Пособие для учащихся "Решение экономических задач"
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Задачи экономического содержания традиционно являются трудными для учащихся. Данная статья поможет ученикам разобраться в материале и научиться решать экономические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_dlya_uchashchihsya_reshenie_ekonomicheskih_zadach.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
В.К. Кузнецова,
учитель математики ГБОУ «Школа № 329» г. Москва,
кандидат педагогических наук
Готовимся к ЕГЭ
Пособие для учащихся
«Решение экономических задач»
В данных задачах используются величины: сумма кредита, процентная ставка, периодическая выплата по кредиту, стоимость ценной бумаги и другие. Для успешного решения данных задач необходимо знать последовательность действий.
И, самое главное, соблюдать порядок этих действий!
Алгоритм решения:
- Взял кредит – сумма на количество лет.
- Банк начислил проценты
- Внес периодическую плату по кредиту
Дальше пункты 2 и 3 могут повторяться в зависимости от количества лет.
- Внес остаток долга – погасил кредит.
Рассмотрим решения разных типов задач
1.Пусть размер кредита равен S, процент банка p,
а ежегодная выплата по кредиту K.
Формулы для подсчета процентов:
а) если величину S увеличить на p%, получится S∙(1+p/100);
б) если величину S уменьшить на p%, получим S∙(1-p/100);
в) если величину S дважды увеличить на p%, получим S∙(1+p/100)²;
г) если величину S увеличивать на p% не два раза, а три раза, получится S∙(1+p/100)³;
д) если величину Х увеличивать на p% п раз, то степень п S∙(1+p/100)n .
2.Рассмотрим теперь, если заемщик выплачивает сумму K по кредиту.
Тогда через год после начисления процентов и выплаты суммы K,
размер долга равен S∙(1+p/100)-K.
Так как каждый год сумма будет умножаться на выражение в скобках, введем замену переменных.
Обозначим:
Р =1+p/100,
тогда S∙Р-K.
Через два года размер долга будет выглядеть следующим образом:
(SР-K)∙Р-K;
Через три года: ((SР-K)∙Р-K)∙Р-K;
Через четыре года: (((SР-K)∙Р-K)∙Р-K) Р-K;
Через n лет: SРⁿ-K(Рⁿ+ Рn-1+Рn-2+Р³+Р²+Р+1).
В скобках мы видим геометрическую прогрессию.
Для подсчета величины в скобках иногда применяется формула суммы Р членов геометрической прогрессии, где В1 равен 1, а q равен Р.
Формула для суммы п членов геометрической прогрессии:
Kn=
В нашем случае размер долга через n лет равен:
SРⁿ-K
Итак, мы видим в нашей формуле следующие четыре переменные:
- размер денежной суммы - S
- процент банка - p,
- периодическая выплата банку (транш) – K
- временной период происходящих действий (года, месяцы) - n
В зависимости от того, какая из этих переменных неизвестна, можно выделить типы экономических задач.
При решении этих типов задач используется описанная в теории модель решения.
Используется одна и та же формула!
Типы экономических задач
Тип 1.
По нашей формуле - неизвестно n. Так как все остальные величины известны, то необходимо вычислять остаток суммы по кредиту до тех пор, пока он не станет меньше, чем периодическая выплата банку– K.
Пример задачи:
1 января 2016 года Алексей Петрович взял в банке 1,1 млн рублей в кредит. Схема выплаты кредита следующая — 1 числа каждого следующего месяца банк начисляет 2 процента на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 2%), затем Алексей Петрович переводит в банк платёж. На какое минимальное количество месяцев Алексей Петрович может взять кредит, чтобы ежемесячные выплаты были не более 220 тыс. рублей?
Решение:
S=1100 000; K= 220 000; p=2% Найти n?
1 февраля 2015года: 1100 000 ∙1,02 -220 000 = 902 000.
1 марта 2015года: 902 000∙1,02 -220 000 = 700 040
1 апреля 2015 года: 700 040∙1,02 -220 000 = 494040,8
1 мая 2015 года: 494040,8∙1,02 -220 000 = 283921,6
1 июня 2015 года: 283921,6∙1,02 -220 000 =69 600,05
1 июля 2015 года: 69 600,05∙1,02 = 70 992,05 – остаток суммы долга.
В последний месяц выплата составит менее 220 тыс. руб. Из таблицы видно, что минимальный срок кредита в условиях задачи составляет 6 месяцев.
Ответ: 6.
Тип 2. Вычисление процентной ставки по кредиту.
По нашей формуле – неизвестно p.
Так как известно n, то необходимо начислить на сумму S проценты n раз Составить уравнение, относительно p. И решить это уравнение.
