Рабочая программа по алгебре для 7-9 классов (углублённое изучение)
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Рабочая программа по алгебре для 7-9 классов составлена на основе ФГОС основного общего образования. Учебник для углублённого изучения математики "Алгебра. 8 класс" авторов А.Г. Мерзляка, В.М. Полякова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.pr_.docx | 163.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ с.Тербуны
Рабочая программа по алгебре для 7-9 классов на углублённом уровне
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
Выпускник научится в 7-9 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
Элементы теории множеств и математической логики
- Оперировать на базовом уровне[1] понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
- задавать множества перечислением их элементов;
- находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях;
- оперировать на базовом уровне понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство;
- приводить примеры и контрпримеры для подтвержнения своих высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач других учебных предметов.
Числа
- Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанная дробь, рациональное число, арифметический квадратный корень;
- использовать свойства чисел и правила действий при выполнении вычислений;
- использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
- выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
- оценивать значение квадратного корня из положительного целого числа;
- распознавать рациональные и иррациональные числа;
- сравнивать числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
- выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
- составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Тождественные преобразования
- Выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
- выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;
- использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;
- выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений и выражений с квадратными корнями.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- понимать смысл записи числа в стандартном виде;
- оперировать на базовом уровне понятием «стандартная запись числа».
Уравнения и неравенства
- Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство, неравенство, решение неравенства;
- проверять справедливость числовых равенств и неравенств;
- решать линейные неравенства и несложные неравенства, сводящиеся к линейным;
- решать системы несложных линейных уравнений, неравенств;
- проверять, является ли данное число решением уравнения (неравенства);
- решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения;
- изображать решения неравенств и их систем на числовой прямой.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- составлять и решать линейные уравнения при решении задач, возникающих в других учебных предметах.
Функции
- Находить значение функции по заданному значению аргумента;
- находить значение аргумента по заданному значению функции в несложных ситуациях;
- определять положение точки по её координатам, координаты точки по её положению на координатной плоскости;
- по графику находить область определения, множество значений, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции;
- строить график линейной функции;
- проверять, является ли данный график графиком заданной функции (линейной, квадратичной, обратной пропорциональности);
- определять приближённые значения координат точки пересечения графиков функций;
- оперировать на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
- решать задачи на прогрессии, в которых ответ может быть получен непосредственным подсчётом без применения формул.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);
- использовать свойства линейной функции и ее график при решении задач из других учебных предметов.
Статистика и теория вероятностей
- Иметь представление о статистических характеристиках, вероятности случайного события, комбинаторных задачах;
- решать простейшие комбинаторные задачи методом прямого и организованного перебора;
- представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков;
- читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика;
- определять основные статистические характеристики числовых наборов;
- оценивать вероятность события в простейших случаях;
- иметь представление о роли закона больших чисел в массовых явлениях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- оценивать количество возможных вариантов методом перебора;
- иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;
- сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
- оценивать вероятность реальных событий и явлений в несложных ситуациях.
Текстовые задачи
- Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
- строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка или уравнения), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
- осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
- составлять план решения задачи;
- выделять этапы решения задачи;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
- решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
- решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
- находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
- решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых в задаче величин (делать прикидку).
Геометрические фигуры
- Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
- извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
- применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
- решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Отношения
- Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
- Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
- применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.
Геометрические построения
- Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.
Геометрические преобразования
- Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать движение объектов в окружающем мире;
- распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.
Векторы и координаты на плоскости
- Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число,координаты на плоскости;
- определять приближённо координаты точки по её изображению на координатной плоскости.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.
История математики
- Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
- понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
- Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;
- Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.
Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях
Элементы теории множеств и математической логики
- Оперировать[2] понятиями: определение, теорема, аксиома, множество, характеристики множества, элемент множества, пустое, конечное и бесконечное множество, подмножество, принадлежность, включение, равенство множеств;
- изображать множества и отношение множеств с помощью кругов Эйлера;
- определять принадлежность элемента множеству, объединению и пересечению множеств;
- задавать множество с помощью перечисления элементов, словесного описания;
- оперировать понятиями: высказывание, истинность и ложность высказывания, отрицание высказываний, операции над высказываниями: и, или, не, условные высказывания (импликации);
- строить высказывания, отрицания высказываний.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- строить цепочки умозаключений на основе использования правил логики;
- использовать множества, операции с множествами, их графическое представление для описания реальных процессов и явлений.
Числа
- Оперировать понятиями: множество натуральных чисел, множество целых чисел, множество рациональных чисел, иррациональное число, квадратный корень, множество действительных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных, действительных чисел;
- понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
- выполнять вычисления, в том числе с использованием приёмов рациональных вычислений;
- выполнять округление рациональных чисел с заданной точностью;
- сравнивать рациональные и иррациональные числа;
- представлять рациональное число в виде десятичной дроби
- упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной и десятичной дроби;
- находить НОД и НОК чисел и использовать их при решении задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
- выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
- составлять и оценивать числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
- записывать и округлять числовые значения реальных величин с использованием разных систем измерения.
