План - конспект мастер - класса
методическая разработка по алгебре на тему
Разработка по проведению мастер - класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_master-klassa.doc | 252.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Автономное учреждение Чувашской Республики начального профессионального образования «Профессиональное училище №28 г. Мариинский Посад»
План-конспект мастер-класса
Выполнила: преподаватель математики Стрелкова Г.А.
2009
«Деятельностный способ обучения на уроках математики»
Главное условие для деятельности
есть порядок.
Л.Н.Толстой
Тема: Проценты
Цель занятия: сформировать представление о деятельностном способе обучения математике, направленном на усиление роли самостоятельности учащихся.
Ход мастер-класса:
1 шаг. Презентация педагогического опыта.
2 шаг. Представление системы уроков.
3 шаг. Имитационная игра.
4 шаг. Моделирование.
5 шаг. Рефлексия.
1 шаг. Презентация педагогического опыта.
1. Сообщение цели и задач мастер-класса.
Сформировать представление о деятельностном способе обучения математике, направленном на усиление роли самостоятельности учащихся.
2. Распределение участников по группам.
Участники мастер-класса входят в кабинет, берут программки с геометрическими фигурами (приложение 1), и рассаживаются за столы; группы формируются по одинаковым фигурам. Группа выбирает лидера и секретаря. Лидер организует обсуждение проблемы с обязательным вовлечением всех членов группы. Секретарь фиксирует все происходящее в группе, систематизирует информацию, выступает с презентацией.
Группа придерживается правил общения в группе (приложение 2).
Слово преподавателя: Одной из основных задач, стоящих перед учреждениями НПО является подготовка конкурентноспособных рабочих. Исходя их этого, наше училище работает над проблемой: «Формирование ключевых компетенций на основе внедрения инновационных технологий как один из путей подготовки конкурентноспособных специалистов». Отсюда методическое объединение общеобразовательных предметов выдвинуло следующую методическую проблему: «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках общеобразовательных дисциплин как путь к личностному росту», и я работаю над проблемой: «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики при использовании деятельностного способа». У определенной части учащихся профтехучилищ наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, к профессии, зачастую негативное отношение к знаниям. Это происходит потому, что мы, преподаватели, не всегда умеем формировать у учащихся положительные мотивы учения и труда. В течение многих лет работы преподавателем я стараюсь помочь учащимся осознать перспективные цели учения, сделать процесс обучения желательным для детей, построить его на основе развития их познавательных интересов. Включаю учеников в активную работу, используя при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности. На I курсе каждый год я начинаю выявлять индивидуальные особенности учащихся и состояние их знаний. Каждый год в начале учебного года мы проводим входной контроль.
Результаты входного контроля
Год | Выпо-лнили работу | Не справи- лись% | Выполнили на | % качества | % Успеваемо-сти | Средний балл | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||||||
2002 | 162 | 77,1 | - | 2 | 35 | 123 | 2 | 19,4 | 23 | 2,23 |
2003 | 98 | - | 10 | 27 | 61 | - | 25,5 | 10 | 2,5 | |
2004 | 91 | 4 | 5 | 8 | 74 | 22,5 | 18,7 | 2,35 | ||
2005 | 98 | - | 2 | 19 | 59 | 18 | 18 | 20,71 | 2,01 | |
2006 | 92 | - | 2 | 12 | 76 | 2 | 20 | 22,6 | 2,2 | |
2007 | 48 | - | 4 | 15 | 28 | 1 | 25 | 35 | 2,4 | |
2008 | 33 | 57,6 | 1 | 5 | 8 | 9 | 10 | 32,4 | 27,6 | 2,35 |
Далее в конце второго курса подводим итоги, учащиеся пишут аттестационную работу.
Вот итоги последних трех лет.
Год | % успеваемости | % успеваемости на «4» и «5» | Качество знаний | Средний балл |
2006 | 94,36 | 36,0 | 46,5 | 3,47 |
2007 | 90,0 | 32,31 | 43,0 | 3,3 |
2008 | 88,5 | 27,1 | 39,5 | 3,26 |
Снижение успеваемости за последние годы объясняется тем, что раньше учащихся, которые интересуются математикой, было больше, а с годами их все меньше и меньше. Каждый год мы проводим анкетирование для оценки логики мышления. В этом году в анкетировании принимали участие 2 группа I курса, 10 и 11 группы второго курса, и результаты показывают, что логическое мышление учащихся первого курса менее развито. Уроки математики способствуют развитию логического мышления. Для достижения этой цели я выбрала деятельный способ обучения:
Слышу – забываю
Вижу – запоминаю
Делаю – умею
Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности. Человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества.
Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в
процессе которой происходит возникновение и воплощение в объекте
психического образа и реализация опосредованных им отношений
субъекта в предметной деятельности.
В содержании деятельности можно выделить такие психологические
компоненты:
Эмоциональные Познавательные Волевые
перцептивные мнемические мыслительные
Деятельность
Индивидуальная: это устойчивая индивидуально – специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности с людьми с различными особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента и характера добиваться равной эффективности при выполнении деятельности разными способами; компенсируя индивидуальные особенности, препятствующие достоинство успеха.
Ведущая: это деятельность, которая на данном этапе развития связана с появлением важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности.
Внутренняя: всякая умственная работа, не обязательно мыслительный процесс, но и мысленное воспроизведение предстоящих действий, планирование.
Ориентировочная: совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследования и планирования поведения.
Совместная: организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры.
Психологическая: область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Любая деятельность начинается с передачи информации
Основные этапы передачи информации:
- Сообщение темы, формы и методы передачи.
- Акценты сообщения (планируем тембр своего голоса, паузы, режим).
- Сообщение.
- Анализ восприятия материала.
Для эффективного восприятия необходимо:
- Донести цель информации;
- Разбить информацию на блоки;
- Не давать большую информацию;
- Дозировать информацию, содержащуюся в сообщении;
- Расставлять акценты
- Интонация, тембр;
- Подстроиться под аудиторию;
- Выбрать соответствующий язык;
- Получить вопросы слушателей и ответить на них;
- Обратная связь;
- Регулирование и управление процессом;
- Подытоживание;
- Собственный настрой на информацию.
Для передачи информации необходимо использовать различные приемы и педагогическую технику.
Педагогическая техника – это совокупность приемов, способствующих гармоничному единству внутреннего содержания деятельности педагога и внешнего его выражения.
Выделяются две группы компонентов педагогической техники:
- Умение управлять собой
- Владение своим телом
- Управление эмоциональным состоянием
- Умение почувствовать настроение учащихся
- Техника речи
- Умение взаимодействовать с каждым учащимся индивидуально и с группой учащихся в процессе решения педагогических задач и восприятия сообщений.
- Умение разрабатывать учебный материал
- Коммуникативные умения
- Организаторские способности
- Техника предъявления претензий (глазами, мимикой и т.д.)
- Техника оценивания (поощрение, порицание и т.д.)
Любое сообщение имеет следующую структуру с точки зрения значимости
и эффективности слушания:
- 55% - выражения лица
- 33% - тон и тембр голоса
- 7% - слова
- 5% - потеря
Выбор путей сочетания различных форм работы на уроке определяется типом урока и зависит от его целей и задач.
Коллективным формам работы я отдаю предпочтение при изучении нового материала, при подведении учащихся к новым определениям, понятиям, выводам и при закреплении нового материала.
Индивидуальной работе в основном я уделяю внимание при обработке умений и навыков, учитывая разный уровень подготовленности учащихся.
