Рабочая программа по алгебре 7 класс (ФГОС) к учебникуГ.В.Дорофеев
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Рабочая программа по алгебре 7 класс (ФГОС) к учебникуГ.В.Дорофеев и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_algebre_dlya_7_klassa_fgos_po_uchebniku_gv_dorofeeva_sb_suvorova.doc | 292.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киселёвская основная школа»
ПРИНЯТО решением педагогического совета протокол № от «___»________2017г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ «Киселёвская основная школа» _________О.А. Антонова «____»________2017г. |
Рабочая программа по алгебре для 7 класса (ФГОС) по учебнику Г.В. Дорофеева, С.Б. Суворова
Подготовила учитель математики Шаркова Оксана Александровна
2017-2018 гг
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АЛГЕБРЕ
7 КЛАСС
( ПО УЧЕБНИКУ ДОРОФЕЕВА)
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по алгебре составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования с учетом основных идей и положений Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Изучение алгебры, функций, вероятности и статистики существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Логика и множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе.
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
·интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
·формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
·воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный (образовательный) план на изучение алгебры в 7 классе основной школы отводит 3 часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 105 уроков.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
записи математических утверждений, доказательств;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Личностные результаты обучения:
ответственное отношение к учению,
целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений,
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
иметь коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
умеет осмыслить ошибки и устранить их,
контролировать свои действия и действия партнера,
умеет учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы/раздела | Всего часов | В том числе | |
Теория, практика | Контроль | |||
Дроби и проценты | 11 | 10 | 1 | |
Прямая и обратная пропорциональность | 8 | 7 | 1 | |
Введение в алгебру | 8 | 7 | 1 | |
Уравнения | 11 | 10 | 1 | |
Координаты и графики | 14 | 13 | 1 | |
Свойства степени с натуральным показа | 9 | 8 | 1 | |
Многочлены | 16 | 14 | 2 | |
Разложение многочленов на множители | 17 | 16 | 1 | |
Частота и вероятность | 5 | 5 | ||
Повторение. | 6 | 5 | 1 |
Содержание программы учебного курса
Дроби и проценты
Обыкновенные и десятичные дроби, вычисления с рациональными числами. Степень с натуральным показателем. Решение задач на проценты. Статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, размах.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения об обыкновенных и десятичных дробях, обеспечить на этой основе дальнейшее развитие вычислительных навыков, умение решать задачи на проценты; сформировать первоначальные умения статистического анализа числовых данных.
В соответствии с идеологией курса данная тема представляет собой блок арифметических вопросов. Основное внимание уделяется дальнейшему развитию вычислительной культуры: отрабатываются умения находить десятичные эквиваленты или десятичные приближения обыкновенных дробей, выполнять действия с числами, в том числе с использованием калькулятора. Продолжается начатая в 6 классе работа по вычислению числовых значений буквенных выражений. Вычислительные навыки учащихся получают дальнейшее развитие при изучении степени с натуральным показателем; учащиеся должны научиться находить значения выражений, содержащих действия возведения в степень, а также записывать большие и малые числа с использованием степеней числа 10. Продолжается решение задач на проценты. Однако в этой теме рассматриваются более сложные по сравнению с предыдущим годом задачи.
Основное содержание последнего блока темы – знакомство с некоторыми статистическими характеристиками. Учащиеся должны научиться в несложных случаях находить среднее арифметическое, моду и размах числового ряда.
Прямая и обратная пропорциональность
Представление зависимости между величинами с помощью формул. Прямо пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. Пропорции, решение задачи с помощью пропорций.
Основная цель – сформировать представления о прямой и обратной пропорциональностях величин; ввести понятие пропорции и научить учащихся использовать пропорции при решении задач.
Изучение темя начинается с обобщения и систематизации знаний учащихся о формулах, описывающих зависимости между величинами. Вводится понятие переменной, которое с этого момента должно активно использоваться в речи учащихся. В результате изучения материала учащиеся должны уметь осуществлять перевод задач на язык формул, выполнять числовые подстановки в формулы, выражать переменные из формул. Особое внимание уделяется формированию представлений о прямой и обратной пропорциональной зависимостях и формулам, выражающим такие зависимости между величинами. Формируется представление о пропорции и решении задач с помощью пропорций.
