Выступление на форуме
статья по музыке на тему
Статья по предмету музыка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_forume_innovatsionnykh_idey.docx | 23.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки как эффективный ресурс личностного развития.
1.Урок музыки- это жизнь.
Главная наша цель состоит не только в том, чтобы дать качественные знания учащимся, но и выпустить в жизнь человека, понимающего законы общества, умеющего строить планы, принимать самостоятельные решения в широком спектре жизненных ситуаций. И урок музыки, как не какие другие способен решать проблемы личностного развития и роста учащихся.
На уроках музыки в своей педагогической деятельности я реализую цели и задачи музыкального образования опираясь на особенности возраста ,культурные потребности учащихся, психологический микроклимат в классе. Как привести ребенка в мир музыки, как развить способность к самовыражению в искусстве, как научить понимать музыку и размышлять о ее влиянии на различные сферы жизнедеятельности человека? Все чаще мы говорим о детях, что дети стали грубыми, черствыми, не способными сопереживать, сострадать чужой беде. А почему? На этот вопрос есть много вариантов ответов , но главное, я поняла, что прежде всего в учащихся нужно воспитывать и развивать духовность, нравственность, моральные качества личности. Моя деятельность на уроке направлена на развитие духовно-творческого потенциала учащихся. Под этим понятием я понимаю совокупность внутренних возможностей личности, направленных на формирование эстетической культуры, развитие художественно-образного мышления и созидательной активности. Основную идею данной технологии можно выразить словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать».
Для осуществления данной цели я использую технологию личностно-деятельностного обучения, технологию модерации, здоровье6сберегающую, игровую, а так же использую диалоговые формы художественно- педагогического общения.
Виды деятельности на уроке музыки:
Слушание музыки и размышления о ней
Хоровое, ансамблевое, сольное пение.
Пластическое интонирование
Музыкально-ритмические движения
Игра на детских музыкальных инструментах
Импровизация
Музыкально-драматическая театрализация
Музыка всегда начинается с тишины, в ней она рождается и растворяется тоже в ней. Есть такое качество тонкость эмоциональной души, и это качество воспитывает музыка. Любое музыкальное произведение заключает в себе заряд эмоций, любой слушатель может ,получить этот заряд или нет. Даже в младших классах я не держу детей на проблемах «серенькой кошечки» грустно, потому, что жалко… Способность и маленьких детей оценивать взрослые жизненные ситуации, искать выход и находить его путем общения с живым искусством.
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев вывел, что именно искусство является предметной сферой, с помощью которой происходят качественные изменения в ребенке.
Проявление милосердия, сострадания, понимания, сердечности. Эти качества воспитывает музыка. В подростковом возрасте снятие психологических барьеров, проблема выбора, избавление от комплексов, трудности в способности принимать решения.
Алгоритм восприятия музыкального материала выстраивается по цепочке чувства-мысли-действия. В данной ситуации формируются конкретные способы созидательной деятельности , создается ситуация успешности, за счет реального проживания учащимися себя в искусстве.
Примером может послужить музыка П.И.Чайковского «Утренняя молитва». Это пьеса из «Детского альбома» композитора, ее учащиеся слушают во втором классе. Как начинается ваше утро? Вас только разбудила мама , сказала добрые, теплые слова, вы лежите в постели, какие ваши мысли, о ком вы думаете, о чем? Слушая музыку, дети говорят об очень важных для каждого человека вещах, родных и близких, которым каждый их ребят желает утром здоровья, о своей семье, о нашей стране, о мире и счастье для каждого человека. И полученный жизненный опыт дает учащимся положительный эмоциональный посыл, желание сделать свою жизнь и жизнь своих близких более счастливой, быть сопричастным к этому счастью и чувствовать ответственность перед своей семьей.
Это мне дает возможность развивать в учащихся заинтересованность и увлеченность музыкой, и на первый план выходят те методы обучения, которые позволяют вызвать в учащихся понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. У учащихся складывается система поэтапного художественного познания мира, навыки созидательно-творческой деятельности, а также развивает рефлексию собственных достижений с учетом психофизиологических особенностей младшего и среднего возраста.
Так же большую роль играют в достижении личностных результатов играют современные технологии, в том числе и интегрированное обучение как внутрипредметное, а так же межпредметное . В практике современной школы интегрированные уроки не столь популярны и любимы, они сложнее в проведении. Под преподаванием на интегративной основе в данном контексте я понимаю формирования у учащихся целостного представления о себе, существующем мире и самоопределении в этом мире. Обычно мои уроки строятся на интеграции музыки, изобразительного искусства, литературы, истории.
