Итоговая аттестационная работа
материал по алгебре на тему
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
УРОКА И ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vypusknaya_rabota_matematika.docx | 107.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
им. И. Н.Ульянова.»
Факультет дополнительного образования
Кафедра методики естественнонаучного образования и информационных технологии
Итоговая аттестационная работа
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
УРОКА И ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
Выполнил: Слушатель группы М-6 Яфизов Фаниль Ринатович Учитель математики МБОУ «Стародрожжановская СОШ № 1» Дрожжановского муниципального района |
.
Ульяновск
2017
Введение
- Традиционный урок или современный?
- Структура современного урока.
- От конспекта урока к технологической карте.
- Проектирование современного урока.
- Внеурочная деятельность.
- Заключение.
- Литература.
- Приложение 1. Шаблон технологической карты урока, соответствующей требованиям ФГОС.
- Приложение 2. Пример технологической карты урока математики в 5 классе по теме «Уравнение»
- Приложение 3. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
- Приложение 4.Самоанализ урока по ФГОС. Системный подход к педагогическому самоанализу урока
Введение.
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра».
Джон Дьюи.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика образовательного учреждения как субъекта познавательной деятельности.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Возникает проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Для решения проблемы необходимо, в первую очередь, развивать творческие способности учащихся. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л. Толстой. Важность развития творческих способностей учащихся обусловлена двумя основными причинами. Первая из них – падение интереса к учебе. Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи. Поэтому главное для учителя математики не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, а в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка. Для этого необходимо:
- поддерживать и развивать интерес к предмету;
- формировать приёмы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез и т.д.;
- прививать навыки исследовательской работы;
- развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся;
- учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы, ЦОРы);
- показывать практическую направленность знаний, получаемых школьниками на уроках математики;
- учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими наукам.
При этом необходимо использовать различные методы обучения:
- словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний;
- наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением;
- практические (лабораторные работы, конструирование, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества.
Понятно, что на уроке не обойтись без репродуктивных методов обучения, служащих для формирования ЗУН, но всё же всегда, когда это уместно, нужно стараться применять проблемно-поисковые методы, которые, как раз и служат развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей учащихся.
Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно, увлеченно. Данной цели служат нестандартные (активные) формы уроков. Они, с одной стороны, позволяют вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого.
Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в условиях системно-деятельностного подхода при введении ФГОС ООО существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на уроках необходимо:
- создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д.
- использовать в ходе урока дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из заданий, предложенных в учебнике, целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС ООО.
В данной работе представлены методические рекомендации по проектированию современного урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Задачи:
- выявить отличия современного урока от традиционного;
- рассмотреть, каким должно быть проектирование современного урока;
- сформировать основные правила проектирования современного урока.
Традиционный урок или современный урок?
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. Плохо ли это? или нет? Для ответа на этот вопрос хотелось бы сравнить современный урок с традиционным.
Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности.
Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляются спонтанно. Цели современного урока – формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.
Традиционный урок | Современный урок |
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. | На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока |
Традиционный урок не дает четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока. Учитель выступает в роли передатчика знаний. Ученик играет пассивную роль. Ученик не участвует в конструировании урока. Акцент делается на память, заучивание и повторение. Учитель постоянно оценивает знания учеников. Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний. Применяется постоянная проверка знаний учеников. Акцент делается на соревновательность между учениками. Обучение происходит в рамках класса. Слабый акцент на творческое начало. Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. | Учитель выступает в роли организатора. Ученик играет активную роль. Ученик участвует в конструировании урока. Акцент делается на самостоятельное добывание знаний. Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно. Формирование знаний происходит по свободной системе. Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью. Акцент делается на совместную коллективную работу учеников. Обучение не ограничивается только классом. Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся. Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний. Практическая направленность учебного процесса. Включение в содержание урока упражнений творческого характера. Создание условий для проявления самостоятельности учащихся Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств. Включение компьютеров в педагогические технологии. |
Из данной сравнительной таблицы видно, что современный урок во многом превосходит традиционный. И если мы хотим воспитать современную Личность, то мы должны это делать современными методами. Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Современный урок – это, прежде всего урок, характеризующийся следующими признаками:
- Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
- На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
- На уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению.
- Организация урока динамична и вариативна.
- На уроке используются современные педагогические технологии.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
- Продумывание структуры урока.
- Обеспеченность урока (таблица).
- Отбор содержания учебного материала.