Введение в алгебру
Буквенные выражения, числовые подстановки в буквенное выражение. Преобразование буквенных выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.
Основная цель – сформировать у учащихся первоначальные представления о языке алгебры, о буквенном исчислении; научить выполнять элементарные базовые преобразования буквенных выражений.
В 7 классе начинается систематическое изучение алгебраического материала и данная тема представляет собой первый проход соответствующего блока вопросов.
Введение буквенных равенств мотивируется опытом работы с числами, осознанием и обобщением приемов вычислений. На этом этапе раскрывается смысл свойств арифметический действий как законов преобразований буквенных выражений, формируются умения упрощать несложные произведения, раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые.
Уравнения
Уравнения. Корни уравнения. Линейное уравнение. Решение текстовых задач методом составления уравнения.
Основная цель – познакомить учащихся с понятиями уравнения и корня уравнения, с некоторыми свойствами уравнения; сформировать умения решать несложные линейные уравнения с одной переменной; начать обучение решению текстовых задач алгебраическим способом.
Целесообразно, чтобы уравнение в курсе появилось как способ перевода фабульных ситуаций на математический язык. Такому переводу должно быть уделено достаточное внимание. Следует рассмотреть некоторые приемы составления уравнения по условию задачи, возможность составления разных уравнений по одному и тому же условию, сформировать умение выбирать наиболее предпочтительный для конкретной задачи вариант уравнения. Переход к алгебраическому методу решения задач одновременно служит мотивом для обучения способу решения уравнений. Основное внимание в этой теме уделяется решению линейных уравнений с одной переменной, показываются некоторые технические приемы решения.
Координаты и графики
Числовые промежутки. Расстояние между точками на координатной прямой. Множества точек на координатной плоскости. Графики зависимостей у = х, у = х2, у = х3, у = . Графики реальных зависимостей.
Основная цель – развить умения, связанные с работой на координатной прямой и на координатной плоскости; познакомить с графиками зависимостей у = х, у =--х, у= х2, у = х3, у = ; сформировать первоначальные навыки интерпретации графиков реальных зависимостей.
При изучении курса математики в 5-6 классах учащиеся познакомились с идеей координат. В этой теме делается следующий шаг: рассматриваются различные множества точек на координатной прямой и на координатной плоскости, при этом формируется умение переходить от алгебраического описания множества точек к геометрическому изображению и наоборот. Рассматривается формула расстояния между точками координатной прямой.
При изучения темы учащиеся знакомятся с графиками таких зависимостей, как у = х, у = - х, у = х2, у = х3, у = . В результате учащиеся должны уметь достаточно быстро строить каждый из перечисленных графиков, указывая его характерные точки. Сформированные умения могут стать основой для выполнения заданий на построения графиков кусочно- заданных зависимостей.
Специальное внимание в данной теме уделяется работе с графиками реальных зависимостей – температуры, движения и пр., причем акцент должен быть сделан на считывание с графика нужной информации. Важно, чтобы учащиеся получили представление об использование графиков в самых различных областях человеческой деятельности.
Свойства степени с натуральным показателем
Произведение и частное степеней с натуральными показателями. Степень степени, произведения и дроби. Решение комбинаторных задач, формула перестановок.
Основная цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями; научить применять правило умножения при решении комбинаторных задач.
Учащимся уже знакомо определение степени с натуральным показателем, и у них есть некоторый опыт преобразований выражений, содержащих степени, на основе определения. Основное содержание данной темы состоит в рассмотрении свойств степени и выполнении действий со степенями. Сформированные умения могут найти применение при выполнении заданий на сокращение дробей, числители и знаменатели которых – произведения, содержащие степени.
В этой же теме продолжается обучение решению комбинаторных задач, в частности задач, решаемых на основе комбинаторного правила умножения. Дается специальное название одному из видов комбинаций – перестановки и рассматривается формула для вычисления числа перестановок. Это первая комбинаторная формула, сообщаемая учащимся.
Многочлены
Одночлены и многочлены. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности.
Основная цель – выработать умения выполнять действия с многочленами, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности, куба суммы и куба разности для преобразования квадрата и куба двучлена в многочлен.
