Применение подобия при выполнении заданий по алгебре
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему
В статье предложено еще одно дидактическое средство обучения школьников искусству решения математических задач. На мой взгляд, нетрадиционные приемы решения задач позволяют полнее раскрыть потенциал учащихся, приобщить их к творчеству, к исследовательской деятельности и проиллюстрировать детям внутриматематические связи. Благодаря интеграции «негеометричности» условия задачи и ее геометрического решения математические знания предстают перед учащимися как живая, динамичная система, способная решать задачи из других наук и практики. Действует двусторонний процесс обучения: обучение математике и обучение математикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение подобия в математике | 126.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Сергеева Наталья Викторовна,
учитель математики МБОУ лицей «Технический» имени С.П.Королева, г. Самара
tasia-163@mail.ru
Применение подобия при решении «негеометрических» задач.
«В математике есть своя красота, как в живописи и в поэзии»
А.С.Пушкин
Аннотация. В статье предложено еще одно дидактическое средство обучения школьников искусству решения математических задач. На мой взгляд, нетрадиционные приемы решения задач позволяют полнее раскрыть потенциал учащихся, приобщить их к творчеству, к исследовательской деятельности и проиллюстрировать детям внутриматематические связи. Благодаря интеграции «негеометричности» условия задачи и ее геометрического решения математические знания предстают перед учащимися как живая, динамичная система, способная решать задачи из других наук и практики. Действует двусторонний процесс обучения: обучение математике и обучение математикой.
Ключевые слова: текстовая задача на движение, геометрическая модель задачи, негеометрические задачи, геометрическое решение.
Задачи на движение.
В школьном курсе математики значимое место занимают текстовые задачи. Как известно, они вызывают немалые трудности у учащихся. Это касается, в частности, задач на движение. Облегчить решение таких задач помогают построение их геометрических моделей и работа с ними. Это предполагает составление геометрической модели, анализ построенной модели, работу с моделью (решение), запись ответа.
При решении задач на движение принимаются следующие допущения: 1) движение тел – прямолинейное и равномерное; 2) скорость – величина постоянная; 3) любой переход из одного режима движения в другой происходит мгновенно. Для описания зависимости координат тела от времени пользуются формулой прямолинейного равномерного движения: , где - координата тела в момент времени , - координата тела в начальный момент времен ,–скорость тела.
Пример 1. Если два тела движутся в одном направлении со скоростями и соответственно и в раз, то за один и тот же промежуток времени первое тело преодолеет расстояние в раз большее, чем второе. На рисунке изображены графики движения двух тел в случае, когда .
Пример 2. Если два тела движутся в противоположных направлениях из пунктов O и B, то закон движения описываются графиками, изображеннми на следующем рисунке.
Пример 3. На рисунке изображен график тела, которое, достигнув пункта B, повернуло в обратном направлении и вернулось в начальный пункт O.
Текстовую задачу на движение можно свести к геометрической задаче.
Задача №1. Из пункта A в пункт B выехал грузовик. Через 1 час из пункта А выехал легковой автомобиль. Через 2 часа после выезда он догнал грузовик и прибыл в пункт В на 3 часа раньше грузовика. Сколько времени грузовик ехал от А до В?
Решение. 1) Построим графики движения грузовика и легкового автомобиля в системе xAt. Для грузовика, начавшего движение из пункта А первым, то будет отрезок AF прямой , выходящей из начала координат. Для легкового автомобиля, выехавшего на 1 час позже и приехавшего в конечный пункт на 3 часа раньше, графиком движения будет отрезок CG прямой , выходящей из точки C. Так как легковой автомобиль затратил на весь путь меньше времени, то точка G расположена левее точки F.
На рисунке точки A и C соответствуют началу движения грузовика и автомобиля, а точки F и G – окончанию движения первой и второй машин, О – точка, в которой автомобиль догнал грузовик. Таким образом, длина отрезка АС равна разнице во времени между началом движения грузовика и началом движения легкового автомобиля, АС = 1; длина отрезка СЕ равна времени движения легкового автомобиля до момента его встречи с грузовиком, СЕ = 2; длина отрезка GF равна разнице во времени между окончанием движениялегкового автомобиля и грузовика, GF = 3; длина отрезка BF равна времени нахождения в пути грузовика. Требование задачи заключается в том, чтобы установить длину отрезка BF.
