Решение 19 задачи ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему
Рассматриваются основные типы задач №19, входящих в ЕГЭ и способы их решения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_19_zadachi_ege.pptx | 268.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Статистика и критерии Процент выполнения задания 19 ЕГЭ по математике в 2015 году: 1 балл получили 19,0% 2 балла получили 3,7 % 3 балла получили 0,7 % 4 балла получили 2,3 %
Задачи на разбиение множеств Множество чисел назовём хорошим, если его можно разбить на два подмножества с одинаковой суммой чисел. а) Является ли множество {200; 201; 202; ...; 299} хорошим? б) Является ли множество {2; 4; 8; ...; 2 100 } хорошим? в) Сколько хороших четырёхэлементных подмножеств у множества {1; 2; 4; 5; 7; 9; 11}? Демонстрационная версия ЕГЭ по математике, 2016
Задачи на разбиение множеств а) Является ли множество {200; 201; 202; ...; 299} хорошим? A: {200, 299, 202, 297, 204, 295, ..., 248, 251}, B: {201; 298; 203; 296; 205, 294, ..., 249, 250}.
Задачи на разбиение множеств б) Является ли множество {2; 4; 8; ...; 2 100 } хорошим? 2 100 = 2 * 2 99 = 2 99 + 2 99 = 2 99 + 2 98 + 2 98 = 2 99 + 2 98 +...+ 2 1 = 2 99 + 2 98 +... + 2 1 + 2 0 + 2 0 = 2 99 +...+ 2 1 + 2
Задачи на разбиение множеств в) Сколько хороших четырёхэлементных подмножеств у множества {1; 2; 4; 5; 7; 9; 11}? 1 случай: одно число является суммой трёх других, {1; 2; 4; 7} и {2; 4; 5; 11}. 2 случай: множество содержит две пары чисел с равными суммами, т.е. сумма всех чисел должна быть чётна, чтобы подмножество можно было разбить на две группы. Следовательно, 2 и 4 либо одновременно входят в подмножество, либо одновременно не входят в него.
Задачи на разбиение множеств Если 2 и 4 входят в подмножество, то либо сумма двух других чисел равна 6 ({1; 2; 4; 5}), либо разность двух других чисел равна 2, это подмножества: {1; 2; 4; 5}; {2; 4; 5; 7}; {2; 4; 7; 9}; {2; 4; 9; 11}. Если 2 и 4 не входят в подмножество, то хорошее подмножество лежит во множестве {1; 5; 7; 9; 11}. Получаем хорошие подмножества: {1; 5; 7; 11} и {5; 7; 9; 11}. Всего 8 хороших подмножеств.
Задачи на делимость После того, как учитель доказал классу новую теорему, выяснилось, что большая часть класса не поняла доказательство. На перемене один ученик вдруг понял доказательство (и только он). Также известно, что в классе учится не более 30, но не менее 20 человек. а) Могло ли получиться так, что теперь уже меньшая часть класса не понимает доказательство? б) Могло ли получиться так, что исходно процент учеников, понявших доказательство, выражался целым числом, а после перемены ― нецелым числом? в) Какое наибольшее целое значение может принять процент учеников класса, так и не понявших доказательство этой теоремы?
Задачи на делимость а) Могло ли получиться так, что теперь уже меньшая часть класса не понимает доказательство? Да. Пусть в классе учится 29 человек, из которых сперва 15 человек не поняли доказательство (большая часть класса), а затем их осталось 14 (меньшая часть).
Задачи на делимость б) Могло ли получиться так, что исходно процент учеников, понявших доказательство, выражался целым числом, а после перемены ― нецелым числом? Да. Пусть в классе было 24 ученика, из которых ровно 6 поняли доказательство. Тогда исходно процент понявших ― 25, а после перемены, когда понявших станет 7, процент понявших будет нецелым.