Лекция 5%
Чтение 10%
Аудио-визуализация 20%
Демонстрация 30%
Дискуссия в группе 50%
Практическое
выполнение 75%
Обучение
других 90%
Анализ организации учебного процесса в традиционном и деятельностном способах обучения
Параметры анализа | Объяснительный способ обучения | Деятельный способ обучения |
1. Цель – модель желаемого будущего, предполагаемый результат | Задается, декларируется педагогом. | Формирование внутренней мотивации у учащихся, принятие ими цели предстоящей деятельности. |
2. Мотивы – побудители к деятельности | Используются внешние мотивы деятельности. | Опора на внутренние мотивы деятельности. |
3. Содержание обучения | Содержание разделов тем учебного предмета с ориентацией на «должен знать» и «должен уметь». | Учебный предмет – это средство развития отношений и способностей учащихся с ориентацией на профессиональную компетентность учащихся. |
4. Организация учебного процесса | Непрерывная смена предметного содержания. | Погружение в предмет (день, неделя, месяц и т.д); чередование различных видов деятельности в течение учебного дня. |
5. Структура процесса обучения | Занятия: - оргмомент; - опрос; - объяснение; - закрепление; - домашнее задание. | Три такта алгоритма управления учебным занятием:
Внимание! Учащиеся должны знать алгоритм ответа. |
6. Средства - способы, с помощью которых осуществляется деятельность | Выбирается педагогом, часто используются привычные независимо от поставленной цели. | Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели. |
7. Действие – основной элемент деятельности | Организуются инициативные действия, предусмотренные преподавателем. | Вариантные действия, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями обучаемых |
8. Результат – основной элемент деятельности | Организуются инвариантные действия, предусмотренные преподавателем | Вариантные действия, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями обучаемых |
9. Оценка – критерии достижения цели. | Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами. | Самооценка на основе применения индивидуальных применений достижения. |
Сочетание деятельности преподавателя и учащегося на уроке при организации решения познавательных задач с элементами постепенного усложнения.
Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1. Сообщает конкретный материал. 2. Сообщает материал, активизируя собственный процесс изложения (сам отвечает на попутно выдвигаемые вопросы). 3. Объясняет материал, попутно выдвигая задачи, требующие обоснования. 4. Ставит конкретные задачи, не указывая способов их решения. 5. Указывает тему задания. | 1. Пассивно слушают. 2. Пассивно слушают 3. Слушают, осмысливают информацию, отвечают по существу вопросов. 4. Самостоятельно определяют способы решения, сопоставляют при коллективном обсуждении. 5. Индивидуально ищут способы решения, коллективно обосновывают. |
Что дает деятельностный способ обучения учащимся? Из результатов входного контроля и итоговой аттестации учащихся в конце II курса видно, что их знания и математическое мышление улучшились. Кроме этого мы три года подряд готовились к фестивалю «Юность Большой Волги»: в 2006 году, готовили тему «Симметрия в деталях сельскохозяйственных машин» и не смогли выступить. Учащийся был отправлен на практику в Нижегородскую область, в 2007 году выступили с темой «Проценты в моей профессии» и заняли I место, в 2008 году выступили с темой «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». Где задачу Л.Н. Толстого решили десятью способами. Кроме этого каждый год учащиеся поступают в высшие учебные заведения, где одним из главных предметов является математика:
Ф.И.О студентов | Название высшего учебного заведения |
1. Семенов Николай | ЧГУ |
2. Иванов Александр Юрьевич | ЧСХА |
3. Копылов Сергей Владимирович | ЧСХА |
4. Константинов Дмитрий | МАДИ |
5. Андреев Дмитрий | МАДИ |
6. Гурьев Алексей Николаевич | МАДИ |
Кроме этого 10-15% выпускников ежегодно поступают на заочное отделение разных факультетов высших учебных заведений, с ними я поддерживаю тесные связи.
2 шаг. Представление системы уроков.
Деятельностный способ обучения я применяю третий год.
Все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу, обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика. При этом результат, полученный самостоятельно, имеет для ребенка несравнимо большую ценность, чем сообщенный ему учителем. А это в свою очередь создает дополнительно предпосылки для успешного упорядочивания накопленного фактического материала, осмысления его места в общей системе знаний. Такие занятия позволяют учащимся не только формировать знания, умения и навыки, но и решать гораздо более важную задачу, стоящую перед обучением, - развивать личность учащегося, удовлетворять его познавательные интересы; отстаивать свою точку зрения без негативизма и агрессии, помогают понять, что каждый человек уникален; учат учащихся применять полученные на уроках знания в жизненных ситуациях.
А теперь рассмотрим по этапам урока.
При проверке домашнего задания я частенько делаю так. Чтобы была накопляемость оценок, нужно опросить как можно больше учащихся. Я опрашиваю самого сильного учащегося. Потом мы вдвоем опрашиваем двух других и ставим оценки. Затем уже вчетвером опрашиваем еще 4 других учащихся и так далее. Таким образом, по цепочке опрашиваем всех. А когда оценки заносим в журнал, диктуют учителя. Если у меня возникает сомнение на счет оценок, я проверяю сама. В случае завышения оценки, этот учитель больше не привлекается к опросу. Этот метод хорош тем, что задействованы все учащиеся, и решается вопрос накопляемости оценок.
