Исследовательская проектная работа "Курение языком математики"
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Данный проект «Курение языком математики» - это проект учащихся седьмых классов. Возраст семиклассников – это тот самый период, когда хочется быть похожим на взрослых. Но не все привычки и поведение взрослых необходимо перенимать на себя. В данном проекте мы решили поднять и обсудить очень важную проблему для человечества – наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение. В данном исследовании мы должны ответить на следующий вопрос, действительно ли «Курить – здоровью вредить»…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurenie_proekt.docx | 203.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
Ленинского района города Саратова
«Курение языком математики»
проект учеников седьмых классов
руководитель: Корыбко О.Г.
Саратов, 2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………….….….3
1. Из истории табакокурения…………………..........................................................5
2. Химический состав дыма и его влияние на организм человека….....................5
3. Безжалостная статистика в мире и в России ……………….……………….......6
4. Задачи о курении…………………..…………………………………………..….7
5. Результаты исследования……………………..………………………………..…8
6. Влияние никотина на здоровье школьников……………………………………8
Заключение………………………………….…………………………………..…..10
Использованные источники и литература…...………………………….….…….12
Приложения……………………………………….………………………………..13
Введение
Данный проект «Курение языком математики» - это проект учащихся седьмых классов. Возраст семиклассников – это тот самый период, когда хочется быть похожим на взрослых. Но не все привычки и поведение взрослых необходимо перенимать на себя. В данном проекте мы решили поднять и обсудить очень важную проблему для человечества – наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение. В данном исследовании мы должны ответить на следующий вопрос, действительно ли «Курить – здоровью вредить»…
Какой же знак в конце этой фразы надо поставить: вопросительный или восклицательный?
Наша исследовательская работа полностью посвящена вреду курения, мы считаем, что наше поколение очень мало знает об этом. Именно поэтому мы выбрали эту тему для исследовательской работы. И если хоть один человек, изучив нашу работу, бросит курить или никогда не начнет этого делать, мы будем считать нашу цель достигнутой. Люди должны выбрать: курить или жить. И не просто жить самим – нормально, полноценно, но и давать жить другим – некурящим. Всю окружающую среду курящий человек отравляет дымом сигарет: собственную квартиру, рабочее место… Сегодня никто не отрицает необходимости решительной борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией. А вот борьба с курением как бы отодвинута на второй план. Это неправильно. И мы хотели бы своей исследовательской работой внести свой вклад в дело борьбы с курением. О вреде курения, особенно для детского и молодого организма, написано много статей, брошюр и книг, постоянно говорится об этом в школе на классных часах, родителями в семье, по телевидению. На практике же мы не раз убеждались, что многие взрослые сами подвержены этой вредной привычке. Ради «удовольствия» от долгожданной затяжки они готовы пожертвовать здоровьем, учебой, семьей, работой. В последние десятилетия во всем мире проведено множество исследований, развивших и углубивших представления о вредном влиянии курения.
Мы решили провести статистическое исследование по вопросу курения и выяснить, насколько серьезно эта проблема стоит перед семиклассниками. Основным методом исследования стало анкетирование учащихся 7 классов. Используя метод статистики, мы стремимся доказать, что курение подростков - это серьезная угроза здоровью учащихся.
В последние десятилетия во всем мире проведено множество исследований, развивших и углубивших представления о вредном влиянии курения на беременность. Практически во всех странах мира имеет место выраженный рост числа курящих женщин. При этом важную роль играют социальные факторы и условия. Курят женщины во всех слоях общества. Женщины, относящиеся к низкой социальной группе курят во время беременности, и курят по – многу, причем табачные изделия низкого качества, с большим содержанием никотина и смолистых веществ. Женщина из высоко обеспеченных слоев, жены «новых русских», «бизнес – леди» курят более дорогие и более высокого качества табачные изделия, но содержащиеся в них никотин и смолистые вещества все равно влияют на будущее или на подрастающее потомство. Как это им объяснить?
В данном проекте приняло участие 10 учащих седьмых классов, которые, следуя согласно целям и задачам проекта, готовили материал о вреде курения. Ребята проводили анкетирование среди своих одноклассников, анализировали, делали выводы, совместно с учителем математики проводили в неделю МИФ внеклассное мероприятие «Курение языком математики». Задача учащихся седьмых классов в данном мероприятии - быть не только пассивным слушателем, но и активным участником: решать математические задачи о вреде курения, участвовать в рефлексии, предлагать методы борьбы с этим коварным недугом.
Участники проекта:
ученики 7 «А» класса МОУ «СОШ № 76»:
- Апиян Софья
- Гасанова Алина
- Голан Анастасия
- Никитина Ксения
- Никонорова Анастасия
- Шилов Владимир
Ученики 7 «Б» класса МОУ «СОШ № 76»:
- Михайлов Максим
- Курбатов Дмитрий
Ученики 7 «В» класса МОУ «СОШ № 76»:
- Колесов Павел
- Половинко Даниил
Цель:
- Изучить литературу «История возникновения курения и табака».
- Показать, что курение приносит большой вред.
- С помощью математических подсчетов доказать пагубность курения.
- Выяснить, как никотин влияет на здоровье школьников.
- Решение задач о курении - одно из средств борьбы с курением.
- Сделать выводы и дать советы и предложения по борьбе с курением.
Задачи:
– проанализировать научную информацию по теме;
– описать, как табак влияет на организм окружающих;
– определить, к каким последствиям ведет курение;
– установить, что курение вредит здоровью;
– выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.
Гипотеза: Без курения возможна наша жизнь!!! Это можно доказать языком математики!
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: изучение научной литературы; анкетирование, наблюдения, анализ.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: здоровье человека, влияние на здоровье человека вредной привычки – курения.
Используя метод статистики, мы старались доказать, что курение подростков это серьезная угроза здоровью учащихся. При помощи математического языка в данной работе наглядно представлены данные по теме, полученные из разных источников. Этот проект еще раз должен привлечь внимание взрослых к проблемам табакокурения подростков, а к уже курящим учащимся обратиться со словами: «Знать о своем враге почти все – уже часть победы над ним! Знай это не для того, чтобы потреблять, а для того, чтобы не потреблять!»
Итог работы над проектом – разработка внеклассного мероприятия «Курение языком математики», созданного из работ учащихся, с последующей ее демонстрацией другим учащимся.
1. Из истории табакокурения.
Табак родом из Америки. До открытия Колумбом в Старом Свете о нем не знали. 12 октября 1492 г. флотилия Колумба высадилась на берегу одного из Багамских островов – Гуанахани. Колумб назвал его Сан-Сальвадор. Он думал это восточное побережье Индии. В качестве подарка местные жители поднесли Колумбу сушенные листья растения «петум». Они курили эти листья, свернув в трубочки. В поисках золота Колумб отправился на юг и высадился на Кубе 27 октября 1492 г. Жители встречали с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». При курении каждый делал 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри. Многие матросы и сам адмирал Христофор Колумб втянулись в это занятие. Такой притягательной оказалась сила этого растения. Оно получило название «табак» от имени провинции Табаго острова Гаити. После второго путешествия Колумба в Америку семена табака были завезены в Европу, а затем и во все уголки мира. Так началось победоносное шествие табака по странам и континентам. Теперь в мире курит пятая часть человечества.
