Материалы (раздаточные и для слайдов) к уроку "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
материал по алгебре (11 класс) на тему

Павлюк Ирина Владиславовна

Урок разработан для изучения математики на профильном уровне с использованием элементов проблемного обучения. Содержание урока - расширение метода интервалов посредством использования рационализации. Знания и умения, полученные обучающимися на уроке будут востребованы при подготовке к ГИА (№ 15). Также выкладывается технологическая карта урока и презентация для интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdatochnyy_material_k_uroku.doc270 КБ
Файл dlya_slaydov.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Лист 1

№1 (а)

Выражение из неравенства

Соответствующая функция

Эквивалентное выражение

Условия

f(t)

D(f)

монотонность

 

№1 (б)

Выражение из неравенства

Соответствующая функция

Эквивалентное выражение

Условия

f(t)

D(f)

монотонность

 

Лист 2

В классе.

№1 а)            б)   .

№2 а)    б)    

Домашнее задание:

№3  

а)     ,     б)    ,   в)     .

[№4] Функция  определена и строго убывает на всей числовой прямой. Найдите все значения x, удовлетворяющие неравенству

.



Предварительный просмотр:

  1. Анализ домашней работы

На предыдущем уроке учащимся было предложено в домашней работе продумать возможные пути решения неравенств:

Слайд 2

№1 а)            б)   .

Слайд 3

№1  (а)               

Слайд 4

№1  (б)

        

Очевидно, что решения получаются громоздкими и следует поискать другой поход.

3.   Актуализация знаний.

        Заметим, что множители, входящие в левые части неравенств содержат выражения, соответствующие монотонным функциям (логарифмической и показательной). Вспомним определения возрастающей и убывающей функций.

Слайд 5

Анимация: бегущий вверх человечек

Опр.1: Функция  называется возрастающей, если для  и  имеет место     .

Слайд 6

Анимация: бегущий вниз человечек

Опр.2: Функция  называется убывающей, если для  и  имеет место     .

4.   Решение неравенств из домашней работы новым способом.

Слайд 7

№1 (а)

Выражение из неравенства

Соответствующая функция

Эквивалентное выражение

Условия

f(t)

D(f)

монотонность

убывающая

R

возрастающая

нет

 

Ответ.  ;3]

Слайд 8

№1 (б)

Выражение из неравенства

Соответствующая функция

Эквивалентное выражение

Условия

f(t)

D(f)

монотонность

возрастающая

возрастающая

R

убывающая

)

нет

    

Ответ. ]

5.   Самостоятельное (с обсуждением и корректировкой) решение неравенств.

Слайд 9

№2 (а)

 

  , причём    при

         

Ответ.

Слайд 9

№2(б)  

  

  .

Логарифмическая функция  на

Заметим, что для существования решения неравенства необходимо выполнение условия , то есть . А при  :           и логарифмическая функция с соответствующим основанием возрастает на своей области определения.

Получим равносильную систему:

    Учитывая, что  и  получим    

Ответ.

7.   Итоги урока и домашнее задание.

Слайд 10

Домашнее задание

№3

А)     ,

Б)    ,

В)     .    

[№4] Функция  определена и строго убывает на всей числовой прямой. Найдите все значения x, удовлетворяющие неравенству

.

Слайд 11

Как представить  x в виде квадратного корня?

Если , .

Если , .

Б)     

Как представить  в виде разности значений монотонной функции  ?  И почему?

В)    .

Как представить  в виде разности значений монотонной функции   ?  И почему?  

Примечание:

пишут учащиеся

открывает или пишет учитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод рационализации при решении логарифмических неравенств.

Метод  рационализации  мы используем реже по сравнению с другими методами. Я изложу его суть и остановлюсь на применении выше указанного метода  при решении заданий части  С  ...

Решение трансцендентных неравенств

При подготовке к ЕГЭ по математике преподавателям и старшеклассникам будет полезен предлагаемый подход при решении некоторых логарифмических неравенств, содержащих неизвестную величину в основании лог...

Метод рационализации при решении логарифмических неравенств

Составлена таблица формул метода рационализации для решения логарифмических, показательных неравенств и неравенств с модулем.Рассмотрены примеры использования метода рационализации в задачах ЕГЭ №15 (...

Технологическая карта урока "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".

Урок разработан для изучения математики на профильном уровне с использованием элементов проблемного обучения. Содержание урока - расширение метода интервалов посредством использования рационализации. ...

Презентация для интерактивной доски к уроку "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".

Урок разработан для изучения математики на профильном уровне с использованием элементов проблемного обучения. Содержание урока - расширение метода интервалов посредством использования рационализации. ...

метод рационализации при решении логарифмических неравенств

метод рационализации при решении логарифмических неравенств...

Применение метода рационализации при решении комбинированных неравенств

Каждый учитель заинтересован в том, чтобы его обучающиеся хорошо сдали ЕГЭ по математике, показали отличные результаты и получили высокие баллы. Метод рационализации поможет выпускникам решить № 15 ЕГ...