Деятельностный способ обучения часто применяю при изучении нового материала. Например, по теме решения иррациональных уравнений. Сначала рассматриваем на доске решение 2-3 примеров, учащиеся делятся на группы по 4 человека, затем раздаются карточки с примерами. В группе все учащиеся работают индивидуально, преподаватель проверяет у сильного учащегося (лидера группы) решение задач, а у остальных проверяет сам и в конце урока ставит оценки.
В своей работе я использую дифференцированно групповую форму учебной работы. Приведу пример. На уроке геометрии II курса я рассказываю учащимся “Цилиндр. Площадь поверхности и объем цилиндра”. Даю определение цилиндра, как тела вращения. Всей группой разбираем, какие элементы имеет цилиндр, даем еще одно определение, разбираем, что является осевым сечением цилиндра. Все это показываю на моделях, чертежах. Дальше разбираем понятие развертки цилиндра и выводим формулу полной поверхности цилиндра. Вспоминаем понятие объема вообще, и вывожу формулу объема цилиндра. Все формулы выписаны отдельно в таблице и вешаются на доске. Затем, убедившись, что сильные ученики поняли материал, даю им карточки с заданиями на 2 варианта (I вариант для слабых и II для более сильных) на формулы объема и площади цилиндра. С остальными учащимися я в ходе фронтальной беседы еще раз даю понятие цилиндра, основных формул площади и объема. Вторичный разбор с ними позволяет каждому из учащихся выяснить все непонятное, ответить на поставленные вопросы. А затем всем учащимся раздаю карточки-задания и предлагаю решать I и II вариант. В это время сильным ученикам, которые справились с карточками, даю задачи. Таким образом, все учащиеся добиваются усвоения материала. В конце урока собираются тетради, и каждый учащийся получает оценку.
Несколько слов хочется сказать о лабораторно-практических работах “Вычисление объема и площади цилиндра, конуса по их разверткам”. Учебно-практическое занятие строится из этапов: организационного, постановки цели и актуализации знаний инструктажа, оформление практических работ, оформление результатов наблюдения. Оно преследует цель – на основе ранее полученных знаний включить учащихся в различные действия для формирования у них умений и навыков. Эта форма наиболее полно реализует развивающие задачи обучения. Она способствует формированию умений и навыков, развивает способности учеников, учит их планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, эффективно формирует познавательные интересы, вооружает разнообразными способами деятельности. В течение всей работы я внимательно слежу за учащимися с низкими учебными возможностями. В необходимых случаях прихожу к ним на помощь. Так как эти учащиеся с робостью берутся за выполнение заданий и у них нет полной уверенности в том, что они сумеют это сделать, постоянно подбадриваю и поддерживаю их.
Уроки-соревнования – это прием введения в учебные занятия по математике элементов игры. Они основываются, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед делом: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Уроки-соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации, разной может быть и их роль в учебном процессе. Я расскажу об одном из видов урока-соревнования, который я провожу.
В конце учебного года, когда учащиеся уже устали, провожу на I курсе уроки-конкурсы, посвященные рассказам об ученых. Они проходят очень интересно и надолго запоминаются учащимися. Группу разбиваю на две подгруппы и объявляю, что через две недели будет занятие – урок-конкурс: будем соревноваться – какая группа больше и лучше знает о жизни и деятельности ученых-математиков, какая группа интереснее придумает кроссворд и выпустит математическую газету. Победители - вся группа без исключения -получают по “пятерке”. Указываю литературу, иногда называю примерный перечень фамилий ученых (Ковалевская, Ферма, Паскаль, Лейбниц, Ньютон, Архимед, Пифагор, Чебышев, Лобачевский, Эйлер). Конкурс начинаю с рассказа о правилах его проведения.
Желающие ответить должны поднимать руку. Тот, кто сделает первым, начинает рассказывать (например, про Рене Декарте), и другие его слушают. Рассказ можно дополнять: сначала это право дается учащимся из этой же группы, а потом из другой. За каждый ответ начисляются баллы. Все в классе всегда работают дружно, переживая за свою группу, а дома тщательно готовятся, ходят в библиотеку, ищут книги и статьи про ученых-математиков. По желанию групп оформляются доклады о каком-нибудь ученом и сдаются в кабинет математики. Так же смотрим изготовленные кроссворды, учитывая количество слов, качество изготовления и внешнее оформление. За интересные, по мнению учащихся, кроссворды, ставится отличная оценка. В заключении замечу, что так как все учащиеся группы получают по “пятерке”, то это является для слабых ее членов, мало участвующих в работе, большой радостью. Эта редкая для них и в общем незаслуженная удача превращается в стимул к занятиям. Уже на следующем уроке такие учащиеся стараются подтвердить свою оценку, например, подготовив еще какой-нибудь материал об ученом-математике.
