Методическая разработка по теме "Самостоятельность – основа развития личности"
статья по алгебре на тему

Сахно Елена Александровна

"Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал"

К.Д. Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по теме

«Самостоятельность – основа развития личности»

Выполнила учитель математики

МОУ «СОШ № 17»

Сахно Елена Александровна

г.Ухта пгт. Боровой

2016 год

        Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых специалистах в той или иной сфере: общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, образованным, быстро меняющемся в мире. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. Я стараюсь готовить учеников к испытаниям в мире, важно, чтобы ученики не испытывали страха перед жизнью, смотрели не неё открытыми глазами. Поэтому на уроках, внеклассных мероприятиях постоянно предлагаю ученикам различные виды самостоятельной работы, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающее волю к победе и преодолению трудностей. Способность размышлять, анализировать, строить планы – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.

        Первостепенной задачей школы, каждого учителя считаю приучать учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений, к творческой работе. Если учитель не будет поставлять «пищу для ума», то ученики не смогут состояться как творческие личности.

        Необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания и применять их. Для решения этой задачи применяется система методов и приёмов, позволяющих ученикам овладевать навыками самостоятельной работы, повышающими познавательную активность и сознательное отношение к учёбе, используя различные формы уроков (лекции, практические занятия, консультации, семинар, зачётный урок).

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Большое внимание уделяю, чтобы ученики научились работать самостоятельно с учебной литературой. Считаю, что многие вопросы школьного курса математики могут быть успешно изучены самостоятельно с помощью учебника. В процессе самостоятельной работы с учебником происходит определённое слияние обучения и изучением, так как работая с учебником, учащиеся воспринимают определённую часть информации, та или иная часть которой может быть не ясна. Учащиеся должны разобраться в ней сами, причём по тому же самому тексту. Чтение с пониманием учебного материала является только первой ступенькой в овладении школьниками умением работать с учебной литературой. На более высокой ступени развития этого умения учащиеся должны стать способными не только усваивать полученную информацию, но и уметь творчески осмыслить прочитанное, то есть уметь на основе полученной информации приходить к новым знаниям.

        Так после получения формулы корней квадратного уравнения в общем виде, ребята сами выводят формулу для приведённых уравнений, для уравнений у которых второй коэффициент является чётным числом.

        Значение самостоятельной работы учащихся с учебной литературой весьма велико, она реализует цель обучения – научить школьников учиться.

        Для того чтобы добиться эффективных результатов самостоятельной работы с математической литературой стараюсь организовать эту работу, даю некоторые рекомендации:

  1. При изучении данного раздела учебника полезно иметь под рукой чистый лист бумаги и карандаш.
  2. Вдумчиво прочитать весь раздел учебника и выделить в этом разделе определения и основные понятия, теоремы.
  3. При разборе каждой из этих частей (например теоремы) необходимо внимательно прочитать её формулировку, понять её смысл, используя в книге чертёж, схему или рисунок. Если такого чертежа нет, полезно выполнить его самому; если чертёж или схема имеется в книге, полезно воспроизвести их на листке бумаги.
  4. Изучив данный вопрос необходимо перейти к изучению его в деталях, выделив условие, заключение.
  5. Приступая к чтению доказательства, вывода формулы, приведено в тексте, решения задачи следует медленно, шаг за шагом, изучить его, при этом необходимо последовательно воспроизводить это доказательство на листе бумаги.
  6. При первом чтении следует стараться понять лишь основную мысль, неясные детали можно временно пропустить.
  7. При вторичном чтении следует уделить внимание деталям доказательства, если что-то забыто следует восстановить это в памяти, обращаясь к предыдущим разделам учебника.
  8. После того как нужный раздел понят, нужно постараться устно или письменно воспроизвести, полезно составить краткий план.
  9. Усвоив теорию, следует начинать решение задач, но не наоборот, нужно помнить, что правильное решение каждой задачи определяется хорошими знаниями относящихся к ней теории.
  10.  По окончании всей работы полезно подумать над тем, как провести доказательство теоремы, решение задач другим способом, если это возможно. Если в изучаемом разделе не всё понятно обязательно обратиться к учителю.

Самостоятельные работы тренировочного характера

        Самостоятельные работы тренировочного характера практикую для закрепления математических знаний, для развития способности к практическому применению этих знаний, а также для овладения необходимыми навыками.

