Разработка урока
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему

Урок алгебры и начала анализа в 10 классе в рамках апробации учебника авторов А.г, Мерзляк и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока алгебры и начал анализа в 10 классе (урок одной задачи).

Тема: Решение тригонометрических уравнений различными способами.

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков;

Цель урока:

Создание условий для активного повторения и закрепления  знаний и умений по теме,

 показать разнообразие методов решения тригонометрических уравнений.

Задачи урока:

Образовательные

Способствовать выработке навыков решать тригонометрические уравнения различными способами. Создать условия для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности.

Развивающие

Выработка умения анализировать,

сравнивать, проводить умозаключения.

Воспитательные

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству. Воспитывать культуру общения. воспитывать трудолюбие, ответственность и самостоятельность в принятии решений.

Планируемый результат:

УУД

Личностные: формирование креативности мышления, коммуникативности, потребности в получении новых знаний;

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию.

Познавательные: извлекать информацию из текста или условия задачи, анализируют, вырабатывают алгоритм решения.

Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить свои действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: учиться доносить свою позицию, понимать других.

Метапредметные: формировать умения выдвигать гипотезы, анализировать информацию, делать выводы. Оценивать результат.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки, лист самооценки.

Ход урока:

  1. Организационный момент(1 мин)
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений(8 мин)

Какими способами решения тригонометрических уравнений вы пользовались при решении домашних упражнений?

(Преобразование к квадратному относительно какой-либо тригонометрической функции -№32.4(3); разложением на множители - №33.6: преобразование к однородному уравнению - №32.8(2); введение вспомогательного аргумента – 32.14(1); решение уравнений с применением формул понижения степени – 33.8(1)).

Самопроверка домашнего задания по образцу.

  1. Закрепление изученного материала (работа в парах)(11 мин)

               Сопоставьте уравнение и способ решения (учащимся предлагается заполнить таблицу).

   Уравнения:

  ; 3 - 3 = 2 х; х + х - х - х = 0;

 cos7x + cosx = 0; 2sin3x + 2cos3x = ; sinx + tg = 0; х + 14 sinxcosx =15х;  х - х = sin 4x; 6х = 4 + sin2x;

   

Способ решения

Уравнение

Преобразование к квадратному относительно какой-либо тригонометрической функции

3 - 3 = 2 х

Разложением на множители

  ; х - х = sin 4x; cos7x + cosx = 0

Преобразование к однородному уравнению

х + 14 sinxcosx =15х;

6х = 4 + sin2x

Решение уравнений с применением формул понижения степени

х + х - х - х = 0

Введение вспомогательного аргумента

2sin3x + 2cos3x =

Метод универсальной подстановки

sinx + tg = 0


Проверка  (слайд 2)
Решение тригонометрических уравнений различными способами..pptx

  1. Решение уравнения(20мин) Сопоставление полученных решений.

Постановка задачи

   Перед учащимися ставится задача: решить уравнение  3sin2x + 8 х =7. При этом первый вариант решает это уравнение методом сведения к однородному уравнению, второй  - применением формулы понижения степени и введением вспомогательного аргумента.(слайд 3)Решение тригонометрических уравнений различными способами..pptx

Результаты решения записываются на доске представителями вариантов.

Решение методом сведения к однородному уравнению.

3sin2x + 8 х =7,

6sinxcosx + 8 х = 7х + 7х,

7х - 6sinxcosx - х = 0,

7- 6tgx -1 = 0,

 tgx = y,

 7y2 – 6y -1 =0,

 y=1,  y = - ,

                tgx = 1

            x =  + , k

                          tgx = -  ,

          x = -arctg  + , n

               

         Проверка(слайд 4)Решение тригонометрических уравнений различными способами..pptx

Решение применением формулы понижения степени и введением вспомогательного аргумента.

3sin2x + 8 х =7,

3sin2x + =7,

3sin2x + 4 cos2x = 3,

 sin2x + cos2x = ,      пусть   = sin ,

sinsin2x + coscos2x = ,

cos(2x - ) =  ,

2x –  =  0,6 + , k,

2x =  0,6 + arcsin0,6 + , k,

             x =  +  + , k.

           

         Проверка (слайд 5)Решение тригонометрических уравнений различными способами..pptx

             Подсказка: см. пример 3, пример 6 параграфа 32 учебника.

Обсуждение итогов работы.

           При решении уравнения были получены следующие множества корней:  

          1 вариант -   x =  + , k    x = -arctg  + , n;

           2 вариант -    x =  +  + , k.

Покажем, что они соответствуют одним и тем же точкам на числовой окружности.

(Выполняется под руководством учителя).

           arcsin0,6 = , arccos0,6 = ,  sin = 0,6, cos =0,8,  cos=0,6,    sin=0,8.

           sin2x = sin () = sin cos + sincos = 0,6∙0,6 + 0,8∙0,8 = 1,

           2x =  +2 , k,

             x =  + , k

            sin2x = sin () = sin cos - sincos = 0,6∙0,6 - 0,8∙0,8 = - 0,28.

   cos2x = 0,96, tg2x = -  .

    tg2x =,    -   = , решив квадратное уравнение получаем

    tgx = 7,    tg x = -  , х – угол четвёртой четверти, значит

              tg x = - ,          x = -arctg  + , n. (слайд 6)Решение тригонометрических уравнений различными способами..pptx

  1. Рефлексия(3 мин.)

Подведение итогов урока.

                Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

                 Заполнение листа самооценки.

  1. Домашнее задание(2 мин.) Решите уравнение 4х + 7cos2x =1 тремя способами: методом сведения к однородному уравнению, методом понижения степени уравнения, методом сведения к квадратному уравнению.(слайд 7)Решение тригонометрических уравнений различными способами..pptx

         ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

               Сопоставьте уравнение и способ решения.

   Уравнения:

  ; 3 - 3 = 2 х; х + х - х - х = 0;

 cos7x + cosx = 0; 2sin3x + 2cos3x = ; sinx + tg = 0; х + 14 sinxcosx =15х;  х - х = sin 4x; 6х = 4 + sin2x;

   

Способ решения

Уравнение

Преобразование к квадратному относительно какой-либо тригонометрической функции

Разложением на множители

Преобразование к однородному уравнению

Решение уравнений с применением формул понижения степени

Введение вспомогательного аргумента

Метод универсальной подстановки


         ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Оценочный лист.

 

Фамилия, имя

Этап

урока

Количество

баллов

1

Домашнее задание

(максимум – 5 баллов)

2

Заполнение таблицы

(максимум - 9 баллов)

3

Решение уравнения

(максимум - 2 балла)

Итого

Оценка

Критерии оценки:

1 этап. За верно решенное уравнение 1 балл.  

2 этап. За каждое верно отобранное уравнение 1 балл.

3 этап. За верное решение 2 балла, решение с вычислительной ошибкой 1 балл.

3 этап. Максимальное количество баллов-16.

Оценки: «5»- 14-16 баллов;

               «4»-  11-13 баллов

               «3»-  8-10 баллов;

               «2»- менее 8 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...