Изучение данной темы опирается на знания, полученные при изучения темы «Введение в алгебру». Используются свойства алгебраических сумм и произведений, правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых. Терминами «одночлен» и «многочлен» называются такие алгебраические выражения, с которыми учащиеся, по сути, уже имели дело.
Основное внимание в данной теме уделяется рассмотрению алгоритмов выполнения действий над многочленами – сложения, вычитания, умножения, при этом подчеркивается следующий теоретический факт: сумму, разность и произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. В ходе практической деятельности учащиеся должны выполнять задания комплексного характера, предусматривающие выполнение нескольких действий. Однако следует иметь в виду, что на этом этапе основным результатом является овладение собственно алгоритмами действий над многочленами, а преобразованием целых выражений будет уделено внимание еще в 8 классе. Овладение действиями с многочленами сопровождается развитием умений решать линейные уравнения и применять алгебраический метод решения текстовых задач
Разложение многочленов на множители
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Решение уравнений с помощью разложения на множители.
Основная цель – Выработать умение выполнять разложение на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки и способом группировки, а также с применением формул сокращенного умножения.
Вопрос о разложении многочлена на множители дается в виде отдельной темы, в которую отнесено также знакомство с формулами разности квадратов, разности и суммы кубов. Рассматриваются некоторые специальные приемы преобразования многочленов, после которых становится возможным применение способа группировки: разбиение какого-то члена многочлена на два слагаемых и более, а также прием «прибавить» - «вычесть».
Важно, чтобы формируемый аппарат нашел применение. Поэтому в ходе изучения темы целесообразно продолжить формирование умений сокращать дроби и рассмотреть приемы решения уравнений на основе равенства произведения нулю.
Частота и вероятность
Частота случайного события. Оценка вероятности случайного события по его частоте. Сложение вероятностей.
Основная цель – показать возможность оценивания вероятности случайного события по его частоте.
Особенностью предлагаемой методики является статистический подход к понятию вероятности: вероятность случайного события оценивается по его частоте при проведении достаточно большой серии экспериментов. Такой подход требует реального проведения опытов в ходе учебного процесса. Так как для стабилизации частоты необходимо большое число экспериментов, то рекомендуется такая форма урока, как работа в малых группах. Процесс стабилизации частоты полезно иллюстрировать с помощью графика.
Календарно-тематическое планирование учебного материала№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Раздел программы | Пункт учебника | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты (УУД) | ||||
Личностные результаты обучения | Метапредметные результаты обучения | Предметные результаты обучения | |||||||||
1 | Дроби и проценты (11 часов). | П 1.1 | Сравнение дробей | Представление дес. дроби в обыкновенную, и наоборот сравнение дробей | Формирование ответственного отношения к учению. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Умеют ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений | Умеют осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы. Умеют адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи. Умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Научиться свободно переходить от десятичных дробей к обыкновенным, выполнять все действия с дробями и сравнивать дроби, находить дес. эквиваленты или дес. приближения обык. дробей. Запомнить правило возведения числа в степень Научиться решать задачи на проценты, переходить от дес. дроби к процентам и наоборот. Получить первоначальные умения статистического анализа больших массивов числовых данных. | ||||
2 | П1.2 | Вычисления с рациональными числами | Все действия с дробями | ||||||||
3 | П1.2 | Числовые подстановки | |||||||||
4 | П1.3 | Степень с натуральным показателем | Определение степени, основание и показатель степени. Запись физических величин с помощью степени с основанием 10 | ||||||||
5 | П1.3 | Вычисление выражений со степенями | |||||||||
6 | П1.4 | Переход от процентов к десятичной дроби и обратно | Переход от дес.дроби к процентам, и наоборот. Решение задач на проценты. | ||||||||
7 | П1.4 | Решение задач на проценты. Нахождение процента от числа | |||||||||