Тождественные преобразования
- Оперировать понятиями степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
- выполнять преобразования целых выражений: действия с одночленами (сложение, вычитание, умножение), действия с многочленами (сложение, вычитание, умножение);
- выполнять разложение многочленов на множители одним из способов: вынесение за скобку, группировка, использование формул сокращенного умножения;
- выделять квадрат суммы и разности одночленов;
- раскладывать на множители квадратный трёхчлен;
- выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми отрицательными показателями, переходить от записи в виде степени с целым отрицательным показателем к записи в виде дроби;
- выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю, сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и целую отрицательную степень;
- выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни;
- выделять квадрат суммы или разности двучлена в выражениях, содержащих квадратные корни;
- выполнять преобразования выражений, содержащих модуль.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выполнять преобразования и действия с числами, записанными в стандартном виде;
- выполнять преобразования алгебраических выражений при решении задач других учебных предметов.
Уравнения и неравенства
- Оперировать понятиями: уравнение, неравенство, корень уравнения, решение неравенства, равносильные уравнения, область определения уравнения (неравенства, системы уравнений или неравенств);
- решать линейные уравнения и уравнения, сводимые к линейным с помощью тождественных преобразований;
- решать квадратные уравнения и уравнения, сводимые к квадратным с помощью тождественных преобразований;
- решать дробно-линейные уравнения;
- решать простейшие иррациональные уравнения вида , ;
- решать уравнения вида;
- решать уравнения способом разложения на множители и замены переменной;
- использовать метод интервалов для решения целых и дробно-рациональных неравенств;
- решать линейные уравнения и неравенства с параметрами;
- решать несложные квадратные уравнения с параметром;
- решать несложные системы линейных уравнений с параметрами;
- решать несложные уравнения в целых числах.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- составлять и решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, к ним сводящиеся, системы линейных уравнений, неравенств при решении задач других учебных предметов;
- выполнять оценку правдоподобия результатов, получаемых при решении линейных и квадратных уравнений и систем линейных уравнений и неравенств при решении задач других учебных предметов;
- выбирать соответствующие уравнения, неравенства или их системы для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи;
- уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат в контексте заданной реальной ситуации или прикладной задачи.
Функции
- Оперировать понятиями: функциональная зависимость, функция, график функции, способы задания функции, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, монотонность функции, чётность/нечётность функции;
- строить графики линейной, квадратичной функций, обратной пропорциональности, функции вида: , ,, ;
- на примере квадратичной функции, использовать преобразования графика функции y=f(x) для построения графиков функций ;
- составлять уравнения прямой по заданным условиям: проходящей через две точки с заданными координатами, проходящей через данную точку и параллельной данной прямой;
- исследовать функцию по её графику;
- находить множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, монотонности квадратичной функции;
- оперировать понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
- решать задачи на арифметическую и геометрическую прогрессию.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам;
- использовать свойства и график квадратичной функции при решении задач из других учебных предметов.
Текстовые задачи
- Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
- использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
- различать модель текста и модель решения задачи, конструировать к одной модели решения несложной задачи разные модели текста задачи;
- знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
- моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
- выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
- уметь выбирать оптимальный метод решения задачи и осознавать выбор метода, рассматривать различные методы, находить разные решения задачи, если возможно;
- анализировать затруднения при решении задач;
- выполнять различные преобразования предложенной задачи, конструировать новые задачи из данной, в том числе обратные;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
- исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчёта;
- решать разнообразные задачи «на части»,
- решать и обосновывать свое решение задач (выделять математическую основу) на нахождение части числа и числа по его части на основе конкретного смысла дроби;
- осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение). выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов;
- владеть основными методами решения задач на смеси, сплавы, концентрации;
- решать задачи на проценты, в том числе, сложные проценты с обоснованием, используя разные способы;
- решать логические задачи разными способами, в том числе, с двумя блоками и с тремя блоками данных с помощью таблиц;
- решать задачи по комбинаторике и теории вероятностей на основе использования изученных методов и обосновывать решение;
- решать несложные задачи по математической статистике;
- овладеть основными методами решения сюжетных задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов, геометрический, графический, применять их в новых по сравнению с изученными ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учётом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
- решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
- решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
Статистика и теория вероятностей
- Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения выборки, размах выборки, дисперсия и стандартное отклонение, случайная изменчивость;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
- составлять таблицы, строить диаграммы и графики на основе данных;
- оперировать понятиями: факториал числа, перестановки и сочетания, треугольник Паскаля;
- применять правило произведения при решении комбинаторных задач;
- оперировать понятиями: случайный опыт, случайный выбор, испытание, элементарное случайное событие (исход), классическое определение вероятности случайного события, операции над случайными событиями;
- представлять информацию с помощью кругов Эйлера;
- решать задачи на вычисление вероятности с подсчетом количества вариантов с помощью комбинаторики.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений;
- определять статистические характеристики выборок по таблицам, диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от цели решения задачи;
- оценивать вероятность реальных событий и явлений.
Геометрические фигуры
- Оперировать понятиями геометрических фигур;
- извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
- применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
- формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
- доказывать геометрические утверждения;
- владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
Отношения
- Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
- применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
- характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
- Оперировать представлениями о длине, площади, объёме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объёма при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объёма, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
- проводить простые вычисления на объёмных телах;
- формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объёмов и решать их.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- проводить вычисления на местности;
- применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.
Геометрические построения
- Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
- свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,
- выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
- изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
- оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
Преобразования
- Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приёмами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
- строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;
- применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.
Векторы и координаты на плоскости
- Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;
- выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;
- применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.
История математики
- Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
- понимать роль математики в развитии России.