- Выбор методов обучения.
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка знаний, умений и навыков.
- Рефлексия урока.
Карта обеспеченности урока
Раздел (учебный элемент) | Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением) | Учитель | Ученики | Время | ||
Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы | Используемые бумажные источники | Используемые электронные ресурсы |
При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее - ЭОР) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям: соответствие ЭОР:
- целям и задачам урока;
- основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);
- научно-педагогическим требованиям к ЭОР;
- эргономическим требованиям;
- научность и достоверность предоставленной информации.
Структура современного урока.
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
В настоящее время, на основе анализа опыта учителей, работ известных теоретиков и практиков можно сделать вывод: современный урок должен иметь свою структуру, но она не должна мешать творческой работе учителя. Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения. М. И. Махмутов считает, что структура урока должна строиться с учетом содержания учебного материала, дидактических целей, а также общих методов обучения, отражающих логику процесса обучения. Этим определяется наиболее общая дидактическая структура урока. Компонентами общей дидактической структуры урока (и одновременно основными этапами урока) являются:
- актуализация прежних знаний и способов действий;
- формирование новых понятий и способов действий;
- применение-формирование умений и навыков.
Эта структура раскрывается и конкретизируется в методической подструктуре урока, элементами которой будут различные виды деятельности учителя и учащихся: рассказ, упражнение, чтение текста и т. д. Если число компонентов дидактической структуры постоянно, то число элементов методической подструктуры – величина переменная. Именно в построении методической подструктуры проявляется творчество учителя.
Структура современного урока, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
- в знакомой ситуации (типовые);
- в изменённой ситуации (конструктивные).
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
- с целью подготовки к контрольному уроку;
- с целью подготовки к изучению новой темы.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
- Подготовка учащихся к обобщенной деятельности;
- Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Типологии уроков посвящено много научных работ и тем не менее и на сегодняшний день эта проблема остается спорной в современной дидактике. Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. В настоящее время чаще всего в теории и практике встречается классификация уроков по основной образовательной цели (дидактической цели): комбинированный урок; урок усвоения новых знаний учащимися; урок закрепления изучаемого материала; урок повторения; урок систематизации и обобщения нового материала; урок проверки и оценки знаний (типология уроков Ю. А. Конаржевского).
В настоящее время возникает потребность подвергать классификации не типы уроков, а формы организации современного урока. Итак, выделим следующие формы организации урока:
- Традиционные формы организации урока: вводный урок; урок по изучению и первичному закреплению нового материала; урок по закреплению знаний и способов деятельности; урок по комплексному применению знаний и способов деятельности; урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности; урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.
- Нетрадиционные формы организации урока: урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-консультация, урок-зачет, урок с дидактической игрой, урок-ролевая игра, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-деловая игра, интегрированный урок, театрализованный урок, урок с использованием современных педагогических технологии.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | - | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка - оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс – технология, которая состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, обучающие программы на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь и др.
Можно выделить основные критерии анализа урока:
- Обучение через открытие.
- Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Развитие личности.
- Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
- Демократичность, открытость.
- Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
- Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
- Возможность ученикам в коллективном поиске приходить к открытию .
- Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
От конспекта урока к технологической карте.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет:
- увидеть учебный материал целостно и системно,
- проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса,
- гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке,
- согласовывать действия учителя и учащихся,
- организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,
- осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся УУД;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт;
- обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Шаблон технологической карты урока, соответствующей требованиям ФГОС, в Приложении 1
Пример технологической карты урока математики в 5 классе в Приложении 2
Проектирование современного урока.
«Основа любой технологии – урок. Если мы его хорошо рассчитаем, лучше к нему подготовимся, будем предвидеть результаты и их последствия, то продуктивность возрастет».
Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого первого этапа будет определение типа урока.
Из этого будут вытекать цели урока. Постановка целей, в том числе выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока, – второй этап проектирования урока.
Планирование результатов обучения – третий этап проектирования урока. Задачи, отвечающие ведущей цели урока – это главные задачи урока.
Далее необходимо принять во внимание, какими представлениями и знаниями ученики уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими умениями и навыками владеют, какие нормы, смыслы и убеждения у них сформированы. Этот четвертый этап проектирования – определение начальных условий – позволит уточнить систему задач и при необходимости организовать вводное повторение на уроке.
