Решение трансцендентных неравенств
методическая разработка по алгебре (10, 11 класс) на тему
При подготовке к ЕГЭ по математике преподавателям и старшеклассникам будет полезен предлагаемый подход при решении некоторых логарифмических неравенств, содержащих неизвестную величину в основании логарифма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_2.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Логарифмические неравенства, содержащие переменную в основании логарифма.
(трансцендентные неравенства)
При подготовке к ЕГЭ по математике преподавателям и старшеклассникам будет полезен предлагаемый подход при решении некоторых логарифмических неравенств, содержащих неизвестную величину в основании логарифма.
1 задание. Решить неравенство:
Решение.
ОДЗ: x > 0
х
х X принадлежит (0; 0.1) U (0.1; 1) U (1; )
10x+3 > 0
3x+10 > 0
Произведение 2 множителей неотрицательно, если они одного знака или = 0
I.
Или
II.
Решим I систему неравенств:
а)
0 < x < 1 х > 1
10x+3 или 10х + 3 ≥ 1
0 < x < 1 х > 1
х х ≥ - 0,2
Ответ: нет решения Ответ: х > 1
б) ≥
0 < 10x < 1 или 10 х > 1
3х + 10 1 х ≥ -3
0 <10 x < 1 Ответ: х > 0,1
х -3
Ответ: нет решения
Значит решение системы I: х принадлежит ( 1; +)
Рассмотрим решение системы II:
а)
0 < x < 1 0 < x < 1
10х + 3 ≥ 1 х ≥ -0,2 ; х принадлежит (0; 1)
х > 1 х > 1
10х + 3 ≤ 1 х ≤ -0,2 ; нет решения
б) ≤
0 < 10х < 1 0 < x < 0,1
3х + 10 ≥ 1 х ≥ 0,3 ; х принадлежит ( 0; 0,1)
10х >1 х > 0,1
3х +10 ≤ 1 х ≤ -3 нет решения
Таким образом решение системы II: х принадлежит (0; 0,1)
Решение неравенства с учетом ОДЗ:
х принадлежит (0;0,1) U (1; + )
Рассмотрим и докажем следующее утверждение, которое поможет сделать решение неравенства рациональнее.
Пусть а(x) > 0, а(x) 1, f(x) > 0
Тогда знаки выражений и (a(x) – 1)(f(x) – 1) совпадают на ОДЗ.
Доказательство.
Пусть
- Если 0 < a(x) < 1, то 0 < f(x) < 1
Значит (a(x) – 1) < 0; (f(x) – 1)
Поэтому (a(x) – 1)(f(x) – 1) > 0
- Если a(x) > 1, то f(x) >1
(a(x) – 1) > 0; (f(x) – 1) > 0
Тогда (a(x) – 1)(f(x) – 1) > 0.
С помощью доказанного утверждения приходим к неравенству:
(x-1)(10x+3-1)(10x-1)(3x+10-1)
(x-1)(10x+2)(10x-1)(3x+9)
+ - + - +
-3 -0.2 0.1 1 X
X принадлежит (-
С учетом О.Д.З.: х принадлежит (0; 0,1)
ОТВЕТ: (0; 0,1)
2 задание. Решить неравенство: ≥
Решение.
ОДЗ: 5-х х < 5
5-х≠1 х ≠ 4
-9х+20 (х-4)(х-5)
Х принадлежит ( -
≥0
(
Преобразуем неравенство к виду:
(5-х-1)(25-1)(5-10)( - 1) 0
(4-х)(-9х+18)
(4-х)(х-3)(х-6)
+ - + -
3 4 6 х
Х принадлежит (-;3]U[4;6]
С учетом ОДЗ х принадлежит (-; 3]
Ответ:х принадлежит (-; 3]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 11 классе по теме "Решение трансцендентных уравнений"
Открытый урок в 11 классе по теме "Решение трансцендентных уравнений". Конспект и презентаци...
Обобщающий урок по теме "Решение неравенств с одной переменной и решение систем неравенств"
Данный урок является закрепляющим уроком по теме "Решение неравенств и систем неравенств" в 8 классе. В помощь учителю создана презентация....
Интегрированный урок по теме "Решение трансцендентных уравнений" (11 класс)
Тема: Решение трансцендентных уравнений. Цель урока: повторить и обобщить знания в решении трансцендентных уравнений. Задачи урока: Образовательные-...
Тест по темам « Решение уравнений и их систем», «Решение неравенств и их систем» и «Решение уравнений, неравенств, систем неравенств с модулем».
Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев , Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков , И. Е. Феоктист...
Технологическая карта урока "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Урок разработан для изучения математики на профильном уровне с использованием элементов проблемного обучения. Содержание урока - расширение метода интервалов посредством использования рационализации. ...
Презентация для интерактивной доски к уроку "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Урок разработан для изучения математики на профильном уровне с использованием элементов проблемного обучения. Содержание урока - расширение метода интервалов посредством использования рационализации. ...
Материалы (раздаточные и для слайдов) к уроку "Метод рационализации в решении трансцендентных неравенств".
Урок разработан для изучения математики на профильном уровне с использованием элементов проблемного обучения. Содержание урока - расширение метода интервалов посредством использования рационализации. ...