Методы математики
- Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
- выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
- использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
- применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
- Содержание учебного предмета, курса
Содержание курса алгебры 7-9 классов (углублённое изучение)
7 класс
Глава 1 «Линейное уравнение с одной переменной»
Числовые и буквенные выражения
Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных.
Законы арифметических действий. Преобразования числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем. Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики.
Рациональные числа
Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами.
Решение текстовых задач
Задачи на все арифметические действия
Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.
Решение задач на движение, работу, покупки
Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объёмов выполняемых работ при совместной работе.
Решение задач на нахождение части числа и числа по его части
Решение задач на проценты, доли, применение пропорций при решении задач.
Логические задачи
Решение логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.
Основные методы решения задач
Арифметический, алгебраический, перебор вариантов. Первичные представления о других методах решения задач (геометрические и графические методы).
Равенства
Числовое равенство. Свойства числовых равенств. Равенство с переменной.
Линейное уравнение и его корни
Решение линейных уравнений. Количество корней линейного уравнения. Линейное уравнение с параметром.
Контрольная работа № 1по теме «Линейное уравнение с одной переменной»
Глава 2 Целые выражения
Понятие тождества
Тождественное преобразование. Представление о тождестве на множестве.
Многочлены
Одночлен, степень одночлена. Действия с одночленами. Многочлен, степень многочлена. Значения многочлена. Действия с многочленами: сложение, вычитание, умножение. Преобразование целого выражения в многочлен. Формулы сокращённого умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности. Разложение многочленов на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, использование формул сокращённого умножения. Многочлены с одной переменной. Стандартный вид многочлена с одной переменной.
Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание многочленов»
Контрольная работа № 3 по теме «Разложение многочленов на множители»
Контрольная работа № 4 по теме «Преобразование многочленов»
Многочлены
Формулы преобразования суммы и разности кубов, куб суммы и разности.
Контрольная работа № 5 по теме «Сумма и разности кубов, куб суммы и разности двух выражений»
Глава 3 Функции
Множества и отношения между ними
Множество, характеристическое свойство множества, элемент множества, пустое, конечное, бесконечное множество.
Понятие зависимости
Прямоугольная система координат. Формирование представлений о метапредметном понятии «координаты». График зависимости.
Функция
Появления графиков функций. Р. Декарт. Примеры различных систем координат. Способы задания функций: аналитический, графический, табличный. График функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных процессов и решения задач. Значение функции в точке.
Линейная функция
Свойства, график. Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от её коэффициентов.
Контрольная работа № 6 по теме «Линейная функция, её график»
Глава 4 Системы линейных уравнений с двумя переменными
Методы решения уравнений
Методы равносильных преобразований, метод замены переменной, графический метод.
Системы уравнений
Уравнение с двумя переменными. Решение уравнений в целых числах. Линейное уравнение с двумя переменными. Графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными.
Понятие системы уравнений. Решение систем уравнений.
Представление о равносильности систем уравнений.
Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными графический метод, метод сложения, метод подстановки. Количество решений системы линейных уравнений. Система линейных уравнений с параметром.
Контрольная работа № 7 по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными»
Глава 5 Элементы комбинаторики и описательной статистики
Статистика и теория вероятностей
Статистика
Табличное и графическое представление данных, столбчатые и круговые диаграммы, извлечение нужной информации. Диаграммы рассеивания. Описательные статистические показатели: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения числового набора. Отклонение. Случайные выбросы. Меры рассеивания: размах, дисперсия и стандартное отклонение. Свойства среднего арифметического и дисперсии. Случайная изменчивость. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах.
Случайные опыты и случайные события
Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков. Представление событий с помощью диаграмм Эйлера. Противоположные события, объединение и пересечение событий. Правило сложения вероятностей. Случайный выбор. Независимые события. Последовательные независимые испытания. Представление эксперимента в виде дерева, умножение вероятностей. Испытания до первого успеха. Условная вероятность. Формула полной вероятности. Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры.П.Ферма, Б.Паскаль, Я.Бернулли, А.Н.Колмогоров.
Контрольная работа № 8 по теме «Элементы комбинаторики и описательной статистики»
Повторение и систематизация учебного материала
Контрольная работа № 9(итоговая)
8 класс
Глава 1 Множества и операции над ними
Множества и отношения между ними
Отношение принадлежности, включения, равенства. Элементы множества, способы задания множеств, распознавание подмножеств и элементов подмножеств с использованием кругов Эйлера. Л.Эйлер.
Операции над множествами
Пересечение и объединение множеств. Разность множеств, дополнение множества. Интерпретация операций над множествами с помощью кругов Эйлера.
Контрольная работа №1
Глава 2 Рациональные выражения
Уравнения
Понятие уравнения и корня уравнения. Представление о равносильности уравнений и уравнениях-следствиях.
Представление о равносильности на множестве. Равносильные преобразования уравнений.
Дробно-рациональные выражения
Алгебраическая дробь. Преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем. Допустимые значения переменных в дробно-рациональных выражениях. Сокращение алгебраических дробей. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Действия с алгебраическими дробями: сложение, вычитание.
Преобразование выражений, содержащих знак модуля.
Контрольная работа №2
Дробно-рациональные выражения
Действия с алгебраическими дробями: умножение, деление.
Контрольная работа №3
Обратная пропорциональность
Свойства функции . Гипербола. Представление об асимптотах.
Контрольная работа №4
Глава 3 Основы теории делимости
Бесконечность множества простых чисел. Основная теорема арифметики, малая теорема Ферма, алгоритм Эвклида. Признаки делимости. П.Ферма. П.Л.Чебышев.