Теперь, исходя из поставленных главных задач, подбирается метод обучения, адекватный этим задачам. Для этого достаточно задать уже известные вопросы, отвечая на которые, надо учесть психологические и социометрические характеристики класса:
- нужно ли мне вводное повторение в начале урока; буду ли я сообщать ученикам начальные условия или это целесообразно поручить им самим?
- нужно ли явно формулировать промежуточные задачи?
- следует ли решения промежуточных задач дать готовыми?
Выбор метода обучения – пятый этап проектирования урока.
Любой метод реализуется в какой-то форме, поэтому шестой этап проектирования урока – отбор подходящей организационной формы обучения. При этом формы и методы независимы. Это значит, что при выборе организационной формы необходимо ориентироваться не на метод, который уже выбран, а на иные параметры. Затем следует ответить на следующие три вопроса:
- косвенный или организованный характер будет носить деятельность по воспитанию и развитию?
- каким должен быть информационный режим (т.е. как будут меняться во времени информационные потоки)?
- обрабатываемая дидактическая единица является укрупненной (т.е. предполагается ли задействование взаимно обратных мыслительных операций) или ограниченной?
Ответы на эти вопросы дают формулу нужной организационной формы обучения.
Разработка структуры урока – это важнейший седьмой этап проектирования. На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа – плана или схемы. На восьмом этапе проектируются методы обучения и организационные формы для вспомогательных элементов.
Девятый этап – содержательное наполнение урока. Здесь формируются тексты: что рассказать ученикам, что потребовать изучить самостоятельно, какие задать вопросы, какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы, какие задания дать на длительный срок, как контролировать успешность процесса. Чтобы не загромождать план или схему урока, все эти тексты можно сделать отдельными модулями, на отдельных листах. Их при необходимости можно легко заменить.
Далее следует выяснить, какое материально-техническое обеспечение необходимо, чтобы наиболее эффективно оснастить работу с этими текстами. Во всех случаях в плане или схеме будущего урока надо расставить значки, показывающие время и характер применения выбранных средств. На этом завершается десятый этап проектирования урока – отбор средств обучения.
Одиннадцатый этап – обдумывание организационной схемы урока: кому с кем сидеть, в каких группах работать, когда куда идти, какие задания выполнять и на какие вопросы отвечать.
Аккуратное исполнение этих этапов позволяет учителю спроектировать грамотный, профессиональный, технологичный урок.
Двенадцатый этап – подбор или изобретение подходящих приемов педагогической техники. Они делают урок интересным, увлекательным, помогают поддерживать психологический комфорт и дружественную атмосферу взаимодействия.
Тринадцатый этап связан с имиджем урока. Возможно следует внести изменения в интерьер учебного помещения: переставить мебель, изменить оформление стендов, сделать подсветку и так далее. Не повредит музыка в первые и последние минуты, при самостоятельной работе с материальными объектами. Частью урока является внешний облик учителя – от костюма до выражения лица. Психотехники очень советуют придумать к уроку девиз или эпиграф, переходящие флажки, временно носимые значки или эмблемы.
Конечный результат проектирования урока – это, как говорят, пакет документов: план или схема на одном листе с множеством отсылочных пометок и дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнение. Маркировка модулей должна соответствовать пометкам на плане или схеме урока, чтобы их поиск в реальном времени не превратился в посмешище. Рекомендуется также к каждому такому пакету прикладывать чистый лист «Заметки», на котором сразу после урока полезно записать появившиеся дельные мысли.
Наиболее эффективные формы, методы, средства обучения на уроках математики в условиях перехода на ФГОС ООО
Формы обучения |
|
Методы обучения |
|
Формы деятельности |
|
Средства обучения |
|
В связи с введением ФГОС ООО задача учителя математики состоит в том, чтобы создать условия практического овладения математикой для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения математике.
Для эффективной реализации урочной деятельности при проектировании уроков математики используются такие технологии, как обучение в сотрудничестве, проектная методика , использование новых информационных технологий. Работа на уроках с Интернет-ресурсами наиболее актуальна. Они помогают реализовать системно-деятельностный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Внеурочная деятельность.
Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,
а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО способствует принятию ребенком ценностей через его собственную деятельность.
Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательного учреждения, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, отведённые на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки обучающихся.
Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные). Исходя из этого, в отличие от традиционного количественного признака при классификации форм обучения (групповые, массовые, индивидуальные, индивидуально-групповые формы), в качестве главного, конститутивного классификационного признака применить временную характеристику форм организации внеурочной работы.
