рабочая программа по алгебре для 7 класса (Макарычев)
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
рабочая программа по алгебре для 7 класса (Макарычев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7u_klass_algebra_makarychev.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по алгебре; статистике и теории вероятностей 7класс
Учебники: «Алгебра, 7 класс», автор Ю Н. Макарычев и др.
«Теория вероятностей и статистика», автор Ю.Н. Тюрин и др.
Программа рассчитана на 136 часов;4 часа в неделю.
Плановых контрольных работ-11.
Пояснительная записка
В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
АЛГЕБРА
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения решать линейные решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3), строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
- понимания статистических утверждений.
Содержание обучения
1. Выражения, тождества, уравнения (17часов)
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
2. Функции (12 часов)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.
Основная цель - ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
3. Степень с натуральным показателем (14 часов)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.
Основная цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm · аn = аm+n; аm : аn = аm-n, где m > n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambm учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.
4. Многочлены (19 часов)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
5. Формулы сокращенного умножения (20 часов)
Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель - выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
6. Системы линейных уравнений (16часов)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель - ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
7. Статистика. Теория вероятностей, 18часов.
8. Повторение (18 часов)
Основная цель - повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса.
Итоговая контрольная работа.
Содержание курса алгебры 7 класса включает следующие тематические блоки:
№ | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Выражения, тождества, уравнения | 17 | 2 |
2 | Функция | 12 | 1 |
3 | Степень с натуральным показателем | 16 | 1 |
4 | Многочлен | 19 | 2 |
5 | Формулы сокращённого умножения | 20 | 2 |
6 | Системы линейных уравнений | 16 | 1 |
7 | Статистика. Теория вероятностей | 18 | 1 |
8 | Повторение | 18 | 1 |
9 | Всего | 136 | 11 |
Содержание учебного материала по алгебре, статистике и теории вероятностей, 7 класс Всего 136 часов;4 часа в неделю 11 контрольных работ Учебники: «Алгебра, 7 класс», автор Ю.Н.Макарычев и др. «Теория вероятностей и статистика», автор Ю.Н.Тюрин и др. | ||||
№урока | Тема урока | Количество часов | Примерные сроки | |
Выражения, тождества, уравнения (17уроков ). | ||||
1-2 | Числовые выражения, п.1. | 2 | ||
3-4 | Выражения с переменными, п.2. | 2 | ||
5-6 | Сравнение значений выражений, п.3. | 2 | ||
7-8 | Свойства действий над числами, п.4. | 2 | ||
9-10 | Тождества. Тождественные преобразования выражений, п.5, 6. | 2 | ||
11 | Контрольная работа № 1. | 1 | ||
12 | Уравнения и его корни, п.7. | 1 | ||
13-14 | Линейное уравнение с одной переменной, п.8. | 2 | ||
15-16 | Решение задач с помощью уравнений, п.9. | 2 | ||
17 | Контрольная работа № 2. | 1 | ||
Функции (12 уроков ). | ||||
18-19 | Что такое функция. Вычисление значений функций по формуле, п. 10, 11. | 2 | ||
20-21 | График функций, п.12. | 2 | ||
22-23 | Линейная функция и ее график, п.13. | 2 | ||
24-25 | Прямая пропорциональность, п.14. | 2 | ||
26-28 | Взаимное расположение графиков линейных функций, п.15. | 3 | ||
29 | Контрольная работа № 3. | 1 | ||
Степень с натуральным показателем (16 уроков). | ||||
30-31 | Определение степени с натуральным показателем, п.16. | 2 | ||
32-33 | Умножение и деление степеней, п.17. | 2 | ||
34-36 | Возведение в степень произведения и степени, п.18. | 3 | ||
37-38 | Одночлен и его стандартный вид,п.19. | 2 | ||
39-41 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень, п.20. | 3 | ||
42-43 | Функции у=х2 , у=х3 и их графики, п.21. | 2 | ||
44 | Контрольная работа №4. | 1 | ||
45 | Абсолютная и относительная погрешности, п.22,23.