Интересно заметить, что в России в начале 17 века курение не только запрещалось, но и каралось битьём палками по 60 ударов по голове и столько же по ступням. Повторно замеченный курильщик лишался носа: ему его отрезали. Петр I, однако, сам курил и внедрил курение в своем окружении. С тех пор оно стало распространяться в России.
2. Химический состав дыма и его влияние.
Как известно легкие состоят из множества мельчайших альвеол, суммарная поверхность стенок которых достигает в момент вдоха более 100 квадратных метров. Нетрудно представить, какое огромное число частиц дыма оседает в легких. Но частицы дыма только одна из составных частей табака. При курении происходит так называемая сухая перегонка: воздух при затяжке табаком нагревается до высокой температуры и извлекает из него различные вещества, которые вместе с дымом поступают в легкие. Наибольшее значение имеют: СО , NH3, канцерогенные углеводороды (от лат. слова рак – «канцер»), радиоактивный элемент полоний. При выкуривании одной пачки сигарет средней крепости массой 20г образуется в среднем: 1 г табачного дегтя; 0,92 г оксида углерода; 0,64 г аммиака; 0,18 г никотина; 0,22 г пиридиновых оснований; 0,0012 г сероводорода; 0,0012 г синильной кислоты.
Влияние никотина на организм при курении имеет самое большое значение. Ни одно другое вещество, входящее в состав табачного дыма, не разрушает организм так сильно. Никотин действует преимущественно на нервную, пищеварительную и дыхательную системы. При первом контакте нерва с никотином, нерв агрессивно реагирует и для его раздражения требуется гораздо меньше электрического тока. После нескольких контактов нерва с никотином, нерв привыкает и после некоторого времени раздражается от отсутствия этого яда. По этому принципу и происходит привыкание организма человека к табакокурению. Никотин угнетает клетки головного мозга и всей нервной системы и понижает работоспособность организма. Он и многие другие вещества хорошо растворяются в воде, вместе со слюной они попадают в желудочно-кишечный тракт. Возникают гастрит, потеря аппетита, боли, язвы желудка, двенадцатиперстной кишки. Зубная эмаль разрушается из-за перепада температур (приблизительно 40°С). Аммиак, кислоты, пиридиновые основания, твердые частицы и другие вещества раздражают слизистые оболочки легких. Составные части дыма попадают в кровь. Наступает кислородное голодание. Особенно страдают нервные клетки, в результате чего при больших дозах наступает паралич и остановка сердца. Раздражая слизистые оболочки легких, нашатырный спирт вызывает безлихорадочный бронхит. В итоге значительно снижается работоспособность легких, и повышается заболеваемость такими болезнями как туберкулез.
3. Безжалостная статистика в мире и в России.
Курение табака (никотинизм) – вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. Можно сказать, что это одна из форм токсикомании
От болезней, вызванных курением, каждый год в мире (по данным разных источников) умирают от 3,5 до 5 миллионов человек. По прогнозам специалистов, через двадцать лет скорбная цифра достигнет десяти миллионов, оставив далеко позади смертность от СПИДа и в автокатастрофах. Но ужаснее всего, что армию курильщиков активно пополняют подростки.
В России производство сигарет составляет 410 млрд. штук в год.
По данным исследования «Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака» (GATS), в России курит: мужчин — 60,2 %; женщин — 21,7 %. Всего курят 43,9 млн взрослых, что составляет почти 40 % населения страны. В возрастной группе от 18 до 44 лет курит почти половина граждан России. 7,3 млн человек начали курить в возрасте моложе 18 лет. Пассивному курению подвергается около 80 процентов населения России. При этом воздействие пассивного курения повышает риск болезни сердца среди некурящих людей на 60 %.
Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично. Для здоровья вредно.
Так вот во всем мире идет борьба с курением. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно 5 выкуренным сигаретам.
Довольно громкий скандал произошел в конце 80-х годах в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с четырьмя курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание – рак легких. Компанию принудили выплатить родственникам умершей женщины денежную компенсацию на основании решения суда.
Знаете ли вы, что:
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин, а каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. Отсчитайте 13 секунд – и нет жизни. За год – это 2,5 млн. человек. Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет. Это просто астрономическая цифра. Общая масса окурков – 2520000 тонн. Это 504000 грузовых машин грузоподъемностью 5 т.
С целью пропаганды здорового образа жизни мы разработали систему мероприятий с учащимися нашей школы: провести в рамках недели математики с учащимися беседу «Курение языком математики»; с помощью математических задач объяснить, что курение - это разорение и, конечно же, вред здоровью.
Наше правительство ведет борьбу с курением. В России с 1 июня 2013 года вступил в силу антитабачный закон, подразумевающий запрет на курение в учебных заведениях, остановках, вокзалах и других общественных местах.
- Задачи о курении.
Решение математических задач (Приложение 3) практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни. Сюжеты задач взяты из реальной жизни и связаны с рассматриваемой проблемой. Задачи в данной работе являются средством, с помощью которого можно получить информацию о вреде курения. Данные задачи также направлены на повторение тем: нахождения дроби от числа и числа по его дроби, действий с обыкновенными дробями и смешанными числами, решение задач на проценты и т.д. Данные темы важны для сдачи ГИА.
5. Результаты исследования.
Мы провели исследование среди учащихся 7 классов по вопросу курения. В опросе участвовало 62 учащихся 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классов.
Исследование началось с этапа статистического наблюдения. Для этого была составлена анкета (Приложение 1) из вопросов, требующих простого несложного ответа.
Так как анкетирование проводилось анонимно, то ответы в большинстве случаев соответствуют действительности. Анкеты были обработаны и произведен подсчет ответов. Данные были внесены в таблицы и диаграммы. (Приложение 2)
Из всех опрошенных ни один ученик не курит. И это радует. Опрос показал, что у 26 учеников из 62 хотя бы один из родителей является курящим. Таким образом, возможно, одним из виновников курения детей является пример родителей. На вопрос «Курят ли в вашей компании?» положительно ответили 10 учащихся. Значит, эти ребята являются пассивными курильщиками. На вопрос «Как вы относитесь к курению?» 27 учеников ответили «нейтрально». Получается, что только 56% учащихся понимают серьезность данной проблемы. Основной причиной курения учащиеся назвали «выглядеть взрослее, круче», «острые ощущения, интерес».
6.Влияние никотина на здоровье школьников.
То, что в последние десятилетия средний возраст начинающих курить значительно понизился, а в их числе весьма заметно возросло число девочек и девушек, — неопровержимый факт. Общенациональный мониторинг «Подростковое курение в России» показал, что подростковое курение стремительно растет. Возникает ряд вопросов, например, почему люди начинают курить? В чём причина такого курения в раннем возрасте?
