Конспект урока и презентация на тему: «Иррациональные уравнения» 8 класс
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему

Наталья Евгеньевна Михайлова

  Конспект урока и презентация на тему: «Иррациональные уравнения» 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

Учитель: (на экране Слайд 1.)

Альберт Эйнштейн сказал замечательные слова, вслушайтесь в них: “Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки”.

Вот и мы сегодня с вами в очередной раз попытаемся приоткрыть одну из тайн, которую дарит нам наука. Тема нашего сегодняшнего урока: учитель зачитывает тему и цель урока.

Цель:

  1. Познакомиться с понятием иррациональные уравнения и некоторыми методами их решения.
  2. Развивать умение выделять главное в изучаемом материале, обобщать факты и понятия.

Учитель:

– Чтобы лучше усвоить новую тему, вспомним пройденный материал.
– Сегодня на уроке мы работаем, разбившись на группы (класс делится на 4 группы по 6-7 человек, на столе у каждой группы флажок с номером).

I. Устная работа.

Учитель дает задание:

Разложить на множители: (Cлайд 3).

http://festival.1september.ru/articles/598549/img1.gif

Затем даются ответы на экране.
Для последней из группы учитель просит разложить разность (х – у), используя формулу сокращенного умножения: разность квадратов.
Далее на слайде появляется дополнительный вопрос:
Доп. Вопрос (√16)
2 = ? (16)
Отвечает любой учащийся.

Учитель озвучивает следующее задание: Найти область определения. (Слайд 4).

http://festival.1september.ru/articles/598549/img2.gif

После ответов учащихся высвечиваются ответы на слайде.
Дополнительный вопрос на слайде появляется последним, один из учеников его зачитывает: 
Доп. Вопрос: Из последнего промежутка найти наименьшее положительное целое число (1)

Учитель: В школьном курсе алгебры рассматриваются различные виды уравнений:

Слайд 5.

http://festival.1september.ru/articles/598549/img3.gif

Каждая из групп выбирает нужное уравнение. После ответов высвечиваются уравнения.

Доп. Вопрос: Является ли число 3 решением вашего уравнения? 
В чью группу войдет уравнение х
2 = 4. Решите его.

Учитель: Является ли число Хо – корнем вашего уравнения?

Слайд 6.

http://festival.1september.ru/articles/598549/img4.gif

Учитель: А сейчас небольшая историческая справка, (выходит учащийся и рассказывает наизусть):

История иррациональных чисел восходит к удивительному открытию Пифагорийцев ещё в VI веке до н.э. А началось все с простого, казалось бы вопроса – каким числом выражается длина диагонали квадрата со стороной 1?

Пифагорийцы доказали, что √2 – нельзя выразить отношением некоторых целых чисел m и n. √2 – по их мнению вообще не было числом. Открыв новый математический объект они пришли в полное замешательство. В основе всеобщей гармонии мира, считали они, должны лежать целые числа и их отношения. Никаких других чисел они не знали. И вдруг эта гармония рушится – существуют величины, которые отношением целых чисел, в принципе – не являются.

В переводе с латыни “irrationalis” – “неразумный”. Любопытно, что в средневековой Европе наряду с “irrationalis” в ходу был еще и другой термин “surdus” – “глухой” или “немой”. Судя по такому названию, математикам средневековья иррациональные числа представлялись чем-то настолько “неразумным”, что “ни высказать, ни выслушать”. Удивление и досада, с которыми древние математики в начале восприняли иррациональные числа, впоследствии, сменились интересом и пристальным вниманием к новым математическим объектам.

“История иррациональных чисел”. (Слайд 7).

http://festival.1september.ru/articles/598549/img5.gif

В переводе с латыни “irrationalis” – “неразумный”. 
“surdus” – “глухой” или “немой”. “ни высказать, ни выслушать”.

Учитель: Вот и мы сейчас с таким же интересом и вниманием обратимся не к иррациональным числам, но к иррациональным уравнениям. Открываем тетради, записываем тему урока: “Иррациональные уравнения”.

Слайд 8.

Высвечивается определение: Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня называются иррациональными.

http://festival.1september.ru/articles/598549/img6.gif

Записать в тетрадь последнее уравнение: √х = х – 2
Оно же и на доске.
Один из учащихся выходит его решать.

Учитель: Методы решения иррациональных уравнений, как правило, основаны на возможности перехода от иррационального к рациональному уравнению. Рассмотрим один из методов: возведение в степень обеих частей уравнения.

Ребята, т.к. мы с вами выпускной класс и впереди предстоит сдача ЕГЭ, наша задача подготовиться к нему. Поэтому те уравнения, которые мы будем разбирать на уроке, взяты из разных сборников для подготовки к ЕГЭ.

II. Работа в тетрадях.

а) Решить уравнение: Вопросы к учащемуся, который решает это уравнение:

http://festival.1september.ru/articles/598549/img14.gif
 

http://festival.1september.ru/articles/598549/img7.gif

х= 1, х= 4

Оба корня проверяем, подставляя в исходное уравнение. Видим, что х1 = 1 – не является корнем исходного уравнения, закрываем его магнитом на доске [посторонний корень].

Ответ: 4

http://festival.1september.ru/articles/598549/img8.gif

Возведя обе части уравнения в нечетную степень, перешли к равносильному уравнению.
– Нужна ли проверка в данном случае?
– Может ли появиться посторонний корень?
– Корень проверяется, чтобы исключить арифметическую ошибку.

