Решение дробно-рациональных и уравнений. Методическое пособие для учителя
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
Решение дробно-рациональных уравнений
Методическое пособие для учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение дробно-рациональных уравнений
Методическое пособие для учителя
С этой темой учащиеся впервые знакомятся на уроках алгебры в 8 классе. Вводится понятие дробно-рационального уравнения, указывается чёткий алгоритм его решения, разбираются базовые примеры.
Целесообразно четко сформулировать для учащихся алгоритм решения дробно-рационального уравнения, приведённый в школьном учебнике:
1) найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
2) умножить обе части уравнения на общий знаменатель;
3) решить получившееся целое уравнение;
4) исключить из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
В ходе решения дробно-рациональных уравнений необходимо установить, являются ли найденные корни целого уравнения допустимыми значениями переменной. Учащиеся нередко ошибаются, пропуская этот момент, поэтому надо настойчиво добиваться, чтобы в каждом случае алгоритм был выполнен до конца.
Весь этот материал отображён в презентации, которая является демонстрационным материалом и поможет учителю при проведении уроков алгебры по этой теме.
В презентации подробно разобрано решение следующих уравнений:
Следует приобрести навык в решении дробно-рациональных уравнений путём выполнения ряда тренировочных упражнений. Тренировочные упражнения предлагаются трёх уровней сложности: А – обязательный минимум знаний по этой теме, В – упражнения среднего уровня сложности, С – упражнения повышенной степени сложности.
№ | Уравнения | Ответы |
Уровень А | ||
1 |
| 5 |
2 | -2; 50 | |
3 | -9; 1 | |
4 | -0,5; 1 | |
5 | 0,5 | |
6 | -1 | |
7 | -4,7; -1 | |
8 | -4; 7 | |
9 | -; 6 | |
10 | 2 |
№ | Уравнения | Ответы |
Уровень В | ||
1 | 7 | |
2 | -0,25 | |
3 | Нет корней | |
4 | 0; 1 | |
5 | -1; 5 | |
6 | -1 | |
7 | (x+4)(x2-1) =4x2 + 24x - | 5 |
8 | - | |
9 | 4 | |
10 | 1 |
№ | Уравнения | Ответы |
Уровень С | ||
1 | -2 | |
2 | 1; 4; | |
3 | x2+x+1= | -2; 1 |
4 | 1; 8 | |
5 | x2-5x+ | 1; 2; 3; 4 |
6 | 2 | |
7 | ||
8 | -3; 1 | |
9 | 0,2; 1 | |
10 | Нет корней |
Самостоятельные работы
Предлагается 4 варианта самостоятельных работ, которые могут использоваться как для обучения, так и для самоконтроля учащихся по данной теме. Имеется 4 варианта контрольных работ по дробно-рациональным уравнениям.
№ | Уравнения | Ответы |
Вариант № 1 | ||
1 | -6; 3 | |
2 | -3; 6 | |
3 | 0 | |
Вариант № 2 | ||
1 | Нет корней | |
2 | ; 2 | |
3 | ||
Вариант № 3 | ||
1 | 3 | |
2 | -3; 4 | |
3 | 0 | |
Вариант № 4 | ||
1 | 12 | |
2 | 4 | |
3 | 0,5 |
Проверочные работы
Предлагается 4 варианта проверочных работ. Варианты 3 и 4 более сложные, чем варианты 1 и 2.
№ | Уравнения | Ответы |
Вариант № 1 | ||
1 | Нет корней | |
2 | -2 | |
3 | 21 | |
4 | -2 | |
Вариант № 2 | ||
1 | 0,2 | |
2 | 1 | |
3 | Нет корней | |
4 | -9; 4 | |
Вариант № 3 | ||
1 | 2 | |
2 | ||
3 | Нет корней | |
4 | -4; -2,5 | |
Вариант № 4 | ||
1 | 1 | |
2 | ; 10 | |
3 | Нет корней | |
4 | -2; |
Решение дробно-рациональных уравнений с модулем
При решении дробно-рациональных уравнений с модулем используются традиционные методы решения:
1) раскрытие модуля по определению:
2) метод разбиения на промежутки;
3) возведение обеих частей уравнения в квадрат.
