Алгебра 9. План - конспект урока по теме "Решение систем уравнений второй степени"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Исакова Тамара Ивановна

Алгебра 9. План - конспект урока по теме "Решение систем уравнений второй степени". Урок практической отработки полученных ЗУН. Цель и задачи  урока: отработать практические навыки по теме «Решение систем уравнений второй степени»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_reshenie_sistem_uravneniy_vtoroy_stepeni.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока алгебры в 9 классе по теме

«Решение систем уравнений второй степени» от 24.12.2014г.

Учитель – Исакова Тамара Ивановна

(использование презентации «Решение систем уравнений второй степени», гипермедийной презентации – тренажера «Решение систем уравнений второй степени», текст-файлов,  тест - файлов)

                   Урок практической отработки полученных ЗУН по теме

Условия для проведения урока:

Оборудование: ноутбук, компьютеры, проектор, экран/проекционная доска, раздаточный материал на бумажных носителях

Исходная компетенция учителя: владение компьютером, умение работать с проекционным оборудованием, детальное знакомство со структурой мультемидийной презентации, электронного тренажера, теста, электронной таблицы.

Ролевые отношения учителя и ученика, роль компьютера:

Роль учителя: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний темы: коллективную работу учеников с презентацией, групповую работу учащихся с целью коррекции знаний, индивидуальную работу с электронным тренажером гипермедийной презентации (при наличии ошибок в ходе решения систем уравнений методом подстановки) и дифференцированную работу по карточками при обобщении и систематизации материала, работу с текстами разноуровневого задания на этапе контроля усвоения знаний с целью проверки знаний учащихся.

Роль компьютера: обучающая, информационная, тренирующая, контролирующая.

Роль ученика: принять участие в коллективной работе и групповой работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе решения систем уравнений, уметь применять полученные знания при обобщении и систематизации темы.

Цель и задачи  урока:

  • отработать практические навыки по теме «Решение систем уравнений второй степени»
  • развивать вычислительную технику, мыслительную активность, логическое мышление, интерес к предмету; способствовать формированию ключевых понятий, выполнению заданий различного уровня сложности;
  • формировать деловитость, внимательность, трудолюбие, уверенность в себе, способность к самовыражению, умения работать в группе; умение сопоставлять свои возможности  в выборе уровня сложности выполнения заданий.

Ход урока

Методика работы

1.1

Этап мотивации к учебной деятельности

Учитель. Средства массовой информации часто напоминают о конце света, а учёные – астрономы предпочитают  молчание. Известно, что каждая планета имеет свою траекторию движения и скорость вокруг Солнца, заданную определённой функцией. Наблюдая за траекторией движения планет, учитывая их разную скорость, учёные в ходе вычисления сложных систем уравнений убедились в том, что система уравнений не имеет решения, с геометрической точки зрения не имеет точек пересечения. Это говорит о том, что планеты не могут столкнуться друг с другом, но через определённый промежуток времени они выстраиваются в ряд, наблюдается в этот период парад планет. Мы не учёные, но у истоков этой темы находимся, как вы думаете, какой?

Правильный ответ: решение систем уравнений

2,3-й слайд презентации.

Мотивация.

Приём «Ситуация в задачу»

2

2.1

Этап актуализации ЗУН

Учитель: Проверяя ваши домашние работы, я поняла, что у вас есть проблемы. Какие задачи будем решать?

Учащиеся предполагают.

Учитель: Какую роль будет выполнять учитель?

Учащиеся предполагают.

Слайд 4, 5

Приём  личностного  осмысления значимости задач, постановка задач

2.2

2.3

Учитель: Что мы изучили перед решением систем уравнений второй степени?

Правильный ответ:

  • свойства функций и их графики;
  • решение целых уравнений;
  • методы (способы ) решения систем:

а) линейных уравнений с двумя неизвестными;

б) второй степени с двумя неизвестными

Учитель: Чтобы выполнить задачи, предлагаю работу построить следующим образом: повторить способы решения систем, решить ряд задач, работая самостоятельно и в группах, выполнить самостоятельную работу

Слайд 6

Анализ изученного материала

Слайд 7

Пути решения проблемы

3

3.1

3.2

Этап  практической отработки  ЗУН по теме

Учитель: работают три группы.

