рабочая программа по алгебре для 8 класса (Макарычев)
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
рабочая программа по алгебре для 8 класса (Макарычев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8u_klass_algebra_makarychev.docx | 40.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по алгебре; статистике и теории вероятностей 8класс
Учебники: «Алгебра, 8 класс», автор Ю.Н.Макарычев и др.
«Теория вероятностей и статистика», автор Ю.Н. Тюрин и др.
Программа рассчитана на 136 часов;
4 часа в неделю.
Плановых контрольных работ-11.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Государственный стандарт основного общего образования по математике.
Программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2002.
.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе освоения содержания курса, учащиеся получают возможность:
- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Содержание тем учебного курса
1. Рациональные дроби (24ч)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.
Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция и ее график.
Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.
При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции .
2. Квадратные корни (20 ч)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция ее свойства и график.
Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.
При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция , ее свойства и график. При изучении функции показывается ее взаимосвязь с функцией , где x ≥ 0.
3. Квадратные уравнения (22ч)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.
Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
4. Неравенства (20 ч)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а < 0.
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
5. Степень с целым показателем. (20 ч)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления.
Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.
6. Статистика и теория вероятностей (18ч)
7. Повторение (12ч).
№ урока | Содержание учебного материалапо алгебре, теории вероятностей и статистике8 класс (4 урока в неделю) | Примерные сроки изучения |
Учебники: «Алгебра, 8», «Теория вероятностей и статистика»Авторы: Ю.Н.Макарычев и др., Ю.Н.Тюрин и др. | ||
Рациональные дроби и их свойства (24 урока). | ||
1-4 | Рациональные выражения. | 3 |
5-8 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 3 |
9-11 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 2 |
12-16 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | 3 |
17 | Контрольная работа №1. | 1 |
18-20 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень. | 2 |
21-23 | Деление дробей. | 2 |
24-28 | Преобразование рациональных выражений. | 5 |
29-31 | Функция У= К / Х и ее график. | 3 |
32 | Контрольная работа №2. | 1 |
Квадратные корни (20 уроков). | ||
33-34 | Рациональные числа. Иррациональные числа. | 2 |
35-37 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. | 2 |
38-39 | Уравнение х2 = а. | 1 |
40 | Нахождение приближенных значений квадратного корня. | 1 |
41-43 | Функция у = √х и ее график. | 2 |
44-46 | Квадратный корень из произведения и дроби. | 2 |
47-49 | Квадратный корень из степени. | 1 |
50 | Контрольная работа №3. | 1 |
51-55 | Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня. | 2 |
56-61 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. | 5 |
62 | Контрольная работа №4. | 1 |
Квадратные уравнения (22 урока). | ||
63-66 | Определение квадратных уравнений. Неполные квадратные уравнения. | 2 |
67-68 | Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена. | 1 |
69-74 | Решение квадратных уравнений по формуле. | 3 |
75-78 | Решение задач с помощью квадратных уравнений. | 2 |
79-80 | Теорема Виета. | 2 |
81 | Контрольная работа №5. | 1 |
82-87 | Решение дробных рациональных уравнений. | 4 |
88-91 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 4 |
92-94 | Графический способ решения уравнений. | 2 |
95 | Контрольная работа №6. | 1 |
Неравенства (20 уроков). | ||
96-97 | Числовые неравенства. | 1 |
98-100 | Свойства числовых неравенств. | 3 |
101-103 | Сложение и умножение числовых неравенств. | 3 |
104 | Контрольная работа №7. | 1 |
105-106 | Числовые промежутки. | 2 |
107-111 | Решение неравенств с одной переменной. | 5 |
112-115 | Решение систем неравенств с одной переменной. | 4 |
116 | Контрольная работа №8. | 1 |
Теория вероятностей и статистика (18 уроков). | ||
117-118 | Математическое описание случайных явлений. | 2 |
119-121 | Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей. | 3 |
122-127 | Элементы комбинаторики. | 6 |
128-133 | Испытания Бернулли. Контрольная работа (без номера). | 6 |
Степень с целым показателем (20урока). | ||
134-137 | Определение степени с целым отрицательным показателем. | 3 |
138-141 | Свойства степени с целым показателем. | 4 |
142-145 | Стандартный вид числа. | 3 |
146-149 | Запись приближенных значений. | 4 |
150-152 | Действия над приближенными значениями. | 3 |
153-154 | Вычисления с приближенными данными на микрокалькуляторе. | 2 |
155 | Контрольная работа №10. | 1 |
Итоговое повторение курса алгебры 8 класса (12 уроков). | ||
156-158 | Рациональные дроби и действия над ними. | 3 |
159-161 | Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. | 3 |
162-164 | Квадратные уравнения. | 3 |
165-167 | Неравенства. | 3 |
168 | Контрольная работа №11. 1 | |
136 | Итоговый урок по материалу повторения. Решение задач. | 2 |
Требования к математической подготовке учащихся 8 класса
В результате изучения алгебры ученик должен
- знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
- уметь
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Литература
- Поурочное планирование по алгебре. Т.М.Ерина. Издательство «Экзамен» Москва .2009
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра,8 класс, «Просвещение», 2009 г.
- Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы для 8 класса – М.: Просвещение, 2009
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса, - М.: Илекса, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочая программа по алгебре 9 класс, Макарычев Ю.Н.
Рабочая программа по алгебре 9 класс для работы по учебнику Макарычев Ю.Н., базовый курс...
Рабочая программа по алгебре.8 класс.Макарычев
Рабочая программа по алгебре для 8 класса по учебникуЮ.Н. Макарычева...
Рабочая программа по алгебре 7 класс (Макарычев)
Пояснительная записка, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, содержание материала, учебно-методическое обеспечение....
Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)
Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)...
Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)
Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)...
рабочая программа по алгебре 9 класс Макарычев
Рабочая программа по алгебре для учащихся 9 класса расчитана из расчёта 3 часа в неделю 102 часа в год....