Желание казаться более взрослым, чувствовать себя «настоящим мужчиной» — одна из основных причин начала курения у мальчиков. Для некоторых подростков курение является символом самоутверждения и протеста против запрета на курение, который подростку кажется произвольным. Девушки и женщины чаще всего начинают курить в погоне за «модой», из кокетства и подражания мужчинам. Некоторые девушки оправдывают курение тем, что оно якобы не позволяет им полнеть.
Курение очень вредно отражается на здоровье подростков. У них сильно страдают нервная и сердечно-сосудистая системы. Цвет лица обычно бледный с землистым оттенком. Появляется кашель, часто развивается анемия (малокровие). Тормозится общее развитие, задерживается рост, отмечается близорукость, слабеет память, снижаются сообразительность, внимание. Подростки становятся раздражительными, рассеянными, плохо успевают в школе.
Следует отметить, что подростки обычно покупают самые дешевые сорта сигарет, в которых содержание никотина намного выше, чем в дорогих. Кроме того, они докуривают сигарету до конца (а наибольшее количество никотина, как известно, содержится в ее конце), причем выкуривают быстро, так как часто курят скрываясь. При этом в дым из-за быстрого сгорания табака выделяется большое количество никотина и других ядовитых веществ. Все это способствует значительному отравлению организма. Иногда подростки подбирают и докуривают чужие окурки, что может приводить к заражению гельминтами (глистами) или инфекционными болезнями.
Многократное поглощение никотина при частом курении формирует никотинизм — хроническое отравление, в результате которого снижается память и работоспособность, наблюдается постоянный кашель с мокротой. Одним из разрушительных последствий отравления никотином является: дрожание рук, неуверенная походка, подростка то бросает в жар, то в холод, сердце при этом то стучит, как молот, то замирает.
Сколько россиян курит сегодня?
В 2016 году доля курящих россиян опустилась до семилетнего минимума и составила 31% россиян, сообщает Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Но есть те, кто остался верен вредной привычке, несмотря на все запреты. Таких 16%.
С 2009 по 2016 год количество курильщиков сократилось с 41% до 31%, отмечают в Минздраве. Заметные результаты стали возможны благодаря комплексу мер — запрету рекламы, спонсорства, ограничению курения в общественных местах.
«Есть общественные отношения, которые должны регулироваться запретом. И запрет курения в общественных местах — как раз тот случай, когда он эффективен. Как оценивают эксперты, наибольший вклад в сокращение употребления носит запрет на курение в общественных местах», — подчеркивает один из авторов действующего антитабачного законодательства Олег Салагай.
Как за последние 10–20 лет поменялся половозрастной состав курильщиков?
Обобщая позитивные цифры из докладов Минздрава, подростки за последние 8 лет стали курить меньше. И мальчики, и девочки. Однако параллельно с медицинской статистикой меняется статистика социальная, которая хладнокровно заявляет: за последние годы курение значительно помолодело.
«До начала антитабачной компании первое прикосновение к табаку наши социологи фиксировали в 13 лет. Сейчас — в 11,5.
Сколько людей умирает «от курения» в России и в мире?
Конкретные цифры не назовет ни одно ведомство. Но, курение повышает риск развития рака легкого в 15–30 раз, рака мочевого пузыря, поджелудочной железы и некоторых других органов. Инфаркты, заболевания легких, сосудистые проблемы — это тоже последствия курения. И от них умирают миллионы по всему миру.
Сколько потеряет бюджет, если все россияне бросят курить?
Акцизы на табак — одна из важных статей доходов госбюджета. В 2017 году их увеличение принесет казне гигантские 35 млрд рублей, в 2018 — 82 млрд, в 2019 —126 млрд.
По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КОНФОП) Дмитрия Янина, полностью ограничивать покупку табака экономически не выгодно: российским акцизам есть куда расти. Пока наш общегосударственный налог находится на уровне стран Африки. Но у вредной привычки есть и обратная сторона.
Что случится, если все россияне вдруг бросят курить?
Миллионы людей, занятые в табачной промышленности, потеряют работу. Обанкротятся производства, выпускающие сопутствующие товары (зажигалки, пепельницы, мундштуки и так далее). Снизятся продажи жевательной резинки. Понесут убытки гипермаркеты и небольшие магазины. Больницы недосчитаются многих пациентов. В итоге долгожданная утопия может обернуться глобальным финансовым кризисом.
В то же время при грамотной переориентации производства и социальной жизни выиграет большинство. «Курение — фактор риска номер 1 в преждевременной смерти и ключевой фактор снижения трудоспособности в нашей стране. Поэтому, если бы курильщиков удалось в один день отучить от вредной привычки, бюджет страны и семьи только выиграл», — отмечает Дмитрий Янин.
Заключение
Решение задач о курении не только обучает математике, но и ведет профилактическую работу против курения. Если мы хотим жить, мы должны иметь для дыхания чистый воздух. И меры нужно принимать сегодня, потому, что завтра уже будет поздно. О том, что с каждым днем все большее количество детей подвержено вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркотикам – знают все. Это уже становится проблемой общества. Поэтому целью нашего исследования стала проблема курения. Проведя обработку данных по этой теме, мы пришли к выводу, что необходимы не только беседы врачей, телевизионные репортажи, выпускаемая литература, но и более конкретные шаги: применение в действии закона о штрафах за курение, личный пример взрослых, понятие и осмысление вреда курения для здоровья.
Итогом данного проекта послужило внеклассное мероприятие, которое было подготовлено учащимися совместно с учителем математики. Урок-исследование «Курение языком математики» было проведено в неделю МИФ в 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классах. Задачи данного урока были не только отработка устного счета, практических умений и навыков нахождения дроби от числа и числа по его дроби, выполнения действий с обыкновенными дробями и смешанными числами, решение задач на проценты и т.д. (данные темы важны для сдачи ГИА), но и доказать пагубность вредной привычки человечества - курения.
Учащимся была проведена рефлексия. Необходимо было ответить на вопросы:
1. После всего услышанного и увиденного, что вы решили? Стоит ли курить?
2. Что бы вы пожелали курящему человеку?
3. Всемирная организация здравоохранения выдвинула тезис: «Право некурящих граждан на чистый воздух выше права курящего на курение». Не пора и нам задуматься серьезно над вопросом: «Жить или курить?»
4. Как бы вы продолжили предложение:
а) Прежде чем курить – …
б) Курить – …
5. Какой бы вы поставили знак в конце предложения?
«Курить – здоровью вредить?» или «Курить – здоровью вредить!»
Правильно! Восклицательный!
Семиклассники, подводя итоги данного проекта, с уверенностью заявили:
Мы выбираем здоровый образ жизни!
Мы выбираем – ЖИЗНЬ!
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – ЧЕЛОВЕК! Я должен ЖИТЬ!»