Тема “Многогранники. Площадь поверхности и объемы многогранников”. После того как учащимся был показан алгоритм решения типовых задач, начинается отработка этих знаний. Группе предлагаю на последних страницах рабочей тетради для самостоятельного решения серию похожих задач: на доске написаны их номера на 2 варианта. Каждый начинает работу в своей тетради. Тот, кто решил задачу, по своему желанию, не спрашивая меня, молча выходит к одной из частей доски или к кодоскопу и пишет это решение в общем виде. Таким образом, могут предъявить мне свое решение 6 человек у доски и 3 человека у кодоскопа. Если работа сделана правильно, молча подаю знак, и учащийся получает оценку “5” или “4”. Если она выполнена на “3”, то оценка ставится по желанию учащегося, избегая психологических травм. Аналогичным образом учащиеся решают все другие задачи, “вынесенные” на урок. Поэтому в течение одного занятия у любого может накопиться несколько оценок (в зависимости от его активности), а в конце, на основании учета всех отметок, в классный журнал выставляется итоговая. Такой прием освобождает учащегося от скованности, боязни доски и плохой оценки, порождает инициативу и активность. На таком уроке включаются в работу даже слабые, так как, не справившись с одной задачей, они имеют возможность попробовать свои силы в решении второй, третьей, пока не добьются успеха.
Выполнение домашних заданий – составная часть самостоятельной учебной работы учащихся, выполняемая по заданию учителя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Например, по теме «Производная и ее применение» дается задание: составить 15 примеров всех видов на вычисление производных и решить их. Сложные, интересные примеры оцениваются по высокой системе. Для сильных учащихся дается карточка-задание исследовательского характера. Для выполнения этого задания даю неделю. По теме «Многогранники» дается задание «Изготовить призму, параллелепипед или пирамиду и вычислить V и S со всеми объяснениями» или тема «Тела вращения» задание «Изготовить цилиндр или конус и вычислить V и S». По теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей» даю задание «Изготовить модели к задачам и со всеми цифрами выполнить решение».
Целью моей работы чаще всего было повышение успеваемости, зачастую также улучшение отношения учащихся к данному предмету. Для этого я использую различные формы учебной работы: фронтальная, дифференцированно-групповая, индивидуальная и индивидуализированная (самостоятельная работа, домашние задания, лабораторно-практическая работа, тесты, зачеты). В своей работе также использую конференции, семинары, математические лекции. Чаще всего в своей работе использую комбинированные уроки, которые строятся на совокупности логических не обусловленных звеньев процесса обучения. Использование индивидуализированной самостоятельной работы способствует повышению успеваемости (в особенности за счет уменьшения неудовлетворительных оценок и увеличения количества хороших оценок). Такая работа нравится и мне и учащимся: сильным ученикам особенно нравятся задания, которые требуют большего напряжения и дают дополнительную информацию, слабые же получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом, чем прежде. Повышается интерес к предмету. Каждый год 2-7 человек поступает в вуз.
Шаг 3. Имитационная игра.
1. Внимательно прочитайте текст задания.
Лучший по профессии
По традиции в училище № 28 в январе проводится конкурс профмастерства по профессии «Повар, кондитер». В нем участвуют учащиеся всех групп по данной профессии. Учащиеся соревнуются в сервировке праздничного стола, в знании вопросов технологии приготовления блюд и в приготовлении фирменного блюда.
От группы №5 в конкурсе приняла участие Максимова Татьяна, активная, общительная. К работе всегда относится творчески, поэтому в группе часто к ней обращаются за советом. И по спецпредметам у Тани одни «пятерки».
На конкурсе Таня готовила свои любимые «Вареники ленивые».
Это блюдо не требует больших затрат на приобретение продуктов, так как Таня живет в сельской местности, и в хозяйстве у них есть корова.