Задачи на делимость в) Какое наибольшее целое значение может принять процент учеников класса, так и не понявших доказательство этой теоремы? Пусть всего в классе n учеников, а количество так и не понявших доказательство равно k . Очевидно, k не превосходит ( n − 1), ведь один ученик понял доказательство на перемене. Тогда искомый процент равен Чтобы это число было как можно большим, требуется максимизировать дробь при условии, что
Задачи на делимость Максимальный делитель 100 между 20 и 30 – 25, максимальная дробь – , Докажем, что 96% - наибольший ответ. Если n<25, то Разберём случаи
Задачи на делимость Следовательно, 96% – максимально возможное значение
Задачи на делимость В шахматы можно выиграть, проиграть или сыграть вничью. Шахматист записывает результат каждой сыгранной им партии и после каждой партии подсчитывает три показателя: «победы» — процент побед, округлённый до целого, «ничьи» — процент ничьих, округлённый до целого, и «поражения», равные разности 100 и суммы показателей «побед» и «ничьих». (Например, число 13,2 округляется до 13, число 14,5 округляется до 15, число 16,8 округляется до 17). а) Может ли в какой-то момент показатель «побед» равняться 17, если было сыграно менее 50 партий? б) Может ли после выигранной партии увеличиться показатель «поражений»? в) Одна из партий была проиграна. При каком наименьшем количестве сыгранных партий показатель «поражений» может быть равным 1?
Задачи на делимость а) Может ли в какой-то момент показатель «побед» равняться 17, если было сыграно менее 50 партий? Если из 6 партий шахматист выиграл одну, то показатель «побед» равен 16,(6)=17.
Задачи на делимость б) Может ли после выигранной партии увеличится показатель «поражений»? 200 партий: 100 побед, 95 проигрышей, 5 ничьих (2,5%). Показатель побед: 50, показатель ничьих: 3, показатель поражений: 47 201 партия: 101 победа, 95 проигрыш ей , 5 ничьих (2,48%). Показатель побед: 50, показатель ничьих: 2, показатель поражений: 48
Задачи на делимость в) Одна из партий была проиграна. При каком наименьшем количестве сыгранных партий показатель «поражений» может быть равным 1?
Задачи на делимость
Задачи на делимость На доске написано более 40, но менее 48 целых чисел. Среднее арифметическое этих чисел равно −3, среднее арифметическое всех положительных из них равно 4, а среднее арифметическое всех отрицательных из них равно −8. а) Сколько чисел написано на доске? б) Каких чисел написано больше: положительных или отрицательных? в) Какое наибольшее количество положительных чисел может быть среди них?
Задачи на делимость Пусть среди написанных чисел k положительных, l отрицательных и m нулей. а) Сколько чисел написано на доске? Заметим, что в левой части приведённого выше равенства каждое слагаемое делится на 4, поэтому k + l + m — количество целых чисел — делится на 4. Сумма набора чисел равна количеству чисел в этом наборе, умноженному на его среднее арифметическое, поэтому 4 k − 8 l + 0 · m = −3( k + l + m ). По условию 40 < k + l + m < 48, поэтому k + l + m = 44. Таким образом, написано 44 числа.
Задачи на делимость б) Каких чисел написано больше: положительных или отрицательных? Приведём равенство 4 k − 8 l = −3( k + l + m ) к виду 5 l = 7 k + 3 m . Так как m ≥ 0, получаем, что 5 l ≥ 7 k , откуда l > k . Следовательно, отрицательных чисел больше, чем положительных.
Задачи на делимость в) Какое наибольшее количество положительных чисел может быть среди них? Подставим k + l + m = 44 в правую часть равенства 4 k − 8 l = −3( k + l + m ), откуда k = 2 l − 33 . Так как k + l ≤ 44, получаем: 3 l − 33 ≤ 44; 3 l ≤ 77; l ≤ 25; k = 2 l − 33 ≤ 17, то есть положительных чисел не более 17. Приведём пример, когда положительных чисел ровно 17. Пусть на доске 17 раз написано число 4, 25 раз написано число −8 и два раза написан 0. Тогда указанный набор удовлетворяет всем условиям задачи.