Постоянные формы внеурочной работы имеют систематический характер, хотя и ограничены определенными хронологическими рамками. К постоянным формам относятся, например, математический кружок, творческая группа математиков, научное математическое общество школьников, математическая лаборатория, школа юного математика и др.
Временные формы внеурочной работы приурочены к определенному отрезку учебного года – проведению предметной декады (недели), концу четверти, полугодия и т.д. Эти формы выступают в качестве фрагмента учебного процесса, дополняя и оживляя его. К временным формам относятся, например, математический вечер, математическая олимпиада, математический бой, математический КВН и др. По своей дидактической задаче временные формы имеют приоритетно диагностический характер.
Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях, реализации индивидуальных потребностей и способностей подчинена и внеклассная работа по предмету, это:
- программы факультативных и элективных курсов, которые являются хорошим дополнением к программе обучения математике;
- разовые мероприятия, проводимые в рамках предметной недели;
- программы курсов интегральной учебной дисциплины на межпредметной основе,
- метод проектов, ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся -индивидуальную, парную, групповую, рассчитанную на определенное время. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения;
- использование игровой технологии, повышающей познавательный интерес к математике, в 7-9 классах она эффективна только во внеурочное время;
- участие учащихся в олимпиадах;
- участие в научно-практических конференциях, проводимых в школе.
Результат деятельности - выявление одаренных детей с высокой мотивацией изучения математики, целью которых становится поступление в ВУЗы математического профиля. Оценка качества образования проводится через независимую экспертизу (олимпиады, конкурсы, ГИА, ЕГЭ и др.).
Итак:
Заключение
Так что же означает современный урок ?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо проводить уроки, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Основная литература:
- Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока. // Народное образование. — 2009. — № 9. — С. 118.
- Гузеев В. Проектирование и анализ урока. // Директор школы. — 2005. — № 7. — С. 44—47.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
- Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12—18.
- Интернет-источники: http://school-collection.edu.ru/
http://festival.1september.ru/articles/577053/
Приложение 1
Схема технологической карты урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Приложение 2
Предмет: Математика
Класс: 5 класс
Тип урока: ПП+ОНЗ
Технология деятельностного метода
Технологическая карта изучения темы «Уравнение»
Тема | Уравнение. |
Цели | Образовательные: Повторить способы решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Формировать умение решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между компонентами действий. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между компонентами действий)(новое для учащихся ). Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между компонентами действий. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Уравнение, решить уравнение, компоненты действий |
Межпредметные связи | Математика |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика 5, Мнемозина 2009 (учебник) - еженедельник (для самооценки) - презентация «Уравнение» - шаги учебной деятельности - тетрадь - электронные физкультминутки - алгоритм самооценки. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. Показывает данный этап на картинке. | 1. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. 2. Слайд 2. - Какие математические записи мы знаем? Назовите их. 54 + 45, 76 - 33 (выражения) - Как прочитать эти выражения? (сумма чисел …, первое слагаемое…, второе слагаемое…; разность чисел …, уменьшаемое …, вычитаемое …) 103 < 95, 610 > 603 (неравенства) - прочитайте их 825 + 80 = 915 (равенство) - Верное это равенство? (Нет) - Превратите это равенство в верное. - Какие ещё есть математические равенства, знаете? - Хотите узнать? 3. Слайд 3. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай и запоминай». - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) - Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») 4. – Итак, мы были на этапе 1. - Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке). | Уметь читать математические выражения, неравенства, равенства. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) Цели: - организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Выполняют задание на индивидуальных досках. Проговаривают, что повторили. Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Выполняют задание устно. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). Проговаривают название этапа с учителем. Проговаривают название следующего этапа с учителем. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей. Организует обобщение актуализированных знаний. Показывает картинку следующего этапа. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Предлагает задание для пробного действия. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности | 1. - А теперь переходим к следующему этапу (2). - Что мы будем делать? (Повторять). 2. Слайд 4. - Прочитайте текст. Является ли он задачей? Докажите. - Заполните схему и запишите решение. Фронтальная проверка, выбор верного решения. Решение обратных задач. Фронтальная работа. 3. – Что мы повторили? (Решение задач на нахождение целого и частей). - Мы находимся на этапе 3. 5. Задание для пробного действия. - А теперь мы переходим к этапу 4. Получаем задание для пробного действия. Слайд 5. Х + 84 = 95 78 – у = 59 6. Выполнение пробного действия - А что сейчас будем делать? - Мы переходим к этапу 5 и будем выполнять задание: - Как называются данные математические записи? (Равенства) - Как ещё можно назвать эти записи? Фронтальная проверка. 7. Фиксация индивидуального затруднения. - У нас получились разные варианты. - А почему (назвать по имени) вы не предлагаете свои варианты? (Мы не знаем) - Мы были на этапе 6 (затруднение). 8. - Какой наш следующий этап? (Этап 7 - Что я не знаю?) | Знать структуру задачи. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | - В каком месте возникло затруднение? (При назывании математических записей). - Почему возникло затруднение? (Не знаем, что это за записи). | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. | 1. - Какой следующий шаг учебной деятельности? (Сам найду способ) 2. - Какой наш следующий этап? (Этап 8. Постановка цели) - Какую цель ставим? (Узнать, как называется эти математические записи). 3. – А какое наше действие следующее? (Составить план. Этап 9) - Наметим наш план действий: 1. Сами попробуем выполнить задание 2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) Физкультминутка | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). | |
V. Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Под руководством учителя формулируют тему урока. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует уточнение темы урока. | 1. - Какой наш следующий этап? (Этап 10. Выполняем по плану действия) 2. Подводящий диалог: Слайд 5. - Посмотрите на эти равенства. - Чем отличаются равенства? (Есть неизвестное, обозначенное буквой). - Что обозначают данные буквы? ( какие-то числа). - Вы знаете, какие числа нужно подставить вместо букв, чтобы получилось верное равенство? - Как называются такие равенства? 3. - Давайте найдём определение по учебнику, Повторение понятий: «уравнение», «решить уравнение», компоненты действий Оформление решения. 4. – Какой следующий этап? (Этап 11. Фиксируем знание в речи и знаках). Устранение затруднения. - Какая тема урока сегодня? (Уравнение). Слайд 6. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). | |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками способа действий с проговариванием во внешней речи. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание на индивидуальных досках. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | - Переходим к этапу 12. Закрепление. Оформить решение уравнений в тетради (фронтальная работа) х +104 = 925 98 – у = 59 х – 94 = 106 | Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между компонентами | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку | - Какой наш следующий этап? (Этап 13. Самостоятельная работа с проверкой по эталону) Решите уравнения: 44 + у = 55 у – 13 = 37 Слайд 7. Эталон для самопроверки. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - Где ошибки? - В чём причина? Самооценка по алгоритму. | Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в еженедельнике. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Мы переходим к последнему этапу 15. Подводим итог работы на уроке. - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? Расскажите по схеме (Слайд 8), чему научились на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (знает по теме всё), жёлтый (затрудняется), красный (по данной теме не знает ничего). | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Приложение 3
АНАЛИЗ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.
№ | Параметры анализа | Урок: содержание и выводы |
Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
1 | ФИО учителя | |
2 | Дата посещения урока | |
3 | Предмет | |
4 | Класс | |
5 | Учащихся по списку | |
6 | Учащихся по факту | |
7 | Цель посещения урока | |
8 | Своевременность явки учителя на урок. | |
9 | Готовность учителя к началу урока. | |
10 | Готовность учащихся к началу урока. Организация класса. | |
11 | Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика | |
12 | Санитарное состояние класса Температурный режим Проветривание Освещение | |
13 | Наличие технологической карты урока. | |
14 | Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию | |
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные) | ||
1 | Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму. | |
2 | Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач. | |
3 | Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока: Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса. | |
4 | Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД. | |
5 | Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или самостоятельной работы. | |
6 | Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение и исправление ошибок. | |
7 | Организация проверки домашнего задания: – полнота и глубина проверки; – методика повторения, дифференциация заданий; – охват учащихся проверкой, занятость класса; – объективность оценки, аргументация отметки. | |
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ | ||
1 | Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. | |
2 | Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся. | |
3 | Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска | |
4 | Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа. | |
5 | Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся | |
6 | Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся. | |
7 | Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе. | |
8 | Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся | |
9 | Выполнение санитарных норм: - Предупреждение утомления и переутомления. - Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика). - Своевременное и качественное проведение физминуток. - Соблюдение правильнойрабочей позы. | |
10 | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. | |
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ | ||
1 | Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов | |
2 | Групповые формы деятельности учащихся | |
3 | Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности | |
4 | Использование установок в форме убеждения, внушения | |
5 | Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых | |
6 | Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся | |
7 | Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы | |
8 | Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы) | |
9 | Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д | |
10 | Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения | |
11 | Включение в содержание урока упражнений творческого характера | |
12 | Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная | |
13 | Планирование задания на дом: – объем, характер материала, его посильность; – наличие и характер инструктажа; – дифференцированность задания. - своевременность окончания урока. | |
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА | ||
1 | Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. | |
2 | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность | |
3 | Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными) | |
4 | Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда | |
5 | Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения | |
6 | Соблюдение единого орфографического режима | |
7 | Обеспечение активного учения каждого школьника | |
8 | Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися. | |
9 | Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины | |
10 | Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства | |
11 | Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств) | |
12 | Результаты урока: – ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока; – выполнение намеченного плана урока; – достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; – качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных). | |
Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Самоанализ урока и его результативности | ||
Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ | ||
Подпись посетившего урок: Подпись учителя |
Приложение 4.
