рабочая программа по алгебре для 8 класса (Макарычев)
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему

Верещак Ольга Юрьевна

рабочая программа по алгебре для 8 класса (Макарычев)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8u_klass_algebra_makarychev.docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

             

              Рабочая программа по алгебре; статистике и теории вероятностей 8класс

Учебники: «Алгебра, 8 класс», автор Ю.Н.Макарычев и др.

«Теория вероятностей и статистика», автор Ю.Н. Тюрин и др.

Программа рассчитана на 136 часов;

4 часа в неделю.

Плановых контрольных работ-11.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
  2. Государственный стандарт основного общего образования по математике.

Программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2002.

.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе освоения содержания курса, учащиеся получают возможность:

  • развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.


Содержание тем учебного курса

1.   Рациональные дроби (24ч)

Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.

Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция  и ее график.

Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.

Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.

При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел.

Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции .

2.   Квадратные корни (20 ч)

Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция  ее свойства и график.

Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора.

Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида  . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция , ее свойства и график. При изучении функции  показывается ее взаимосвязь с функцией , где x ≥ 0.

3.   Квадратные уравнения (22ч)

Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

4.   Неравенства (20 ч)

Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.

Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.

В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.

При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а < 0.

В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

5.   Степень с целым показателем. (20 ч)

Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления.

Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях.

В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.

6.   Статистика и теория вероятностей (18ч)

7. Повторение (12ч).

№ урока

Содержание учебного материала

по алгебре, теории вероятностей и статистике

8 класс (4 урока в неделю)

Примерные сроки изучения

Учебники: «Алгебра, 8», «Теория вероятностей и статистика»

Авторы: Ю.Н.Макарычев и др., Ю.Н.Тюрин и др.

Рациональные дроби и их свойства

 (24 урока).

1-4

Рациональные выражения.

3

5-8

Основное свойство дроби. Сокращение дробей.

3

9-11

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

2

12-16

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

3

17

Контрольная работа №1.

1

18-20

Умножение дробей. Возведение дроби в степень.

2

21-23

Деление дробей.

2

24-28

Преобразование рациональных выражений.

5

29-31

Функция   У= К / Х   и ее график.

3

32

Контрольная работа №2.

1

Квадратные корни (20 уроков).

33-34

Рациональные числа. Иррациональные числа.

2

          35-37

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

2

38-39

Уравнение х2 = а.

1

40

Нахождение приближенных значений квадратного корня.

1

41-43

Функция у = √х и ее график.

2

44-46

Квадратный корень из произведения и дроби.

2

          47-49

Квадратный корень из степени.

1

               50

Контрольная работа №3.

1

             51-55

Вынесение множителя из-под знака корня.

Внесение множителя под знак корня.

2

56-61

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

5

62

Контрольная работа №4.

1

Квадратные уравнения (22 урока).

63-66

Определение квадратных уравнений. Неполные квадратные уравнения.

2

67-68

Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена.

1

69-74

Решение квадратных уравнений по формуле.

3

75-78

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

2

          79-80

Теорема Виета.

2

81

Контрольная работа №5.

1

82-87

Решение дробных рациональных уравнений.

4

88-91

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

4

92-94

Графический способ решения уравнений.

2

95

Контрольная работа №6.

1

Неравенства (20 уроков).

96-97

Числовые неравенства.

1

98-100

Свойства числовых неравенств.

3

101-103

Сложение и умножение числовых неравенств.

3

        104

Контрольная работа №7.

1

         105-106

Числовые промежутки.

2

         107-111

Решение неравенств с одной переменной.

5

         112-115

Решение систем неравенств с одной переменной.

4

116

Контрольная работа №8.

1

Теория вероятностей и статистика

  (18 уроков).

117-118

Математическое описание случайных явлений.

2

119-121

Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей.

3

122-127

Элементы комбинаторики.

6

128-133

Испытания Бернулли.

Контрольная работа (без номера).

6

Степень с целым показателем (20урока).

          134-137

Определение степени с целым отрицательным показателем.

3

    138-141

Свойства степени с целым показателем.

4

142-145

Стандартный вид числа.

3

146-149

Запись приближенных значений.

4

150-152

Действия над приближенными значениями.

3

153-154

 Вычисления с приближенными данными на микрокалькуляторе.

2

155

Контрольная работа №10.

1

Итоговое повторение курса алгебры 8 класса

 (12 уроков).

156-158

Рациональные дроби и действия над ними.

3

159-161

Преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

3

162-164

Квадратные уравнения.

3

165-167

 Неравенства.

3

168

Контрольная работа №11.                                                   1

136

Итоговый урок по материалу повторения.

Решение задач.

2

Требования к математической подготовке учащихся 8 класса

В результате изучения алгебры ученик должен

  • знать/понимать
  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
  • уметь
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

            Литература

  1. Поурочное планирование по алгебре. Т.М.Ерина. Издательство «Экзамен» Москва .2009
  2. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
  3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра,8 класс, «Просвещение», 2009 г.
  4. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы для 8 класса – М.: Просвещение, 2009
  5. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса, - М.: Илекса, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочая программа по алгебре 9 класс, Макарычев Ю.Н.

Рабочая программа по алгебре 9 класс для работы по учебнику Макарычев Ю.Н., базовый курс...

Рабочая программа по алгебре.8 класс.Макарычев

Рабочая программа по алгебре для 8 класса по учебникуЮ.Н. Макарычева...

Рабочая программа по алгебре 7 класс (Макарычев)

Пояснительная записка, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, содержание материала, учебно-методическое обеспечение....

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)...

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)...

рабочая программа по алгебре 9 класс Макарычев

Рабочая программа по алгебре для учащихся 9 класса расчитана из расчёта 3 часа в неделю 102 часа в год....