Задачи на делимость В роте два взвода, в первом взводе солдат меньше, чем во втором, но больше чем 46, а вместе солдат меньше чем 111. Командир знает, что роту можно построить по несколько человек в ряд так, что в каждом ряду будет одинаковое число солдат, большее 8, и при этом ни в каком ряду не будет солдат из двух разных взводов. а) Сколько солдат в первом взводе и сколько во втором? Приведите хотя бы один пример. б) Можно ли построить роту указанным способом по 13 солдат в одном ряду? в) Сколько в роте может быть солдат? Демонстрационная версия ЕГЭ по математике, 201 5
Задачи на делимость а) Сколько солдат в первом взводе и сколько во втором? Например, 50 и 60 солдат. Вместе 110, их можно построить в колонну по 10 человек в ряду так, что 5 рядов будет заполнено солдатами только из первого взвода, а 6 рядов — только из второго.
Задачи на делимость б) Можно ли построить роту указанным способом по 13 солдат в одном ряду? Пусть в первом взводе k солдат, во втором l солдат. Тогда число солдат в ряду – общий делитель l и k . Также: Пусть общий делитель – 13. Тогда, учитывая, что 46 < k < 55, получаем, что k = 52. Наименьшее возможное значение l равно 52 +13= 65, но вместе получается 117 человек, что противоречит условию.
Задачи на делимость в) Сколько в роте может быть солдат? в) Пусть d – наименьший общий делитель l и k , d>8 .
Задачи на делимость
Свойства чисел Будем называть четырёхзначное число очень счастливым, если все цифры в его десятичной записи различны, а сумма первых двух из этих цифр равна сумме последних двух из них. Например, очень счастливым является число 3140. а) Существуют ли двадцать последовательных четырёхзначных чисел, среди которых есть три очень счастливых? б) Может ли разность двух очень счастливых четырёхзначных чисел равняться 2016? в) Найдите наименьшее простое число, для которого не существует кратного ему очень счастливого четырёхзначного числа. Тренировочная работа по математике 18.12.2015
Свойства чисел а) Существуют ли двадцать последовательных четырёхзначных чисел, среди которых есть три очень счастливых? Примером таких чисел являются 5014, 5015, …, 5033. Очень счастливыми среди них являются числа 5014, 5023 и 5032.
Свойства чисел б) Может ли разность двух очень счастливых четырёхзначных чисел равняться 2016? Пусть число с частливое. Тогда счастливым будет и , у системы нет решений
Свойства чисел в) Найдите наименьшее простое число, для которого не существует кратного ему очень счастливого четырёхзначного числа. Будем проверять все простые числа и искать кратные им 2 – 2680 7 – 3892 3 – 2415 5 – 2415
Свойства чисел Рассмотрим число 11 Так как a, b, c, d – цифры, то
Свойства чисел 2 не кратно 11, a-d кратно 11 только когда a-d=0 , т.е. d=a, что противоречит условию
Свойства чисел Аналогично с предыдущим случаем
Свойства чисел Также противоречит условию. Таким образом, не существует счастливого числа, кратного 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация процесса учения учащихся при решении задач. Логико-психологические этапы решения задач
Этот материал будет интересен молодым специалистам...
Алгебраический метод решения задач В-9 – элемент решения задач С4
В статье представлено пошаговое решение задач В9 алгебраическим способом. И применение этого способа после выработки алгоритма действий к решению задач С4. Приложена презентация, в которой представлен...
Теорема синусов и косинусов.Цели урока: развивать навыки самоконтроля ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при решении задач. Развивать умения сра
Цели урока: развивать навыки самоконтроля ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при реш...
Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»
Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....
Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"
Исследовательский метод применяю при решении задач по физике. Процесс решения физических задач предполагает выполнение обучающимися важных мыслительных операций. Исследование заключается в рассм...
Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...