Жизнерадостные и любознательные
статья по алгебре на тему
Предварительный просмотр:
Учитель математики МАОУ Лицей №64 г. Краснодара
Строева Светлана Владимировна
Эффективность обучения
Что влияет на эффективность урока? Дистерверг однажды сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший - учит ее находить» в образовательном процессе учитель равноправный партнер с учащимися, участник коллективного процесса познания. Ученик целостная личность; субъект учения; участник учебного сотрудничества; по большому счету не ученик, а учащийся, т. е. учащий себя посредством учителя. Его субъективный опыт становится отправной точкой образовательного старта, учитель и ученик взаимодействуя между собой в учебном процессе, строят свое взаимодействие на принципах: сотрудничества, партнерства, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога.
Сейчас разработаны новые методические требования к основной форме организации образовательного процесса - уроку в условиях развивающейся школы.
1. Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы своих уроков.
2. Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.
3. Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не ставится самоцелью, не умаляет значении сути того, что должны изучить дети.
4. Безусловный учет обученности, обучаемости учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов групп, учет запросов, особенностей, интересов, склонностей учащихся.
5. Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы еще и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки, эмоционально выражающих суть главной идеи урока.
6. Специально спланированная деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания в процессе обучения.
7. Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала.
8. Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.
9. Опора на межпредметные связи, с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости обоснованное осуществление учителем межпредметной координации учебного материала.
10. Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в подобной и в полностью незнакомой ситуации.
11. Знание различных технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина - Давыдова, Фаизова, Кушнира, Эрдниева, Монтессори.
12. Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного процесса как к коллективной деятельности.
13. Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам.
14. По возможности дифференциация домашних заданий по характеру, содержанию, объему, для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими.
15. Знание учителем определений «психосберегающие и здоровьесберегающие. Здоровьеразвивающие технологии. Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные образовательные результаты.
16. Обеспечение только благоприятных для работы на уроке гигиенических условий.
17. Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника.
18. Оценка работы учителя по совпадению реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.
Представленные требования, характеризующие общие подходы к проектированию урока, к личности учителя, к оценке результатов охватывают практически все компоненты деятельности учителя и ведут к повышению эффективности урока, повышают качество образования.
Моя главная педагогическая задача – обучение учащихся, способных применять свои знания в изменившихся условиях и способных обучаться самостоятельно на протяжении всей своей жизни.
Чтобы урок стал эффективным, целеполагание должно быть не только у учителя, но и у учащихся - принцип практической значимости.
Эффективность обучения оценивается исходя из уровня успешности учащегося. Для будущей своей успешности учащиеся должны научиться ориентироваться в больших объёмах информации, анализировать её, принимать решения, осваивать новые области знаний.
Новые технологии:
Благодаря игровой технологии, активизирую и задействую в работе на уроке весь класс, осуществляю эмоциональный подъем настроения, усиливаю мотивацию учащихся к изучению математики. Внутри группы совместную деятельность учащихся организую по двум моделям: взаимодействующей и последовательной.
В рамках взаимодействующей модели все участники игры одновременно принимают участие в решении поставленной перед ними задачи. Пример такого взаимодействия игры «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Био-КВН». Подготовка к нему состоит в составлении кроссворда по теме, вопросов команде-сопернице, оформлении ребусов, лабиринтов. При этом желательно пользоваться не только текстом учебника, но и дополнительной литературой. Ответственность за результат работы распространяется на всех членов команды.