2) Воспользуемся подобием треугольников в ,отсюда соответственные стороны , а также проведенные к ним высоты пропорциональны: В силу подобия треугольников верна пропорция , т.е. Учитывая, что AE=AC + CE, найдем DF: DF= 3(AC+ CE) = 9. Тогда BF = BD + DF= AE + DF = 12.
Ответ: 12 часов.
Задача №2. Одновременно в одном направлении из пункта А начали движение велосипедист и пешеход, а из пункта В, удаленного от А на 9 км, в том же направлении выехал мотоциклист. Когда мотоциклист догнал велосипедиста, пешеход отставал от них на 3 км. На сколько километров велосипедист опережал пешехода в тот момент, когда пешехода догнал мотоциклист?
- На рисунке геометрическая модель задачи.
Точка А соответствует началу движения велосипедиста и пешехода, а В - началу движения мотоциклиста. Точка C – место встречи пешехода и мотоциклиста, а D – точка, в которой находился в тот момент пешеход.
AB = 9, FE = 3. Требуется найти длину отрезка DC.
Тогда получим: Получим, отсюда DC=2,25.
Ответ: 2,25 КМ..
Алгебра,
Пример 1. Решить систему уравнений
Рассмотрев каждое уравнение с точки зрения геометрии, можно заметить, что первые два уравнения представляют собой теорему Пифагора:
первое уравнение:
прямоугольный треугольник с катетами 2х и у, с гипотенузой - 4.
Второе уравнение:
прямоугольный треугольник с катетами 3z и у, и гипотенузой -3.
Можно заметить, что в третьем уравнении поделив обе части на 2xy, получим
и треугольники прямоугольные (теорема о среднем геометрическом). Но тогда и у них попарно равные углы. Значит тоже прямоугольный.
Все описанное выше изображаем:
.
Из , а из , значит = , т.е. . Используя теорему Пифагора получим :.
Для подтверждения правильности полученных результатов произведем проверку:
Ответ:
Пример 2. Решить систему уравнений
Если то существует c прямым углом C, у которого x и y – катеты, а z – гипотенуза.
Периметр треугольника равен 60. Если в этом треугольнике провести из вершины прямого угла высоту CD, то получатся три попарно подобных треугольника, как в предыдущей задаче.
тогда , отсюда , значит CD = 12.
Из первого уравнения получаем , а из второго и третьего уравнений: Приравняв правые части уравнений, получим 144z=, т.е. z =
Значит x+y=35 и xy=300. Отсюда одно из неизвестных 15, а второе 20.
В условии не оговаривается, что x, y и z – положительнее числа. Из третьего уравнения следует, что два из трех неизвестных могут быть отрицательны. Но в решении м получили, что , но тогда xи y должны быть одного знака. Оба отрицательными они не могут быть, т.к. x+y=35.
Ответ. (15;20;25), (20;15;25).
Заключение.
Интегрированные уроки математики (алгебра + геометрия) полезны на этапах заключительного повторения. Важной составной частью культуры человека является широкий спектр его деятельности. Поэтому установление внутрипредметных связей в школьном курсе математики вносит большой вклад в развитие компетентности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое применение подобия к решению задач и доказательству теорем
обобщающий урок в виде игры по геометрии 8 класс по учебнику Атанасяна, по теме "Практическое применение подобия к решению задач и доказательству теорем"...
Геометрия 8 класс, тема "Практическое применение подобия треугольников"
Геометрия 8 класс, тема "Практическое применение подобия треугольников"...
Применение подобия треугольников в жизни. Измерительные работы на местности.
Презентация предназначена для изучения геометрии 8 класса по учебнику Л. С. Атанасяна «Геометрия 7-9 кл.», 7 глава «подобные треугольники». Данная работа может использоваться для и...
Тема: «Анализ выполнения заданий части С и типичные ошибки, допускаемые обучающимися в процессе выполнения задания С8. Методические рекомендации по их устранению»
Проблема в том, что ЕГЭ по обществознанию выбирают в 10 раз больше, чем например ЕГЭ по физике или ЕГЭ по химии. Обществознание нужно для поступления в большинство гуманитарных вузов, причем и для сам...
Презентация к уроку алгебры в 11 классе "Применение производной при решении заданий ЕГЭ".
Приложение к уроку...
Подобие треугольников. Применение подобия к решению задач
Конспект урока закрепления темы: Подобие треугольников. Применение подобия к решению задач....
Подобие треугольников и применение подобия к решению задач.
Подобие треугольников и применение подобия к решению задач....