Контрольная работа №5
Глава 4 Неравенства
Неравенства
Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Проверка справедливости неравенств при заданных значениях переменных.
Неравенство с переменной. Строгие и нестрогие неравенства. Доказательство неравенств. Неравенства о средних для двух чисел.
Понятие о решении неравенства. Множество решений неравенства.
Представление о равносильности неравенств.
Линейное неравенство и множества его решений. Решение линейных неравенств. Линейное неравенство с параметром.
Простейшие иррациональные неравенства вида: ; ; .
Системы неравенств
Системы неравенств с одной переменной. Решение систем линейных неравенств с одной переменной. Изображение решения системы неравенств на числовой прямой. Запись решения системы неравенств.
Контрольная работа №6
Глава 5 Квадратные корни. Действительные числа
Квадратичная функция
Парабола. Построение графика квадратичной функции. Положение графика квадратичной функции в зависимости от её коэффициентов.
Иррациональные выражения
Арифметический квадратный корень. Допустимые значения переменных в выражениях, содержащих арифметические квадратные корни. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Корни n-ых степеней. Допустимые значения переменных в выражениях, содержащих корни n-ых степеней. Преобразование выражений, содержащих корни n-ых степеней.
Степень с рациональным показателем. Преобразование выражений, содержащих степень с рациональным показателем.
Потребность в иррациональных числах.
Рациональные числа
Конечные и бесконечные десятичные дроби. Представление рационального числа в виде десятичной дроби.
Иррациональные числа
Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Действия с иррациональными числами. Свойства действий с иррациональными числами. Сравнение иррациональных чисел. Множество действительных чисел.
Представления о расширениях числовых множеств.
Функции , , .Их свойства и графики. Степенная функция с показателем степени больше 3.
Степенная функция с показателем3
Свойства. Кубическая парабола.
Контрольная работа №7
Глава 6 Квадратные уравнения
Квадратное уравнение и его корни
Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Количество действительных корней квадратного уравнения. Решение квадратных уравнений: графический метод решения, использование формулы для нахождения корней, разложение на множители, подбор корней с использованием теоремы Виета. Биквадратные уравнения. Уравнения, сводимые к линейным и квадратным. Квадратное уравнение с параметром. Решение простейших квадратных уравнений с параметрами. Решение некоторых типов уравнений 3 и 4 степени. Ф.Виет.
Контрольная работа №8
Квадратное уравнение и его корни
Биквадратные уравнения. Уравнения, сводимые к линейным и квадратным. Квадратное уравнение с параметром. Решение простейших квадратных уравнений с параметрами. Решение некоторых типов уравнений 3 и 4 степени. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений степеней, больших четырёх.
Тождественные преобразования
Многочлены
Действия с многочленами: деление. Квадратный трёхчлен. Корни квадратного трёхчлена. Разложение на множители квадратного трёхчлена. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Выделение полного квадрата. Разложение на множители способом выделения полного квадрата.
Методы решения уравнений
Методы равносильных преобразований, метод замены переменной, графический метод. Использование свойств функций при решении уравнений, использование теоремы Виета для уравнений степени выше 2.
Дробно-рациональные уравнения
Решение дробно-рациональных уравнений.
Простейшие иррациональные уравнения вида: ; и их решение. Решение иррациональных уравнений вида .
Контрольная работа №9
Повторение и систематизация учебного материала
Контрольная работа №10(итоговая)
9 класс
Глава 1 Квадратичная функция
Функция
Чётность/нечётность, возрастание и убывание, промежутки монотонности, наибольшее и наименьшее значение, периодичность. Исследование функции по её графику.
Функции
Преобразование графиков функций: параллельный перенос, симметрия, растяжение/сжатие, отражение.
Представление о взаимно обратных функциях.
Непрерывность функции и точки разрыва функций. Кусочно заданные функции.
Контрольная работа №1
Квадратичная функция
Положение графика квадратичной функции в зависимости от её коэффициентов. Использование свойств квадратичной функции для решения задач.
Неравенства
Квадратное неравенство и его решения. Решение квадратных неравенств: использование свойств и графика квадратичной функции, метод интервалов. Запись решения квадратного неравенства.
Квадратное неравенство с параметром и его решение.
Обобщённый метод интервалов для решения неравенств.
Контрольная работа №2
Глава 2 Уравнения с двумя переменными и их системы
Алгебра
Системы уравнений
Представление о графической интерпретации произвольного уравнения с двумя переменными: линии на плоскости.
Системы нелинейных уравнений. Методы решения систем нелинейных уравнений. Метод деления, метод замены переменных. Однородные системы.
Контрольная работа №3
Глава 3. Неравенства с двумя переменными и их системы. Доказательство неравенств
Системы неравенств
Решение систем неравенств с одной переменной: квадратных, дробно-рациональных, иррациональных.
Неравенство с двумя переменными. Представление о решении линейного неравенства с двумя переменными. Графическая интерпретация неравенства с двумя переменными. Графический метод решения систем неравенств с двумя переменными.
Контрольная работа №4
Глава 4. Элементы прикладной математики
Математическое моделирование. Процентные расчёты. Приближённые вычисления.
Контрольная работа №5
Глава 5 Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Элементы комбинаторики и испытания Бернулли
Правило умножения, перестановки, факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля и бином Ньютона. Опыты с большим числом равновозможных элементарных событий. Вычисление вероятностей в опытах с применением элементов комбинаторики. Испытания Бернулли. Успех и неудача. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.
