Бинарный урок по теме " число и числительное"
план-конспект урока по математике на тему

Будкова Елена Сергеевна

Урок повторения по математике и русскому языку. Урок проводился учителем русского языка Суховой Светланой Александровной и мной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok.docx40.3 КБ

Предварительный просмотр:

Число. Имя числительное

Тип урока: Отработка и совершенствование знаний, умений и навыков.

Цель:

1. Отработать умения по теме «Имя числительное»; отработать умения выполнять действия с числами.

2. Развитие умений грамотного употребления числительных в заданной речевой ситуации. Развитие мотивации к учению, внимания, логического мышления.

1. Мотивация учебной деятельности

РЯ- Заспорили два школьных приятеля, какой предмет важнее - математика или русский язык? «Миром управляют числа. Поэтому математика - самая важная наука», - утверждает один из них. «А язык мой - друг мой. Так что русский язык главнее математики», - отвечает другой. Ребята, а вы как считаете?

Уч. Мат.:

Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?

Учит. Рус.яз.:

Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких - то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.

Уч. мат.:

Нет! Миром числа управляют.
Они в порядок приводят ум наш.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль, Лагранж.

Уч. Рус.яз.:

Есть листьев шум и мир под облаками.
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами -
И боль, и страх, любовь и счастье.

Учит. Мат.:

Но математику учил ракет создатель,
И в космос полетели мы без вас.

Учит. Рус.яз.:

Нет! Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.

Учит. Мат.:

Друзья мои! Не надо ссор,
        Решим сейчас мы этот спор

2. Формулирование темы урока, постановка цели

1) М: рубрика «Это интересно». Совсем недавно наша страна праздновала День космонавтики.

Космос - дорога без конца к познанию Земли. 12 апреля 1961 года человек в первый раз увидел нашу планету со стороны. Это был Ю.А.Гагарин. Он облетел земной шар за один час сорок восемь минут.

Ребята, а известны ли вам еще какие-нибудь даты, связанные с космосом. Для того, чтобы узнать еще одну знаменитую дату, мы должны будем с вами выполнить действия с десятичными дробями:

  1.  (9,3+1,7) / 0,2=
  2. (15,6+24,4)*0,4=
  3. 40*0,5*0,3=
  4. 4,91*4/0,01-1=
  5. 0,3/0,2*30=
  6. 300*0,1+4,1*10=        ( ответы: 55; 16; 6;  1963;45; 71)

В 2018 году 55 лет исполнится с момента полёта в космос первой женщины-космонавта.

Валентина Владимировна Терешкова (р. 1937), советский космонавт, первая женщина в космосе. 16 июня 1963 г. на корабле «Восток-6» она  45 раз облетела вокруг Земли, проведя 71 час в космосе.

3. Учитель РЯ. Какая часть речи нам помогла узнать много интересного из этой рубрики? (имя числительное). Имя числительное - лингвистическая категория, а как это называется в математике? О чем пойдет речь на уроке?

4. Тема урока: «Число. Имя числительное».

- Чем необычен сегодня наш урок?

Какие цели будем преследовать? (Число - категория математическая; имя числительное - лингвистическая, языковая => на уроке будет прослеживаться связь математики и русского языка).

Отработать умения по теме «Имя числительное». Отработать умения выполнения действий с числами.

Учитель РЯ

Сегодня у нас необычный урок. Во - первых, таких у вас ещё не было: и русский язык, и математика одновременно.  Сегодня на уроке Вам будет представлена уникальная возможность «алгебру гармонией разъять». Мы соединим знания, полученные на уроке русского языка с умениями решать математические задачи.

Во - вторых, к нам пришли гости, учителя нашей школы, посмотреть, как мы работаем. Надеюсь, вы будете работать серьёзно, отвечать только полным ответом.

Разделить учеников на команды заранее

Представить жюри.

(Будкова Е.С.)

