Урок по алгебре 9 класс " Дробные рациональные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Целью урока является : Отработать навыки решения дробно-рациональных уравнений, которые встречаются в ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryty_urok_po_algebre_19_klass.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
тема « Дробные рациональные уравнения»
Учебник «Алгебра-9» автор Ю.Н.Макарычев,
под редакцией С.А.Теляковского
тип урока: повторительно- обобщающий
Цели урока:
1.Образовательные цели урока:
- Повторение ранее изученного материала.
- Формирование умения решать дробно-рациональные уравнения, используя при этом различные приемы и методы.
2.Развивающие цели урока:
- Реализация принципов связи теории и практики.
- Развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса
- Развитие аргументированной речи, доказательного воспроизведения в процессе деятельности.
- Развитие вычислительных навыков.
- Развитие коммуникативных навыков общения и умения слушать и слышать.
3.Воспитательные цели урока.
- Воспитание аккуратности, дисциплины.
- Воспитание настойчивости в достижении цели.
- Воспитание ответственного отношения к учёбе
Ход урока.
- Оргмомент (3мин)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мне хотелось бы вас пригласить в замечательный мир уравнений.
Наш урок я хочу начать с древней притчи. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые несли под горячим солнцем тяжелые камни для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому вопрос: Что ты делал весь день?
Первый устало ответил: «Я целый день таскал тяжелые, ненавистные камни».
Второй спокойно ответил: -Я добросовестно выполнял свою работу.
А третий улыбнулся и ответил: -А я принимал участие в строительстве прекрасного храма.
Я хочу, чтобы вы, получая каждый день новые знания, не считали для себя тяжелой ношей, а наполняли и строили свой храм знаниями, умениями, навыками.
Девизом : Думать — коллективно! Решать — оперативно
2. Актуализация знаний, умений, навыков ( 4 мин)
Учитель: Посмотрите на доску. Какие виды уравнений вы видите?
Ученики: Целые и дробно-рациональные.
учитель : Как вы считаете, какое уравнение является « третьим лишним»?
ученик: Первое уравнение, т.к. оно – целое
Сформулируйте тему сегодняшнего урока .Тема : Решение дробных рациональных уравнений.
откройте тетрадь, запишите число и тему сегодняшнего урока.
Целью урока является : Отработать навыки решения дробно-рациональных уравнений, которые встречаются в ОГЭ.
3. Устно.
Учитель. Дайте определение дробно-рационального уравнения? (2мин)
Ученики:
а)Уравнение, в которых левая и правая части уравнения являются дробными выражениями, называются дробно-рациональными.
б) назовите алгоритм решения дробного рационального уравнения.
- Найти ОДЗ уравнения
- Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение
- Умножить обе части уравнения на общий знаменатель
- Решить полученное целое уравнение
- Исключить из его корней те, которые обращают в нуль знаменатель.
в) назовите способы решения дробно- рациональных уравнений (1 мин)
(способ пропорции, равенство дроби нулю, умножение обеих частей уравнения на знаменатель, введение новой переменной)
слайд 2
г) Посмотрите внимательно на уравнение и определите, какие из чисел 4, 0, -2 не являются корнями уравнения. Ответы поясните. ( 2мин)
Учащиеся: 4 не может быть корнем, т.к. знаменатель обращает в нуль.
0 не является корнем, т.к. .
-2 является корнем, т.к.
Какой способ решения дробного рационального уравнения используется при решении? (основное свойство пропорции)
г) Перед вами решение уравнения. Но оно выполнено с ошибкою. Ваша задача: найти, какой шаг алгоритма нарушен, и назовите его правильное решение. Найди ошибку (слайд) (3мин)
- =0;
=0
ОДЗ : х-5
х2-х+6=0,
D = 1+24=25, D, 2-корня
х1 =3, х2 = -2. Ответ :-2; 3 Правильный ответ 2 ; -3.