Геометрическая вероятность
Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, отрезка и дуги окружности. Случайный выбор числа из числового отрезка.
Случайные величины
Дискретная случайная величина и распределение вероятностей. Равномерное дискретное распределение. Геометрическое распределение вероятностей. Распределение Бернулли. Биномиальное распределение. Независимые случайные величины. Сложение, умножение случайных величин. Математическое ожидание и его свойства. Дисперсия и стандартное отклонение случайной величины; свойства дисперсии. Дисперсия числа успехов в серии испытаний Бернулли. Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей и точность измерения. Применение закона больших чисел в социологии, страховании, в здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.
Случайные опыты и случайные события
Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков. Представление событий с помощью диаграмм Эйлера. Противоположные события, объединение и пересечение событий. Правило сложения вероятностей. Случайный выбор. Независимые события. Последовательные независимые испытания. Представление эксперимента в виде дерева, умножение вероятностей. Испытания до первого успеха. Условная вероятность. Формула полной вероятности.
Контрольная работа №6
Глава 6. Числовые последовательности
Последовательности и прогрессии
Числовая последовательность. Примеры. Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске. Бесконечные последовательности. Арифметическая прогрессия и её свойства. Геометрическая прогрессия. Суммирование первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Сходящаяся геометрическая прогрессия. Сумма сходящейся геометрической прогрессии. Гармонический ряд. Расходимость гармонического ряда.
Метод математической индукции, его применение для вывода формул, доказательства равенств и неравенств, решения задач на делимость. Сходимость геометрической прогрессии.
Контрольная работа №7
Повторение и систематизация учебного материала
Контрольная работа №8(итоговая)
- Тематическое планирование уроков алгебры в 7 - А классе
№ | Содержание учебного материала (название раздела, темы) | Кол-во часов |
Глава 1 с одной переменной | 17 | |
1 | Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. Числовые и буквенные выражения Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Законы арифметических действий. Преобразования числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем. Введение в алгебру | 3 |
2 | Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Числовое равенство. Свойства числовых равенств. Равенство с переменной. Решение линейных уравнений. Количество корней линейного уравнения. Линейное уравнение с параметром. Рациональные числа. Линейное уравнение с одной переменной | 6 |
3 | Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи. Решение задач на движение, работу, покупки. Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объёмов выполняемых работ при совместной работе. Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты, доли, применение пропорций при решении задач. Решение задач с помощью уравнений | 7 |
4 | Контрольная работа № 1 по теме «Линейные уравнения с одной переменной». | 1 |
Глава 2 Целые выражения | 90 | |
5 | Тождественное преобразование. Представление о тождестве на множестве. Тождественно равные выражения. Тождества | 2 |
6 | Законы арифметических действий. Степень с натуральным показателем | 3 |
7 | Преобразования числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем. Свойства степени с натуральным показателем | 6 |
8 | Одночлен, степень одночлена. Действия с одночленами. Одночлены | 4 |
9 | Многочлен, степень многочлена. Значения многочлена. Многочлены | 3 |
10 | Действия с многочленами: сложение, вычитание, умножение. Преобразование целого выражения в многочлен. Многочлены с одной переменной. Стандартный вид многочлена с одной переменной. | 5 |
11 | Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание многочленов». | 1 |
12 | Умножение одночлена на многочлен | 5 |
13 | Умножение многочлена на многочлен | 6 |
14 | Разложение многочленов на множители: вынесение общего множителя за скобки. | 6 |
15 | Разложение многочленов на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, использование формул сокращённого умножения Разложение многочленов на множители. Метод группировки. | 6 |
16 | Контрольная работа № 3 по теме «Умножение одночленов и многочленов». | 1 |
17 | Произведение разности и суммы двух выражений. | 4 |
18 | Формулы сокращённого умножения: разность квадратов. Разность квадратов двух выражений. | 4 |
19 | Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и разности. Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. Квадрат суммы нескольких выражений. | 7 |
20 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений либо в квадрат суммы нескольких выражений. | 6 |
21 | Контрольная работа № 4 по теме «Формулы сокращенного умножения». | 1 |
22 | Формулы преобразования суммы и разности кубов. Сумма и разность кубов двух выражений | 3 |
23 | Формулы преобразования куба суммы и разности. Куб суммы и куб разности двух выражений | 4 |
24 | Разложение многочленов на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, использование формул сокращённого умножения. Применение различных способов разложения многочлена на множители | 9 |
25 | Формулы для разложения на множители выражений вида и | 3 |
26 | Контрольная работа № 5 по теме «Применение формул сокращенного умножения». | 1 |
Глава 3 Функции | 20 | |
27 | Множество, характеристическое свойство множества, элемент множества, пустое, конечное, бесконечное множество. | 2 |
28 | Прямоугольная система координат. Формирование представлений о метапредметном понятии «координаты». График зависимости. Появления графиков функций. Р. Декарт. Примеры различных систем координат. Связи между величинами. Функция. | 4 |
29 | Способы задания функций: аналитический, графический, табличный. Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Способы задания функции | 4 |
30 | График функции | 4 |