| 1 | ||
Многочлены (19 уроков). | ||||
46-47 | Многочлен и его стандартный вид, п.24. | 2 | ||
48-49 | Сложение и вычитание многочленов, п.25. | 2 | ||
50-52 | Умножение одночлена на многочлен, п.26. | 3 | ||
53-55 | Вынесение общего множителя за скобки, п.27. | 3 | ||
56 | Контрольная работа №5. | 1 | ||
57-59 | Умножение многочлена на многочлен, п.28. | 3 | ||
60-61 | Разложение многочлена на множители способом группировки, п.29. | 2 | ||
62-63 | Доказательство тождеств, п.30. | 2 | ||
64 | Контрольная работа №6. | 1 | ||
Формулы сокращенного умножения (20 уроков). | ||||
65-67 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений, п.31. | 3 | ||
68-69 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности, п.32. | 2 | ||
70-71 | Умножение разности двух выражений на их сумму, п.33. | 2 | ||
72-74 | Разложение разности квадратов на множители, п.34. | 3 | ||
75 | Контрольная работа №7. | 1 | ||
76-77 | Разложение на множители суммы и разности кубов, п.35. | 2 | ||
78 | Преобразование целого выражения в многочлен, п.36. | 1 | ||
79-80 | Применение различных способов для разложения На множители, п.37. | 2 | ||
81-83 | Применение преобразований целых выражений, п.38. | 3 | ||
84 | Контрольная работа №8. | 1 | ||
Статистика. Теория вероятностей (18 уроков). | ||||
. Таблицы. Диаграммы ( 6 уроков). | ||||
85 | Статистические данные в таблицах. Поиск информации в таблицах. | 1 | ||
86 | Вычисления в таблицах. Крупнейшие города России. | 1 | ||
87 | . Таблицы с результатами подсчетов и измерений. | 1 | ||
88 | Таблицы. | 1 | ||
89 | Столбиковая диаграмма. Круговая диаграмма. | 1 | ||
90 | Диаграмма рассеивания. | 1 | ||
Описательная статистика и случайная изменчивость (7уроков ). | ||||
91 | Среднее значение. Медиана. | 1 | ||
92 | Среднее значение, мода. Размах. | 1 | ||
93 | Наибольшее и наименьшее значение. Размах. | 1 | ||
94-95 | Отклонение. Дисперсия. | 2 | ||
96 | Примеры случайной изменчивости. | 1 | ||
97 | Рост человека. Точность измерений. | 1 | ||
Случайные события и вероятность ( 5 уроков). | ||||
98 | Случайные события. Вероятности и частоты. | 1 | ||
99 | Как узнать вероятность события. Зачем нужно знать вероятность события. | 1 | ||
100 | Обобщающий урок по теме «Элементы статистики и теории вероятности. | 1 | ||
101 | Контрольная работа по теме «Элементы статистики и теории вероятности». | 1 | ||
102 | Работа над ошибками. | 1 | ||
Система линейных уравнений (16 уроков). | ||||
103 | Линейное уравнение с двумя переменными, п.39. | 1 | ||
104-105 | График линейного уравнения с двумя переменными, п.40. | 2 | ||
106-107 | Системы линейных уравнений с двумя переменными, п.41. | 2 | ||
108-110 | Способ подстановки, п.42. | 3 | ||
111-117 | Способ сложения. Решение задач с помощью систем уравнений, п.43,44. | 7 | ||
118 | Контрольная работа №9. | 1 | ||
119-136 | Обобщающее итоговое повторение курса (18 уроков). Контрольная работа №10. | 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочая программа по алгебре 9 класс, Макарычев Ю.Н.
Рабочая программа по алгебре 9 класс для работы по учебнику Макарычев Ю.Н., базовый курс...
Рабочая программа по алгебре.8 класс.Макарычев
Рабочая программа по алгебре для 8 класса по учебникуЮ.Н. Макарычева...
Рабочая программа по алгебре 7 класс (Макарычев)
Пояснительная записка, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, содержание материала, учебно-методическое обеспечение....
Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)
Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)...
Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)
Рабочая программа по алгебре 9 класс (Макарычев)...
рабочая программа по алгебре 9 класс Макарычев
Рабочая программа по алгебре для учащихся 9 класса расчитана из расчёта 3 часа в неделю 102 часа в год....