8 | П1.4 | Решение задач на проценты. Нахождение числа по его проценту | |||||||||
9 | П1.5 | Статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, размах. | Среднее арифметическое, мода и размах ряда | ||||||||
10 | П1.5 | Применение статистических характеристик | |||||||||
11 | Вводная контрольная работа | ||||||||||
12 | Прямая и обратная пропорциональности (8 часов) | П 2.1 | Анализ контрольной работы. Зависимости и формулы | Представление зависимости между величинами с помощью формул. Прямо пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. Пропорции, решение задач с помощью пропорции | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | Владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей. Умеют находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме. Умеют работать с текстом. | Имеют представления о прямой и обратной пропорциональностях величин; Знают понятие пропорции и умеют использовать пропорции при решении задач. | ||||
13 | П 2.1 | Вычисления по формулам | |||||||||
14 | П 2.2 | Прямая пропорциональность | |||||||||
15 | П 2.2 | Обратная пропорциональность | |||||||||
16 | П 2.3 | Пропорции. Решение задач с помощью пропорций | |||||||||
17 | П 2.4 | Пропорциональное деление | |||||||||
18 | П 2.4 | Решение задач на пропорциональное деление | |||||||||
19 | Контрольная работа №2 по теме «Прямая и обратная пропорциональности». | ||||||||||
20 | Введение в алгебру (8часов) | П 3.1 | Анализ контрольной работы. Буквенная запись свойств действий над числами | Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенное выражение. Преобразование буквенных выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. | Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта | Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества. Умеют находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме. | Сформировано у учащихся первоначальные представления о языке алгебры, о буквенном исчислении; научить выполнять элементарные базовые преобразования буквенных выражений. | ||||
21 | П 3.2 | Правила преобразования буквенных выражений. Алгебраические суммы | |||||||||
22 | П 3.2 | Правило преобразования произведения. Коэффициент произведения | |||||||||
23 | П 3.3 | Правила раскрытия скобок | |||||||||
24 | П3.3 | Раскрытие скобок | |||||||||
25 | П3.4 | Приведение подобных слагаемых. Числовой коэффициент | |||||||||
26 | П3.4 | Приведение подобных слагаемых | |||||||||
27 | Контрольная работа №3 по теме «Введение в алгебру». | ||||||||||
28 | Уравнения (11 часов) | П 4.1 | Анализ контрольной работы. Алгебраический способ решения задач | Уравнения. Корни уравнения. Линейное уравнение. Решение текстовых задач методом составления уравнения | Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту. Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе. | Умеют и понимают использование математических средств наглядности(схемы идр.)для иллюстрации, интерпретации, аргументации. | Знают понятия уравнения и корня уравнения, некоторые свойства уравнений; умеют решать несложные линейные уравнения с одной переменной; начать обучение решению текстовых задач алгебраическим способом | ||||
29 | П4.1 | Решение задач алгебраическим способом | |||||||||
30 | П4.2 | Корни уравнения. | |||||||||
31 | П4.3 | Решение уравнений . Правило переноса слагаемых | |||||||||
32 | П4.3 | Решение уравнений. Приведение уравнения к виду ах=b | |||||||||
33 | П4.3 | Решение уравнений. Отработка навыков решения уравнений | |||||||||
34 | П4.4 | Решение задач с помощью уравнений. Составление уравнения по условию задачи | |||||||||
35 | П4.4 | Решение задач на движение с помощью уравнений | |||||||||
36 | П4.4 | Решение задач с помощью уравнений | |||||||||
37 | П4.4 | Решение задач с помощью уравнений | |||||||||
38 | Контрольная работа №4 по теме «Уравнения» | ||||||||||
39 | Координаты и графики (14 часов) | П5.1 | Анализ контрольной работы. Числовые промежутки | Числовые промежутки. Расстояние между точками на координатной прямой. Множества точек на координатной плоскости. Графики зависимостей у=х, у=х2, у=х3,у=׀х׀ Графики реальных зависимостей | Контролируют процесс и результат математической деятельности. Могут на основе комбинирования ранее изученных алгоритмов и способов действия решать нетиповые задачи, выполняя продуктивные действия эвристического типа. | Умеют использовать математические средства наглядности(графики, таблицы, схемы )для иллюстрации, интерпретации, аргументации. | Умеют работать на координатной прямой и на координатной плоскости; познакомились с графиками зависимостей у=х, у=х2, у=х3,у=׀х׀; сформировались первоначальные навыки интерпретации графиков реальных зависимостей. | ||||