31 | Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных процессов и решения задач. Значение функции в точке. Свойства функций: область определения, множество значений, нули, промежутки знакопостоянства. Свойства, график. Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от её коэффициентов. Линейная функция, её график и свойства | 5 |
32 | Контрольная работа № 6 по теме «Функции». | 1 |
Глава 4 переменными | 26 | |
33 | Уравнение с двумя переменными. Решение уравнений в целых числах. Уравнения с двумя переменными | 3 |
34 | Графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 4 |
35 | Понятие системы уравнений. Решение систем уравнений. Представление о равносильности систем уравнений. Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: графический метод. Количество решений системы линейных уравнений. Система линейных уравнений с параметром. Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 5 |
36 | Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: метод подстановки. Решение систем линейных уравнений методом подстановки | 3 |
37 | Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: метод сложения. Решение систем линейных уравнений методом сложения | 4 |
38 | Решение задач на проценты, доли, применение пропорций при решении задач. Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи. Решение логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц. Основные методы решения задач: арифметический, алгебраический. Первичные представления о других методах решения задач (геометрические и графические методы). Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 6 |
39 | Контрольная работа № 7 по теме «Системы линейных уравнений с двумя неизвестными». | 1 |
Глава 5 Элементы комбинаторики и описательной статистики | 9 | |
40 | Основные методы решения задач: перебор вариантов. Табличное и графическое представление данных, столбчатые и круговые диаграммы, извлечение нужной информации. Диаграммы рассеивания. Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры.П.Ферма, Б.Паскаль, Я.Бернулли, А.Н.Колмогоров. Основные правила комбинаторики | 4 |
41 | Описательные статистические показатели: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения числового набора. Отклонение. Случайные выбросы. Меры рассеивания: размах, дисперсия и стандартное отклонение. Свойства среднего арифметического и дисперсии. Случайная изменчивость. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах. Начальные сведения о статистике | 4 |
42 | Контрольная работа № 8 по теме «Элементы комбинаторики и описательной статистики» | 1 |
Повторение и систематизация учебного материала | 13 | |
43 | Упражнения для повторения курса 7 класса | 12 |
44 | Административная контрольная работа № 9 (итоговая) | 1 |
ИТОГО | 175 |
Тематическое планирование уроков алгебры в 8 классе (углублённое изучение)
(I вариант: 5 часов в неделю, всего 175 часов;
II вариант: 4 часа в неделю, всего 140 часов)
Номер параграфа | Содержание учебного материала | Количество часов | |
I | II | ||
Глава 1 Множества и операции над ними | 12 | 10 | |
1 | Отношение принадлежности, включения, равенства. Элементы множества, способы задания множеств. Множество. Подмножества данного множества | 2 | 2 |
2 | Операции над множествами. Пересечение и объединение множеств. Разность множеств, дополнение множества. Интерпретация операций над множествами с помощью кругов Эйлера. Л.Эйлер. | 3 | 3 |
3 | Распознавание подмножеств и элементов подмножеств с использованием кругов Эйлера. Формула включения-исключения. Взаимно однозначное соответствие | 3 | 2 |
4 | Счётные множества | 2 | 1 |
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 1 | |
Контрольная работа № 1 | |||
Глава 2 Рациональные выражения | 40 | 31 | |
5 | Алгебраическая дробь. Преобразование выражений, содержащих знак модуля. Рациональные дроби | 2 | 1 |
6 | Сокращение алгебраических дробей. Допустимые значения переменных в дробно-рациональных выражениях. Основное свойство рациональной дроби | 3 | 2 |
7 | Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | 2 |
8 | Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 5 | 4 |
Контрольная работа № 2 | 1 | 1 | |
9 | Действия с алгебраическими дробями: умножение, деление. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень | 3 | 2 |
10 | Тождественные преобразования рациональных выражений | 6 | 5 |
Контрольная работа № 3 | 1 | 1 | |
11 | Понятие уравнения и корня уравнения. Представление о равносильности уравнений и уравнениях-следствиях. Представление о равносильности на множестве. Равносильные преобразования уравнений. Рациональные уравнения | 3 | 2 |
12 | Решение дробно-рациональных уравнений. Рациональные уравнения с параметрами | 3 | 2 |
13 | Степень с целым отрицательным показателем | 2 | 2 |
14 | Преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем. Свойства степени с целым показателем | 3 | 3 |
15 | Свойства функции . Гипербола. | 3 | 2 |
Представление об асимптотах. | 1 | 1 | |
Контрольная работа № 4 | 1 | 1 | |
Глава 3 Основы теории делимости | 20 | 15 | |
16 | Делимость нацело и её свойства. Бесконечность множества простых чисел. | 4 | 3 |
17 | Деление с остатком. Сравнения по модулю и их свойства | 5 | 4 |
18 | Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное двух натуральных чисел. Взаимно простые числа. П.Ферма. П.Л.Чебышев. | 3 | 2 |
19 | Признаки делимости | 3 | 2 |
20 | Простые и составные числа | 3 | 2 |
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 1 | |
Контрольная работа № 5 | 1 | 1 | |
Глава 4 Неравенства | 19 | 15 | |
21 | Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Проверка справедливости неравенств при заданных значениях переменных. Неравенства о средних для двух чисел. Понятие о решении неравенства. Представление о равносильности неравенств. Линейное неравенство и множества его решений. Решение линейных неравенств. Линейное неравенство с параметром. Числовые неравенства и их свойства | 3 | 2 |
22 | Проверка справедливости неравенств при заданных значениях переменных. Доказательство неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения | 2 | 2 |