Мультимедийные презентации, подготовленные учащимися седьмых классов, были отправлены на межрегиональный конкурс «Юности – чистые легкие»:
Гасанова Алина – «Курение языком математики»,
Голан Анастасия – «О вреде курения зыком математики»,
Михайлов Максим – «Курение на языке математики»,
Курбатов Дмитрий – «О вреде курения…»,
Колесов Павел – «Математика о вреде курени».
Значимость нашей работы заключается в том, что многие ученики, познакомившись с данным исследованием, на вопрос о необходимости курения в жизни каждого человека – ответят отрицательно! И, конечно же, будут с интересом изучать сложную, но увлекательную науку – математику! Тогда ребята смогут доказать еще немало интересных фактов. Математическим языком мы доказали: «Курить – здоровью вредить!!!!», «Без курения возможна наша жизнь!!!» Материалы данного исследования можно рекомендовать для проведения интегрированных уроков математики и ОБЖ в 5-11 классах.
Список литературы
- Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд/ Математика. 6класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ – М.: Мнемозина, 2014 г.
- В.Н. Ягодинский. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся. – Москва: Просвещение, 1986 г.
- В.В. Деларю. Губительная сигарета. - М.: Медицина, 1987 г.
- П.А. Петров. Курение и болезни. – Якутск. Кн. изд-во, 1981 г.
- Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. Почему это опасно. - М. Просвещение, 1989 г.
- http://eclassic.com.ua/russkie_stihi/vladimir_mayakovskiy/ya_schastliv.mp3.1349
- http://nnm.me/blogs/sepet716/kurenie-v-rossii-i-v-mire-ot-chego-nas-hochet-spasti-minzdrav
- http://ne-kurim.ru/articles/detskoe-kurenie/
- http://www.nuhvatit.ru/statistika-skolko-kuryat-v-rossii.html
- http://pfgfx.ru/pravo/srednyaya-prodolzhitelnost-zhizni-v-rossii-2016-muzhchiny-i-zhenshhiny.html
Приложение №1.
Анкета
Уважаемые учащиеся, мы проводим анонимное анкетирование среди школьников-подростков. Мы просим вас задуматься о проблеме курения и ответить на вопросы нашей анкеты.
1.Курят ли ваши родители?
1) Да 2) Нет
2.Курят ли в вашей компании?
1) Да 2) Нет
3.Как вы относитесь к курению?
1) Положительно 2) Отрицательно 3) Нейтрально
4.Как вы думаете, с какого возраста дети начинают курить?
1)Младше 10 лет 2) с 10 до 11 лет 3) старше 12 лет 4) старше 18 лет
5.Как вы думаете, с какой целью дети начинают курить?
1) Выглядеть взрослее, круче;
2) Не знаю;
3) приучают старшие;
4) Стресс, проблемы;
5) Острые ощущения, интерес, просто так.
6.Курите ли вы?
1) Да 2) Нет
7.Знаете ли вы, что 17 ноября Международный день отказа от курения?
1) Да 2) Нет
8.Знаете ли вы, какой вред приносит курение здоровью?
1) Да 2) Нет
9.Знаете ли вы, какие вещества содержатся в никотине?
1) Да 2) Нет
Приложение №2.
1.Курят ли ваши родители?
1) Да - 26 человек 2) Нет – 36 человек
2.Курят ли в вашей компании?
3.Как вы относитесь к курению?
4.Как вы думаете, с какого возраста дети начинают курить?
1)Младше 10 лет 2) с 10 до 11 лет 3) старше 12 лет 4) старше 18 лет
5.Как вы думаете, с какой целью дети начинают курить?
1) Выглядеть взрослее, круче 2) Не знаю 3) приучают старшие
4) Стресс, проблемы 5) Острые ощущения, интерес, просто так
6.Курите ли вы?
1) Да – 0 учащихся 2) Нет - 62
7.Знаете ли вы, что 17 ноября Международный день отказа от курения?
1) Да 2) Нет
8.Знаете ли вы, какой вред приносит курение здоровью?
1) Да 2) Нет
9.Знаете ли вы, какие вещества содержатся в никотине?
Приложение 3.
Задачи о курении
Задание 1. Ребята, на доске зашифрованы слова – части тела, на которые пагубно влияет курение. Выполнив задание, найдите букву и составьте слова.
|
|
|
Ё | С | Г | П | Е | А | Ч | Ц | Н | Л | З | Д | И | О | Р | К | Ь |
9 | 1/8 | 1 | 6 | 1/4 | 2/3 | 4/5 | 5 | 10 | 1/16 | 0,5 | 2/9 | 2,74 | 0,022 | 0 | 1,2 | 390 |
1 слово (сердце):
1 | 6 | 3 | 7 | 8 | 3 |
2 слово (легкие):
2 | 5 | 4 | 14 | 16 | 3 |
3 слово (печень):
9 | 3 | 10 | 3 | 11 | 17 |
4 слово (глаза):
4 | 2 | 12 | 13 | 12 |
5 слово (почки):
9 | 15 | 10 | 14 | 16 |
(Ученики решают устно, ответы заменяют буквами, получают слова: «сердце», «лёгкие», «печень», «глаза», «почки».)
Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела?
Это основные органы, на которые пагубно влияет курение.
Что же с ними происходит под влиянием никотина?
Сердце – сужаются кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной, в результате наступает спазм коронарных сосудов, что приводит к следующим заболеванием: стенокардии, инфаркта миокарда.
Стенокардия у курильщиков бывает в 13 раз чаще, а инфаркт миокарда в 15 раз чаще, чем у тех, кто не курит.
Легкие – в них имеются клетки – чистильщики (макрофаги), но с большим загрязнением они не справляются, поэтому у курящих людей затрудняется нормальное дыхание, развиваются различные заболевания. Такие, как бронхит, туберкулез. Туберкулез легких выявлен у 95 курильщиков из 100 случаев заболевания.
Раком же легких страдает 97%курильщиков. Почти у всех курильщиков развивается воспаление дыхательных путей, с которым связан мучительный кашель.
Печень – курение нарушает работу печени. Печень под его влиянием разрушается. Развивается заболевание – цирроз.
Глаза – курение может вызвать никотиновую амблиопию. У больного страдающего этим заболеванием наступает частичная или полная слепота. Это грозное заболевание при котором даже интенсивное лечение не всегда бывает успешным.
Почки – В моче образуется безопорен – канцерогенное химическое соединение, вызывающее рак. Это вещество обнаруживается у курильщиков в 5 раз чаще.
Итак, при курение ухудшается внешность (у курящего человека на лице раньше появляются морщины) теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, из-за быстрой утомляемости резко снижается успеваемость.
Трубки, сигары, сигареты, папиросы…Многие курят даже не задумываясь, что там внутри. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм.
Задание 2.
Общенациональный мониторинг «Подростковое курение в России» показал, что к 12 годам сигареты пробуют уже россиян, к 13 годам - , к 14 - , к 15 - , к 16 - , к 17 - .
