Проет по алгебре "Иррациональные уравения"
проект по алгебре (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovaniya_irratsionalnye_uravneniya.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бютжетное общеобразовательное
учреждение Зайцевская основная школа
Ярцевского района Смоленской области
Проект по учебному курсу «Избранные вопросы математики»
на тему
«Иррациональные уравнения»
Выполнила: ученица 8 класса Элисова Елизавета
Руководитель: Матюхова О.А.
2018год
Актуальность:
В школьном курсе алгебры рассматриваются различные виды уравнений – линейные, квадратные, биквадратные, кубические, рациональные, иррациональные и другие. Данная работа посвящена иррациональным уравнениям, методам их решения.
С иррациональными уравнениями мы знакомимся в 8 классе на нескольких уроках, для более подробного знакомства с иррациональными уравнениями этого времени мало, поэтому я решила более детально познакомиться с такими уравнениями и методами их решения.
Цель исследования - обобщить и систематизировать информацию о приёмах решения иррациональных уравнений.
Предмет исследования - иррациональные уравнения, включенные в школьный учебник 8 класса, сборники задач.
Гипотеза исследования умение решать иррациональные уравнения.
Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили выдвижение и решение следующих задач исследования:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Провести исследование и анализ имеющихся способов решения.
3.Выбрать из найденных способов решения наиболее оптимальные.
4.Провести обобщение и систематизацию имеющего материала.
Методы:
- Изучение различной литературы на данную тему.
- Анализ теоретических источников.
- Систематизация знаний по решению уравнений.
- Обобщение материалов в литературе.
История иррационального числа
Термин “рациональное” (число) происходит от латиноамериканского слова ratio – отношение, которое является переводом греческого слова “логос”в отличие от рациональных чисел, числа, выражающие отношение несоизмеримых величин, были названы еще в древности иррациональными, т.е. нерациональными (по-гречески “алогос”) правда, первоначально термины “рациональный” и “иррациональный” относились не к числам, а к соизмеримым и соответственно не соизмеримым величинам, которые пифагорейцы называли выразимыми и невыразимыми, Теодор Киренский же симметричными и ассимметричными. В V-VI вв. римские авторы Капелла и Кассиодор переводили эти термины на латынь словами rationalis и irrationalis. Термин “соизмеримый” (commensurabilis) ввел в первой половине VI в. другой римский автор- Боэций.
Древнегреческие математики классической эпохи пользовались только рациональными числами (вернее целыми, дробными и положительными). В своих “Началах” Евклид излагает учение об иррациональностях чисто геометрически.
Математики Индии, Ближнего и Среднего Востока, развивая алгебру, тригонометрию и астрономию, не могли обойтись без иррациональных величин, которые, однако, длительное время не признавали за числа. Греки называли иррациональную величину, например, корень из квадратного числа, “алогос” – невыразимое словами, а позже европейские переводчики с арабского на латынь перевели это слово латинским словом surdus – глухой. В Европе термин surdus- глухой впервые появился в середине XII в. у Герарда Кремонского, известного переводчика математических прозведений с арабского на латынь, затем у итальянского математика Леонардо Фабоначчи и других европейских математиков, вплоть до XVIII в. Правда уже в XVI в. Отдельные ученые,
в первую очередь итальянский математик Рафаэль Бомбелли и нидерландский математик Симон Стевин считали понятие иррационального числа равноправным с понятием рационального числа. Стевин писал: “Мы приходим к выводу, что не существует никаких абсурдных, иррациональных, неправильных, необъяснимых или глухих чисел, но что среди чисел существует такое совершенство и согласие, что нам надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью.”
Еще до Бомбелли и Стевина многие ученые стран Среднего Востока в своих трудах употребляли иррациональные числа как полноправные объекты алгебры. Более того, комментируя “Начала” Евклида и исследуя общую теорию отношения Евдокса, Омар Хайям уже в начале XII в. теоретически расширяет понятие числа до положительного действительного числа. В том же направлении много было сделано крупнейшим математиком XIII в. ат-Туси.
Математики и астрономы Ближнего и Среднего Востока вслед за астрономами древнего Вавилона и эллинистической эпохи широко пользовались шестидесятеричными дробями, арифметические действия с которыми они называли “арифметикой астрономов”. По аналогии с шестидесятеричными дробями самаркандский ученый XV в. ал-Каши в работе “Ключ арифметики” ввел десятичные дроби которыми он пользовался для повышения точности извлечения корней. Независимо от него по такому же пути шел открывший в 1585 г. десятичные дроби в Европе Симон Стевин, который в своих “приложениях к алгебре” (1594 г.) показал, что десятичные дроби можно использовать для бесконечно близкого приближения к действительному числу. Таким образом, уже в XVI в. зародилась идея о том, что естественным аппаратом для введения и обоснования понятия иррационального числа являются десятичные дроби. Появление “Геометрии” Декарта облегчило понимание связи между измерением любых отрезков (и геометрических величин вообще) и необходимости расширения понятия рационального числа. На числовой оси иррациональные числа, как и рациональные, изображаются точками. Это геометрическое толкование позволило лучше понять природу иррациональных чисел и способствовало их признанию.
