Программа объединения дополнительного образования "Эрудит"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа "За страницами учебника "Математики". Программа объединения дополнительного образования "Эрудит".Цель программы:
Расширение и углубление знаний по математике, способствующих подготовке выпускников 9 класса к экзамену по математике, формирование устойчивого интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erudit.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Средняя школа №2 г. Перевоза»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы
от 01.09.2016г. № 104/15-ПД
Дополнительная общеобразовательная программа
«За страницами учебника математики»
объединения дополнительного образования
«Эрудит»
срок реализации 1 год
возраст детей 14-15 лет
Составитель:
педагог доп. обр.
Пруцкова Ирина Александровна,
учитель математики и информатики
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол от 26.08.2016г. №9
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Абрамова Г.Л.
01.09.2016г.
2016г.
г. Перевоз
Информационная карта
программы «За страницами учебника математики»
Направленность | Социально-педагогическая |
Вид образовательной деятельности | Общеразвивающая |
Название программы | «За страницами учебника математики» |
Сведения об авторе | И.А. Пруцкова учитель математики и информатики, I категория |
Аннотация к программе | Возраст детей 14-15 лет. Срок реализации 1 год. Цель программы: Расширение и углубление знаний по математике, способствующих подготовке выпускников 9 класса к экзамену по математике, формирование устойчивого интереса к предмету. Задачи: - развить математические способности школьников; - обеспечить подготовку к успешной сдаче экзамена; - расширить и углубить знания по математике; - приобщить учащихся к работе с математической литературой, с Интернет-ресурсами по подготовке к ГИА; - повысить математическую культуру. Ожидаемые результаты: Изучение данного курса дает учащимся возможность: - повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики; - освоить основные приемы решения задач; - овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи; - овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста; - познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач; - повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности; - познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ. Форма занятий: групповая, индивидуальная |
Статус программы | Примерная |
Пояснительная записка
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые, принадлежит математике. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение.
Новизна данного курса заключается в том, что материал курса математики 5 – 9 классов повторяется блоками, углубляется, расширяется за пределы материала, изученного на уроках.
Для максимального развития личности учащихся, с целью формирования алгоритмического мышления и информационной культуры в рамках работы объединения «Эрудит» разработана программа «За страницами учебника математики» (далее Программа). В Программе отражены цели и задачи, направленные на рациональную организацию внеклассной деятельности учащихся 9-10 классов во второй половине дня.
Настоящая Программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Приказа Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»,
- Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2 г. Перевоза»,
- Школьной целевой образовательной программе дополнительного образования «Учимся вместе»,
- Положения о дополнительном образовании.
Осваивая курс математики, одни школьники ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие продвигаются дальше и достигают более высоких рубежей. Поэтому при организации работы объединения «Эрудит» необходимо использовать дифференцированный подход. При этом каждый ученик самостоятельно решает, каким уровнем подготовки ограничиться. В объединении продолжается развитие основных приемов и навыков курса алгебры:
- вычислительных и формально-оперативных умений для использования при решении задач различного направления;
- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.
Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению прикладных задач. Так как на уроках математики недостаточно времени отводится на решение текстовых задач, задач на проценты и др., в объединении этим вопросам уделяется больше внимания.
Одна из целей работы объединения состоит в том, чтобы познакомить обучающихся не только со стандартными методами решения задач, но и со стандартными ошибками, носящими массовый характер на экзаменах, научить избегать этих ошибок, излагать и оформлять решение логически правильно, четко, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.
Предлагаемый курс рассчитан на 1год обучения детей 14-15 лет (9 – 10 классы). Объем занятий в год составляет 38 часов, из расчета 1 час в неделю. В объединении могут заниматься до 25 человек. Занятия проводятся в кабинете №312 школы, где оборудовано 11 компьютерных мест с выходом в Интернет.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- практикум по решению задач;
- решение задач повышенной сложности;
- самостоятельная работа;
- фронтальная и индивидуальная работа;
- тестирование,
- онлайн-тестирование.
Цели и задачи
Цель:
Расширение и углубление знаний по математике, способствующих подготовке выпускников 9 класса к экзамену по математике, формирование устойчивого интереса к предмету.
Задачи:
- развить математические способности школьников;
- обеспечить подготовку к успешной сдаче экзамена;
- расширить и углубить знания по математике;
- приобщить учащихся к работе с математической литературой, с Интернет-ресурсами по подготовке к ГИА;
- повысить математическую культуру.
Ожидаемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Учебный план
№ | Разделы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Числа. Дроби. | 1 | 2 | 3 |
2 | Выражения. Квадратный трехчлен | 2 | 3 | 5 |
3 | Подготовка к олимпиаде. Школьный тур | 1 | 2 | 3 |
4 | Функции. Квадратичная функция | 1 | 4 | 5 |
5 | Уравнения и неравенства. Решение уравнений и неравенств второй степени, систем и совокупностей неравенств | 2 | 4 | 6 |
6 | Решение текстовых задач | 2 | 5 | 7 |
7 | Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром | 2 | 3 | 5 |
8 | Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал | 1 | 3 | 4 |
Всего: | 12 | 26 | 38 |
Содержание программы
- Числа. Дроби – 3 часа.