40 | П5.1 | Множество точек на координатной прямой | |||||||||
41 | П5.2 | Расстояние между точками координатной прямой | |||||||||
42 | П5.2 | Нахождение длины отрезка и координаты его середины | |||||||||
43 | Итоговое повторение за 1 полугодие | ||||||||||
44 | Административная контрольная работа за1 полугодие | ||||||||||
45 | П5.3 | Анализ контрольной работы. Множество точек на координатной плоскости | |||||||||
46 | П5.3 | Множество точек на координатной плоскости | |||||||||
47 | П5.4 | Графики: у=х, у=-х | |||||||||
48 | П5.4 | Графики: у=IхI | |||||||||
49 | П5.5 | Графики зависимости у=х2 и у=х3 | |||||||||
50 | П.5.5 | Еще несколько важных графиков. Зачёт по теме «Координаты и графики» | |||||||||
51 | П5.6 | Графики вокруг нас | |||||||||
52 | Контрольная работа №5 по теме «Координаты и графики" | ||||||||||
53 | Свойства степени с натуральным показателем. (9 часов) | П.6.1 | Анализ контрольной работы. Умножение степеней с натуральным показателем | Произведение и частное степеней с натуральными показателями. Степень степени, произведения и дроби. Решение комбинаторных задач, формула перестановок. | Могут привести примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы, могут осмыслить ошибки и их устранить. Умеют вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать по заданному алгоритму. | Могут договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать поиск необходимой ин- формации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Умеют выполнять действия над степенями с натуральными показателями; научились применять правило умножения при решении комбинаторных задач. | ||||
54 | П.6.1 | Деление степеней с натуральным показателем | |||||||||
55 | П.6.2 | Степень степени | |||||||||
56 | П.6.2 | Степень произведения и дроби | |||||||||
57 | П.6.3 | Решение комбинаторных задач. Правило умножения. | |||||||||
58 | П.6.3 | Решение комбинаторных задач. | |||||||||
59 | П.6.4 | Перестановки. N-факториал. | |||||||||
60 | П.6.4 | Перестановки. | |||||||||
61 | Контрольная работа №6 по теме: «Свойства степени с натуральным показателем». | ||||||||||
62 | Многочлены (16 часов) | П.7.1 | Анализ контрольной работы. Одночлены и многочлены. | Одночлены и многочлены. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. | Объясняют изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; Могут аргументировано отвечать на поставленные вопросы, осмыслить ошибки и устранить, контролировать действие партнера, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Умеют различать способ и результат действия, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Выработать умения выполнять действия с многочленами, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности, куба суммы и куба разности для преобразования квадрата и куба двучлена в многочлен. | ||||
63 | П.7.2 | Сложение и вычитание многочленов. Алгебраическая сумма. | |||||||||
64 | П.7.2 | Сложение и вычитание многочленов столбиком. | |||||||||
65 | П.7.3 | Умножение одночлена на многочлен. | |||||||||
66 | П.7.3 | Упрощение выражений. | |||||||||
67 | П.7.4 | Умножение многочлена на многочлен Правило умножения. | |||||||||
68 | П.7.4 | Умножение многочлена на многочлен. | |||||||||
69 | П.7.4 | Упрощение выражений. | Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать. | ||||||||
70 | П.7.5 | Формулы квадрата суммы и квадрата разности. | |||||||||
71 | П.7.5 | Применение формулы квадрата суммы и квадрата разности. | |||||||||
72 | П.7.5 | Упрощение выражений. | |||||||||
73 | Контрольная работа №7 по теме: «Многочлены» | ||||||||||
74 | П.7.6 | Анализ контрольной работы. Решение уравнений. | Составление и решение более сложных уравнений по условию задачи. | Умеют обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату | Умеют строить речевое высказывание в устной и письменной форме, владеть общим приемом решения задач. | Умеют изобразить условие задачи, составить и решить уравнение. | |||||
75 | П.7.6 | Решение задач с помощью уравнений с использованием схем. | |||||||||
76 | П.7.6 | Решение задач с помощью уравнений. | |||||||||
77 | Контрольная работа №8 по теме: «Решение задач с помощью уравнений». | ||||||||||