Пример задачи:
Производитель получил кредит в банке под определенный процент годовых. Через год производитель в счет погашения кредита вернул в банк 3/4 от всей суммы, которую он должен банку к этому времени, а еще через год в счет полного погашения кредита он внес в банк сумму, на 21% превышающую величину полученного кредита. Каков процент годовых по кредиту в данном банке?
Решение:
Нам неизвестна сумма кредита S – примем ее за 1; n=2; K1 =3/4=0,75; K2=1.21, где K1 и K2 - это первая и вторая выплата банку.
1 год: (1+ 0,01p) – 0,75(1+ 0,01p)
2 год: (1-0,75)(1+0,01р) (1+0,01р) = 0,25 (1+0,01р)2 = 1,21
Решаем уравнение относительно р:
0,25(1+ 0,01p)2 = 1,21
(1+ 0,01p)2 = 4,84
1+ 0,01p = 2,2
р = 1,2/0,01 = 120%
Ответ: 120%.
Тип 3. Нахождение суммы кредита.
По нашей формуле – неизвестно S. Так как известно n, то необходимо начислить на сумму неизвестного S проценты n раз и решить уравнение, относительно S.
Пример задачи:
31 декабря 2016 года Людмила взял в банке некоторую сумму в кредит под 14% годовых. Схема выплаты кредита следующая - 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 14%), а затем Людмила переводит в банк 4 548 600 рублей. Какую сумму взяла Людмила в банке если она выплатила долг двумя равными платежами (то есть за два года)?
Решение:
р = 14%; n=2; K=4 548 600. Найти S?
Пусть Людмила взяла в банке S рублей. Тогда в конце 1 года сумма долга составит 1,14S.
После первой выплаты долг банку будет составлять 1,14S - 4 548 600.
К концу 2 года после начисления процентов долг банку составит
1,14 (1,14S - 4 548 600) = 1,2996S - 5 185 404.
Так как Людмила выплатила долг двумя равными платежами, то получаем уравнение:
1,2996S - 5 185 404 - 4 548 600 = 0,
1,2996S = 9 734 004,
S = 7 490 000.
Людмила взяла в банке 7 490 000 рублей.
Ответ: 7 490 000.
Тип 4. Нахождение периодической выплаты банку (транша).
По нашей формуле – неизвестно К.
Составить уравнение и решить относительно К.
Пример задачи:
31 декабря 2016 года Антон взял в банке 19 860 000 в кредит под 10% годовых. Схема выплаты кредита следующая - 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем Антон переводит в банк X рублей. Какой должна быть сумма X, чтобы Антон выплатил долг тремя равными платежами (то есть за три года)?
S=19 860 000; p=10%; n=3 Найти К?
1 год: 19 860 000 + 0,1 ∙19 860 000 = 1,1∙19 860 000 = 21 846 000.
После того, как Антон перевел в банк K рублей, сумма долга составила
21 846 000 - К.
2 год: 1,1∙(21 846 000 - К).
Антон перевел К рублей в банк и сумма долга стала равна
1,1∙ (21 846 000 - К) - К = 24 030 600 - 2,1К.
3 год - банк начислил проценты и долг составил
1,1∙ (24 030 600 - 2,1К).
Антон выплатил третий платеж и полностью погасил долг
1,1∙ (24 030 600 - 2,1К) - К = 0.
Найдем из этого уравнения X:
26 433 660 - 3,31К = 0,
3,31К = 26 433 660,
К = 7 986 000 рублей.
Ответ: 7 986 000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов исследования на уроках математики при решении экономических задач
Мастер - класс по применению элементов исследовательской деятельности на уроках математики....
Экономические задачи к разделам Экономики 10 класса к учебнику Липсица (3 уровня сложности)
Публикация содержит задачи ко всем разделам предмета Экономика по 3 уровням сложности...
Решение экономических задач с помощью арифметической и геометрической прогрессии
Предлагаю вашему вниманию урок, который я провожу при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в 9 классе. Материал урока позволяет показать способ решения экономических задач ...
Методическое пособие "Решение финансово-экономических задач средствами Excel для практических работ студентов"
Данное методическое пособие представляет собой практические работы для дисциплин "Информационные технологии в профессиональной деятельности" и "Автоматизированные банковские системы".В дан...
Методическое пособие для решения экономических задач на проценты .Подготовка к ОГЭ , ЕГЭ.
Решение практических задач с экономическим содержанием....
Урок по алгебре в 9 классе: «Применение математики в реальной жизни на примере решения экономических задач, задач по статистике и теории вероятностей»
Документ содержит план-урока для 9-го класса в рамках подготовки к ОГЭ по математике....
ЕГЭ по математике профильного уровня. Приемы решения экономических задач и задач прикладного характера.
В предлагаемой работе сделана попытка обзора экономических задач этого экзамена. Можно наблюдать использование короткого набора стандартных приемов решения таких задач, а значит у выпускников есть над...