Метод рационализации при решении логарифмических неравенств.
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) по теме
Метод рационализации мы используем реже по сравнению с другими методами. Я изложу его суть и остановлюсь на применении выше указанного метода при решении заданий части С ЕГЭ, Следует заметить, что практически каждый из примеров решён двумя способами ,чтобы сравнить преимущества того или иного и выбрать более рациональный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_ratsionalizatsii.docx | 241.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. НОЯБРЬСК
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
муниципального образования город Ноябрьск»
(МБОУ СОШ № 6)
«Метод рационализации при решении логарифмических неравенств»
(11 класс)
Разработчик программы:
Милько Т.В.,
учитель математики
МБОУ СОШ № 6,
высшая квалификационная категория
Метод рационализации при решении логарифмических неравенств.
Как известно, при решении неравенств используем следующие методы решения:
1)сведение неравенств к равносильной системе или совокупности систем;
2)расщепление неравенств;
3)метод перебора;
4)метод интервалов;
5)введение новой переменной;
6)метод рационализации;
7)использование свойств функции: область определения, ограниченность, монотонность.
Метод рационализации мы используем реже по сравнению с другими методами. Я изложу его суть и остановлюсь на применении выше указанного метода при решении заданий части С ЕГЭ, Следует заметить, что практически каждый из примеров решён двумя способами ,чтобы сравнить преимущества того или иного и выбрать более рациональный.
Суть метода.
Метод рационализации (декомпозиции, метод замены множителей, правило знаков)
заключается в замене сложного выражения F(x) на более простое выражение G(х) (в конечном итоге рациональное), при которой неравенство G(х)0 равносильно неравенству F(x)0 в области определения выражения F(x).
Выделим некоторые выражения F и соответствующие им рационализирующие выражения G, где f, g, h, p, q – выражения с переменной х.
F | G | |
1 | ||
1а | ||
1б | ||
2 | ||
2а | ||
2б | ||
3 | ||
4 | ||
4а | ||
5 | ||
6 |
Некоторые следствия (с учётом области определения неравенства)
1)(h - 1)(f - 1) (p - 1)(g - 1);
2) +g(fg - 1)(h - 1) ;
3) ;
4)
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЙ логарифмических неравенств методом рационализации.
Теорема: Для любого действительного а>0, a≠1 неравенство
.
Следствие: Разность логарифмов по одному и тому же основанию всегда имеет тот же знак, что и произведение при всех допустимых значениях переменных.
Начнём с простых примеров.
1. Решите неравенство .
Решение.1. Применим метод равносильного перехода:
2. Проведём рационализацию по п.1 таблицы, представив 2 в виде логарифма с основанием :
Ответ:
2. Решить неравенство .
Решение. Рационализируем числитель и знаменатель дроби согласно п.1и 1б
x
-7 -6 2 2,5 4 4,5
Ответ: -7 < x < 6, 2 ≤ x < 2,5, 4 < x ≤ 4,5.
C3. Решите неравенство
Решение.
Приведём для сравнения два способа решения.
- Данное неравенство равносильно системе:
1) ,.
2)
Найдя общие решения неравенств 1) , 2) и учитывая, что окончательно получим
Ответ:
2. Метод рационализации. ( Использован п.1б)
Ответ:
С3. Решите неравенство
Решение. Данное неравенство равносильно совокупности двух систем (метод расщепления неравенств):
Решим каждую систему совокупности.
1)
2) ø
Ответ:
Метод рационализации.
Ответ:
C3. Решите неравенство
1.Решение. (Метод интервалов)1. Введем функцию
2. Найдем нули функции в D(f): 2-4=0; =±2.
3. Область определения функции разобьем нулями на промежутки, в каждом из которых непрерывная функция сохраняет свой знак.
- + - - + -
-2 -1 1 2
Ответ:
2.Метод рационализации.
+ - + - +
-2 -1 1 2
Ответ:
С3. Решите неравенство. .
Решение. Воспользуемся свойствами логарифмов и разделим обе части неравенства на 3:
1)
2)
3) (по формуле перехода от одного основания логарифма к другому в обратном порядке).
4)
Метод рационализации: (п.2б)
5)
Решим каждое из неравенств системы 5):
1)
+ - +
1 y
2)
3) D=1-5<0.
4) Отсюда
Разложим на множители числитель и знаменатель дроби:
Так как , то .З
Значит, система неравенств5) равносильна смешанной системе
-3 0 1 y
Ответ:
С3. Решите неравенство
.
Решение.
ОДЗ: При >1 Делим обе части неравенства на . Имеем:
Представим числитель в виде разности логарифмов с основанием 3 и рационализируем знаменатель по п. 1б.:
Разложив на множители числитель и знаменатель дроби, получим
Применяем метод рационализации к числителю дроби. Так как то
Применяя метод интервалов к последнему неравенству и учитывая ОДЗ, получим: . Ответ:
Решите систему неравенств
Решение.
1. Пусть. Тогда неравенство принимает вид t2-30t+125Последнее равносильно неравенству(t-5)(t-25) . Применяя метод интервалов, получим
откуда
2.
Запишем в систему все ограничения для переменной х и рационализируем неравенство, используя следствие 1 (см. таблицу)
3. Общим решением совокупности и системы есть число 2. Ответ: 2.
Источники информации.
- Корянов А.Г., ПрокофьевА.А. Математика.ЕГЭ 2011(типовые задания С3).Методы решения неравенств с одной переменной.
- Задания ЕГЭ 2011-2012.
. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ НЕРАВЕНСТВ
Resource id #2506По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод рационализации при решении логарифмических и показательных неравенств.
В презентации рассматривается суть метода,основные приёмы рационализации в показательных и логарифмических неравенствах .Рассматриваются примеры решений неравенств и систем из ЕГЭ(С3)...
Метод рационализации при решении логарифмических неравенств
Составлена таблица формул метода рационализации для решения логарифмических, показательных неравенств и неравенств с модулем.Рассмотрены примеры использования метода рационализации в задачах ЕГЭ №15 (...
Технологическая карта урока "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Урок разработан для изучения математики на профильном уровне с использованием элементов проблемного обучения. Содержание урока - расширение метода интервалов посредством использования рационализации. ...
Презентация для интерактивной доски к уроку "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Урок разработан для изучения математики на профильном уровне с использованием элементов проблемного обучения. Содержание урока - расширение метода интервалов посредством использования рационализации. ...
Материалы (раздаточные и для слайдов) к уроку "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Урок разработан для изучения математики на профильном уровне с использованием элементов проблемного обучения. Содержание урока - расширение метода интервалов посредством использования рационализации. ...
Метод рационализации при решении логарифмических и показательных неравенств.
Метод рационализации...
метод рационализации при решении логарифмических неравенств
метод рационализации при решении логарифмических неравенств...