78 | Разложение многочленов на множители (17 часов) | П.8.1 | Анализ контрольной работы. Вынесение общего множителя за скобки. | Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формула разности квадратов, формулы суммы кубов и разности кубов. Решение уравнений с помощью разложения на множители | Могут аргументировано отвечать на вопросы собеседников; оформлять решения, выполнять перенос ранее усвоенных способов действий, воспроизвести теорию с заданной степенью свернутости, на основе комбинирования ранее изученных алгоритмов и способов действия решать нетиповые задачи, выполняя продуктивные действия эвристического типа. | Умеют вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Могут уверенно действовать в нетиповой, незнакомой ситуации, самостоятельно исправляя допустимые при этом ошибки или неточности. | Выработать умение выполнять разложение на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки и способом группировки, а также с применением формул сокращенного умножения. | ||||
79 | П.8.1 | Разложение на множители. Сокращение дробей. | |||||||||
80 | П.8.2 | Способ группировки | |||||||||
81 | П.8.2 | Разложение на множители способом группировки. | |||||||||
82 | П.8.2 | Разложение на множители способом группировки. | |||||||||
83 | П.8.3 | Формула разности квадратов. | |||||||||
84 | П.8.3 | Формула разности квадратов и её применение. | |||||||||
85 | П.8.3 | Формула разности квадратов и её применение. | |||||||||
86 | П.8.4 | Формула разности и суммы кубов. | |||||||||
87 | П.8.4 | Формула разности и суммы кубов и её применение. | |||||||||
88 | П.8.5 | Разложение на множители с применением нескольких способов. | |||||||||
89 | П.8.5 | Разложение на множители с применением нескольких способов. | |||||||||
90 | П.8.5 | Разложение на множители с применением нескольких способов. Упрощение выражений. | |||||||||
91 | П.8.6 | Решение уравнений с помощью разложения на множители. С\р «Применение формул сокращенного умножения». | |||||||||
92 | П.8.6 | Решение уравнений с помощью разложения на множители. | |||||||||
93 | П.8.6 | Решение уравнений с помощью разложения на множители. | |||||||||
94 | Контрольная работа №9 по теме: «Разложение многочленов на множители». | ||||||||||
95 | Частота и вероятность. (5часов) | П.9.1 | Анализ контрольной работы. Относительная частота случайного события. | Частота случайного события. Оценка вероятности случайного события по его частоте. Сложение вероятностей. | Могут уверенно действовать в нетиповой, незнакомой ситуации, самостоятельно исправляя допустимые при этом ошибки или неточности | Умеют различать способ и результат действия, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, контролировать действие партнера. | Показать возможность оценивания вероятности случайного события по его частоте. | ||||
96 | П.9.2 | Относительная частота случайного события. Случайные исходы. | |||||||||
97 | П.9.3 | Вероятность случайного события. | |||||||||
98 | П.9.3 | Вероятность случайного события. Прогнозы. | |||||||||
99 | П.9.3 | Вероятностная шкала. | |||||||||
100 | Итоговое повторение (6 часов) вторение. (6 часов) | Итоговый тест (промежуточная аттестация) | Могут решать нетиповые задачи, выполняя продуктивные действия эвристического типа. | Умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | Уметь обобщать и систематизировать знания по основным темам курса математики 7 класса, решать задачи повышенной сложности | ||||||
101 | Анализ контрольного теста. Повторение по теме: «Уравнения» | ||||||||||
102 | Повторение по теме: «Координаты и графики» | ||||||||||
103 | Повторение по теме: «Свойства степени с натуральным показателем » | ||||||||||
104 | Повторение по теме: «Многочлены. Разложение многочленов на множители » | ||||||||||
105 | Итоговое повторение |
Критерии и нормы оценки знаний
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Список литературы
- Алгебра, 7 класс, учеб. для общеобразовательных учеб.заведен. Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др.; Под ред. Г.В.Дорофеева.- М.: Просвещение 2017
- Минаева С.С., Рослова Л.О. Математика. 7 класс.: Рабочая тетрадь.- М.: Просвещение 2015
- Карп А.П., Евстафьева Л.П. Математика. 7 класс.: Дидактические материалы.- М.: Просвещение 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по алгебре 7 ФГОС по учебнику Макарычева Ю.Н.
Программа по алгебре, составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
8 класс рабочая программа по алгебре (по ФГОС)
Рабочая программа по алгебре по ФГОС 8 класс...
7 класс рабочая программа по алгебре (по ФГОС)
Рабочая программа по алгебре 7 класс (по ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...
Рабочая программа по Алгебре обновленного ФГОС 7-9 класс 2023 г
Программа разработана по учебнику Мордкович...