        Как правило, почти на каждом уроке математики некоторая часть учебного времени отводится для самостоятельного выполнения каких-либо тренировочных заданий. Во время обучающей самостоятельной работы подхожу к учащимся, оказываю им необходимую индивидуальную помощь (постановкой наводящего вопроса, требованием сделать проверку, указанием на допущенную ошибку и т.п.)

        Задания для самостоятельной работы должны быть доступными для выполнения «среднему» учащемуся,        они должны содержать одну-две задачи для более «сильных» учащихся.

        Задания для самостоятельной работы должны быть разнообразными, иначе учащиеся будут выполнять их механически, без всякого интереса, желания.

        Если изучается трудный для учащихся вопрос, то целесообразно после его изучения предложить учащимся сначала поработать с учебником, разобрать решение нескольких ключевых задач, и только затем предложить учащимся упражнения для самостоятельной работы.

Роль и место обратной связи в учебном процессе

Чтобы правильно управлять процессом приобретения знаний, учитель должен располагать данными о ходе выполнения команд, о переработке и усвоения школьниками учебной информации, о наличии пробелов, о вопросах, которые оказались непонятными учащимся. Не современном уроке всё большую роль приобретает обратная связь в процессе обучения. Цель её – сразу же после объяснения и закрепления нового материала определить степень усвоения материала, выяснения трудности, которые имеются у учащегося и помочь справиться с ними.

        При организации обратной связи можно увидеть, что для какой-то части класса задание не по силам, для какой именно и для кого из учащихся персонально.

        В педагогической науке обратная связь рассматривается как необходимый элемент учебного процесса.

Направления совершенствования работы учителя по организации обратной связи

  1. Обеспечить целенаправленность обратной связи. При составлении материалов проверки ориентироваться на конечные и промежуточные цели обучения, определяемые программами, методическим пособием для учителя и анализом материалов учебника.
  2. По возможности чаще организовывать обратную связь в процессе обучения, стремясь максимально сблизить моменты подачи учебной информации и получения сведений от учащихся о результатах её переработки и усвоения.
  3. Принимать различные формы срочной обратной связи, позволяющее учителю более регулярно следить за состоянием усвоения учебного материала без больших затрат времени как на самом уроке, так и после урока – при проверке работ.
  4. Вести учёт пробелов в знаниях и умениях учащихся с тем, чтобы незамедлительно использовать данные обратной связи для исправления процесса усвоения.
  5. Организуя проверку учащихся по линии обратной связи, стремиться полнее учесть разнообразие видов учебной деятельности школьников, проявляемой в учебном процессе.

Контрольные задания, используемые в обратной связи, должны включать все те виды учебной работы, с помощью которых формируются понятия, развивается мышление, отрабатываются навыки речи и т.д. Подбирая материал для обратной связи, учитель должен стремиться к оптимальному сочетанию достаточной математической нагрузки (в соответствии с целями обучения) с достаточностью для учащихся данного класса, на данном этапе обучения.

В заданиях вычислительного характера приемлемо включать, как правило, не более пяти - шести действий, содержащих 2-3 трудных случая.

Отсутствие систематического учёта пробелов школьников, необходимого для коррекции процесса усвоения, значительно снижает эффективность больших усилий, затрачиваемых учителем в учебной работе со школьниками. Без такого учёта даже превосходная обратная связь может оказаться бесполезной.

О различных видах и формах организации обратной связи на уроках математики

        Большое практическое значение имеют такие формы проверки, которые, охватывая всех учащихся, допускают учёт результатов работы в отношении каждого ученика без больших затрат времени как на выполнение работы, так и на проверку учителем правильности выполнения заданий.

Надо стремиться к тому, чтобы сразу же после переработки очередного вопроса на уроке проверялась степень усвоения материала. Но если проверочная работа по линии срочной обратной связи почему-то не имела места на данном уроке, то её следует организовать хотя бы в начале следующего урока.

Можно выделить следующие целесообразные случаи организации срочной обратной связи: при введении нового материала с помощью самостоятельной работы учащихся с учебником, при формировании нового понятия после ряда соответствующих упражнений; по окончании изучения определённой порции учебного материала; по окончании изучения отдельных пунктов учебника.

