Дополнительная образовательная программа па алгебре "Решение текстовых задач"
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Одна из основных задач математической подготовки является задачаобеспечения прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний умений. Успешность освоения текстовых задач часто зависит от умения интегрировать несколько видов деятельности, и создания базы математических знаний, достаточной для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_tekstovyh_zadach.docx | 699.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к образовательной программе дополнительной образовательной услуги по алгебре «Решение текстовых задач».
Одна из основных задач математической подготовки является задачаобеспечения прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний умений. Успешность освоения текстовых задаччасто зависит от умения интегрировать несколько видов деятельности, и создания базы математических знаний, достаточной для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. № 15785);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Федеральным законом от 29.10.2010 № 463-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
- постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993;
- Законом ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз;
- приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2013 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
- письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.07.2014 №10-Исх-6967 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2014 – 2015 учебном году»;
- инструктивно-методическим письмом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 22.08.2014 № 10-Исх-7869 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского округа – Югры в 2014-2015 учебном году»;
- образовательной программой МБОУ СОШ №44 на 2015-2016 учебные годы, утверждённой приказом № 02.03-374 от 20.08.2014г.
- Положением о порядке оказания платных дополнительных образовательных услуг в МБОУ СОШ №44.
Данная программа «Решение текстовых задач» составлена для работы с учащимися 7-х классов и рассчитана на 38 часа (1 час в неделю), включая теоретический материал и практические задания.
Цели курса:
- развитие интереса школьников к предмету;
- знакомство с основными методами и идеями решения текстовых задач различных типов, в том числе практического и прикладного характера;
- создание условий для обоснованного выбора обучающимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о решении текстовых задач.
Задачи:
- систематизировать ранее полученные знания по решению задач;
- способствовать развитию творческих способностей у школьников, формированию у них самостоятельности в постановке и решении познавательных проблем;
- расширить знания о методах и способах решения математических задач;
- сформировать умения моделировать реальные ситуации и креативные умения при решении задач на составление уравнений различных типов посредством метода моделирования;
- развивать коммуникативные умения.
В результате изучения курса обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- Основные способы решения задач.
- Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов.
- Классификацию основных типов текстовых задач по содержанию и способам решения;
УМЕТЬ:
- Работать с текстами задачи, определять ее тип.
- Составлять план решения задачи.
- составлять уравнение, неравенство или систему уравнений для решения задачи;
- решать основные типы задач, перечисленные в плане;
- уметь выполнять схематизацию по условию текстовых задач различных типов;
- уметь переводить условие задачи на математический язык;
- применять полученные знания в практической и повседневной жизни.
- Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
- Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
- Работать в группе.
Ожидаемыми результатами занятий являются расширение знаний о методах и приемах решения задач, развитие познавательных, интеллектуальных способностей и получения представления о роли математики в познании мира.
Содержание курса
1. Задачи на движение. /10ч/
Движение из одного пункта в другой в одном направлении (1ч). Движение из одного пункта в другой с остановкой в пути (1ч). Движение из разных пунктов навстречу друг другу (1ч). Движение по водному пути (1ч). Определение скорости при встречном прямолинейном движении (1ч). Задачи, в которых пройденный путь принимается за единицу, а единственной данной величиной является время (1ч). Задачи, в которых скорость выражена косвенно через время (1ч). Задачи, в которых тело движется по окружности (1ч). Задачи, на составление неравенств (1ч).
2.Задачи на совместную работу. /5ч/
Понятие совместной работы (1ч). Задачи на вычисление неизвестного времени работы (1ч). Задачи о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами (1ч). Задачи на вычисление неизвестной производительности работы (1ч).
3. Задачи на планирование. /4ч/
Задачи на вычисление объема выполняемой работы (1ч). Задачи на определение времени, затраченного на выполнение предусмотренного объема работ (1ч). Задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы (1ч).
4. Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий. /5ч/
Задачи, в которых требуется найти сумму слагаемых, каждое из которых составляет ту или иную часть искомой суммы (1ч). Задачи, в которых используется формула двузначного числа (1ч). Задачи, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам (1ч). Задачи, компонентами которых являются геометрические величины (1ч).
5. Задачи на проценты. /7ч/
Основная формула процентов (1ч). Средний процент изменения величины (1ч). Общий процент изменения величины (1ч). Задачи, решаемые арифметическим способом (1ч). Задачи, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого (1ч). Задачи экономического характера (1ч). Задачи, в которых цена понижается или повышается на несколько процентов (1ч).
6. Задачи на сплавы и смеси. /5ч/
Схематизация при решении задач (1ч). Процентное содержание вещества (1ч). Количества вещества (1ч). Задачи с химическим содержанием (1ч). Нестандартные задачи на сплавы и смеси (1ч).
- Графические задачи. /2ч/
Точечные диаграммы (1ч). Столбчатые диаграммы (1ч).
Литература
Основная
- Методическое пособие для учителя «Алгебра 7 класс» / И.И. Зубарева, А, Г. Мордкович/ М.: Мнемозина, 2014
- Учебник: Алгебра. 7 класс. / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович/ М.: Мнемозина, 2014
- Самостоятельные работы «Алгебра 7 класс» / И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, М.Н. Шанцева/ М.: Мнемозина, 2015.
Дополнительная
- А.В.Шевкин. Текстовые задачи. – М. Просвещение, 1997г.
- И.С.Петраков «Математика для любознательных» - М., «Дрофа», 2002г.
- Н.Я.Виленкин и др. «За страницами учебника математики» - М., «Просвещение», 2000г.
- С.Н.Олехник, М.К.Потапов, П.И., Писаченко «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» - М., «Изд-во Московского университета», 1991г.
А.Симонов. Экономические задачи на уроках математики. Математика, приложение к «Первое сентября», №44, 2000г.
6. В.Ф. Чаплыгин. Некоторые соображения по решению текстовых задач. Математика в школе, №4, 2000г
7. Журнал «Математика в школе».
8. Открытый банк задач mathege.ru, mathgia.ru
9. Занимательные задачи, И.Маслицкая, 2003г
Интернет-сайты для математиков
- www.1september.ru
- www.math.ru
- www.allmath.ru
- www.uztest.ru
- http://schools.techno.ru/tech/index.html
- http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html
- http://methmath.chat.ru/index.html
http://www.mathnet.spb.
Календарно - тематическое планирование7 класс
№ п/п | Темы разделов, уроков. | Количество часов. | Дата по плану | Время | Основные понятия | Контрольные параметры | УМК (включая ИКТ, ЦОР) | Домашнее задание |
Задачи на движение. | 10ч | |||||||
Движение из одного пункта в другой в одном направлении. | 1 | Решение задач на движение из одного пункта в другой в одном направлении. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Движение из одного пункта в другой с остановкой в пути. | 1 | Решение задач на движение из одного пункта в другой с остановкой в пути. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Движение из разных пунктов навстречу друг другу. | 1 | Решение задач на движение из разных пунктов навстречу друг другу. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Движение по водному пути. | 1 | Решение задач на движение по водному пути. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Определение скорости при встречном прямолинейном движении. | 1 | Решение задач на движениеопределение скорости при встречном прямолинейном движении. | Самостоятельная работа | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, в которых пройденный путь принимается за единицу, а единственной данной величиной является время. | 1 | Решение задач на движение, в которых пройденный путь принимается за единицу, а единственной данной величиной является время. | Тест | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, в которых скорость выражена косвенно через время. | 1 | Решение задач, в которых скорость выражена косвенно через время. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи, в которых тело движется по окружности. | 1 | Решение задач, в которых тело движется по окружности. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи, на составление неравенств. | 1 | Решение задач на составление неравенств. | Самостоятельная работа | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, на составление неравенств. | 1 | Решение задач на составление неравенств. | Самостоятельная работа | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи на совместную работу. | 5ч | |||||||
Понятие совместной работы. | 1 | Определение совместной работы. | Тест | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи на вычисление неизвестного времени работы. | 1 | Решение задач на вычисление неизвестного времени работы. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами. | 1 | Решение задач о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи на вычисление неизвестной производительности работы. | 1 | Решение задач на вычисление неизвестной производительности работы. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи на вычисление неизвестной производительности работы. | 1 | Решение задач на вычисление неизвестной производительности работы. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи на планирование. | 4ч | |||||||