А сейчас мы с вами немного поиграем. Мы уже вспомнили об успехах нашей страны в области освоения космоса.  Предположим, что соревнуясь с Западом, мы зашли уже так далеко, что стали запускать космические корабли с туристами на  Марс. И вот ваши команды уже оказались лучшими из лучших во множестве соревнований за право лететь на Марс. И осталось последнее испытание: вы должны доказать, что прекрасно умеете производить вычисления, решать возникающие перед вами задачи,  умеете грамотно говорить и выражать свои мысли. А также можете слаженно работать в команде.

И первое задание - написать короткий репортаж о гимназии. Перед Вами данные о нашей школе, которые можно использовать при создании репортажа. Ведь мы, земляне, образованные люди, а на Марсе, возможно, вы встретите кого – нибудь, и тогда вам нужно будет рассказать о своей школе. К тому же вам потребуется постоянно делать короткие репортажи о своём путешествии с борта корабля и с Красной планеты.

Требования к репортаж у- выбрать из текста предложения с числительными и составить репортаж на 50-70 слов.

  1. Репортаж о гимназии

(В Волховской городской гимназии обучается более 500 учащихся 1-11 классов. В гимназии реализуются образовательные программы, направленные на дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам гуманитарного профиля; в 10 – 11 классах осуществляется профильное обучение филологической и социально-экономической направленности.

Миссией гимназии является реализация концептуальной идеи развития образования повышенного уровня, ориентированного на учащихся способных к интеллектуальному труду.

В гимназии преподают специалисты высокой профессиональной квалификации, среди них Заслуженный учитель Российской Федерации, Почетные работники общего образования, лауреаты и победители муниципальных и региональных конкурсов «Учитель года», обладатель медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, кандидаты наук, авторы учебно-методических пособий, научно-методических публикаций.

Среди учащихся гимназии — победители и призеры городских, областных, российских олимпиад и конкурсов; неоднократно обладатели 100 балльного результата сдачи ЕГЭ, победители и призеры российских первенств юниоров по русскому рукопашному бою.

Научно-исследовательскую деятельность в гимназии проводят — научно-методический совет, предметные кафедры, ученическое научное общество.

На протяжении ряда лет гимназия принимает активное участие в научно-образовательных программах и конкурсах федерального и регионального уровней, развивает социальное партнерство с Академической гимназией имени Д.К. Фаддеева СПбГУ.

В гимназии реализуются проекты — «Гимназия – Университет», «Память», «Гимназический пресс-клуб», «Литературная гимназия» и другие.

В управлении гимназией принимают участие Ученический Совет и Совет гимназии. С 1997 года выпускается газета «Gaudeamus».

В гимназии развита сеть дополнительного образования, объединяющая студии, клубы, кружки и другие творческие коллективы учащихся.

Ежегодно с приглашением родителей, городской администрации, общественности города, руководителей промышленных предприятий, попечителей гимназии проводятся торжественные церемонии начала учебного года, посвящения в гимназисты, награждения лучших учащихся гимназии почетными грамотами и дипломами.

В гимназии находят продолжение традиции российских гимназий XVIII — XIX веков. И двести лет тому назад, и сейчас ожидание общества относительно гимназий одинаковы. Великий русский ученый М.В. Ломоносов, основатель первого Российского университета и при нем гимназии, говорил, что «гимназия является основой всех свободных наук и искусств. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество; молодые люди должны приучаться к правильному образу мышления и добрым нравам».

Высказывания М.В. Ломоносова созвучны идеям, которые реализуются Волховской городской гимназией.

С 2014 года вследствие реорганизации и присоединения классов Волховской средней общеобразовательной школы №3 увеличился контингент учащихся и педагогических работников гимназии. В настоящее время проводятся плановые мероприятия по строительству нового здания гимназии на 700 мест по юридическому адресу: Ленинградская область, город Волхов, улица А. Лукьянова, д. 4.

Директор МОБУ «Волховская городская гимназия № 3 имени Героя Советского Союза Александра Лукьянова» — Дмитрий Львович Бенькович, Заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук.)

М: Пока ученики создают репортаж,  учителя в это время предлагают зрителям отгадать загадки. Баллы за правильные ответы ( 1 балл) можно подарить любимой команде.