При изучении «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» были даны задания с выбором ответа.

Различные по форме задания с выбором ответа сводится к следующему: к каждому упражнению даётся на выбор несколько ответов, среди которых один верный, остальные неверные. При этом неверные ответы подбираются с учётом вероятных ошибок, которые могут быть допущены учащимися при выполнении задания. Задача учащегося выполнить упражнение, получить ответ и указать, какой из данных для выбора ответов, по его мнению, верный. При этом предложенные для выбора ответы, в целях упрощения проверки работ учащегося, могут быть зашифрованы цифрами или буквами.

Например:

  1. Для строительства стадиона 5 бульдозеров расчистили площадку за 210 мин. За какое время 7 бульдозеров расчистили бы эту площадку?

Ответы:

  1. 15 мин
  1. 294 мин
  1. 150 мин

  1. Завод должен был за месяц выплавить 920 тонн стали. Но план выполнил на 115%. Сколько тонн выплавил завод за месяц?

Ответы:

  1. 800
  1. 1058
  1. 8000

  1. В санатории 460 отдыхающих, из которых 70% взрослых, а остальные дети. Сколько детей отдыхало в санатории?

Ответы:

  1. 138
  1. 562
  1. 322

КОД 321.

        Код ответа предлагаю записать на полях тетради и проходя между партами легко заметить насколько ребята справляются с заданиями. А моя задача заключается не только в том, чтобы отметить степень правильности решений в классе, но и в том, чтобы установить характер ошибок.

        Чтобы установить обратную связь при устных вычислениях часто применяю сигнальные карточки в 5 – 6 классах. На доске укрепляется узенький прямоугольник, где приклеены полоски шириной 10 см разных цветов (красный, синий, зелёный, чёрный, жёлтый и коричневый). Напротив цветов написаны ответы тех примеров, которые предложены учителем при устном счёте. У каждого ученика имеется сигнальная карточка и открывает листок с тем цветом, напротив которого написан по его мнению верный ответ. Учителю понятно кто считает правильно.

        Кроме того, карточки применяю совсем с другой целью. На уроке выслушать каждого ученика нет возможности, да и не все дети могут признаться, если им что-то не понятно. А вот поднял ученик карточку зелёного цвета – это значит «мне всё понятно». Карточки жёлтого цвета сигнализируют о затруднениях и неясностях при работе. Карточки красного цвета – «непонятно».

        В 6 классе после изучения темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» с ребятами провожу игру «Собери рисунок». Готовый рисунок разрезаны на 8 частей, в каждой части ответ какого-либо примера записанного на листочке такого же размера. Решив пример, ученик закрывает пример той части открытки, где находится ответ, в итоге, решив все примеры верно, ученик должен собрать рисунок. Все действия должны быть в тетради, поэтому ученики к игре относятся серьёзно и с интересом.

        В классах, где последовательно и целенаправленно осуществляется работа по развитию умений и навыков самостоятельной деятельности, и ученики самостоятельно совершенствуют свои знания, качество знаний выше. Они в дальнейшем легко привыкают к студенческой жизни, легче преодолевают такие трудности, как конспектирование лекций, подбор необходимой литературы, сдача зачётов и экзаменов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельность как основа развития личности

саостоятельная работа обучающихся с применением различных методов, форм и приемов...

"Самостоятельность как основа развития личности"

Презентация "Самостоятельность  как основа развития личности "...

Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»

Методическая разработка урока   3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...

Методическая разработка по обучению основам грамоты детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста ОНР III уровнем речевого развития Тема:Фонетико-фонематическая тема: Звуки [Ы]-[И], буквы «Ы»-&la...

Методическая разработка "Комплекс упражнений для развитие учебно-познавательной компетенции 7-8 классов на основе аутентичного видеоматериала"

В данной методической разработке представлен комплекс упражнений, который позволяет работать с аутентичным видеоматериалом и развивать учебно-познавательную компетенцию учащихся....

Методическая разработка: «Межполушарное взаимодействие – основа работы мозга и интеллектуального развития для детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

В методической разработке представлен комплекс разнообразных игр, приёмов и упражнений, направленный на гармонизацию межполушарного взаимодействия у детей младшего школьного возраста. В работе обоснов...