Открытый урок по алгебре в 8 классе "Рациональные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Дементьева Надежда Викторовна

Технологическая карта открытого урока по алгебре в 8 классе "Рациональные уравнения".  Данный урок разработан по ФГОС по учебнику А. Г. Мордкович.  Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Технологическая карта открытого урока
алгебры в 8 «А» классе
по теме «Рациональные уравнения»

Учитель математики
Дементьева Надежда Викторовна

2017 г.
г. Велиж

Тема урока: «Рациональные уравнения» 8 класс

Данный урок разработан по учебнику А. Г. Мордкович

Цели урока:

  • Образовательная: 

знать, какое уравнение называется рациональным
научиться решать рациональные уравнения;

  • Развивающие:
    создать условия для развития мыслительных операций: наблюдения, сравнения, обобщения, конкретизации;
    способствовать развитию математической речи; создать условия для развития познавательного интереса.
  • Воспитательные:
    воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища;
    воспитывать у обучающихся такие нравственные качества, как настойчивость, аккуратность, инициативность, точность, самостоятельность, активность.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

знать понятия: «рациональное выражение», «рациональное уравнение», «алгоритм решения рационального уравнения», «посторонний корень», уметь решать простейшие рациональные уравнения

Регулятивные

- уметь ставить цели, планировать свою деятельность;
осуществлять самоконтроль и самооценку;
- работать по правилу, алгоритму и образцу;
- осуществлять оценку результата действия;

- логически мыслить, рассуждать, доказывать утверждения.

Познавательные

- уметь читать математический текст и находить информацию в учебнике по заданной теме

- на наглядно-интуитивном уровне проводить наблюдение, исследование, анализ и делать выводы

Коммуникативные

- уметь вести диалог, аргументированно высказывать свои суждения;

- находить общий язык с одноклассниками

формирование ответственного отношения к успешной учебной деятельности

Тип урока: изучение нового материала.

Этап урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент.

Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку

Приветствует учащихся, отмечает их готовность к проведению урока.

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, 
тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели…» 
Алексей Иванович  Маркушевич  
доктор физико-математических наук

Приготовление к уроку, концентрация внимания на необходимых действиях

Приветствуют учителя. Проверяют, все ли готово к уроку.

Уметь сосредоточиться на определённом вопросе по математике

Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики

2.Актуализация опорных знаний. Цели: повторить основные понятия, необходимые на уроке, наметить шаги учебной деятельности

Создаёт условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность

Решают самостоятельно и выполняют самопроверку

Уметь решать неполные квадратные уравнения

Уметь работать самостоятельно, осуществлять самопроверку

Проверяют решение уравнения, ищут ошибку

Знать формулы корней квадратного уравнения

Уметь оценивать правильность решения

Составляют квадратное уравнение и находят его дискриминант, делают вывод, сколько корней имеет квадратное уравнение

Уметь находить дискриминант квадратного уравнения, знать сколько корней имеет квадратное уравнение, если D < 0

Уметь работать «в паре»

Закончите предложение:
«Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда  её числитель …
равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

При каких значения х данная дробь равна нулю?

Отвечают устно

Знать правило, когда дробь равна нулю

Уметь высказывать мысли на заданную тему, оформлять свои высказывания устно

Выберите правильный ответ

Находят правильное решение

Знать правило, когда дробь равна нулю, уметь делать проверку

Уметь высказывать мысли на заданную тему, оформлять свои высказывания устно

Как называются уравнения?
Откуда вы их знаете?
А как вы думаете, зачем ещё раз к ним вернулись?

Отвечают на вопросы:
- рациональные уравнения;
- изучали в П. 7;
- Преобразуя рациональные уравнения раньше (в П. 7) они сводились к решению линейного уравнения, а теперь рациональные уравнения будут сводится к решению квадратного уравнения.

3.Рассмотрение основных понятий. Цель: организовать работу по рассмотрению способа решения рациональных уравнений

Организует общую работу над рассмотрением нового понятия

Работа с учебником: с. 158 – 160.
1) Рассмотреть пример 1.
2) Пробовать составить словесный алгоритм решения рационального уравнения.
3) Читать алгоритм решения рационального уравнения по учебнику с. 160

Читают материал по учебнику, отвечают на вопросы учителя

Уметь решать рациональные уравнения

Познавательные: уметь ориентироваться в необходимых формулах, работать по правилу.
Коммуникативные: уметь слушать  и понимать речь других, оргументировать своё мнение и позицию. Регулятивные: уметь анализировать и делать выводы

4.Закрепление основных понятий.
Цель: научить решать простейшие рациональные уравнения

Организует решение примеров по задачнику

Работа с задачником в группах:

 с. 167

(приложение 1)

Решают задания в тетрадях. Отвечают на наводящие вопросы учителя

Знать алгоритм решения рационального уравнения

Познавательные: уметь сравнивать, сопоставлять, выделять главное.
Коммуникативные: уметь формулировать известные правила в устной форме

5.Физкультминутка
Цель: снять психическое напряжение, усталость

снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности

Звучит музыка «Зарядка для хвоста»  из мультфильма «38 попугаев»

Выполняют движения вместе с учителем.

Узнают музыку и название мультфильма

Личностные Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность.

6.Рефлексия Цели: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование изученного материала, рефлексию, самооценку учебной деятельности

- Какие уравнения решали?

- При решении рациональных уравнений в конце всегда надо сделать …

- Какой корень называют посторонним?