РЯ: У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна) 
Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей (год, месяцы, дни) 
Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет (дождь, земля, трава) 
Шесть ног, две головы, один хвост – что это такое? (Всадник и лошадь) 
Четыре брата бегут, бегут, друг друга не догонят. (Колеса) 
Четыре братца под одним шатром стоят. (Стол) 
Какое животное имеет два носа? (носорог) 
Два брата купаются, а третий насмехается? два ведра и коромысло) 
Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (12 месяцев) 
Есть семь братьев: годами равные, именами разные? (дни недели) 
Лежит брус на всю Русь. На том брусу 12 гнёзд. И во всяком гнезде по 4 птицы? (год) 
Только одно дерево без ветра шумит. Какое? (осина) 
Четыре ноги, а не зверь. Есть перья, да не птица? (кровать, постель) 
 Шесть ног, а бежит не быстрее, чем на четырёх? (всадник на коне) 
Сто один брат и всё в один ряд. Вместе связаны стоят. Что это? (изгородь) 
Что имеет два конца, но не имеет начала? (ножницы) 
Стучит, гремит, вертится. Ничего не боится, считает наш век, а не человек? (часы)

Ученики представляют на суд жюри и зрителей репортажи о гимназии.

Пока жюри подводят итоги, учителя продолжают урок.

Безусловно, знания математики и русского языка помогут вам в вашем космическом путешествии. Но никогда не стоит  забывать и о физической подготовке. Вы должны находиться в прекрасной физической форме и постоянно уделять внимание тренировкам.

Физкультминутка.

Учитель математики: А сейчас потренируемся в решении задач.

(Задачи распечатать на две команды)

Решить задачи и записать ответ в виде числа:

1). Ананасы стоят восемьдесят пять руб. за штуку. Какое максимальное число ананасов можно купить на пятьсот руб., если их цена снизится на двадцать процентов?(ответ:7)

2) Теплоход рассчитан на семьсот пятьдесят пассажиров и двадцать пять членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить семьдесят человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?  Ответ:12

3). Призерами городской олимпиады по математике стало сорок восемь учеников, что составило двенадцать процентов от числа участников. Сколько человек участвовало в олимпиаде? Ответ:400

4). В соревнованиях по толканию ядра участвуют четыре спортсмена из Финляндии, семь спортсменов из Дании, девять спортсменов из Швеции и пять — из Норвегии. Порядок, в котором выступают спортсмены, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсмен, который выступает третьим, окажется из Швеции. Ответ:0.36

5). В группе туристов тридцать человек. Их вертолётом в несколько приёмов забрасывают в труднодоступный район по шесть человек за рейс. Порядок, в котором вертолёт перевозит туристов, случаен. Найдите вероятность того, что турист П. полетит первым рейсом вертолёта. Ответ:0.25

Решить задачи и ответ записать в виде числительного:

Продолжить отгадывание загадок

1). Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0.25г. 5 раз в день в течение 10 дней. В одной упаковке 14 таблеток лекарства по 0.25г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения? Ответ:4

2) Какой наименьший угол (в градусах) образуют минутная и часовая стрелки часов в 16:00? Ответ:120

3). Два ребра прямоугольного параллелепипеда, выходящие из одной вершины, равны 3 и 4. Площадь поверхности этого параллелепипеда равна 94. Найдите третье ребро, выходящее из той же вершины.

4) Найдите корень уравнения             9 · 2 х – 3 = 4 · 3х – 3 Ответ:5

5) Найдите значение выражения: 

  Ответ:-23.6

6) На поверхности глобуса фломастером проведены 12 параллелей и 22 меридиана. На сколько частей проведённые линии разделили поверхность глобуса?

Меридиан — это дуга окружности, соединяющая Северный и Южный полюсы. Параллель — это окружность, лежащая в плоскости, параллельной плоскости экватора.

Ответ :286

 7) Найдите трёхзначное натуральное число, большее 400, которое при делении на 6 и на 5 даёт равные ненулевые остатки и первая слева цифра которого является средним арифметическим двух других цифр. В ответе укажите какое-нибудь одно такое число.