При рассматривании с детьми произведений живописи (картины о труде людей, спорте, бытовые сюжеты, натюрморты, портреты, пейзажи) подводим детей к пониманию социального смысла произведения через умение устанавливать в картине многообразные связи как по содержанию, так и по средствам выразительности, при помощи которых художники создали свои работы. И снова возникает очень актуальная проблема духовного здоровья. И именно здесь большая роль отводится искусству. Ребенок учится понимать многогранный мир человеческих отношений, индивидуальность характера героев, красоту окружающей жизни.
С позиции учителя я наблюдаю как формируется личность ученика. И именно ориентир на деятельностное освоение содержания музыкального образования соответствует принципам личностно-деятельностного обучения. Ведь целью уроков музыки предусматривает формирование художественной культуры учащихся через продуктивно-творческую деятельность. Здесь целеполагание связано с результативностью деятельности, прогнозируемыми на каждом возрастном этапе.
Младшие школьники - « Я - первооткрыватель».
Результат этого этапа- формирование познавательного интереса к музыке.
Учащиеся 5-6 классов - « Я - творец».
Результат этого этапа- творческое самовыражение учащихся.
Учащиеся 7-8 классов - «Я – исследователь».
Результат этого этапа- развитие критического мышления, умение выражать свое отношение к искусству.
Так же результат дает метод проектов. Он позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактр. Начоало оектной деятельности школьников обычно очень простое. Например, «Портрет композитора», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» и т.д. У детей должно создасться впечатление, что проект на уроке музыки - это новые знания, общение, деятельность, удовольствие.
В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть: Ролевые проекты, информативно-исследовательские проекты, сценарные проекты, творческие проекты, информационные проекты, практико-ориентированные проекты.
Урок музыки это живой организм и все, что происходит и дает значимый результат, все это связано с видами деятельности на уроке: пение, восприятие музыки, исполнительская деятельность, импровизация, и.т.д. Конечно, нельзя отказаться от использования ИКТ на уроке, но время должно быть ограничено. Показ портретов композиторов, музыкальных инструментов, тестов, презентаций, но на собственном опыте я поняла, что время должно быть ограничено.
За три последние года я имею результаты:
1 место в городском конкурсе хоровых коллективов «Эта память всей земле нужна» 2010г.
Дипломы городского конкурса песен под гитару в номинациях:
«Патриотическое исполнение»;
«Лучший образ песни о войне»;
«Душа в песне». 2010г.
Диплом лауреата 1ёстепени городского конкурса «Юнтагор». 2010г.
Диплом 2 степени в городском конкурсе «Браво, дуэт». 2011г.
2 место в городском конкурсе хоровых коллективов «Я,ты, он, она, вместе дружная семья» . 2011г.
Диплом 1 степени в городском конкурсе песен под гитару «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». 2012г.
Дипломы 2 и 3 степени в городском конкурсе песен под гитару «Поют сыны Отечества». 2013г.
2 место в городском конкурсе хоровых коллективов «Ну, а песен в сказке- до небес!»
2013г.
Природная потребность человека в творчестве и общении, и предназначением искусства эту потребность удовлетворять, оказывая идейное, духовно-нравственное, эмоциональное воздействие на человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на форуме "Волонтерский отряд как инструмент социального партнерства дополнительного образования со школой"
Обмен опытом о работе волонтерского отряда...
Выступление на форуме на тему: "Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы"
В воспитательной системе школы особое место отводится формированию и развитию ученического самоуправления (соуправлению).Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образов...
Выступление на форуме: Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ"
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ"...
Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...
выступление на форуме
защита проекта "Жить здорово"...
Выступление на форуме Большая перемена.
Развитие коммуникативных компетентностей обучающихся на уроке английского языка и во внеурочной деятельности...
Выступление на форуме РУМО
Секционное севещание учителей ОРКСЭ, ОДНкНР выступление...
Комментарии
Вера Алексеевна, прочла ваше
Вера Алексеевна, прочла ваше выступление на форуме. Мне понравился ваш подход к обучению музыке. Я сгласна с вамив том, что в нашей работе необходимо применять новые технологии и ИКТ. Спасибо за интересный материал! Творческой вам работы и способных учеников!