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя
План самоанализа урока
1. Характеристика класса:
- межличностные отношения;
- недостатки биологического и психического развития;
- недостатки подготовленности класса.
2. Место урока в изучаемой теме:
- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.
3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
4. Характеристика плана урока:
- содержание учебного материала;
- методы обучения;
- приёмы обучения;
- формы организации познавательной деятельности.
5. Как был построен урок в соответствии с планом:
- разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа урока:
- анализ каждого элемента урока;
- его вклад в достижение результата;
- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.
7. Функциональный аспект:
- насколько структура урока соответствовала общей цели;
- соответствие возможностям класса;
- анализ стиля отношений учителя и учащихся;
- влияние на конечный результат урока.
8. Аспект оценки конечного результата урока:
- формирование универсальных учебных действий на уроке;
- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
- причины разрыва;
- выводы и самооценка.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА
I. Краткая общая характеристика класса
1. Общая подготовленность класса:
- умение детей работать в парах;
- умение детей работать в малых группах;
- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
2. Общая характеристика общения.
3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.
4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.
II. Анализ эффективности проекта урока
1. Реальность цели урока.
2. Каким образом организовать работу на уроке?
3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?
4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?
5. Что знают ученики об изучаемом понятии?
6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.
7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?
9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?
11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?
12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.
III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?
1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?
3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?
4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?
5. Была ли принята учебная задача учащимися?
6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?
8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?
10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
IV. Оценка целостности урока
1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?
2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?
3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.
4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.
Список литературы:
- Илюхина В. "Как провести анализ урока"
- Калинин С.И. Тайм-менеджмент. "Практикум по управлению временем". СПб.: Речь, 2006. – 371 с.
- Кулюткин ю.Н. "Диалог как предмет педагогической рефлексии". Спб.: СпецЛит. 2001. – 75 с.
- Маскин В.В., Меркулова т.К., Петренко А.А. "Управленческая деятельность завуча школы в условиях модернизации образования": Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с.
- Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса / Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. Гл. редактор – Лизинский В.М., в 3-х частях – М.: Центр "Педагогический поиск", 2002. 144 с.
- Справочник заместителя директора по научно-методической работе/ сост. Голубева Л.В.- Волгоград: Учитель, 2006.-124 с.
- Федоренко Л.Г. "Психологическое здоровье в условиях школы". СПб.: КАРО, 2003. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Художественная мифология в прозе Татьяны Толстой (по роману «Кысь»)»
Можно ли понять глубинный смысл романа "КЫСЬ" Т.Толстой без знания основ художественной мифологии? Безусловно, нет. Известно, что универсальным понятием мифологии является модель мира, которая ...
Итоговая аттестационная работа по математике за курс 5 класса
Итоговая аттестационная работа по математике за курс 5 класса...
Итоговая аттестационная работа: «Методика обучения чтению.Виды чтения».
Значение чтения в обучении иностранному языку. Виды чтения....
Итоговая аттестационная работа по теме "Стилевые и структурные особенности личного письма" на основе курса Британского Совета ТКТЕ
Урок разработан с применением коммуникативной методики обучения английскому языку....
Итоговая аттестационная работа по английскому языку для 6 классов
Письменное тестирование по английскому языку для 6 классов общеобразовательной школы...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
Данная методическая разработка представляет собой итоговый экзамен по математике для учащихся СПО и НПО. Роабота предствалена в формате ЕГЭ. ...
Итоговая аттестационная работа "Методическая работа школы как средство повышения качества образования"
Цель работы – комплексный анализ организации методической работы в общеобразовательной школе на примере общеобразовательного учреждения – муниципального казенного образовательного учреждения (МКОУ) За...