Ответ: 453. 573. 693

Итоги репортажа и загадок: на доске пишут ответы на экран

 Математик:

Один известный стихотворец в молодости посещал лекции великого математика Гаусса и весьма преуспевал. После же он полностью посвятил себя творчеству и оставил занятия. Когда Гаусса спросили, что тот думает о своем бывшем ученике, великий ученый сказал: “Он стал поэтом. Для математики у него не хватало воображения”.

Филолог:

А один известный русский писатель А.Н. Толстой в повести «Детство Никиты», рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений принесла ему математика. Уже в детстве у него было сильно развито воображение – черта обязательная, важная для писателя, - и оно уносило его в сторону от текста задачи.

Учитель:

- Друзья мои! Без воображения, как и без вдохновения, нельзя ни в математике, ни в литературе. Следующие задания подтверждают эту истину.

Учитель математики: При решении практико-ориентированных задач мы строим математическую модель, абстрагируемся и обдумываем, какие шаги (действия) приведут нас к результату. Эти модели можно использовать и в жизни, чтобы прийти к своей цели. Иногда учащиеся говорят, что математика не нужна им в реальной жизни. Но так ли это?

Задание. Прочитайте отрывок из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты» и ответьте на вопросы.

Известный русский писатель А.Н.Толстой в повести “Детство Никиты”, рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение - черта обязательная, очень важная для писателя - и оно уносило его в сторону от его задачи.

“Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и чёрного сукна…” - прочёл Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника.

Он был в длинном пыльном сюртуке, с жёлтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была тёмная, как, щель; на пыльной, плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.

Вопросы.

- Что мешало мальчику решить задачу?

- В каком стиле написан текст? В художественном.

- Подскажите, как ему помочь.

Надо составить задачу и записать краткое решение.

- Каким должен быть стиль речи? Научным.

- Каковы основные приметы научного стиля? Точность, конкретность.

3. Учитель математики.

а) Какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?

- Краткое условие задачи:

10 аршин по3 р.64 к.

10 аршин по 2 р.36 к. Всего?

От восточных купцов пошла единица “аршин” - существовали турецкий аршин, персидский аршин и др. Поэтому и возникла поговорка “мерить на свой аршин”

1 аршин=16 вершкам=28 дюймам=71 см.

Выступает жюри и подводит итоги конкурса «Репортаж»

Учитель математики также подводит общий итог: «Практикум по решению задач» и «задача по А. Толстому»

Учитель математики.

Вашему вниманию предлагаем ещё одну задачу, про купца, придуманную А.П. Чеховым в рассказе «Репетитор». Эту задачу не смогли решить ни репетитор, ни его ученик.

Задание 2. Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Репетитор» и решите задачу.

Учитель берет задачник и диктует:

— «Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 руб. за аршин, а черное 3 руб.?» Повторите задачу.

Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138.

— Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так... продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю!

Зиберов делит, получает 3 с остатком и быстро стирает.

«Странно... — думает он, ероша волосы и краснея. — Как же она решается? Гм!.. Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая»...

Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63.

«Гм!.. странно... Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что ли? Нет, не то».

— Решайте же! — говорит он Пете.

— Ну, чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая! — говорит Удодов Пете. — Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич.

Егор Алексеич берет в руки грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.

— Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, — говорит он. — Ее с иксом и игреком решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я, вот, разделил... понимаете? Теперь, вот, надо вычесть... понимаете? Или, вот что... Решите мне эту задачу сами к завтраму... Подумайте...

Из рассказа А.П.Чехова "Репетитор"

Задача

Купец купил 138 аршин черного и синего сукна на 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное - 3 рубля.

Ответ:

Решение. Пусть синего сукна было х аршин, тогда черного (138-х) аршин. 5х+3(138-х)=540

5х+414-3х=540

2х=126

х=63(аршина) синего

138-63=75(аршин) черного.

Ответ: синего 63 аршина, черного 75 аршин.

Учитель:

Проанализировав преподавание начальной математики в школах, великий мастер слова Л.Н. Толстой подверг острой критике официально признанную методику преподавания начал математики. Методические искания привели Л.Н. Толстого к написанию учебника "Арифметика" в двух частях с указаниями для учителя.