Задачи на вычисление объема выполняемой работы. | 1 | Решение задач на вычисление объема выполняемой работы. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи на определение времени, затраченного на выполнение предусмотренного объема работ. | 1 | Решение задач на определение времени, затраченного на выполнение предусмотренного объема работ. | Самостоятельная работа | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы. | 1 | Решение задач, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы. | Тест | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы. | 1 | Решение задач, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы. | Тест | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий. | 5ч | Тест | Диск | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи, в которых требуется найти сумму слагаемых, каждое из которых составляет ту или иную часть искомой суммы. | 1 | Решение задач, в которых требуется найти сумму слагаемых, каждое из которых составляет ту или иную часть искомой суммы. | ||||||
Задачи, в которых используется формула двузначного числа. | 1 | Решение задач, в которых используется формула двузначного числа. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам. | 1 | Решение задач, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам. | Тест, составление задач на процентные вычисления в реальных ситуациях | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, компонентами которых являются геометрические величины. | 1 | Решение задач, компонентами которых являются геометрические величины. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, компонентами которых являются геометрические величины. | 1 | Решение задач, компонентами которых являются геометрические величины. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи на проценты. | 7ч | |||||||
Основная формула процентов. | 1 | Решение задач на основную формулу процентов. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Средний процент изменения величины. | 1 | Решение задач на средний процент изменения величины. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Общий процент изменения величины. | 1 | Решение задач на общий процент изменения величины. | Тест | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи, решаемые арифметическим способом. | 1 | Решение задач, решаемых арифметическим способом. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого. | 1 | Решение задач, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи экономического характера. | 1 | Решение задач экономического характера. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, в которых цена понижается или повышается на несколько процентов. | 1 | Решение задач, в которых цена понижается или повышается на несколько процентов. | Самостоятельная работа | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи на сплавы и смеси. | 5ч | |||||||
Схематизация при решении задач. | 1 | Понятие схематизации. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Процентное содержание вещества. | 1 | Определение процентного содержания вещества. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Количества вещества. | 1 | Определение количества вещества. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи с химическим содержанием. | 1 | Решение задач с химическим содержанием. | Тест | Индивидуальные карточки. | ||||
Нестандартные задачи на сплавы и смеси. | 1 | Решение нестандартных задач на сплавы и смеси. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Графические задачи. | 2ч | |||||||
Точечные диаграммы. | 1 | Построение точечных диаграмм. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Столбчатые диаграммы. | 1 | Построение столбчатых диаграмм. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"
пояснительная записка , содержание и тематическое планирование дополнительной образовательной программы по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"...
Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности".
Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности". (9 класс)....
Дополнительная образовательная программа по физике «Решение задач повышенной сложности»
Программа дополнительного образования «Решение задач повышенной сложности» рассчитана на учащихся 11 классов. Курс согласован с базовым курсом физики и предполагает изучение предмета в несколько...
Дополнительная образовательная программа "Решение задач повышенной сложности по физике"
Программа рассчитана на учащихся, увлеченных физикой и готовящихся поступать в технические ВУЗы. Представлены цели, задачи программы, описаны формы работы с учениками и ожидаемые результаты. представл...
Календарно-тематическое планирование для дополнительной образовательной программы курса «Решение нестандартных задач»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕдля дополнительной образовательной программы курса«Решение нестандартных задач»...
Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся ( секция химии)
Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся для учащихся 10 -11 классов , рассчитана на 1 год обучения ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...