1 группа работает с учителем, вторая и третья выполняют задания на карточках разного уровня сложности

Задания 2 группе:

1. Сборник ГИА с.118 № 3.6(а), 3.5(а)

2. Учебник № 450 (один обучающийся выполняет задание у доски самостоятельно)

Задания 3 группе

Решить систему уравнений:

         

Задания 1 группе:

1.Что называется решением системы с двумя переменными?

2.Что значит решить систему уравнений с двумя переменными?

(Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство.

Решить систему уравнений - это значит найти все её решения или установить, что их нет.)

3. Назовите способы решения систем уравнений второй степени (учитель просит учеников повторить методы, записанные на карточке – консультант)

4. Определить метод решения систем уравнений:

         

       

Проверка и коррекция ЗУН

Самостоятельная работа над коррекцией знаний. Выявление проблем учащимися в ходе выполнения упражнений. Предусмотрена система контроля, а также даны «шпаргалки». Предусмотрены применение: карточка – консультант и презентация – консультация   «Решение систем уравнений второй степени», автор  - учитель математики МБОУ СОШ №38, г. Озерска, Челябинской области
Комарова Наталья Алексеевна . CD диск «Подготовка к экзамену по математике»

Индивидуальная работа учителя с учащимися. Применение креативных методов

Слайд 8 - 15 

Дифференцированная групповая работа.

Организация работы, связанная с формированием умений видеть и применять   нужный способ решения системы

Слайд 16

Применение ИКТ

Самоконтроль. Выявление нерешённых проблем. Индивидуальная работа с обучающимися 2 и 3 групп. Проверка заданий

Применение ИКТ для проверки заданий в группах.

3.3

Разноуровневая самостоятельная работа (работа по карточкам, см. приложение №1

Слайд 20

Проверить степень усвоения материала наметить дальнейшую работу.

Самостоятельная реализация выбора сложности задания обучающимися.

Переход на следующий уровень

Возможность выполнить работу над ошибками.

3.4

Проверка самостоятельной работы (см. приложение №2)

Слайд 21. 

Самоконтроль, контроль со стороны учителя. Выявление нерешённых проблем

4

Этап рефлексии. Применение систем уравнений на практике

5

Этап объяснения домашнего задания

 Д/З 1 группа: Повторить методы решения систем уравнений второй степени. Учебник 448 (б), 449 (б), 454 (а) дополнит ОГЭ №3.2(б)

2 группа: Учебник № 451, ОГЭ 3.7 ; 3.9 (3 упр), Дополнит. 3.15 – 3,17

3 группа: ОГЭ 3.23 – 3.26 (4 упр)

Приложение № 1

№ уровня

№ карточки

Задания

 I

1

Описание: Image5485

I

2

Описание: Image5486

I

3

Описание: Image5487

II

1

Описание: Image5488

II

2

Описание: Image5489

III

1

Описание: Image5490

III

2

Описание: Image5491

III

3

Описание: Image5492

Приложение №2

№ уровня

№ карточки

Задания

 I

1

Х=2, у= - 3

I

2

Х= 1, у= -1/3

I

3

(3;2), (2;3)

II

1

(1;-3), (3;1)

II

2

III

1

(-1;-2), (-1;2)

III

2

(-1;2), (-1;2)

III

3

(9;1), (1;-3)

Приложение 3

№ 447 (а).

Р е ш е н и е

Из второго уравнения выразим переменную х и подставим в первое уравнение системы:

Пусть у2 = а, тогда получим уравнение:

 + а – 12 = 0;

а2 – 12а + 36 = 0;

(а – 6)2 = 0;

а = 6, то есть        у2 = 6;

                        у = ±.

Тогда соответствующие значения х будут равны .

О т в е т: (; –), (–; ).

После решения этой системы предложить учащимся найти другой способ. Если они не догадаются, то помочь им.

Умножим обе части второго уравнения на 2 и сложим почленно левые и правые части уравнений полученной системы:

х2 + 2ху + у2 = 0;

(х + у)2 = 0;

х + у = 0;

х = –у.

Подставим найденное значение х во второе уравнение:

у2 = –6;

у2 = 6;

у1 =                   х1 = –;

у2 = –          х2 = .

Заметим, что этот способ является более рациональным и интересным.

2-я  г р у п п а.

1. № 451.

Р е ш е н и е

Известно, что прямая у = kx проходит через точку М (1; 2). Найдем значение k:

2 = k · 1      k = 2.