Отвечают устно на вопросы.

Заполняют анкету самоанализа
(приложение 2)

Уметь повторять рассмотренные формулы, анализировать собственную учебную деятельность

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

7.Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание. Цель: выставить оценки по итогам урока

Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий учащихся

Домашнее задание:

Работа с задачником: с. 167.

Решить: № 26.4 (в, г), № 26.5 (в, г).

Работа с учебником: с. 159 – 160.
Выучить понятия и определения

Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости

Уметь выполнять аналогию предметных действий

Регулятивные: уметь проговаривать ситуацию.

Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности


Список использованной литературы

  1. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мордкович. – 19-е изд., стер. _ М. : Мнемозина, 2015. _ 231 с. : ил.
  2. Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных организаций / [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича.  – 19-е изд., стер. _ М. : Мнемозина, 2015. _ 280 с. : ил.
  3. Гилярова М.Г. - Алгебра. 8 класс. Технологические карты уроков по учебнику под редакцией А.Г. Мордковича. Издательство «Учитель», 2016 г.


Приложение 1

Группа № 1

Памятка  «Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы
  3. Говори спокойно, ясно, только по делу
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль

Работа с помощью карточки-консультанта

Оцените свою работу в группе

Фамилия, имя

Оценка за работу


Группа № 2

Памятка  «Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы
  3. Говори спокойно, ясно, только по делу
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль

Задачник, страница 167

№ 1(а, б)

№ 2 (а)

№ 4 (а)

№ 5 (а)

Оцените свою работу в группе

Фамилия, имя

Оценка за работу

Группа № 3

Памятка  «Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы
  3. Говори спокойно, ясно, только по делу
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль

Задачник, страница 167

№ 1(а, б)

№ 2 (а)

№ 4 (а)

№ 5 (а)

Оцените свою работу в группе

Фамилия, имя

Оценка за работу

Группа № 4

Памятка  «Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы
  3. Говори спокойно, ясно, только по делу
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль

Задачник, страница 167

№ 1(б)

№ 4 (а)

№ 5 (а)

№ 6 (а)

№ 8 (а)

Оцените свою работу в группе

Фамилия, имя

Оценка за работу

Карточка – консультант

E:\MDS00543.jpg


Приложение 2

https://otvet.imgsmail.ru/download/180194303_835492b0ad84762bba5be2313f97c3e8_800.png

Анкета самоанализа

На уроке я работал

активно

пассивно

Своей работай на уроке я …

доволен

не доволен

Урок мне показался

коротким

длинным

За урок я …

не устал

устал

Моё настроение стало …

лучше

хуже

Материал урока мне был …

понятен, полезен

не понятен, бесполезен

Домашнее задание

лёгкое

трудное


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели…» Алексей Иванович Маркушевич доктор физико-математических наук

Слайд 2

Решите уравнения:

Слайд 3

Проверь! a = 1 , b = - 3 , c = - 4 D = b 2 – 4 ac D =(-3) 2 – 4 · 1 · (- 4) = 9 + 16=25 D =25 >0, уравнение имеет 2 корня x 1 = ; x 1 = = = = 1 x 2 = ; x 2 = = = = - 4.

Слайд 4

a = 9, b = - 6, c = 1 Запишите квадратное уравнение с коэффициентами Сколько корней имеет это уравнение? 9х 2 - 6х + 1 =0 D = b 2 – 4 ac D = (-6) 2 – 4 · 9 · 1 = 36 – 36 = 0 D = 0, уравнение имеет 1 корень

Слайд 5

Закончите предложение: « Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда её числитель … равен нулю, а знаменатель отличен от нуля . »

Слайд 6

при х = - 0,5; х = -3 при х = -3 3) при х = 3 4 ) быть не может Дробь равна нулю

Слайд 7

Рациональные уравнения

Слайд 8

Тема урока Рациональные уравнения Формулируем цель

Слайд 9

« Уравнение – это ключ, открывающий все математические тайны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

конспект открытого урока по алгебре для 8 класса "Решение квадратных уравнений различными способами" с применением ИКТ

систематизация, обобщение полученных ранее знаний, а также ознакомление с новыми способами решения квадратных уравнений...

конспект открытого урока по алгебре для 8 класса "Решение линейных уравнений" с применением ИКТ

материал урока можно применять как на закреплении изученного материала в 8 классе, а так же в 9 классе на итоговом повторении...

Открытый урок по алгебре и началам в 10 классе « ЕГЭ на «5»!» (Интерактивные технологии с применением ИКТ, обобщающий урок повторения по теме «Тригонометрические преобразования, уравнения и неравенства»)

Задача урока: Развивая, обучать и воспитывать.Обучающая цель: Привести в систему знания, полученные по данной теме, тем самым подготовить учащихся к сдаче выпускного и вступительного экзамена по матем...

Открытый урок по алгебре "Уравнения высших степеней"

урок по алгебре "Уравнения высших степеней"...

Открытый урок по алгебре "Решение квадратных уравнений по формуле"

В своей работе на уроках математики я систематически использую информационные технологии.Большое внимание я уделяютакже и исследовательской деятельности учащихся.Сочетать эти два направления мне помог...

Презентация к открытому уроку по алгебре "Решение квадратных уравнений по формуле" для 8 класса

Презентация к  уроку-путешествию "Решение квадратных уравнений по формуле" по алгебре для 8 класса....