23 | Неравенство с переменной. Строгие и нестрогие неравенства. Множество решений неравенства. Неравенства с одной переменной. Числовые промежутки | 3 | 2 |
24 | Системы неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной. Изображение решения системы неравенств на числовой прямой. Запись решения системы неравенств. Системы и совокупности линейных неравенств с одной переменной | 5 | 4 |
25 | Простейшие иррациональные неравенства вида: ; ; . Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля | 4 | 3 |
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 1 | |
Контрольная работа № 6 | 1 | 1 | |
Глава 5 Квадратные корни. Действительные числа | 25 | 19 | |
26 | Парабола. Построение графика квадратичной функции. Положение графика квадратичной функции в зависимости от её коэффициентов. Степенная функция с показателем3 Свойства. Кубическая парабола. Функция y = x2 и её график | 3 | 2 |
27 | Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Действия с иррациональными числами. Арифметический квадратный корень. Допустимые значения переменных в выражениях, содержащих арифметические квадратные корни. Квадратные корни. | 4 | 3 |
28 | Конечные и бесконечные десятичные дроби. Представление рационального числа в виде десятичной дроби. Множество действительных чисел. Представления о расширениях числовых множеств. | 2 | 2 |
29 | Свойства действий с иррациональными числами. Сравнение иррациональных чисел. Потребность в иррациональных числах. Свойства арифметического квадратного корня | 5 | 4 |
30 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Корни n-ых степеней. Допустимые значения переменных в выражениях, содержащих корни n-ых степеней. Степень с рациональным показателем. Преобразование выражений, содержащих степень с рациональным показателем. Преобразование выражений, содержащих корни n-ых степеней. | 6 | 4 |
31 | Функции , , . Их свойства и графики. Функция и её график. | 3 | 2 |
Степенная функция с показателем степени больше 3. | 1 | 1 | |
Контрольная работа № 7 | 1 | 1 | |
Глава 6 Квадратные уравнения | 46 | 37 | |
32 | Количество действительных корней квадратного уравнения. Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений | 4 | 3 |
33 | Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения | 4 | 3 |
34 | Решение квадратных уравнений: графический метод решения, использование формулы для нахождения корней, разложение на множители, подбор корней с использованием теоремы Виета. Ф.Виет.Теорема Виета | 5 | 4 |
Контрольная работа № 8 | 1 | 1 | |
35 | Квадратный трёхчлен. Корни квадратного трёхчлена. Разложение на множители квадратного трёхчлена. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Выделение полного квадрата. Разложение на множители способом выделения полного квадрата. | 4 | 4 |
36 | Уравнения, сводимые к линейным и квадратным. Простейшие иррациональные уравнения вида: ; и их решение. Решение иррациональных уравнений вида . Решение уравнений, приводимых к квадратным уравнениям | 5 | 4 |
37 | Биквадратные уравнения. Методы равносильных преобразований, метод замены переменной, графический метод. Использование свойств функций при решении уравнений, использование теоремы Виета для уравнений степени выше 2. Решение уравнений методом замены переменной | 7 | 6 |
38 | Квадратное уравнение с параметром. Решение простейших квадратных уравнений с параметрами. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций | 6 | 4 |
39 | Деление многочленов | 3 | 2 |
40 | Решение некоторых типов уравнений 3 и 4 степени. Корни многочлена. Теорема Безу. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений степеней, больших четырёх. | 3 | 2 |
41 | Целое рациональное уравнение | 2 | 2 |
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 1 | |
Контрольная работа № 9 | 1 | 1 | |
Повторение и систематизация курса алгебры 8 класса | 12 | 12 | |
Итоговая контрольная работа № 10 | 1 | 1 |
Тематическое планирование уроков алгебры в 9 классе (углублённое изучение)
Номер параграфа | Содержание учебного материала | Количество часов | |
I | II | ||
Глава 1 Квадратичная функция | 51 | 40 | |
1 | Функция | 3 | 3 |
2 | Свойства функций: область определения, множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, чётность/нечётность, возрастание и убывание, промежутки монотонности, наибольшее и наименьшее значение, периодичность. Возрастание и убывание функции. Наибольшее и наименьшее значения функции | 6 | 5 |
3 | Исследование функции по её графику. Чётные и нечётные функции | 3 | 2 |
4 | Преобразование графиков функций: параллельный перенос, симметрия, растяжение/сжатие, отражение. Представление о взаимно обратных функциях. Непрерывность функции и точки разрыва функций. Кусочно заданные функции. Построение графиков функций y = kf (x), y = f (kx) | 4 | 3 |
5 | Построение графиков функций y = f (x) + b и y = f (x + a) | 4 | 3 |
6 | Построение графиков функций y = f (|x|) и y = | f (x)| | 4 | 3 |
Контрольная работа № 1 | 1 | 1 | |
7 | Свойства. Парабола. Построение графика квадратичной функции. Положение графика квадратичной функции в зависимости от её коэффициентов. Использование свойств квадратичной функции для решения задач. Положение графика квадратичной функции в зависимости от её коэффициентов. Использование свойств квадратичной функции для решения задач. Квадратичная функция, её график и свойства | 7 | 5 |
8 | Квадратное неравенство и его решения. Решение квадратных неравенств: использование свойств и графика квадратичной функции. Запись решения квадратного неравенства. Решение квадратных нерaвенств. | 5 | 4 |
9 | Решение квадратных неравенств: метод интервалов. Обобщённый метод интервалов для решения неравенств. Решение систем неравенств с одной переменной: квадратных, дробно-рациональных, иррациональных. Решение неравенств методом интервалов. | 7 | 6 |
10 | Расположение нулей квадратичной функции относительно данной точки | 5 | 3 |
Квадратное неравенство с параметром и его решение. Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 1 | |
Контрольная работа № 2 | 1 | 1 | |
Глава 2 Уравнения с двумя переменными | 22 | 18 | |
11 | Представление о графической интерпретации произвольного уравнения с двумя переменными: линии на плоскости. Уравнение с двумя переменными и его график | 5 | 4 |
