Арифметическая прогрессия урок 1
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Разработка урок а по теме "Арифметическая прогрессия". Урок изучения нового материала. Данный урок 1-ый в этой теме. К уроку прилагается презентация для проверки усвоения предыдущего материала по теме "Числовые последовательности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arifmeticheskaya_progressiya_urok_1.doc | 44 КБ |
test_po_teme_chislovye_posledovatelnosti.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
АЛГЕБРА 9 КЛАСС.
АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ.
У р о к 1
Цели: проверить степень усвоения понятий, связанных с темой «Числовые последовательности»;
ввести понятие арифметической прогрессии;
вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии; способствовать формированию навыков вычисления элементов арифметической прогрессии;
способствовать формированию у учащихся наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.
Ход урока
- Организационный момент.
- Самостоятельная работа проверочного характера.
По готовой презентации. Стр. 300-301 пособия. С последующей самопроверкой.
III. Изложение нового материала (лекция).
1. З а д а ч а. Бригада стеклодувов изготовила в январе 80 изделий, а в каждый следующий месяц изготовляла на 17 изделий больше, чем в предыдущий. Сколько изделий изготовила бригада в июне?
2. Определение арифметической прогрессии.
Числовую последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d, называют арифметической прогрессией, а число d – разностью арифметической прогрессии.
3. Таким образом, арифметическая прогрессия – это числовая последовательность (an), заданная рекуррентно соотношениями:
a1 = a, an = an – 1 + d (n = 2; 3; 4; …)
4. Решить № 16.1 и № 16.3 устно. Формула разности арифметической прогрессии d = a2 – a1 = a3 – a2 = a4 – a3 = …
5. Арифметическая прогрессия является возрастающей последовательностью, если d > 0, и убывающей, если d < 0. Рассмотреть примеры из выполненных упражнений.
6. Обозначение арифметической прогрессии: ÷ а1, а2, а3, … аn …
IV. Закрепление изученного материала.
Решить № 16.4 (в) и № 16.5 (г).
V. Изучение нового материала.
1. Задание арифметической прогрессии, о котором идет речь в определении, является рекуррентным. Во многих случаях оно неудобно: чтобы вычислить, например, а100, надо предварительно найти предшествующие 99 членов последовательности. Эту вычислительную работу можно существенно упростить, если удастся найти формулу n-го члена, то есть перейти к аналитическому заданию арифметической прогрессии.
2. Вывод формулы n-го члена арифметической прогрессии:
an = a1 + (n – 1)d.
3. Формулу n-го члена арифметической прогрессии
an = a1 + (n – 1)d
можно записать иначе:
an = dn + (a1 – d).
Введем обозначения:
аn = y, a1 – d = m.
Получим y = dn + m, или y = dx + m, x N.
Значит, арифметическую прогрессию можно рассматривать как линейную функцию (у = dx + m), заданную на множестве N натуральных чисел.
Рассмотреть график арифметической прогрессии – рис. 126 на с. 148 учебника.
III. Закрепление изученного материала.
1. Решить № 16.7 (в; г).
в) 100; 90; 80; 70; … Найти d и а10.
а1 = 10; а2 = 90; d = а2 – а1 = 90 – 100 = –10; d = –10;
а10 = а1 + 9d = 100 + 9 ⋅ (–10) = 100 – 90 = 10; а10 = 10.
г) 3; … Найти d и а10.
2. Решить № 16.14 (в; г) с комментированием на месте.
в) 7; 5; 3; 1; … Найти аn.
а1 = 7; а2 = 5; d = 5 – 7 = –2; аn = a1 + d(n – 1) = 7 – 2(n – 1) = 7 – 2n +
+ 2 = 9 – 2n.
О т в е т: аn = 9 – 2n.
г) –1; … d = аn = –1 – (n – 1) = – 1 –
О т в е т: аn =
3. Решить № 16.16 (в; г) самостоятельно.
в) a17 = a1 + 16d = –12 + 16 ⋅ 2 = –12 + 32 = 20; a17 = 20.
г) a9 = a1 + 8d = 101 + 8 ⋅ = 105.
О т в е т: а9 = 105.
IV. Итог урока.
1. Сформулируйте определение арифметической прогрессии.
2. Запишите формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Домашнее задание: § 16; № 16.4 (а); №; 16.6(б); № 16.7 (а); № 16.14 (а); № 16.16 (а; б).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. На каком рисунке изображен график числовой последовательности?
2 . Под какой буквой записана числовая последовательность?
3.
4 . Какая последовательность является возрастающей:
5. Какая последовательность является убывающей :
Спасибо за работу!
Ответы к Тесту
1. На каком рисунке изображен график числовой последовательности?
2 . Под какой буквой записана числовая последовательность?
3.
4 . Какая последовательность является возрастающей:
5. Какая последовательность является убывающей :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арифметическая прогрессия (урок)
Разработка урока по теме "Арифметическая прогрессия" в системе ФГОС (прилагаются презентации)....
Арифметическая прогрессия (урок 1) 9 класс
Презентация к уроку алгебры "Арифметическая прогрессия (урок 1)"...
Арифметическая прогрессия (урок 2)
Презентация к уроку алгебры "Арифметическая прогрессия (урок 2)"...
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии ( урок алгебры в 9 классе))
Этапы урока:Актуализация знаний.Мотивация и сообщение темы урока.Применение знаний в стандартной ситуации.Коррекция.Применение знаний в нестандартной ситуации.Подведение итогов урока. Задание на...
"Арифметическая прогрессия", урок алгебры в 9 кл
Урок обобщения и систематизации знаний, последний урок в теме "Арифметическая прогрессия". Разработка включает конспект урока, презентацию к уроку. На уроке широко рассматривается практическое примене...
Арифметическая прогрессия. Урок алгебры в 9 классе.
Обобщающий урок по теме "Арифметическая прогрессия"...
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии Урок алгебры в 9 классе.
Разработка урока по математике...