Формулы приведения
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 10-м классе "Формулы приведения"
Цели урока:
1. Образовательные:
- закрепить умение находить четверть и знак тригонометрических функций;
- закрепить умения использовать формулы сложения при упрощении тригонометрических выражений;
- вывести формулы приведения;
- выработать первичные навыки использования формул приведения;
- отработать алгоритм применения формул приведений;
- выполнить тест в качестве работы над ошибками по предыдущему материалу (для части учащихся).
2. Воспитательные: способствовать формированию у учащихся чувства толерантности, стимулировать согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Воспитание коммуникативной и информационной культуры учащихся; умение учащихся данной группы построить на короткое время взаимодействия, исходя из особенностей задач.
Предполагаемые результаты обучающихся:
Знать: формулы приведения.
Уметь: определять четверть и знак тригонометрических функций; использовать формулы сложения при упрощении тригонометрических выражений.
Форма урока: практикум, с элементами исследования.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
Учащиеся рассажены за 4 стола (по 2 парты) группами по 6 человек в группе.
1. Организационный момент.
(введение в тему урока, формирование целей)
обращение внимания на написание слова “ПРИВЕДЕНИЯ”.
- Как вы понимаете это слово? Что значит формулы приведения? (делается вывод, что какое-то более сложное выражение будем приводить к определенному более простому виду)
- Формы нашей работы сегодня: устная работа на повторение, работа в группах (сразу назначить командиров групп и рассказать, что их обязанностью является распределение составляющих общего задания между членами группы). Для того чтобы успешно справиться с работой на уроке, нам необходим материал предыдущих занятий. И первое, что нам необходимо повторить, – это тригонометрический круг, значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса различных углов.
2. Работа устно:
Для проведения устной работы:
1 задание: Тригонометрический круг – тренажер. Точка-смайлик скользит по кругу, останавливаясь то на осях координат, то на различных точках круга. Учитель называет ученика и тот быстро называет значение точки (либо угол в радианах, либо значения синуса, косинуса, тангенса или котангенса на осях).
После выполнения этого задания двое учеников отправляются на последнюю парту проходить 5 -7 минутное проверочное интерактивное тестирование на ноутбуках по предыдущим темам: «Тригонометрический круг», «Основные тригонометрические тождества».
2 задание: Определить знак тригонометрических функций :
Ответы на задание №2 «Определить знак тригонометрических функций»:
3 задание: Устно:
Один ученик быстро выносит решение на доску.
- Итак, мы повторили формулы сложения, которые вам сегодня еще понадобятся.
А сейчас я вам хочу зачитать одну притчу:
«Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвёл всех к огромному дверному замку. "Кто откроет, тот и будет первым помощником». Никто не притронулся даже к замку. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ. Тогда царь сказал: «Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».
- Сейчас каждой группе предстоит сделать попытку добыть новые знания, используя предыдущий опыт, предыдущие знания. Каждой группе дается задание заполнить таблицу, используя формулы сложения. Командир разбивает задание на составляющие части и распределяет между членами группы. Работать можно прямо в тетрадях. Конечные результаты заносятся в общую таблицу, которая у вас на столе. Н сером поле – «четверть» нужно проставить номер той четверти, куда попадает ваша исходная функция. Когда группа заполнит таблицу полностью, кто-либо из группы выносит результаты на доску. Все расчеты можно выполнять прямо в тетради. Объединив результаты работы 4-х групп, вы сами откроете и сформулируете новое правило (Дается время, на доске заготовлены 4 таблицы).
Таблица 1 группе:
Таблица 2 группе:
Таблица 3 группе:
Таблица 4 группе:
(Учителю в это время проверяет тесты, выполненные учащимися индивидуально на ноутбуках)
Вопросы группам после заполнения таблицы на доске:
- Что произошло с названием функции, поменялась ли функция?
- Какой знак стоит перед функцией в правой полученной части?
- Попробуйте найти закономерность между получившимся знаком перед функцией и номером четверти, которая на сером поле.
(Группы отвечают на вопросы. Ответы фиксируются учителем).
- У первой и второй группы названия функции поменялись, а у 3 и 4 групп остались прежними. Обратите внимание на углы, через которые вы приводили к углу 1 четверти: углы располагаются на тригонометрическом круге по вертикали, их будем называть «рабочими углами», углы располагаются на тригонометрическом круге по горизонтали, их будем называть «спящими углами». Получившийся знак перед функцией совпадает со знаком исходной функции.
- Итак, мы прослушали ответы всех групп и вывели 32 формулы. Это и есть формулы приведения. Мы приводим к функции угла 1 четверти. Сможете ли вы их запомнить? И не нужно их запоминать механически. Давайте попробуем сделать общий вывод по результатам работы всех групп и сформулируем мнемоническое правило, которое позволит вам в дальнейшем самим быстро написать все формулы, которые будут необходимо. Ключевые моменты: название функции, знак функции. Я начинаю предложение, а вы продолжаете:
- Если приведение к углу выполняется через вертикальные «рабочие» углы название…. (функции меняется на конфункцию, синус на косинус, тангенс на котангенс и наоборот).
- Если приведение к углу выполняется через горизонтальные «спящие» углы», то (название функции не меняется).
- В правой части формулы ставится тот знак, ….. (который имеет функция левой части) или – знак правой части определяется по знаку функции в правой части.
Записываем правило в тетрадь в виде таблицы
- Где же применяются формулы приведения? Одно из применений - нахождение значений тригонометрических функций различных углов с помощью приведения к углу 1-ой четверти.
Например:
I способ:
II способ:
Решение упражнений с комментированием учащихся с места:
Второе применение – упрощение тригонометрических выражений – стр. 209, № 667(1) (выполняет ученик на доске с объяснением). При наличии времени №668 (2).
Домашнее задание: правило № 665 (весь), № 666 (четные) № 667 (2) 668(1)
3. Итог урока: Объявить результаты тестирования.
- Что вы сегодня узнали? (Как привести к функции угла 1 четверти)
Кто сможет повторить правило?
Но, а самый главный итог не в том, что вы узнали новое правило, а в том, что вы его вывели и получили самостоятельно. Помните притчу, которую я прочитала вам в начале урока? Так вот, главный итог в том, что вы полагались не только на то, что видели и слышали от меня, но надеялись на собственные силы и не боялись сделать попытку и получить результат самостоятельно и поэтому все замки сегодня для вас оказались открытыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формулы приведения
Урок изучения нового материала....
урок Формулы приведения. Преобразование тригонометрических выражений
целью урока является создание положительной мотивации к обучению и подготовки к ПГК...
Разработка урока дифференцированного обучения для 11 класса для подготовки к ЕГЭ «Формулы приведения»
Урок дифференцированного обучения:«Формулы приведения» Тип урока: комбинированный. Цели урока: • Обучающая: выработать у учащихся умени...
Урок "Формулы приведения"
Урок алгебры в 10 классе по теме" Тригонометрия"...
Презентация к уроку Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точек.
Урок №3 по теме: Форомулы приведения и формулы для вычисления координат точек....
Презентация к уроку Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точек.
Урок №3 по теме: Форомулы приведения и формулы для вычисления координат точек....
Презентация к уроку Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точек.
Урок №3 по теме: Форомулы приведения и формулы для вычисления координат точек....