В современных учебных руководствах основа определения иррационального числа опирается на идеи ал-Каши, Стевина и Декарта об измерении отрезков и о неограниченном приближении к искомому числу с помощью бесконечных десятичных дробей. Однако обоснованием свойств действительных чисел и полная теория их была разработана лишь в XIX в.
Методы решения уравнений:
1.Возведение обеих частей уравнения в степень.
2. Использование равносильных переходов.
3. Умножение левой части на сопряженное выражение.
4. Введение новой переменной.
Познакомимся с каждым из методов.
Возведение обеих частей уравнения в степень.
А = В + Проверка корней
(т.к. могут появиться лишние корни)
При возведении в четную степень возможно расширение области определения заданного уравнения. Поэтому при решении таких иррациональных уравнений обязательна проверка.
При возведении в нечетную степень обеих частей иррационального уравнения область определения не меняется.
При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:
1) если показатель корня - четное число, то подкоренное выражение должно быть неотрицательно; при этом значение корня также является неотрицательным (определение корня с четным показателем степени);
2) если показатель корня - нечетное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом; в этом случае знак корня совпадает со знаком подкоренного выражения.
Примеры:
Примеры решения уравнений:
1. = х – 2
2х – 1 = ( х – 2 )
2х – 1 = х - 4х + 4
х- 6х +5 = 0
Д = в- 4 ас = 36 – 4 ∙1∙5 = 16
х = = 5 х = = 1
Проверка: х = 1 = 1 – 2 неверно, т.к.
х = 5 = 5 – 2 верно
Ответ: х = 5.
2. Использование равносильных переходов.
Примеры решения уравнений
1. = х – 2
Ответ: х = 5.
3. Умножение левой части на сопряженное выражение.
Если в левой части иррационального уравнения сумма или разность корней, а подкоренное выражение - линейная функция одинаковыми линейными коэффициентами, а в правой части некоторое число, то левую и правую части уравнения умножают на выражение, сопряженное выражению в левой части ( и - сопряженные)
Решить уравнение:
()() = 4()
х + 7 - х + 1 = 4()
4() = 8
тогда имеем
2
х + 7 = 9 х = 2
Проверка:
3 + 1 = 4 верно Ответ : х = 2
4. Введение новой переменной.
1. Решить уравнение: ( х + 1) + 2
Введем новую переменную , t 0
х + 1 = t, тогда
t + 2 t = 15
t + 2 t – 15 = 0 решая, получим t = - 5 t = 3
х + 1 = 9
х = 8
х =
х = -
Ответ: х =
х =
2. Найти корни уравнения: х -3х – 18 + 4
Пусть = t , t 0, тогда
х -3х – 18 = t - 12
данное уравнение имеет вид: t + 4 t - 12 = 0 решая его, имеем:
Д = в- 4 ас = 16 + 4∙ 12 = 64
t = 2 и t = - 6
т. к. t 0 то t = 2 .
Тогда имеем :
х - 3х – 6 = 4
х - 3х – 10 = 0, решая квадратное уравнение получаем
х = 5 х = 2
Выполнив проверку, получаем корни уравнения.
Ответ: х = 5; х = 2
5. Решить уравнение:
Ни один из корней и не может принимать отрицательных значений. Поэтому ни при каких действительных значениях переменной х сумма корней не может равняться – 2.
Ответ: корней нет.
Заключение и выводы
Итак, уравнения, которые содержат переменную под знаком корня, называются иррациональными. Иррациональные уравнения решаются в основном возведением обеих частей уравнения в квадрат или введением новой переменной.
Данная исследовательская работа познакомила меня с новыми уравнениями, которые имеют название иррациональные. Также я узнала методы их решения и научилась решать иррациональные уравнения этими методами.
Надеюсь, что это мне пригодится для дальнейшей учебы в старших классах.
Используемая литература:
1) А.Г.Мордкович. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - Москва: Издательство “Мнемозина”, 2015
2) А.И.Макушевич. Детская энциклопедия – Москва: Издательство “Педагогика”, 1972.
3) А.П.Савин. Энциклопедический словарь юного математика – Москва: Издательство “Педагогика”, 1989.
4) А.И. Замыслова. Подготовка к экзаменам. Ростов - на –Дону «Феникс»
2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проеты учащихся
Работая по данной теме, учащиеся очень любят создавать проекты. Им это интересно......
Педагогический проет "Интеграция инновационных технологий обучения – путь к развитию интеллектуальной и творческой активности обучающихся"
Презентация педагогического проекта для аттестации...
Метод проетов в обучении иностранному языку
Даннная презентация описывает проетную технологию в обучении иностранному языку...
Метод проетов в обучении иностранному языку
Даннная презентация описывает проетную технологию в обучении иностранному языку...
Доклад "Использование метода проета при подготовки и проведении уроков английского языка"
1.Метод проектов рассматривается в современной методике как один из действенных способов организации личностного и речевого взаимодействия учащихся, эффективный способ составить представление об...
Доклад "Использование метода проета при подготовки и проведении уроков английского языка"
1.Метод проектов рассматривается в современной методике как один из действенных способов организации личностного и речевого взаимодействия учащихся, эффективный способ составить представление об...
Исследовательский проет, посвященный 70-летию Победы "Память о них для нас - бессмертна"
Данная работа представляет сбор материалов о родственниках- участниках ВОВ...