При объяснении каждого из этих методов можно обратиться к демонстрационным материалам, в которых рассмотрены следующие уравнения:
- - решение выполнено способом 1
- - решение выполнено способом 2
- - решение выполнено способом 3
Уравнения для самостоятельного решения:
№ | Уравнения | Ответы |
1 | ||
2 | ; | |
3 | -6 | |
4 | ; | |
5 | ||
6 | ; ; 2 | |
7 | ||
8 | [ 0; 1 ] | |
9 | ; 1; | |
10 | -1 |
Решение дробно-рациональных уравнений с параметрами
Уравнения для самостоятельного решения:
№ | Уравнения | Ответы |
1 | При , , При а = -1, а = 3 нет решений | |
2 | При При k = -2, k = 0, k = -0,2 нет решений | |
3 | При , , При а = 1, а = , нет решений | |
4 | При , , При , , нет решений | |
5 | При , При а = 1 х – любое число, кроме 1 При а = -1, а = 0 нет решений | |
6 | При нет решений При а = 1 х – любое число, кроме 1 | |
7 | При x1 = 3m, x2 = -2m При нет решений | |
8 | При , x1 = 2m, x2 = m+2 При нет решений При x=3 | |
9 | При , , ,x1 = a+1,x2 = a-3 При а = -2, а = -3 x= a-3 При а = 2, а = 1 x= a+1 При а = 0 нет решений | |
10 | При или, При а = 13 x = -1 При 4 < а < 12 нет решений | |
11 | При x1 = a+1, x2 = При а = 0 нет решений | |
12 | При а > 0 x1 = , x2 = При нет решений | |
13 | При каких значениях а ур-ние имеет хотя бы одно решение? | При а = 0 ур-ние имеет решение х = 1 |
14 | При каких значениях а ур-ние имеет хотя бы одно решение? | При а = 3 и а = 5 ур-ние имеет решение х = 4 |
15 | Сколько корней имеет ур-ние? | При -1< a < 0 – 2 корня При , а = 0, a > 1 – 1 корень При - нет корней |
16 | Сколько корней имеет ур-ние? | При -2 < a < 1 – 2 корня При , а = 1, a > 2 – 1 корень При - нет корней |
17 | Сколько корней имеет ур-ние? | При -3 < a < -1 – 4 корня При - 3 корня При а = -1 – 2 корня При a > -1 – 1 корень |
18 | Сколько корней имеет ур-ние? | При a < 0, а > 2 – 2 корня При - 1 корень |
19 | Сколько корней имеет ур-ние? | При – 1 корень При а = 1 – 2 корня При (0; 1) – 3 корня |
20 | Сколько корней имеет ур-ние? | При , – 1 корень При -1 < a < 1 – 2 корня |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры 8 класс "Решение дробно-рациональных уравнений"
Приводится конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"...
Решение дробных рациональных уравнений
Презентация содержит демонстрационный материал к обяснению нового материала по теме "Решение дробных рациональных уравнений". Учебник Макарычева Ю.Н. и др. "Алгебра 8"...
Решение дробно - рациональных уравнений с модулем.
Данная презентация разработана для подготовки учащихся 10 классса к КДР, может быть полезна для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ....
Урок алгебры в 8-м классе "Решение дробно-рациональных уравнений"
Урок закрепления изученного материала проводится в форме игры "Лабиринт". Задания в лабиринте дифференцированы по уровням сложности, что позволяет учащимся выбрать наиболее походящий для себя режим ра...
Урок в 8 классе"Решение дробных рациональных уравнений"
Урок формирования умений и навыков....

Разработка урока по теме "Решение дробных рациональных уравнений"
Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых дей...

Пособие для учащихся «Алгоритм решения дробного рационального уравнения»
Данное пособие для учащихся содержит краткую необходимую информацию по решению дробных рациональных уравнений. В пособии приведены алгоритм решения дробного рационального уравнения и примеры решения у...