Математические понятия Л.Н.Толстой использовал для блестящих афоризмов о характерах людей, познании, истине. Вот некоторые из них:

"Все люди так же равны: как равны прямые углы при всем видимом различии".

"Человек есть дробь. Числитель - это - сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству".

В связи с этим о людях, имевших о себе высокое мнение, Л.Н.Толстой говорил: "У этого человека слишком велик знаменатель".

Задание 3. Решите задачу Л.Н. Толстого.

Задача из "Азбуки" Л.Н.Толстого (1828-1910 гг.)

Задача

Пятеро братьев разделили между собой наследство отца поровну. В наследстве было три дома. Три дома нельзя было делить, их взяли старшие три брата. Каждый из старших заплатил по 800 рублей меньшим. Меньшие разделили эти деньги между собой, и тогда у всех пяти братьев стало поровну. Много ли стоили дома?

Ответ:

Решение

800*3=2400(руб.) - заплатили двум меньшим;

2400:2=1200(руб.) - получил каждый в наследство;

1200*5:3=2000 - стоил дом.

Ответ: дом стоил 2000 рублей.

Итоги конкурсов:

Математика:

- М.: Наша ракета приближается к следующей остановке. Внимание на экран.

В июне 1969 года двое американских космонавтов высадились на Луну. В общей сложности они провели на Луне 300 часов. Сколько это суток? (у доски, коллективно)

Ответ: 12,5

Блок собирательные числительные:

Мы продолжаем наше путешествие. Внимание на экран:

- Ребята, обратимся к тексту задачи про американских космонавтов. Посмотрите внимательно, какое числительное есть в тексте, о котором мы еще не сказали (собирательное)

- Давайте вспомним, в чем особенность этих числительных?

Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей, детенышей животных и с существительными, употребляющимися только во множественном числе.

- А в чем особенность числительных оба и обе?

Задание на слайде.

Поставьте в нужную падежную форму данные числительные. Определите разряд, падеж числительных.

Держать штурвал (оба;обе) руками

Распол…житься по (оба;обе) сторонам Луны.

Отдать почести (оба;обе) космонавтам.

Наблюдать за (оба;обе) ракетами.

Самопроверка со слайда.

- Молодцы! Вы хорошо поработали.

РЯ: Итоги:

Синквейн. Ребятам напоминаются правила составления .

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок на тему "Деятельность человека как экологический фактор".

Бинарный урок (биология +география) в игровой форме, рассказывающий о деятельности человека в биосфере....

Интегрированный урок по теме "Число. Имя числительное".

Сейчас все понимают, что важно дать ребёнку не разрозненные знания по отдельным предметам, а, знакомя с отдельными науками, показать их взаимосвязь, дать представление об окружающем мире, где чи...

Бинарный урок по теме Лампа накаливания

В нашей школе существует традиция проводить бинарные уроки на различных предметах. Основоположниками были мы с коллегой, учительницей химии Стрельниковой Надеждой Анатольевной.Данный урок один из сери...

Интегрированный урок по русскому языку и математике на тему: "Число. Имя числительное»

Данный урок поможет пятиклассникам понять, как все  школьные науки близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая им разобраться в трудных вопросах этой жизни. Одна наука не может быт...

Разработка бинарного урока по теме "Комплексные числа в решение электротехнических задач"

Разработка содержит методику проведения бинарного урока по математике и электротехнике в среднем профессиональном учебном заведении. Урок содержит элементы игры, направлен на повышение интереса к пред...

Использование универсальных учебных материалов на уроках русского языка в рамках осуществления преемственности реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (на примере бинарного урока по теме «Правописание глаголов на – тся и – ться)

Преемственность методики обучения. Формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогический  метод обучения, способствующий активизации познавательной и умственной деятельности обучаю...

Конспект бинарного урока по теме: "В поисках сокровищ.Обобщение знаний о числах и цифрах в пределах 5 и о геометрических фигурах"

Разработка бинарного урока по предметам "Математические представления" и "Речь и альтернативная коммуникация" АООП (II вариант) для обучающихся по СИПР....