Таня сначала составила технологическую карту для блюда «Вареники ленивые» (см. приложение 1). Она взяла творог, протерла через сито, ввела муку, яйца, сахар, соль, тщательно перемешала до получения однородной массы, раскатала в пласт толщиной 10-12 мм и разрезала на полоски толщиной 25 мм. Из полосок вырезала разные красивые фигурки. Вареники отварила в подсоленной воде при слабом кипении в течение 4-5 минут. По требованию отпуска эти вареники идут со сметаной 25% жирности. Но у Тани сметана оказалась очень густой, 30% жирности и не соответствовала норме.
Таня посмотрела в сторону строгого жюри, на рядом уверенно работающую подругу Свету, которая готовила диетическое блюдо «Сырники из творога» (приложение 2) и задумалась.
Ей так хотелось победить в конкурсе.
2. Обратитесь еще раз к тексту и выпишите ключевые слова, словосочетания, фразы.
3. Ответьте на вопросы:
- Охарактеризуйте главные действующие лица (активная, общительная, к работе относится творчески, по спецпредметам одни «пятерки»).
- Определите проблемы и из них выделите главную (нет сметаны 25% жирности).
- Как можно решить эту проблему? (Как сделать сметану 25% жирности из 30% жирности? Разбавить сметаной 10% жирности, кипяченой водой, молоком)
4.Возможные варианты решений:
I способ
Сметану 30% жирности разбавить сметаной 10% жирности и получить 40 г сметаны 25% жирности. Чтобы получить 40 г сметаны 25% жирности, находим состав жира в 40 граммах сметаны: 40:100*25=10 (г). Мы разбавляем сметану 30% жирности (30% =0,3, пусть будет сметаны 30% жирности – х граммов, а жира в ней будет 0,3х) сметаной 10% жирности (10%=0,1, ее масса будет 40-х граммов, то состав жира будет 0,1* (40-х) грамма). Составим уравнение:
10=0,3х+0,1*(40-х)
Отсюда Х=30, 40-х=40-30=10
Ответ: чтобы получить сметану 25% жирности, разбавляем 30 г сметаны 30% жирности 10 граммами сметаны 10% жирности.
II способ
Сметану 30% жирности разбавляем молоком (жирность молока примерно 4%) и получить 40 г сметаны 25% жирности. Чтобы получить 40 г сметаны 25% жирности, находим состав жира в 40 граммах сметаны: 40:100*25=10 (г). Мы разбавляем сметану 30% жирности (30% =0,3, пусть будет сметаны 30% жирности – х граммов, а жира в ней будет 0,3х) молоком 4% жирности (4%=0,04, ее масса будет 40-х граммов, то состав жира будет 0,04* (40-х) грамма). Составим уравнение:
10=0,3х+0,04(40-х)
Решая получаем, что х=32,3 г, тогда 40-х=40-32,3=7,7 (г)
Ответ: чтобы получить сметану 25% жирности, разбавляем 32,3 г сметаны 30% жирности 7,7 граммами молока 4% жирности.
III способ
Сметану 30% жирности разбавляем водой (жирность воды 0%) и чтобы получить 40 г сметаны 25% жирности. Чтобы получить 40 г сметаны 25% жирности, находим состав жира в 40 граммах сметаны: 40:100*25=10 (г). Мы разбавляем сметану 30% жирности (30% =0,3, пусть будет сметаны 30% жирности – х граммов, а жира в ней будет 0,3х) водой, масса которой 40-х. Составим уравнение:
10=0,3х
Х=33,3 (г), тогда 40-х=40-33,3=6,7
Ответ: чтобы получить сметану 25% жирности, разбавляем 33,3 г сметаны 30% жирности 6,7 граммами воды.
5. Слово преподавателя: слово для ознакомления с принятыми решениями предоставляется представителям групп. (Лидеры команд презентуют свои решения задачи) Внимательно слушайте выступления команд и после каждого выступления заполните групповой лист «Обратная связь. Отзыв» (Приложение5). Лидер или секретарь выражает мнение группы, члены группы не дополняют его высказывание. С результатами «Обратная связь. Отзыв» группы знакомятся после всех выступлений, но своего мнения (согласия или несогласия) не высказывают, а принимают к сведению.