12 | Графические методы решения систем уравнений с двумя переменными | 4 | 3 |
13 | Системы нелинейных уравнений. Методы решения систем нелинейных уравнений. Решение систем уравнений с двумя переменными методом подстановки и методами сложения и умножения | 5 | 4 |
14 | Метод деления, метод замены переменных. Однородные системы. Метод замены переменных и другие способы решения систем уравнений с двумя переменными. | 6 | 5 |
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 1 | |
Контрольная работа № 3 | 1 | 1 | |
Глава 3 Неравенства с двумя переменными | 22 | 17 | |
15 | Неравенство с двумя переменными. Представление о решении линейного неравенства с двумя переменными. Графическая интерпретация неравенства с двумя переменными. Неравенства с двумя переменными | 4 | 3 |
16 | Графический метод решения систем неравенств с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными | 4 | 3 |
17 | Основные методы доказательства неравенств | 6 | 5 |
18 | Неравенства между средними величинами. Неравенство Коши — Буняковского | 6 | 4 |
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 1 | |
Контрольная работа № 4 | 1 | 1 | |
Глава 4 Элементы прикладной математики | 11 | 10 | |
19 | Математическое моделирование | 4 | 3 |
20 | Процентные расчёты | 3 | 3 |
21 | Приближённые вычисления | 2 | 2 |
Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 1 | |
Контрольная работа № 5 | 1 | 1 | |
Глава 5 Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 25 | 19 | |
22 | Метод математической индукции, его применение для вывода формул, доказательства равенств и неравенств, решения задач на делимость. Метод математической индукции | 3 | 2 |
23 | Правило умножения, перестановки, факториал. Дисперсия и стандартное отклонение случайной величины; свойства дисперсии. Дисперсия числа успехов в серии испытаний Бернулли. Основные правила комбинаторики. Перестановки | 4 | 3 |
24 | Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, отрезка и дуги окружности. Случайный выбор числа из числового отрезка. Размещения | 3 | 2 |
25 | Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля и бином Ньютона. Опыты с большим числом равновозможных элементарных событий. Сочетания | 5 | 4 |
26 | Дискретная случайная величина и распределение вероятностей. Равномерное дискретное распределение. Геометрическое распределение вероятностей. Распределение Бернулли. Биномиальное распределение. Независимые случайные величины. Сложение, умножение случайных величин. Математическое ожидание и его свойства. Частота и вероятность случайного события | 2 | 2 |
27 | Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей и точность измерения. Применение закона больших чисел в социологии, страховании, в здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. Классическое определение вероятности | 3 | 2 |
28 | Вычисление вероятностей в опытах с применением элементов комбинаторики. Испытания Бернулли. Успех и неудача. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков. Представление событий с помощью диаграмм Эйлера. Противоположные события, объединение и пересечение событий. Правило сложения вероятностей. Случайный выбор. Независимые события. Последовательные независимые испытания. Представление эксперимента в виде дерева, умножение вероятностей. Испытания до первого успеха. Условная вероятность. Формула полной вероятности. Вычисление вероятностей с помощью правил комбинаторики | 4 | 3 |
Контрольная работа № 6 | 1 | 1 | |
Глава 6 Числовые последовательности | 26 | 19 | |
29 | Числовая последовательность. Примеры. Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске. Числовые последовательности | 3 | 2 |
30 | Арифметическая прогрессия и её свойства. Арифметическая прогрессия | 4 | 3 |
31 | Суммирование первых членов арифметической прогрессии. Сумма n первых членов арифметической прогрессии | 4 | 3 |
32 | Геометрическая прогрессия | 4 | 3 |
33 | Суммирование первых членов геометрической прогрессии. Сумма n первых членов геометрической прогрессии | 3 | 2 |
34 | Бесконечные последовательности. Представление о пределе последовательности. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q | < 1 | 3 | 2 |
35 | Сходящаяся геометрическая прогрессия. Сумма сходящейся геометрической прогрессии. Сходимость геометрической прогрессии. Суммирование. | 3 | 2 |
Гармонический ряд. Расходимость гармонического ряда. Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 1 | |
Контрольная работа № 7 | 1 | 1 | |
Повторение и систематизация | 18 | 17 | |
Повторение и систематизация курса алгебры 9 класса | 17 | 16 | |
Контрольная | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по английскому языку для 5 класса (углублённое изучение)
Предлагаемая рабочая программа предназначена для V класса общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением иностранного языка и составлена в соответствии с требованиями Федерального госуд...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса (углублённый уровень)
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса УМК «Английский язык» авторов И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной, О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. В рабочую программу включены календарно-...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (углублённый уровень, к учебнику под ред. В.В. Бабайцевой)
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по русс...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (углублённый уровень, к учебнику под ред. С.И. Львовой)
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по русс...
Рабочая программа по английскому языку для 4 класса (углублённый уровень) УМК "English" Верещагина И. Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А 136 часов
Рабочая программа для школ с углублённым изучением английского языка, рассчитана на 136 учебных часов (4 часа в неделю) к УМК "English" Верещагина И. Н., Бондаренко К.А., Притыкин...
Рабочая программа по физике для 10-11 класса (углублённый уровень)
Рабочая программа по физике для углублённого уровня...