Создание проблемной ситуации на уроке математики
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Создание проблемной ситуации на уроке математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание проблемных ситуаций на уроках математики
1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.
В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.
Пример №1.7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».
Решаю быстро уравнение:
(3x + 7) ∙ 2 – 3 = 17,
6x + 14 – 3 = 17,
6x = 17 – 14 – 3,
6x = 0,
x = 0.
Естественно при проверке ответ не сходится, проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.
Пример №2. Даю задачу на дом и говорю: “У меня не получается”. Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью. Хотя задача решается. Проблемная ситуация. На другой урок у них радостные лица – они решили.
2.Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.
Пример №1. 7 кл. Тема: «Линейная функция»
Обычная форма задания:
Функция задана формулой y = x + 5.Найдите значение функции при x = 0, 7; -5; 1.
Занимательная форма задания: Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано y = x + 5. На доске заготовлена таблица:
х | |||||||
у |
Ученик из класса называет какое-нибудь значение x. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение y. Затем другой ученик из класса называет другое значение x и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке. Проблемная ситуация создана. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу.
Пример №2.7 кл. Тема: «Формулы сокращённого умножения»
Преступники украли в банке большую сумму денег. Их поймали, но похищенную сумму установить не удалось. Преступники категорически отказываются назвать её, утверждая, что записали это число в виде степени и зашифровали не только основание, но и её показатель. Экспертам удалось узнать основание степени. Это число 597. Но каким был показатель не говорят. После очередного допроса преступники сказали, что показатель степени является корнем уравнения
( 2y +1)2 – 4y2 =9
y = 2
5972 = (600 – 3)2 =6002 -2 х 600 х 3 + 32 = 360000 – 3600 + 9 =356409
Пример №3. 9 кл. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии»
Изучение вопроса о сумме n–первых членах арифметической прогрессии в 9-ом классе начинаю с рассказа: «Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствие он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?”
Проблемная ситуация: как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел? Решение проблемы (1 + 100) х 50 = 5050
Последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией. Теперь выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии.
3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.
Пример №1. 5 кл. Тема «Периметр прямоугольника»
Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный метр изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.
Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).
Пример №2. 5 кл. Тема: «Площадь прямоугольника»
На прошлом уроке ребята мы измеряли длину и ширину нашего класса и по формуле, нашли его периметр. Р=( а+в)х2=(6+5)х2=22м. Помните!
Посмотрите, пожалуйста, на пол. Линолеум сносился, много чёрных полос. Вам нравится? Мне тоже не нравится. Я думаю, что летом нам нужно обязательно его сменить. Давайте с вами посчитаем, сколько денег нужно будет потратить, если 1 кв.м стоит 180 рублей.
Проблемная ситуация. Для решения этой задачи нам нужно найти площадь пола (площадь прямоугольника).
Дорешав задачу до конца, делаем вывод: нам нужно беречь пол в классе и в школе.
4.Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.
Пример №1. 5 кл. Тема «Площадь квадрата»
К уроку вам было дано задание из газеты склеить 1 м2. Вы сделали это? Молодцы! Давайте посмотрим, сколько человек поместится на нём. Выясняем, что 4 человека. Как вы думаете, возможно ли на квадратной площадке со стороной 30 км поместить всё население мира ? ( 7,3 млрд.)
Проблемная ситуация: нужно найти площадь площадки (площадь квадрата)
Пример №2. 6 кл. Тема «Координатная плоскость»
На этапе активного и осознанного усвоения нового материала, а также на этапе закрепления применяю практические работы «Животные на плоскости», «Астрономия и координатная плоскость». Ребята строят точки по координатам и рисуют животных и созвездия, затем рассказывают про них. Также выполняют творческие работы, сами предлагают свои рисунки и по ним составляют задания.
5. Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
Пример №1 Третьекласснице Даше учительница дала задание сосчитать, сколько треугольников изображено на рисунке. Она нашла 5 треугольников. Подошла Лена и нашла 7 треугольников. Кто из них прав? Попробуем посчитать вместе.
6.Создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному.
Пример №1. 7 кл. Тема «Формулы сокращённого умножения»
Вычисляем (2 х 5)²= 2² х5² = 100
(3 х 4)²= 3² х 4² = 9 х 16 = 144
(5 : 6)² = 5² : 6² = 25 : 36
(3 + 4)² = 3² + 4² = 9 + 16 = 25
Попробуйте сосчитать по-другому.
( 3 + 4)² =7² = 49
Проблемная ситуация создана. Почему разные результаты?
( 3 +4)² ≠ 3² + 4²
7. Создание проблемных ситуаций через различные способы решения одной задачи.
Пример №1. 7 кл. Тема «Решение задач»
На заправке две цистерны. В начале посевной обе цистерны заполнены. В 1 было 59 т бензина, а во 2 - 44 т. Через сколько дней в цистернах останется одинаковое количество горючего, если ежедневно из 1 цистерны ежедневно расходуется 5т, а из 2 - 2 т.
Решают с помощью уравнения (алгебраический)
59 – 5х = 44 – 2х
А вот вчера четвероклассник Стас, который не умеет решать такие уравнения, тоже смог её решить.
Проблемная ситуация: какой способ он предложил (арифметический)
8. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.
5 кл. Тема «Длина окружности»
Ещё древние греки находили длину окружности по формуле С=πD. D- это диаметр окружности.
Вопрос: а что же такое π?
Работаем в парах, выполняя необходимые измерения.
1.Опоясать стакан ниткой, распрямить нитку, длина нитки примерно равна длине окружности стакана. Чтобы получить более точный результат, нужно это проделать несколько раз. Занесите данные в следующую таблицу.
С1 | С2 | С3 | С сред. | D | π |
2.Измерьте диаметр стакана линейкой. Данные занесите в таблицу.
3.Найдите значение π, как неизвестного множителя. Можно пользоваться калькулятором.
4.Каждой паре занести вычисленное значение π в таблицу на доске.
Полученные значения π
1 пара | 2 пара | 3 пара |
среднее арифметическое =( 1 пара +2 пара +3 пара):3. Значение π от 3,1 до 3,2 |
π- это бесконечная дробь, современные машины могут определить до миллиона знаков после запятой.
π=3,1415926…
Для того, чтобы легче запомнить цифры надо сосчитать количество букв в каждом слове высказывания: «это я знаю и помню прекрасно»
В дальнейшей работе мы будем использовать значение π =3,14.
Исследование проведено. На уроке кроме исследовательской работы удачно использовалась работа в парах. Сотрудничество и взаимопомощь принесли желаемый результат. Проблема решена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-168504-1357150608.jpg)
статья "Создание проблемных ситуаций на уроках математики
Опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятны...
Презентация по теме :"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"
Данная презентация показывает способы создания проблемных ситуаций на уроках математики....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-358372-1385880156.jpg)
Презентация "Создание проблемных ситуаций на уроках математики"
В данной работе рассматриваются различные способы создания проблемных ситуаций на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-96942-1455961890.jpg)
Мастер класс "Создание проблемной ситуации на уроках математики"
Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке....
Создание проблемных ситуаций на уроках математики
Творческая работа с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/30/picture-576695-1422577089.jpg)
Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»
Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики». Цель: показать развитие творческой активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке....