Программа элективного курса по математике для 9 класса «Избранные вопросы математики»
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему
Программа элективного курса поматематике для 9 класса разработана для предпрофильной подготовки и расчитана на 16 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_matematike.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса по математике
для 9 класса
«Избранные вопросы математики»
Программа разработана
учителем математики
МБОУ «Сатинская СОШ»
Сампурского района
Тамбовской области
Курохтиной Н. А.
2016 год
Пояснительная записка
Для осуществления предпрофильной подготовки учащихся 9 класса предлагается элективный курс, состоящий из небольших фрагментов, относящихся к различным разделам школьной математики, которым уделено недостаточно внимания в курсе основной школы.
Тема «Проценты» изучается на первом этапе основной школы, а в дальнейшем повторного обращения к этой теме не предусматривается, хотя текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Не менее важной является тема «Модуль». Навыки в решении уравнений и неравенств, содержащих модуль, и построении графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно справиться с выпускными экзаменами, но и подготовиться к математическим конкурсам и олимпиадам.
Изучение темы «Квадратичная функция» на базовом уровне полезно дополнить рассмотрением нестандартных приемов решения задач на основе свойств квадратичной функции и графических соображений.
Цели элективного курса:
*сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
*помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в вопросах преобразования выражений, решения уравнений и неравенств, построения графиков элементарных функций, содержащих модуль;
*показать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;
*способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи элективного курса:
*развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом в основном курсе материале;
*проиллюстрировать применение математики на практике, показать связь математики с другими областями знаний, познакомить с некоторыми историческими сведениями, подчеркнуть эстетические аспекты изучаемых вопросов.
Элективный курс рассчитан на 16 часов.
Учебно-тематический план
№п\п | Наименование темы | Количество часов | Формы контроля |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Проценты Основные задачи на проценты Процентные вычисления в жизненных ситуациях Задачи на сплавы, смеси, растворы Модуль Преобразование выражений, содержащих модуль Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль Графики функций, содержащих модуль Применение свойств квадратичной функции Исследование корней квадратного трехчлена Решение задач на применение свойств квадратичной функции | 6 1 3 2 6 1 3 2 4 2 2 | Зачет Самостоятельная работа Самостоятельная работа Самостоятельная работа |
Содержание программы
Тема 1. «Основные задачи на проценты»-1 ч
История появления процентов. Основные понятия, связанные с процентами. Задачи на нахождение процентов от числа, числа по его процентам, нахождение процента одного числа от другого. Арифметические и алгебраические приемы решения задач. Зачет по задачам базового уровня.
Тема 2. «Процентные вычисления в жизненных ситуациях»-3 ч
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Распродажа. Тарифы. Штрафы. Банковские операции. Голосование.
Тема 3. «Задачи на сплавы, смеси, растворы»-2 ч
Понятие концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Самостоятельная работа по решению задач на проценты.
Тема 4. «Преобразование выражений, содержащих модуль»-1 ч
Модуль. Общие сведения: определение, свойства, геометрический смысл. Преобразование выражений, содержащих модуль.
Тема 5. «Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль»-3 ч
Решение уравнений, содержащих модуль. Решение неравенств, содержащих модуль. Метод замены переменных при решении уравнений и неравенств с модулем. Решение систем уравнений и неравенств, содержащих модуль. Самостоятельная работа по решению уравнений и неравенств с модулем.
Тема 6. «Графики функций, содержащих модуль»-2 ч
Построение графиков функций вида у=If(x)I и y=f(IxI).Построение графиков уравнений вида IyI=f(x) и IyI=If(x)I.Графический способ решения уравнений и неравенств, содержащих модуль.
Тема 7. «Исследование корней квадратного трехчлена»-2 ч
Квадратный трехчлен и его корни – общие сведения. Расположение корней квадратного трехчлена. Примеры применения свойств квадратного трехчлена при решении задач.
Тема 8. «Решение задач на применение свойств квадратичной функции»-2 ч
Примеры применения свойств квадратичной функции при решении уравнений, неравенств, задач. Расчет движения тела, брошенного под углом к горизонту. Задачи на наибольшее и наименьшее значения. Самостоятельная работа.
Литература
- В.А. Гусев, А.Г. Мордкович. МАТЕМАТИКА. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Москва. «Просвещение». 1986.
- Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. АЛГЕБРА. 9 КЛАСС, под редакцией С.А.Теляковского. Москва. «Просвещение». 2008.
- Ю.Н. Макарычев. АЛГЕБРА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. 9 КЛАСС. Москва. «Просвещение». 2009.
- Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. АЛГЕБРА. 8 КЛАСС. Москва. «Просвещение». 2004.
- Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Т.В. Колесникова, Л.О. Рослова. АЛГЕБРА: СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В 9 КЛАССЕ. Москва. «Просвещение». 2009.
- В.Н. Березин. СБОРНИК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ. Москва. «Просвещение». 1985.
- В.В. Вавилов, И.И. Мельников, С.Н. Олехник, П.И. Пасиченко. ЗАДАЧИ ПО МАТЕМАТИКЕ. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА. Москва. «Наука». 1987.
- А.П. Савин. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ЮНОГО МАТЕМАТИКА. Москва. «Педагогика». 1989.
- А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. ФИЗИКА. 9 КЛАСС. Москва. «Дрофа». 2006.
- Л.М. Смирнова, П.А. Жуков. СБОРНИК ЗАДАЧ ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ. Санкт-Петербург. «Паритет». 2000.
- Журнал «МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ».
Элективный курс. 9 класс. Календарно-тематическое планирование
№п\п | Содержание ( раздел, тема ) | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Проценты | 6 | |||
1 | Основные задачи на проценты | |||
2 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | |||
3 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | |||
4 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях | |||
5 | Задачи на сплавы, смеси, растворы | |||
6 | Задачи на сплавы, смеси. Растворы | |||
Модуль | 6 | |||
7 | Преобразование выражений, содержащих модуль | |||
8 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | |||
9 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | |||
10 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль | |||
11 | Графики функций, содержащих модуль | |||
12 | Графики функций, содержащих модуль | |||
Применение свойств квадратичной функции | 4 | |||
13 | Исследование корней квадратного трехчлена | |||
14 | Исследование корней квадратного трехчлена | |||
15 | Решение задач на применение свойств квадратичной функции | |||
16 | Решение задач на применение свойств квадратичной функции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"
Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет сп...
Программа элективного курса для обучающихся 9 класса "Избранные вопросы математики"
Программа элективного курса разработана для повторения и подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме (ГИА)....
Программа элективного курса для учащихся 6 классов " Путешествие с математикой".
Данная программа элективного курса предназначена для работы с учащимися 6 -х классов.Она составлена с учётом содержания основной программы школьного курса....
Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",7 класс
Программа состоит из ряда независимых разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся по основным, наиболее значимым темам школьного курса и расширяющие их математический к...
Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",5 класс
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк...
Программа факультативного курса учащихся 10 - 11 классов «Избранные вопросы к подготовке ЕГЭ по математике»
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности ка...
Рабочая программа элективного курса «Практикум по подготовке к ОГЭ по математике»
Общая характеристика курса:Учащимся 9 класса предстоит сдача ОГЭ, содержание которого включает в себя материал всего курса математики неполной средней школы. Программа элективного курса направлена на ...