Сравним данные дроби и узнаем, в каком порядке они записаны.
.
Приведем дроби к общему знаменателю и сравним их:
.
В каком порядке записаны дроби? О чем говорит эта запись?
- Это говорит о том, что подростковое курение стремительно молодеет.
Самый лучший способ бросить курить – не начинать курить с детства!
Задача №1. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет 1/2 часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний – 2/3 от количества окиси углерода.
(Решаем самостоятельно, проверяем с помощью диаграммы)
Вопрос: Когда же чаще всего начинают курить?
Задача №2. Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40 %. Определите сколько курящих детей в нашей школе по статистике, если в ней мальчиков – 320, девочек – 280.
Вывод: 204 ученика школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах. Болезни, которые появляются в результате курения, могут появиться и у них.
Задача №3. При проверке состояния здоровья группы учеников одной школы, из 20 человек со стажем курения от 3 до 5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по два заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные – по одному. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному.
Задача №4. Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова средняя продолжительность жизни людей в России, если продолжительность жизни людей, начинающих курить с детства 47,6 лет.
Задача №5. У нас в классе – 36 родителей. Из них – 4/9 курят, причем курящие мамы составляют – 5/11 от количества курящих пап. Определите, сколько курит мам и сколько курит пап.
Дети, рожденные в семьях курильщиков в 4 – 5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны. Доказано: дети курящих женщин примерно до 11 лет отстают в развитии. У курящих матерей почти всегда дети пробуют курить. В семье, где курили родители, начинают курить 67% мальчиков, 78% девочек. Люди, которые в детстве подвергались воздействию табачного дыма, но сами не курили, все равно имеют шанс заболеть раком (до 60 %).
Давайте мы посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если курит мама.
Задача №6. Определите вес новорожденного ребенка, если у него курит мама и вес при этом уменьшается на 1/11 от среднего веса новорожденного ребенка, что составляет 300 г.
Задача 7. Сколько денег в среднем расходуют курящие на табак в течение своей жизни при условии, что он начал курить в 17 лет, выкуривает по 10 сигарет в день, а продолжительность жизни составляет 75 лет.
Решение:
1)75-17= 58 лет (период курения в годах);
2)14х366 дней = 5142 дня (високосные года);
3)44х365 дней = 16060 дней;
4)5142+16060= 21202 дня (период курения в днях);
5)21202х10 сигарет = 212020 сигарет (количество выкуренных сигарет за период курения);
6)212020сигарет : 20= 10601 пачек(количество пачек за период курения);
7)10601 пачек х 57= 604257 рублей (количество денег затраченных на табак в течение периода курения).
Ответ: 604257 рублей.
Задача 8. Каждая сигарета сокращает жизнь человека на 5 минут, а если человек выкуривает в день пачку сигарет, т. е. 20 сигарет, то его жизнь сокращается в день на 100 минут, в месяц на 50 часов, в год на 25 суток. Продолжительность жизни 70 лет. Сколько лет жизни теряет человек из- за привычки курить?
Решение:
1)5х20=100 мин. в день
2) 100х30=3000мин.= 50 часов в месяц
3) 50х12 =600 часов = 25 суток в год
4) 25х70 = 1750суток = 5 лет жизни теряет человек из- за привычки курить.
Ответ: 5 лет.
Задача № 9. Смертельная доза никотина 1 мг на 1 кг массы тела человека. От одной сигареты в организм поступает 3 мг никотина. Рассчитаем смертельную дозу для 12-летного ребенка со средней массой 45 кг.
Решение: 45 ∙ = 15 (сигарет).
Ответ: 15 сигарет.
Задача № 10.
Известно, что курящие дети сокращают себе жизни на . На сколько лет сокращают себе жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в Росси составляет 65 лет?
Решение: 65 : 13 ∙ 2 =10 (лет).
Ответ: на 10 лет.
Доказано, что выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 минут!
Задача № 11. По статистике в мире проживает более 1 миллиарда курильщиков. всех курильщиков начали курить еще в школе. Сколько курильщиков начали курить в школе? В каких единицах удобнее будет считать?
Решение: 1000 : 5 ∙ 4 = 800 (млн.) человек
Считать удобнее в миллионах.
Задача № 12. Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова средняя продолжительность жизни людей в России, если продолжительность жизни людей, начинающих курить с детства 57 лет.
57 лет – 85%
Х - 100%
Решение: 57 ∙ 100 : 85 = = = 67 (67, 05882…≈ 67,06)
Задача №13. У нас в классе – 36 родителей. Из них – 4/9 курят, причем курящие мамы составляют – 5/11 от количества курящих пап. Определите, сколько курит мам и сколько курит пап.
Дети, рожденные в семьях курильщиков в 4 – 5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны. Доказано: дети курящих женщин примерно до 11 лет отстают в развитии. У курящих матерей почти всегда дети пробуют курить. В семье, где курили родители, начинают курить 67% мальчиков, 78% девочек. Люди, которые в детстве подвергались воздействию табачного дыма, но сами не курили, все равно имеют шанс заболеть раком (до 60 %).
Давайте мы посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если курит мама.
Задача №14. Определите вес новорожденного ребенка, если у него курит мама и вес при этом уменьшается на 1/11 от среднего веса новорожденного ребенка, что составляет 300 г.
Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично. Для здоровья – вредно.
Приложение 4.
Методическая разработка урока математики по теме:
«О вреде курения языком математики»
Данный урок может быть проведен как урок повторения и закрепления пройденного материала в 6 классе, так и урок-повторение в 7-9 классах.
Цели:
- Образовательная: отработка практических умений и навыков нахождения дроби от числа и числа по его дроби, сложение и вычитание смешанных чисел, решение задач на проценты.
- Развивающая: способствовать формированию умений применять приемы сравнения, перенос знаний в новую ситуацию, развитие внимания и памяти.
- Воспитательная: пропаганда здорового образа жизни.
Оборудование: плакат «ЗОЖ», плакат «О вреде курения», мультимедийная презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
Ребята, сегодня мы завершаем изучение темы «Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби». Урок у нас необычный. Проведем мы его, обсуждая проблему для человечества – наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение. Сегодня мы должны ответить на следующий вопрос, действительно ли «Курить – здоровью вредить».
Итак, цель нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что:
- вы можете справиться с задачами данного урока;
- тема «Нахождение дроби от числа» вами усвоена;
- табак приносит вред телу, разрушает разум, отравляет целые нации.
- Устная работа.