Каждая группа, поработав, нашла свое решение этой задачи. А теперь, на основе решения этих задач можно вывести общую формулу:
Сметана 30% жирности Сметана 10% жирности Сметана 25% жирности
Х г У г (Х+У) г
Р% q% r%
Х:100%*Р% - масса жира У:100%* q% - масса жира (Х+У):100%* r %
Составим уравнение:
Х:100*Р +У:100* q =(Х+У):100* r ,
Решая это уравнение, получим:
Итак, получаем формулу:
Х r – q
У Р - r
Шаг 4. Моделирование.
А теперь, уважаемые коллеги, вы снова стали учителями. И теперь ваша задача, работая в группах составить текст проблемной ситуации, по которой можно составить условие и решить задачу по профессии «Повар, кондитер».
Все группы хорошо поработали, молодцы! Теперь, снова работая в группах, вы должны решить, какие предметные, профессиональные и ключевые компетенции, выработались у Вас на этом занятии, в роли учащихся.
Предметные:
- Способность из жизненной ситуации выделить задачу;
- Способность решать задачи по данному алгоритму;
- Способность создать собственный алгоритм решения задачи;
- Способность из конкретной задачи вывести общую формулу.
Профессиональные:
- Способность пользоваться сборниками рецептур;
- Способность производить расчеты.
Ключевые:
Учебно-познавательная компетенция:
- способность определить проблему в заданной ситуации;
- способность разработать алгоритм достижения результата деятельности (составить план действий в логической последовательности);
- способность систематизировать информацию по заданным признакам;
- способность анализировать и обобщать имеющиеся факты и делать выводы.
Коммуникативная компетенция
- способность четко выразить свои мысли;
- способность обосновать свои высказывания;
- способность аргументировано доказывать свою точку зрения;
- способность ставить вопросы (к увиденному, услышанному, прочитанному) и давать свои ответы на них;
- способность давать ответы на поставленные вопросы;
- способность осознавать, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми;
- способность решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях.
Компетенция социального взаимодействия
- способность работать в команде;
- способность организовать работу в группе;
- способность подчиниться руководителю команды;
- способность выслушать точку зрения другого человека и признать его правоту;
- способность контролировать свои эмоции;
- способность брать ответственность на себя.
Информационная компетенция
- способность понимать возможности применения информационных технологий.
Технологическая компетенция
- способность анализировать нестандартные ситуации.
А теперь какие компетенции у Вас выработались в роли экспертов.
Те же и
- способность использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности;
- способность оформить (устную и письменную) тематическую работу.
Шаг 5. Рефлексия.
I. Послушайте притчу и выполните задание.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостно и с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».
Кто себя считает первым рабочим, обведите кружочком цифру 1. Кто себя считает вторым рабочим - цифру 2, если третьим - цифру 3. Попробуйте обосновать свой ответ.
1. Первый рабочий.
2. Второй рабочий.
3. Третий рабочий.
II. Посмотрите, пожалуйста, на пирамиду и отметьте, на какой ступени Вы находились, или ощущали себя, во время проведения мастер-класса.
Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект мастер-класса по теме "Репортаж как жанр публицистики"
Данный мастер-класс позволит учителям познакомить учащихся с основными видами репортажа как одного из публицистических жанров. Предназначен для учителей, работающих в спрофилированных на гуманитарные ...
План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья»
План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья» ...
план-конспект мастер-класса сценическая речь
Театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение в театре имеет визуальный образ. Однако, стоит отметить, что театр ориентирован прежде всего на вербальное творчество. Поэтому важнейши...
План-конспект мастер-класса "КАНЗАШИ"
В план-конспекте представлена технология изготовления "КАНЗАШИ": история "КАНЗАШИ", образцы изделий для украшения интерьера жилых помещений и женской одежды, свадебный букет и мастер-класс....
План-конспект. Мастер-класс "игровой"
Конкурсно-игровая программа «Крестики-Нолики».На основе популярной игры «Крестики-Нолики» показано как можно интересно провести свой досуг....
План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"
Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах " на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...
План-конспект мастер-класса по теме: «Роспись кухонной лопатки».
План-конспект мастер-классапо теме: «Роспись кухонной лопатки». Ход мастер-класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РОСПИСИ КУХОННОЙ ЛОПАТКИ.Поэтапная роспись кухонной лопатки на примере кот...