ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по алгебре (9, 10, 11 класс) на тему

Курмашева Ануза Азгаровна

в данной статье изложены возможности исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Курмашева Ануза Азгаровна (anuza08@mail.ru)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Азбабинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан (Азбабинская СОШ)

         За последние годы проектно-исследовательский метод    находит  всё большее распространение  не только за рубежом, но и в школах России. В большей степени это связано с требованиями, которые современное общество  предъявляет к выпускникам и которые сформулированы  в ФГОС нового поколения.  Каждый учитель математики пытается ответить  на вопрос : как создать  такие условия, в которых , во-первых, решение задачи станет важно для обучающихся, а во-вторых, обучающиеся сумеют задачу  решить, мобилизовав все свои знания и умения, сумеют  самостоятельно добыть  новые знания, овладеть ими и применить. 

        Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю. Изучение источников помогло найти отправные точки в осуществлении проектно-исследовательской деятельности и систематизировать свою работу.

           Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

  • появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
  • зарождаются основы системного мышления;
  • формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
  • развиваются творческие способности, воображение, фантазия;
  • воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

               Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.

         Проектно-исследовательский подход я использую в  учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного- двух уроков (мини проекты или краткосрочные проекты) В этом случае тема проекта связана с темой урока или  применением данной темы в различных жизненных ситуациях.

Примеры краткосрочных проектов ( в рамках изучения программного материала)

6 класс. Тема урока «Обыкновенные дроби»

Класс разбивается на 3 группы, каждая из которых будет исследовать свою тему.

 I Группа исследует вопрос: Где человек  встречается с понятием «дробь» в жизни?

 II Группа исследует вопрос: Как возникли дроби в математике?

 III Группа исследует вопрос: Где используются дроби в профессиональной деятельности и в повседневной жизни?

IV. Презентация результатов проекта

7 класс. Тема урока « Теорема о сумме углов треугольника».

На каждой парте у учащихся произвольный треугольник. Как найти сумму углов этого треугольника? Это проблема и ее предлагается решить.

Ученики работают в парах. Предлагают различные способы:

а) измерение углов треугольника с помощью транспортира

б) достроить треугольник до прямоугольника

Роль учителя:  направить поиск решения данной проблемы от экспериментального на путь доказательства и тут же поставить вопрос -  а если сумма углов в треугольнике  действительно меньше 180 градусов, а если больше 180 градусов? Т.е. учитель дает понять, что существуют и другие геометрии отличные от геометрии Евклида, где сумма углов меньше 180 градусов – геометрия Лобачевского, где сумма углов больше 180° - геометрия Римана.  Эти геометрии выполняются в пространстве и имеют применение в жизни. Но мы находимся на плоскости и здесь выполняется геометрия Эвклида, где сумма углов в треугольнике равна 180 . Как это доказать? Организуется  работа в группах  по доказательству данной теоремы.

Результат решения проблемы три способа доказательства теоремы о сумме углов треугольника.

9 класс. Мини- проект был дан в форме домашнего задания к открытому уроку по теме « Квадратичная функция». Проект был представлен в виде  презентации « Связь с реальным миром»,  где учащиеся показали, что парабола встречается в жизни:

траектория движения струи воды, попадание баскетбольного мяча в корзину, радуга, траектория движения комет, и так далее.

6 класс. Тема: « Координатная плоскость»

Проблему предлагает учитель: - Вы все читали книгу   Жюль Верна « Дети капитана Гранта». Вопрос, почему дети долго не могли найти своего отца?

Как определить положение ладьи на шахматной доске?

На экране вы видите билет. Какой билет? (ответ билет в цирк.)

Что можно определить по этому билету?

10 класс. Тема : «Правильная пирамида.»

После введения определения правильной пирамиды, ставлю проблему. Что общего для всех правильных пирамид?

На столах учащихся разнообразные виды правильных пирамид:

треугольная, четырехугольная, шестиугольная, восьмиугольная. Класс разбивается на  4 группы. Выдвигаются гипотезы, ведется исследование и от каждой группы выступление по поводу решения данной проблемы.

          Учитель должен продумывать весь ход работы на мини – проектом также , как и для решения более сложных для понимания вопросов.  Учитель  ни в коем случае не должен  навязывать  проблему обучающимся. Роли обучающихся  и учителя изменяются по сравнению  с классно-урочной системой: обучающийся перестает играть роль простого исполнителя. А учитель  из преподавателя превращается  во вдохновителя, консультанта, координатора, человека, который побуждает интерес обучающихся, способствует раскрытию их творческого и интеллектуального потенциала. Учитель должен принимать во внимание возрастные возможности, личные потребности и индивидуальные особенности ребят  в процессе выбора проблемы.

               Для решения крупных задач ( проблем) по математике, сложных для пониманиях вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Этого так называемые среднесрочные проекты. ( макро- проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы ( кружки, факультативы, элективные курсы).

         Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромны. Проект может быть связан с изучением какой -либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.

Примерами могут служить проекты последующим темам:

  1. Метод координат в пространстве и решение задач
  2. Решение уравнений высших степеней

        Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.

       Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, привела к определенным результатам.

Получили развитие общие умения учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.

Учащиеся получили навыки работы в текстовом редакторе, редакторе формул, в построении чертежей геометрических фигур с помощью Word и Paint. Познакомились с математическими программами на электронных носителях. Еще одним из важных результатом является активизация процессов социализации обучающихся в процессе работы над проектами.

           Обучающиеся получили представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы,  научились оформлять проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектно-исследовательским формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания опреде...

Практические советы по организации проектно-исследовательской работы с обучающимися

Статья содержит рекомендации поэтапной работы с обучающимися над исследовательскими проектами,...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

Обмен опытом «Организация проектной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время» Ведущее место среди  методов новой школы  принадлежит сегодня исслед...

Методическая разработка "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности обучающихся на уроках математики"

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живет в мире электронной культуры. Роль учителя -  стать координатором информационного потока. Проведение уроков с использо...