Ребята, на доске зашифрованы слова – части тела, на которые пагубно влияет курение. Сейчас вы, выполнив задание, должны найти букву и составить слова, которой соответствует ваш ответ, и записать их в тетрадь.
|
|
|
Ё | С | Г | П | Е | А | Ч | Ц | Н | Л | З | Д | И | О | Р | К | Ь |
9 | 1/8 | 1 | 6 | 1/4 | 2/3 | 4/5 | 5 | 10 | 1/16 | 0,5 | 2/9 | 2,74 | 0,022 | 0 | 1,2 | 390 |
1 слово (сердце):
1 | 6 | 3 | 7 | 8 | 3 |
2 слово (легкие):
2 | 5 | 4 | 14 | 16 | 3 |
3 слово (печень):
9 | 3 | 10 | 3 | 11 | 17 |
4 слово (глаза):
4 | 2 | 12 | 13 | 12 |
5 слово (почки):
9 | 15 | 10 | 14 | 16 |
Давайте вспомним:
- Как найти дробь от числа?
- Как найти число по его дроби?
Ребята, а вы знаете, как курение влияет на эти части тела?
А теперь проверим, какие слова получились: «сердце», «лёгкие», «печень», «глаза», «почки»
Это основные органы, на которые пагубно влияет курение.
Что же с ними происходит под влиянием никотина?
Сердце. Сужаются кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной, в результате наступает спазм коронарных сосудов, что приводит к заболеванием: стенокардии, инфаркта миокарда.
Стенокардия у курильщиков бывает в 13 раз чаще, а инфаркт миокарда в 15 раз чаще, чем у тех, кто не курит.
Легкие. В них имеются клетки – чистильщики (макрофаги), но с большим загрязнением они не справляются, поэтому у курящих людей затрудняется нормальное дыхание, развиваются различные заболевания такие, как бронхит, туберкулез. Туберкулез легких выявлен у 95 курильщиков из 100 случаев заболевания. Раком же легких страдает 97%курильщиков. Почти у всех курильщиков развивается воспаление дыхательных путей, с которым связан мучительный кашель.
Печень. Курение нарушает работу печени. Печень под его влиянием разрушается. Развивается заболевание – цирроз.
Глаза. Курение может вызвать табачную амблиопию. У больного страдающего этим заболеванием наступает частичная или полная слепота. Это грозное заболевание, при котором даже интенсивное лечение не всегда бывает успешным.
Почки. В моче образуется бензапирен – канцерогенное химическое соединение, вызывающее рак. Это вещество обнаруживается у курильщиков в 5 раз чаще.
А сейчас я предлагаю посмотреть следующие слайды, где показано, как курение разрушает легкие.
Итак, при курении ухудшается внешность (у курящего человека на лице раньше появляются морщины) теряется зрение и слух, развиваются заболевания дыхательных путей, внутренних органов, повышается раздражительность, из-за быстрой утомляемости резко снижается успеваемость.
Трубки, сигары, сигареты, папиросы…
Многие курят даже не задумываясь, что там внутри.
В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм.
III. Решение задач.
Сейчас вы решите задачу и определите процентное содержание этих веществ.
Задача №1. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ – синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет 1/2 часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний – 2/3 от количества окиси углерода.
(Решаем самостоятельно, проверяем с помощью диаграммы)
Вопрос: Когда же чаще всего начинают курить?
Задача №2. Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40 %. Определите, сколько курящих детей в нашей школе по статистике, если в ней мальчиков – 320, девочек – 280.
(Один у доски, а остальные самостоятельно в тетради).
Вывод: 304 ученика школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах. Болезни, которые появляются в результате курения, могут появиться и у них.
Задача №3. При проверке состояния здоровья группы учеников одной школы, из 20 человек со стажем курения от 3 до 5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по два заболевания – органов дыхания и пищеварения. Остальные – по одному. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному.
(Задачу решают устно)
Задача №4. Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова средняя продолжительность жизни людей в России, если продолжительность жизни людей, начинающих курить с детства 47,6 лет.
Вопросы:
1. Как вы думаете, нужно ли курить?
2. Почему дети начинают курить?
Задача №5. У нас в классе – 36 родителей. Из них – 4/9 курят, причем курящие мамы составляют – 5/11 от количества курящих пап. Определите, сколько курит мам и сколько курит пап.
(Решение совместное на доске)
Дети, рожденные в семьях курильщиков в 4 – 5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны. Доказано: дети курящих женщин примерно до 11 лет отстают в развитии. У курящих матерей почти всегда дети пробуют курить. В семье, где курили родители, начинают курить 67% мальчиков, 78% девочек. Люди, которые в детстве подвергались воздействию табачного дыма, но сами не курили, все равно имеют шанс заболеть раком (до 60 %).
Давайте мы посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если курит мама.
Задача №6. Определите вес новорожденного ребенка, если у него курит мама и вес при этом уменьшается на 1/11 от среднего веса новорожденного ребенка, что составляет 300 г.
Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично. Для здоровья вредно.
Вопрос: Может быть кто – то из вас считает, что курить полезно?
Так вот во всем мире идет борьба с курением. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно 5 выкуренным сигаретам.
Довольно громкий скандал произошел в конце 80-х годах в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с четырьмя курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание – рак легких. Компанию принудили выплатить родственникам умершей женщины денежную компенсацию на основании решения суда.
Знаете ли вы, что:
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин, а каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. Отсчитайте 13 секунд – и нет жизни. За год – это 2,5 млн. человек. Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет. Это просто астрономическая цифра. Общая масса окурков – 2520000 тонн. Это 504000 грузовых машин грузоподъемностью 5 т.
Вопрос:
1. После всего услышанного и увиденного здесь, что вы решили? Стоит ли курить?
2. Что бы вы пожелали курящему человеку? Всемирная организация здравоохранения выдвинула тезис: «Право некурящих граждан на чистый воздух выше права курящего на курение». Не пора и нам задуматься серьезно над вопросом: «Жить или курить?»
3.Как бы вы продолжили предложение
а) Прежде чем курить – …
б) Курить – …
Какой бы вы поставили знак в конце предложения? Правильно - восклицательный.
Решая проблему «Курить или не курить», мы с вами решали еще одну задачу: как найти дробь от числа и число по его дроби.
IV. Итог урока (рефлексия).
О чувствах человека, оставившего дурную привычку курения, прекрасно написал В. Маяковский в стихотворении «Я счастлив!». Читает ученик:
Граждане,
у меня
огромная радость.
Разулыбьте
сочувственные лица.
Мне
обязательно
поделиться надо,
стихами
хотя бы
поделиться.
Я
сегодня
дышу как слон,
походка
моя
легка,
и ночь
пронеслась,
как чудесный сон,
без единого
кашля и плевка.
Неизмеримо
выросли
удовольствий дозы.
Дни осени -
баней воняют,
а мне
цветут,
извините,-
розы,
и я их,
представьте,
обоняю.
И мысли
и рифмы
покрасивели
и особенные,
аж вытаращит
глаза
редактор.
Стал вынослив
и работоспособен,
как лошадь
или даже -
трактор.
Бюджет
и желудок
абсолютно превосходен,
укреплен
и приведен в равновесие.
Стопроцентная
экономия
на основном расходе -
и поздоровел
и прибавил в весе я.