Таким  образом,  нужно  найти  точки  пересечения  графиков  уравнений (х – 4)2 + (у – 6)2 = 25 и у = 2х. Для этого нужно решить систему:

(х – 4)2 + (2х – 6)2 = 25;

х2 – 8х + 16 + 4х2 – 24х + 36 – 25 = 0;

5х2 – 32х + 27 = 0;

х1 = 1          у1 = 2 · 1 = 2;

х2 = 5,4          у2 = 2 · 5,4 = 10,8.

Ответ: (1; 2), (5,4; 10,8).

2. № 450.

Р е ш е н и е

Парабола у = х2 + 1 и прямая у = kx имеют только одну общую точку, если система  имеет единственное решение.

Подставим значение у = kx в первое уравнение:

kx = х2 + 1;

х2 – kx + 1 = 0.

Составленная система будет иметь единственное решение, если это квадратное уравнение имеет один корень, то есть его дискриминант равен нулю.

D = k2 – 4;

k2 – 4 = 0;

k2 = 4;

k = ±2.

О т в е т: k = 2 и k = –2.

3. Решите систему уравнений:

Р е ш е н и е

Сложим  почленно  правые  и  левые  части  уравнений  системы.  Получим:

х2 + у2 + 2ху + х + у = 12;

(х + у)2 + х + у = 12.

С д е л а е м   з а м е н у:  х + у = а  – и решим полученное уравнение:

а2 + а – 12 = 0;

а1 = –4,  а2 = 3.

В е р н е м с я   к   з а м е н е:

х + у = –4          х = –у – 4;

х + у = 3                  х = 3 – у.

Подставляя поочередно данные выражения во второе уравнение исходной системы, получим:

у – 4 + у – у (у + 4) = 5;

– 4 – у2 – 4у = 5;

у2 + 4у + 9 = 0;

D1 = 4 – 9 = –5.

Нет решений.

3 – у + у + у (3 – у) = 5;

3 + 3у – у2 = 5;

у2 – 3у + 2 = 0;

у1 = 1,  у2 = 2.

Тогда х1 = 3 – 1 = 2,

           х2 = 3 – 2 = 1.

О т в е т: (2; 1), (1; 2).

3 группа

1.Решить систему уравнений

  Ответ (1;0).

2. Решить систему уравнений:

 Ответ: (2;1), (1;2).

2. № 450.

Р е ш е н и е

Парабола у = х2 + 1 и прямая у = kx имеют только одну общую точку, если система  имеет единственное решение.

Подставим значение у = kx в первое уравнение:

kx = х2 + 1;

х2 – kx + 1 = 0.

Составленная система будет иметь единственное решение, если это квадратное уравнение имеет один корень, то есть его дискриминант равен нулю.

D = k2 – 4;

k2 – 4 = 0;

k2 = 4;

k = ±2.

О т в е т: k = 2 и k = –2.

Список литературы:

  1.  Учебник: Алгебра. 9 класс:учеб. для   общеобразоват. учреждений / А45[ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под. ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2009. рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
  2. CD диск «Подготовка к экзамену по математике»
  3. Слайды из презентации «Решение систем уравнений второй степени». Автор: учитель математики МБОУ СОШ №38, г. Озерска, Челябинской области
    Комарова Наталья Алексеевна
  4. Раздаточный материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики (алгебры) по теме: «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени».

Урок математики (алгебры) по теме: «Решение задач с помощью систем уравнений второй степени». Урок для учащихся 9 класса. Применение индивидуальных карточек на уроке помогает учащимся решать самостоят...

Урок алгебры в 9 классе по теме « Решение систем уравнений второй степени»

Тип урока - урок формирования новых умений.Цели:  1) Закрепить умение решать системы уравнений второй степени;               Повторить алгоритм решения систем уравнений второй степени.              2)...

Проект урока алгебры в 9 классе по теме "Решение систем уравнений второй степени"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цели урока:Обучения:  ввести алгоритм решения систем уравнений   второй степени, научить решать системы уравнений, содержа...

Конспект урока по алгебре в 9 классе на тему "Решение систем уравнений второй степени"

Тема урока: « Решение систем уравнений второй степени»Тип урока: урок формирования новых умений.Цели: 1) Закрепить умение решать системы уравнений второй степени;Повторить алгоритм решения систем урав...

Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: «Решение систем уравнений второй степени» + презентация.

Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: «Решение систем уравнений второй степени» + презентация....

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"

1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...