первой в мире АЭС, реактора для подводной лодки, Лауреат Ленинской и пяти Государственных премий, дважды Герой Социалистического труда, выпускник Реального училища 1917 года.
В настоящее время в лицее - 764 учащихся. Обучение осуществляется по следующим профилям: физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный.
По итогам 2013-2014 учебного года учреждение стало одним из ста лучших школ Московской области и признано лучшим учебным заведением г. Подольска. По итогам 2014-2015 учебного года лицей вошел в топ 75-ти лучших школ области, и коллектив лицея удостоен гранта Губернатора за высокие достижения на стимулирующие выплаты коллективу лицея в размере 6 млн. 622 тысячи рублей. По итогам 2015-2016 учебного года лицей повторно вошел в топ 75-ти лучших учебных заведений и занял в рейтинговой таблице 39 место.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал, что «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Поэтому успешную реализацию инновационного проекта обеспечивают высококвалифицированные педагоги, такие как, Федюшкина Светлана Владиславовна - Заслуженный учитель Московской области, обладатель премии Губернатора 2015 года – недавно вступившая в должность директора лицея, Хайруллин Мансур Хосбинович – учитель химии, обладатель премии Губернатора Московской области 2015 года, Голышева Ирина Сергеевна, учитель биологии - призер ежегодной именной премии Губернатора Московской области 2015 года и многие другие наши педагоги.
Для достижения цели проекта были поставлены следующие задачи:
- разработать программно-методическое сопровождение реализации проекта (нормативная база, ресурсное и кадровое обеспечение);
- создать автоматизированные рабочие места учащихся в учебных кабинетах для обеспечения самообразовательной, исследовательской, проектной и внеурочной деятельности учащихся;
- привлечь к взаимодействию и сотрудничеству родителей учащихся, социальных партнеров для реализации целей проекта
Решению задач способствовали следующие мероприятия:
- спланирована деятельность рабочих групп;
- разработана основная образовательная программа основного общего образования с учетом требований ФГОС ООО и заказом социума;
- разработаны рабочие программы по внеурочной деятельности в 5-7-х классах;
- подготовлены маршрутные карты по использованию современных образовательных технологий, инновационных форм и методов обучения;
- совершенствовалась материально-техническая база;
- выявлены основные проблемы через анкетирование участников образовательного процесса;
- включены в тематику педагогических советов, семинаров, заседаний предметных кафедр вопросы, обеспечивающие успешную реализацию проекта;
- проведены методические семинары и конференции;
- разработаны индивидуальные траектории самообразования педагогов по вопросам ФГОС, составлен перспективный план;
- 20 педагогических работников прошли курсы повышения квалификации по применению современных педагогических технологий в образовательном процессе, в т.ч. во внеурочной деятельности, в рамках реализации ФГОС ООО;
- осуществлена интенсивная языковая практика за рубежом для группы учащихся 7-9 классов и прохождение программ повышения квалификации для учителей английского языка в рамках проекта «Живой язык» (МГОУ).
В процессе реализации основных мероприятий были достигнуты следующие результаты и эффекты:
- обеспечена преемственность урочной и внеурочной деятельности как единой системы достижения планируемых результатов;
- активизирована методическая и инновационная деятельность предметных кафедр, работа по распространению передового педагогического опыта;
- освоены и внедрены в практику работы современные образовательные технологии;
- повысился уровень профессионального мастерства педагогов лицея;
- повысилась конкурентоспособность лицея и улучшился имидж учреждения как консультативно-ресурсного пункта по вопросам профильного обучения химико-биологического направления и организации исследовательской, творческой и проектной деятельности учащихся города Подольска;
- увеличилось количество учащихся, занятых в самообразовательной, исследовательской, проектной деятельности;
- динамично развивается информационно-образовательная среда.
Практическая значимость полученных результатов для образовательной практики заключаются в том, что динамичное развитие информационно-образовательной развивающей технологичной среды открыло возможности для перестройки практики обучения с учетом необходимости перехода от авторитарной, знаниево-ориентированной образовательной системы к личностно-ориентированной. Созданы ресурсные условия (программно-методические, кадровые, социумные) обеспечивающие повышение эффективность качества образования.
В ходе реализации проекта уже в январе- мае 2016 года:
- разработан диагностический инструментарий для мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта;
- создан банк учебно-методических материалов: конспектов уроков, цифровых образовательных ресурсов, КИМов, моделей реализации внеурочной деятельности обучающихся основной школы;
- выработаны конкретные рекомендации для учителей с учетом их педагогического опыта, специфики предмета;
- проведены открытые уроки, мастер-классы, круглые столы с использованием форм и методов работы, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода;
- проведен семинар «Использование современных образовательных технологий, инновационных форм и методов обучения и сопровождения самообразовательной, исследовательской, проектной и внеурочной деятельности учащихся» (март 2016 года);
- проведены тренинги на снижение сопротивления инновациям.