Множества чисел. Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Обыкновенные и десятичные дроби. Все действия с дробями.
Содержание: повторение множеств чисел, видов дробей, всех действий с числами и дробями.
- Выражения. Квадратный трехчлен – 5 часов.
Разложение многочлена на множители (3 способа). Квадратные уравнения. Дробные рациональные выражения. Дробные рациональные уравнения. Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений. Решение тестов в форме ОГЭ.
Содержание: повторить пройденные темы 5 – 8 классов, расширить и углубить знания по этим темам (преобразование выражений, нестандартные способы решения уравнений, задания повышенной сложности).
- Подготовка к олимпиаде. Школьный тур - 3 часа.
Содержание: разобрать решения олимпиадных задач прошлых лет, рассмотреть нестандартные способы решения задач.
- Функции. Квадратичная функция – 5 часов.
Функции, свойства функций. Свойства функций, графики функций. Преобразования графика квадратичной функции ( параллельный перенос вдоль оси ОХ, оси ОY; растяжение и сжатие вдоль осей координат; симметричное отражение относительно осей ОХ и ОY. Графики функций, содержащих знак модуля. Построение графиков кусочных функций.
Содержание: рассмотреть D(f), G(f), четность, возрастание, экстремумы, значения функции на промежутке, построение графиков сложных функций в несколько этапов, преобразование графиков.
- Уравнения и неравенства. Решение уравнений и неравенств второй степени, систем и совокупностей неравенств – 6 часов.
Многочлены. Деление многочлена на многочлен. Уравнения степени > 2. Системы уравнений 1 и 2 степени. Системы неравенств. Решение квадратных уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Аналитическое и графическое решение систем уравнений.
Содержание: познакомить с решением уравнений степени > 2 (теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком»), разобрать решения уравнений и неравенств 1 и 2 степени более сложного типа. Применение теоремы Виета; повторить решение систем уравнений различными способами. Другие способы решения СУ. Повторить решение систем неравенств 1 и 2 степени различными способами. Числовая ось, числовые промежутки. Метод парабол, метод интервалов. Комбинированные системы неравенств.
- Решение задач – 7 часов.
Решение задач с помощью уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений. Задачи на проценты. Задачи на прогрессии. Задачи на движение
Содержание: составление уравнений или систем уравнений по условию одной задачи, выбор наиболее удобного способа, выбор переменной. Оформление задач. Повторить различные виды задач на проценты, способы решения, повторить формулы АП и ГП, рассмотреть применение при решении задач. Рассмотреть различные виды задач на движение (по течению и против течения, в разные стороны и в одну сторону). Способы решения задач (табличный или полного описания).
- Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром – 5 часов.
Решение задач различных типов на квадратичную функцию, квадратных уравнений и неравенств, содержащих параметр.
- Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал – 4 часа.
Содержание: повторить действия с выражениями, содержащими корни. Решение примеров повышенной сложности.
Учебно-тематический план
№ занятия | Кол-во часов | Наименование разделов и тем | Срок проведения занятия |
Числа. Дроби – 3 часа. | |||
1 | 1 | Множества чисел. | |
2 | 1 | Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. | |
3 | 1 | Обыкновенные и десятичные дроби. Все действия с дробями | |
Выражения. Квадратный трехчлен – 5 часов. | |||
4 | 1 | Разложение многочлена на множители (3 способа) | |
5 | 1 | Квадратные уравнения | |
6 | 1 | Дробные рациональные уравнения | |
7 | 1 | Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений | |
8 | 1 | Решение тестов в форме ОГЭ. | |
Подготовка к олимпиаде. Школьный тур - 3 часа. | |||
9-10 | 2 | Разбор решений олимпиадных задач прошлых лет. | |
11 | 1 | Нестандартные способы решения олимпиадных задач. | |
Функции. Квадратичная функция – 5 часов. | |||
12 | 1 | Функции, свойства функций, графики функций. | |
13 | 1 | Преобразования графика квадратичной функции (параллельный перенос вдоль оси ОХ, оси ОY; растяжение и сжатие вдоль осей координат; симметричное отражение относительно осей ОХ и ОY. | |
14 | 1 | Графики функций, содержащих знак модуля. | |
15-16 | 2 | Построение графиков кусочных функций. | |
Уравнения и неравенства. Решение уравнений и неравенств второй степени, систем и совокупностей неравенств – 6 часов. | |||
17 | 1 | Многочлены. Деление многочлена на многочлен. Уравнения степени > 2. | |
18 | 1 | Системы уравнений 1 и 2 степени. | |
19 | 1 | Системы неравенств. | |
20-21 | 2 | Решение квадратных уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. | |
22 | 1 | Графическое решение систем уравнений и неравенств. | |
Решение задач – 7 часов. | |||
23 | 1 | Решение задач с помощью уравнений | |
24 | 1 | Решение задач с помощью систем уравнений | |
25-26 | 2 | Задачи на проценты | |
27 | 1 | Задачи на прогрессии | |
28-29 | 2 | Задачи на движение | |
Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром – 5 часов. | |||
30 | 1 | Решение задач различных типов на квадратичную функцию, содержащих параметр. | |