Как будто
на язык
за кусом кус
кладут
воздушнейшие торта -
такой
установился
феерический вкус
в благоуханных
апартаментах
рта.
Голова
снаружи
всегда чиста,
а теперь
чиста и изнутри.
В день
придумывает
не меньше листа,
хоть Толстому
ноздрю утри.
Женщины
окружили,
платья испестря,
все
спрашивают
имя и отчество,
я стал
определенный
весельчак и остряк -
ну просто -
душа общества.
Я
порозовел
и пополнел в лице,
забыл
и гриппы
и кровать.
Граждане,
вас
интересует рецепт?
Открыть?
или...
не открывать?
Граждане,
вы
утомились от ожиданья,
готовы
корить и крыть.
Не волнуйтесь,
сообщаю:
граждане -
я
сегодня -
бросил курить.
Итак, ребята, давайте этими словами, подведём итог нашего урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какое задание было интереснее всего решать?
- Как бы вы продолжили предложение?
- Прежде чем закурить - … (подумай)
- Курить - … (или не курить) (здоровью вредить) (не модно).
- Оценки за урок.
V. Домашнее задание:
1. Определить сколько процентов своего дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 110 рублей, а ежемесячная зарплата 25000 рублей. В месяце 30 дней.
2. Нарисовать плакат о вреде курения, рисунки, листовки о вреде курения и пропаганде здорового образа жизни.
Список литературы:
- Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд/ Математика. 6класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ – М.: Мнемозина, 2014 г.
- В.Н. Ягодинский. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся. – Москва: Просвещение, 1986 г.
- В.В. Деларю. Губительная сигарета. - М.: Медицина, 1987 г.
- П.А. Петров. Курение и болезни. – Якутск. Кн. изд-во, 1981 г.
Приложение 5.
Методическая разработка урока математики по теме:
«Математика о курении»
Данный урок может быть проведен как урок повторения и закрепления пройденного материала в 6 классе, так и урок-повторение в 7-9 классах.
Цели:
- Образовательная: отработка практических умений и навыков нахождения дроби от числа и числа по его дроби, выполнения действий с обыкновенными дробями и смешанными числами, решение задач на проценты.
- Развивающая: способствовать формированию умений применять приемы сравнения, перенос знаний в новую ситуацию, развитие внимания и памяти.
- Воспитательная: пропаганда здорового образа жизни.
Оборудование: плакат «ЗОЖ», плакат «О вреде курения», рисунки «О вреде курения», мультимедийная презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
Ребята, сегодня мы завершаем изучение темы «Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби», «Обыкновенные дроби и смешанные числа». Урок у нас необычный. Проведем мы его, обсуждая проблему для человечества – наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка – курение. Сегодня мы должны ответить на следующий вопрос, действительно ли «Курить – здоровью вредить»… Как вы думаете в конце этой фразы надо поставить вопросительный или восклицательный знак? Подумайте. А в конце урока мы вместе ответим на этот вопрос.
Итак, цель нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что:
- вы можете справиться с задачами данного урока;
- темы «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби», «Обыкновенные дроби и смешанные числа» вами усвоены;
- «Курить – здоровью вредить?» или «Курить – здоровью вредить!»
- Устная работа.
Эпираф:
Сигарету поджигает –
Жизнь на годы сокращает,
Окружающим, себе,
Может быть тебе и мне!
Три друга опоздали на урок. Учительница заметила, что от них пахнет куревом. На вопрос учительницы: «Кто курил?» - мальчики ответили:
Петя: «Курил Вас или Коля».
Вася: «Я не курил, курил Петя».
Коля: «Я не курил, курил Вася».
Учительница поняла, что один мальчик оба раза солгал, а два другие -один раз, а второй раз сказали правду.
Кто на самом деле курил? Давайте выясним.
Кто курил? | Высказывания | ||
Петя | П | - | + |
В | + | + | |
К | + | - | |
Вася | П | + | - |
В | - | - | |
К | + | + | |
Коля | П | - | + |
В | + | - | |
К | - | - |
-Как вы думаете, почему учительница начала выяснять, кто курил? (Ответы детей).
-Да, вы правы, скорее всего, что мальчики еще не задумывались о последствиях курения. И учительница начала с ними беседовать на эту тему.
- Устная работа. Повторим основные правила по темам «Обыкновенные дроби и смешанные числа»
Ребята, вы знаете, из чего состоит сигарета? (плакат – химический состав сигареты)
Вычислите содержание в сигарете химических веществ, повторим действия со смешанными числами (карточки с заданиями):
Угарный газ: 3 + 14 = 18мг
Никотин: 2 + = 3 мг
Аммиак: 13 + 2 =16 мг
Синильная кислота: 4 - 3 = мг
Мышьяк: 12 - 11 = мг
- История табака (историческая справка):
- Курение табака возникло в глубокой древности…
- В Европу табак попал из Америки. Он был завезен Христофором Колумбом в Испанию…
- Постепенно курение распространялось в Европе и дошло до России…
- При Петре I появились первые табачные фабрики. Курение распространилось по всей стране.
Когда россияне начали курить?
Европейскому курению 520 лет, российскому — примерно 370. Увлекаться табаком начали еще при Иване Грозном. Из-за сложностей с поставками курево водилось исключительно у знати. Однако привилегированность вредной привычки не спасла ее от царских запретов. Михаил Федорович Романов без сожаления сжигал контрабандный товар, а торговцев и потребителей телесно наказывал.
Времена менялись, множились и запреты — царские, советские, минздравовские. Параллельно росло число курильщиков.
Курение назвали главной причиной московского пожара 1637 года. С тех пор для курильщиков настали черные времена. «Чтоб нигде русские люди и иноземцы всякие табаку у себя не держали и не пили, и табаком не торговали», — гласил указ царя Михаила Федоровича.
- Решение задач.
Задача № 1.
Смертельная доза никотина 1 мг на 1 кг массы тела человека. От одной сигареты в организм поступает 3 мг никотина. Рассчитаем смертельную дозу для 12-летного ребенка со средней массой 45 кг.
Решение: 45 ∙ = 15 (сигарет).
Ответ: 15 сигарет.
Задача № 2.
Известно, что курящие дети сокращают себе жизни на . На сколько лет сокращают себе жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни в Росси составляет 65 лет?
Решение: 65 : 13 ∙ 2 =10 (лет).
Ответ: на 10 лет.
Доказано, что
выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 минут!
Задание. Общенациональный мониторинг «Подростковое курение в России» показал, что к 12 годам сигареты пробуют уже россиян, к 13 годам - , к 14 - , к 15 - , к 16 - , к 17 - .
Сравним данные дроби и узнаем, в каком порядке они записаны.
.
Приведем дроби к общему знаменателю и сравним их:
.
В каком порядке записаны дроби? О чем говорит эта запись?
- Это говорит о том, что подростковое курение стремительно молодеет.
Самый лучший способ бросить курить – не начинать курить с детства!