Эффективно используются финансовые средства для стимулирования качества обучения и совершенствования материально – технической базы. На средства, полученные от гранта Губернатора Московской области лучшим общеобразовательным организациям и предназначенные для реализации проекта, приобретены комплекты для организации интерактивного автоматизированного рабочего места преподавателя и «Мобильный компьютерный класс» в кабинеты биологии, русского языка и литературы.
Педагогами разработаны рабочие программы внеурочной деятельности для 5-7 классов и разрабатываются программы для 8-х классов на 2017-2018 учебный год (переход на ФГОС ООО осуществляется в опережающем режиме) по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное. Программы содержат рекомендации, планирование по курсу и являются инновационным продуктом, так как адаптированы к современной информационно-образовательной среде и обеспечивают вариативность образовательного процесса, предоставляющую учащимся многообразие образовательных траекторий для творческой самореализации с учетом интересов, склонностей и способностей.
Подготовлены маршрутные карты по использованию современных образовательных технологий, инновационных форм обучения. Карты содержат систему методов и приемов работы, способы интеграции технологий в образовательный процесс.
С целью создания условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся на базе интеграции урочной и внеурочной деятельности лицей активно взаимодействует с историко-культурными и научными учреждениями, общественными организациями. Среди них: Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, Московский инженерно-физический институт, Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники им. Н.А.Доллежаля, МФПУ «Синергия», группа компаний «Ю-Софт», ОКБ «Гидропресс». Лицей входит в состав комплекса «Школа - ВУЗ» при Национальном исследовательском университете «МЭИ» (Московский энергетический институт).
Тесное сотрудничество сложилось с Всероссийским научно-исследовательским институтом животноводства и Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» г.Подольска, на базе которых лицеистам предоставляется возможность осуществлять исследовательскую деятельность под руководством научных сотрудников этих учреждений.
В сентябре 2015 года заключен договор о сотрудничестве с ГБУЗ МО «Подольская городская клиническая больница», осуществлены мероприятия: экскурсия «Я хочу стать врачом», практические занятия для учащихся классов химико-биологического профиля в лаборатории биохимии и гематологии.
Проделана большая работа по обобщению и распространение опыта работы по реализации инновационного проекта на муниципальном и региональном уровнях.
Лицей, с его постоянно совершенствующейся информационно-образовательной средой, инновациями и уникальным преподавательским потенциалом, выбран как базовая площадка для проведения постоянно действующего семинара для учителей Московской области по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования под эгидой Ассоциации учителей биологии, химии и экологии Московской области.
2-3 ноября 2015 года, в соответствии с планом деятельности инновационной площадки, в рамках постоянно действующего семинара для учителей Московской области, на базе нашего лицея прошла региональная научно-практическая конференция учителей химии, биологии и экологии «Современные образовательные технологии в реализации ФГОС».
В рамках конференции были проведены мастер-классы по вопросам реализации системно-деятельностного подхода в основной и старшей школе, формирования универсальных учебных действий на основе метапредметных связей, организации внеурочной деятельности.
24 апреля 2016 года, на базе нашего учреждения, прошел региональный семинар «Актуальные проблемы методики преподавания химии, биологии и экологии в школе
10 февраля 2017 года прошел семинар учителей биологии, химии и экологии Московской области "Взаимодействие системы урочной и внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО" .
Второй год на базе лицея действуют регулярные городские семинары для учителей английского языка «Особенности интегрированной организации урочной и внеурочной деятельности по решению задач формирования универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения английского языка».
Таким образом, проделана определенная работа по усовершенствованию условий для перехода на стандарты нового поколения начального и общего образования. Коллектив лицея успешно реализовывает задачи по достижению нового качества образования через формирование развивающей и технологичной среды в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Достигнутые результаты и эффекты, их практическая значимость позволяют сделать вывод об успешном ходе реализации проекта и его завершении в мае 2017 года.
Благодарю за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на форуме "Волонтерский отряд как инструмент социального партнерства дополнительного образования со школой"
Обмен опытом о работе волонтерского отряда...
Выступление на форуме на тему: "Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы"
В воспитательной системе школы особое место отводится формированию и развитию ученического самоуправления (соуправлению).Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образов...
Выступление на форуме
Статья по предмету музыка...
Выступление на форуме: Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ"
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ"...
Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...
Презентация к выступлению на конференции "Лидер в образовании"
Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка...
ФОРУМ Лидер в образовании-2018
Мешает сотовый телефон на уроке? Оказалось, что его можно использовать и в учебных целях. Об этом шел разговор на встрече в МБОУ «СОШ № 30». Учитель математики Киселева И.В. в ...