Другая модель совместной игровой деятельности школьников - последовательная. Совместная деятельность учащихся осуществляется по принципу конвейера или эстафеты. Конвейер предусматривает непрерывность процесса: каждый игрок выполняет определённое действие и передаёт продукт своей деятельности другому участнику игры. К такому типу можно отнести следующие, проводимые мною на уроках игры:
«Угадай (найди) число». «Отгадай задуманное». «Дуэль». «Шаги». «Цепочка».
«Лови ошибку».
- Объясняя материал, я сознательно допускаю ряд ошибок. Задача учащихся – найти их.
- Второй вариант подобного задания. Читается рассказ, в котором имеет место математическая неточность или ошибка.
- Третий вариант – предлагается работа, выполненная кем-то из школьников в которой имеются ошибки или недочёты.
Таким образом, развивается внимание; расширяется не только кругозор учащихся, но и формируется умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
Наиболее распространенными являются следующие виды работы с учебником:
1) чтение текста вслух;
2) чтение текста про себя;
3) воспроизведение содержания прочитанного вслух;
4) обсуждение прочитанного материала;
5) разбиение текста на смысловые части
с помощью учителя, потом самостоятельно), выделение главного;
6) самостоятельное составление плана прочитанного, который может быть использован учеником при подготовке к ответу;
7) работа с оглавлением и предметным указателем;
8) работа с рисунками и иллюстрациями;
9) работа над понятием, термином;
10) составление конспекта схемы, таблицы, графика на основе материала, изученного по учебнику.
«Ручеек».
В ручейке идет общение ребят внутри одного ряда где работают 10 учащихся. Для этой работы учитель заготавливает карточки по числу учащихся ряда. Содержание карточек отличается друг от друга, для ребят 2и 3 ряда составляются аналогично.
«Елочка»
осуществляется общение между рядами. Каждый ученик получает конверт с заданием и контрольной карточкой. Получив конверт, каждый решает свое задание, затем учащиеся в парах меняются конвертами. А после решения обмениваются тетрадями для проверки. Движение учащихся сначала осуществляется под руководством учителя, затем дети осуществляют самостоятельно.
Сотрудничество по вертикали
позволяет одним учащимся обучаться быстрее других при этом помогая в усвоении материала наиболее слабым в этой технологии класс делится на подгруппы от 6 до 8 человек. В каждой группе имеются как сильные, так и слабые учащиеся. Лидер группы, тот кто обучается быстрее других является ее руководителем.
Сотрудничество по горизонтали
Его название происходит от того, как общаются учащиеся друг с другом. Как правило, в таких группах общение строится между учащимися с примерно одинаковыми способностями. Методику работы по горизонтали и по вертикали можно использовать одновременно, организуя взаимодействие между учащимися на одном этапе обучения.
Урок строю так, чтобы ребята чувствовали заинтересованность учителя в совместной деятельности учителя и ученика.
В целях развития внимания и памяти, логического мышления усложняю предлагаемые задания и повышаю требования к учебной деятельности на основе дифференцированного подхода. Например, использую пошаговые карточки с заданиями.
Важный элемент эффективного урока интеграция с другими предметами.
Активно использую методику взаимообучения и диалогические методики: взаимоопрос домашнего задания, собеседование по теме урока, делегирование полномочий учителя ученику-консультанту, работа на семинарах. При этом важно то, что школьники учатся друг у друга, а не только у учителя. Сочетание индивидуальной и групповой работы позволяет мне осуществлять контроль знаний, умений, а в дальнейшем степень сформированности учебно-познавательных и коммуникативных компетентностей каждого ученика.
Я желаю вам учеников жизнерадостных и любознательных, привлекательных и приятных в общении, обладающих более живым и любознательным умом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну любознательных физиков
Урок физического эксперимента...

Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»
Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...
Компьютерный турнир для любознательных
«Компьютерный турнир» для учащихся 6-7 классов Участники игры:3 команды учащихся .Ход игры.Каждая команда принимает участие в каждом конкурсеОборудование:шесть альбомных листов, цветные карандаш...
Познавательный урок для любознательных «СУДАРЫНЯ-МАСЛЕНИЦА»
Развитие интересе обучающихся к традициям русского народа...

Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"
Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, измен...

Рабочая программа кружка "Математика для любознательных"
Прграмма рассчитана для учащихся 5-х классов. Прививает интерес к предмету, развивает матекматические способности....
"Жизнерадостность"
Презентация к занятию по теме: "Жизнерадостность" по программе "Школа оптимизма"....