Какой способ решения дробно- рационального уравнения вы использовали? (равенство дроби нулю)
(15 мин)
4. Основная часть. Решение заданий итоговой аттестации
Решить уравнение (5 мин)
а)
Один из учащихся работает у доски. По ходу решения ученик проговаривает алгоритм решения дробно - рационального уравнения.
ОДЗ : х;
7(х+3) -5(х-3) -18=0; 7х+21 -5х+15-18 =0, 2х=-18, х=-8 . Ответ -8.
б) Решить уравнение введением новой переменной № 298 (а) ( 8 мин)
( )2 +16()2 =17
ОДЗ : х 4, х-2
пусть ( )2 = у, у 0, тогда ()2= . получим уравнение у + 16-17 =0
=0, у2 - 17у + 16=0,
Д= 289 -64 =225, у1 = =1, у2 = =16
Вернемся к переменной
( )2 = 1 и ( )2 =16
= 1 = 4 ( -1 и – 4- посторонние корни)
=1, = 4 ,
х+ 2= х- 4 х+2 = 4(х-4), х+2 = 4х -16, -3х = -18, х= 6
нет решений
ответ : 6
5. Физкультминутка. ( 2 мин)
Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на доске.
Задача. ( КИМ ОГЭ- 9) Из двух городов, расстояние между которыми 720 км, отправляются навстречу друг другу два поезда и встречаются на середине пути. Второй поезд вышел на 1 ч позднее первого со скоростью на 4 км/ч большей, чем скорость первого поезда. Найдите скорость каждого поезда. ( 6 мин)
х км/ч – скорость 1 поезда, х+4 км/ч – скорость 2 поезда.
ч- время первого, ч- время второго.
составим уравнение - =1.
ОДЗ : х 0, -4
360(х+4) – 360х – х2 - 4х =0, х2 + 4х -1440 = 0, Д= 16 +5760=5776,
х=36, 40 км/ч - второго
Ответ : 36 км/ч, 40 км/ч
6. Домашняя работа ( 1мин)
домашняя работа на партах у вас лежат листочки разного цвета:
зеленый - Уровень А, синий – Уровень В, желтый – уровень С. выберите каждый по своим силам листочек- это будет ваша домашняя работа
Уровень А
Уровень В
Уровень С
7. Рефлексия
- Доволен ли ты тем, как прошел урок?
- Было ли тебе интересно?
- Сумел ли ты получить новые знания?
- Ты был активен на уроке?
- Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
- Ты сумел показать свои знания?
Подведение итога урока. (3 мин)
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Какие уравнения мы решали?
- Какие способы решения уравнений мы повторили?
- Сегодня на уроке вы активно работали. И я желаю вам, чтобы каждый урок у вас зажигалась хотя бы одна звезда, звезда новых знаний.
А закончить наш урок хотелось бы словами великого ученого А.Эйнштейна: «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Решение дробных рациональных уравнений"
Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых дей...
Урок по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"
Урок изучения нового материала по теме "Решение дробно-рациональных уравнений" в 8 классе по учебнику Ю.Н.Макарычева по ТРКМ...
9 класс. Дробные рациональные уравнения.
Презентация к уроку...
Конспект урока по математике "Решение дробных рациональных уравнений"
Урок алгебры "Решение дробных рациональных уравнений" первый урок в этой теме. Урок изучения нового материала. Материал даётся в ходе диалога учителя с учениками. При подаче материала использует...
контрольная работа 8 класс дробно-рациональные уравнения
задания для проведения контрольной работы по теме "Дробно-рациональные уравнения" в 8 классе...
Презентация 8 класс "Дробно-рациональное уравнение"
Данная разработка может служить инструментом для самостоятельного изучения материала по теме "Применение подобия к решению задач (Свойства биссектрисы, средней линии, медиан треугольника)&qu...
Контрольная работа по алгебре 8 класс " Дробно - рациональные уравнения"
Контрольная работа по алгебре 8 класс " Дробно - рациональные уравнения"...