31-32 | 2 | Решение квадратных уравнений, содержащих параметр. | |
33-34 | 2 | Решение неравенств, содержащих параметр. | |
Выражения, содержащие радикал. Двойной радикал – 4 часа. | |||
35-36 | 2 | Преобразование выражений, содержащих радикал. | |
37-38 | 2 | Преобразование выражений, содержащих двойной радикал. Решение упражнении повышенной сложности. | |
ВСЕГО: 38 занятий |
Основные знания и умения
Обучающиеся должны знать:
- методы преобразования числовых и алгебраических выражений, содержащих дроби, корни, степень;
- способы преобразования алгебраических выражений;
- основные методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений, нестандартные приемы решения уравнений и неравенств;
- методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;
- свойства функции;
- алгоритм исследования функции;
Обучающиеся должны уметь:
- применять методы преобразования числовых выражений, содержащих дроби, корни, степень на практике;
- применять способы преобразования алгебраических выражений на практике;
- применять методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств на практике;
- строить график любой функции, находить область определения и множество значений функции, исследовать функцию по алгоритму;
- записывать полное решение задач, приводя ссылки на используемые формулы, определения, свойства;
- уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом способы рационального решения;
- решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена;
- решать неравенства второй степени методом параболы и методом интервалов; системы и совокупности неравенств;
- выполнять различные преобразования графиков квадратичной функции, определять свойства функции по графику, применять графические представления при решении уравнений и неравенств.
Критерием успешной работы кружка должно служить качество математической подготовки обучающихся, подготовка к олимпиадам, умение использовать различные методы и приемы решения поставленных задач, успешная сдача экзамена за курс основной школы в форме ГИА.
Учебно–методическое и материально-техническое обеспечение
- Печатные издания
Литература для учителя
- Алгебра конкурсные задачи с решениями Ю В.Садовничий. М.: «Экзамен», 2007.
- Вавилов В.В. и др. «Задачи по математике. Уравнения и неравенства», М, Наука, 1988
- Газета «Математика», приложение к 1 сентября
- ГИА-2014. Экзамен в новой форме. Математика. 9 класс/ Под. Ред. И.В. Ященко- М.: Астрель, 2014.
- Дорофеев Г.В. и др. «Подготовка к письменному экзамену за курс основной школы» сборник
- Зейфман А.И.и др. «Сборник задач повышенной сложности по основным разделам школьного курса математики», Вологда, 2014.
- Кожухов С. К., Кожухова С. А. К 58.Уравнения и неравенства с параметром. – Орел: ОИУУ, 2000.-92с.
Литература для учащихся
- Галицкий М. Л. И др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов:Учеб. пособие для Учащихся школ и классов с углубленным изучением математики/М. Л. Галицкий, А. М. Гольдман, Л. И. Звавич.-2-е изд. –М.: Просвещение, 1994.-271с.: ил.
- ГИА-2016. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: Издательство «Национальное образование», 2016. — (ГИА-2016. ФИПИ-школе)
- Королева Т.М. и др. «Пособие по математике в помощь участникам централизованного тестирования», М., 2013.
- Л.А. Семенов, И.В. Ященко. ГИА. 3000 задач по математике с ответами. Издательство «Экзамен». М.: 2015.
- Ю.Н. Макарычев. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М..: Просвещение, 2013.
- М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс. М.: Просвещение, 2014.
- Интернет-ресурсы:
- Тренинг Яндекс-ГИА https://ege.yandex.ru/mathematics-gia/
- Открытый банк заданий по математике http://www.mathgia.ru/or/gia12/Main , http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
- Генератор вариантов ГИА-2016 и ГИА-2017 http://alexlarin.net/ege16.html
- http://www.mathnet.spb.ru/ Дмитрий Гущин – сайт элементарной математики
- http://egeigia.ru/ - Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам
- http://uztest.ru/ онлайн тесты по математике (ОГЭ, ЕГЭ).
3. Материальное обеспечение:
- 11 компьютеров с выходом в Интернет;
- проектор;
- интерактивная доска SMART BOARD;
- печатные и электронные варианты ОГЭ;
- таблицы с теоретическими материалами;
- раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"
Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки". Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...
Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".
В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...
Авторская программа объединения дополнительного образования "Мой компьютер"
Авторская программа объединения дополнительного образования «Мой компьютер» построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с котор...
Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса
Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...
Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»
Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...
Программа объединения дополнительного образования " Цветоводство"
Срок реализации программы 2 года, рассчитана на учащихся 11-14 лет. Включает пояснительную записку, содержание программы, учебно- тематический план, календарно- тематическое планирование, методическое...