Задача № 3.
По статистике в мире проживает более 1 миллиарда курильщиков. всех курильщиков начали курить еще в школе. Сколько курильщиков начали курить в школе? В каких единицах удобнее будет считать?
Решение: 1000 : 5 ∙ 4 = 800 (млн.) человек
Считать удобнее в миллионах.
Задача № 4.
Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова средняя продолжительность жизни людей в России, если продолжительность жизни людей, начинающих курить с детства 57 лет.
57 лет – 85%
Х - 100%
Решение: 57 ∙ 100 : 85 = = = 67 (67, 05882…≈ 67,06)
Вопросы:
1. Как вы думаете, нужно ли курить?
2. Почему дети начинают курить?
Задача №5. У нас в классе – 36 родителей. Из них – 4/9 курят, причем курящие мамы составляют – 5/11 от количества курящих пап. Определите, сколько курит мам и сколько курит пап.
Дети, рожденные в семьях курильщиков в 4 – 5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны. Доказано: дети курящих женщин примерно до 11 лет отстают в развитии. У курящих матерей почти всегда дети пробуют курить. В семье, где курили родители, начинают курить 67% мальчиков, 78% девочек. Люди, которые в детстве подвергались воздействию табачного дыма, но сами не курили, все равно имеют шанс заболеть раком (до 60 %).
Давайте мы посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если курит мама.
Задача №6. Определите вес новорожденного ребенка, если у него курит мама и вес при этом уменьшается на 1/11 от среднего веса новорожденного ребенка, что составляет 300 г.
Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично. Для здоровья вредно.
Вопрос: Может быть кто – то из вас считает, что курить полезно?
- Сколько россиян курит сегодня?
В 2016 году доля курящих россиян опустилась до семилетнего минимума и составила 31% россиян, сообщает Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Но есть те, кто остался верен вредной привычке, несмотря на все запреты. Таких 16%.
С 2009 по 2016 год количество курильщиков сократилось с 41% до 31%, отмечают в Минздраве. Заметные результаты стали возможны благодаря комплексу мер — запрету рекламы, спонсорства, ограничению курения в общественных местах.
«Есть общественные отношения, которые должны регулироваться запретом. И запрет курения в общественных местах — как раз тот случай, когда он эффективен. Как оценивают эксперты, наибольший вклад в сокращение употребления носит запрет на курение в общественных местах», — подчеркивает один из авторов действующего антитабачного законодательства Олег Салагай.
Как за последние 10–20 лет поменялся половозрастной состав курильщиков?
Обобщая позитивные цифры из докладов Минздрава, подростки за последние 8 лет стали курить меньше. И мальчики, и девочки. Однако параллельно с медицинской статистикой меняется статистика социальная, которая хладнокровно заявляет: за последние годы курение значительно помолодело.
«До начала антитабачной компании первое прикосновение к табаку наши социологи фиксировали в 13 лет. Сейчас — в 11,5.
Сколько людей умирает «от курения» в России и в мире?
Конкретные цифры не назовет ни одно ведомство. Но, курение повышает риск развития рака легкого в 15–30 раз, рака мочевого пузыря, поджелудочной железы и некоторых других органов. Инфаркты, заболевания легких, сосудистые проблемы — это тоже последствия курения. И от них умирают миллионы по всему миру.
Сколько потеряет бюджет, если все россияне бросят курить?
Акцизы на табак — одна из важных статей доходов госбюджета. В 2017 году их увеличение принесет казне гигантские 35 млрд рублей, в 2018 — 82 млрд, в 2019 —126 млрд.
По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КОНФОП) Дмитрия Янина, полностью ограничивать покупку табака экономически не выгодно: российским акцизам есть куда расти. Пока наш общегосударственный налог находится на уровне стран Африки. Но у вредной привычки есть и обратная сторона.
Что случится, если все россияне вдруг бросят курить?
Миллионы людей, занятые в табачной промышленности, потеряют работу. Обанкротятся производства, выпускающие сопутствующие товары (зажигалки, пепельницы, мундштуки и так далее). Снизятся продажи жевательной резинки. Понесут убытки гипермаркеты и небольшие магазины. Больницы недосчитаются многих пациентов. В итоге долгожданная утопия может обернуться глобальным финансовым кризисом.
В то же время при грамотной переориентации производства и социальной жизни выиграет большинство. «Курение — фактор риска номер 1 в преждевременной смерти и ключевой фактор снижения трудоспособности в нашей стране. Поэтому, если бы курильщиков удалось в один день отучить от вредной привычки, бюджет страны и семьи только выиграл», — отмечает Дмитрий Янин.
- Итоги урока. Рефлексия.
Итак, ребята, давайте подведём итог нашего урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какое задание было интереснее всего решать?
- Какой знак вы теперь готовы поставить в конце фразы:
«Курить – здоровью вредить?» или «Курить – здоровью вредить!»
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить!
Я – ЧЕЛОВЕК! Я должен ЖИТЬ!!!
- Оценки за урок.
VI. Домашнее задание:
1. Определить сколько процентов своего дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 110 рублей, а ежемесячная зарплата 25000 рублей. В месяце 30 дней.
2. Нарисовать рисунки, листовки о вреде курения и пропаганде здорового образа жизни.
3. Подготовить мультимедийные презентации на тему «Курение языком математики».
Список литературы:
- Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд/ Математика. 6класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ – М.: Мнемозина, 2014 г.
- В.Н. Ягодинский. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся. – Москва: Просвещение, 1986 г.
- В.В. Деларю. Губительная сигарета. - М.: Медицина, 1987 г.
- П.А. Петров. Курение и болезни. – Якутск. Кн. изд-во, 1981 г.
- Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. Почему это опасно. - М. Просвещение, 1989 г.
- http://eclassic.com.ua/russkie_stihi/vladimir_mayakovskiy/ya_schastliv.mp3.1349
- http://nnm.me/blogs/sepet716/kurenie-v-rossii-i-v-mire-ot-chego-nas-hochet-spasti-minzdrav
- http://ne-kurim.ru/articles/detskoe-kurenie/
- http://www.nuhvatit.ru/statistika-skolko-kuryat-v-rossii.html
- http://pfgfx.ru/pravo/srednyaya-prodolzhitelnost-zhizni-v-rossii-2016-muzhchiny-i-zhenshhiny.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов и технологий на основе проектно-исследовательской деятельности на уроках математики
Основная цель – привитие интереса к предмету, оптимизация познавательной активности....
Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...
проектно - исследовательская деятельность на уроках математики часть 1
отчет по теме самообразования...
проектно - исследовательская деятельность на уроках математики часть 2
отчет по теме самообразования...
Применение проектно-исследовательских методов в обучении математике
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знани...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики
Хороший образ: математика - это лес. Учитель прокладывает в нём просеки. Слабым ученикам хорошо бы научиться ходить по просекам. Обычных учащихся можно научить не бояться заходить в любой лес, видеть ...
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....