Слайд 9.

При возведении обеих частей уравнения:

  • в четную степень (показатель корня – четное число), возможно появление постороннего корня (проверка необходима);
  • в нечетную степень (показатель корня – нечетное число), получается уравнение, равносильное исходящему, (проверка не нужна).

Учитель: Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, используя равносильные преобразования, определить ОД3. (В этом случае проверку делать не надо).

На доске: Вопрос к учащемуся у доски:

г) http://festival.1september.ru/articles/598549/img9.gif = х – 1 – Вспомнить определение арифметического корня n-ой степени.

http://festival.1september.ru/articles/598549/img9.gif = х – 1 http://festival.1september.ru/articles/598549/img10.gif

X= 0 посторонний корень.

Ответ: 3

http://festival.1september.ru/articles/598549/img11.gif

Ответ: Решений нет.

Слайд 10.

Решая иррациональные уравнения, используя равносильные преобразования – проверка не нужна.

е) Уравнение, предлагаемое к самостоятельному решению.

http://festival.1september.ru/articles/598549/img12.gif

Проверка: Подходят оба.

Ответ: ±1

Один ученик вызывается к доске для проверки, рассказывает ход решения.

 

III. Самостоятельная работа.

Слайд 11.

http://festival.1september.ru/articles/598549/img13.gif

После решения и сдачи самостоятельных работ на слайде появляются ответы.

Слайд 12.

Итог урока:

– Иррациональные уравнения?

При возведении обеих частей уравнения:

  • в четную степень (показатель корня – четное число), возможно появление постороннего корня (проверка необходима);
  • в нечетную степень (показатель корня – нечетное число), получается уравнение, равносильное исходящему, (проверка не нужна).

Учитель: Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, используя равносильные преобразования, определить ОД3. (В этом случае проверку делать не надо).

Решая иррациональные уравнения, используя равносильные преобразования – проверка не нужна.

Учитель подводит итог урока глядя на слайд, опрашивая учащихся, благодарит за урок и говорит о том, что на следующем уроке познакомит ребят с другими методами решения замены переменной.

Домашнее задание на доске.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. А .Э й нштейн

Слайд 2

Тема: Иррациональные уравнения Цель: Познакомиться с понятием иррациональные уравнения и некоторыми методами их решений. Развивать умение выделять главное в изучаемом материале, обобщать факты и понятия.

Слайд 3

( √16) ² = ? I группа Х² + 10 XY+ 25 Y ² = II группа 36 Х² - 0 ,81 = III группа 9Х² - 6 XY + Y ² = IV группа X-Y= (X+5Y) ² (6x-0 ,9 )(6X+0 , 9 ) (3 X-Y) ² ( √ x- √ y)( √ x+ √ y)

Слайд 4

Из последнего промежутка найти наименьшее положительное целое число. I г Y= II г Y= III г Y= IV г Y= X ≥ 6 X > 0 X > -2 X ≥ 0

Слайд 5

-5 b⁴-4b²-6=0 , 10=6 y – 8 , , 5а²-4а=33 I г Линейные II г Квадратные III г Дробно- рациональные IV г Биквадратные 10=6 y – 8 5а²-4а=33 -5 b⁴-4b²-6=0 Является ли 3 корнем вашего уравнения x ² =-4

Слайд 6

- какое число? I г II г III г IV г 2=x² X 0 =27 X 0 = 36 X 0 =8 X 0 = Избавьтесь от иррациональности

Слайд 7

Удивительное открытие пифагорийцев. Каким числом выражается длина диагонали квадрата со стороной 1 ? С латыни слово « irrationalis » означает «неразумный». « surdus » - «глухой» или «немой»

Слайд 8

Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными . Выбрать иррациональное уравнение:

Слайд 9

При возведении обеих частей уравнения • в четную степень (показатель корня – четное число) – возможно появление постороннего корня • в нечетную степень (показатель корня – нечетное число) – получается уравнение, равносильное исходному ( проверка необходима ). ( проверка не нужна ).

Слайд 10

Решая иррациональные уравнения с помощью равносильных преобразований – проверка не нужна .

Слайд 11

I III II IV

Слайд 12

Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными . При возведении обеих частей уравнения • в четную степень (показатель корня – четное число) – возможно появление постороннего корня ( проверка необходима ). • в нечетную степень (показатель корня – нечетное число) – получается уравнение, равносильное исходному ( проверка не нужна ). Решая иррациональные уравнения с помощью равносильных преобразований – проверка не нужна .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по теме "Кислоты" 8 класс

Конспект урока и презентация    по теме "Кислоты" 8 класс,  автор учебника О.С.Габриелян, 2 часа в неделю по учебному плану....

Конспект урока и презентация по теме "Еда". 3 класс. УМК М.З.Биболетова "Enjoy English 1"

Здесь представлен конспект урока и презентация по теме "Еда". Урок рассчитан для 3 класса. УМК М.З.Биболетова "Enjoy English 1"...

Конспект урока и презентация по теме "Растения" 5 класс

В рамках реализации ФГОС процесс преподавания претерпевает существенные изменения. Конструируя учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности, особо...

Конспект урока с презентацией по теме "Ориентирование" 5 класс

Открытый урок в 5 классе по теме "Ориентирование" по ФГОС....

Конспект урока и презентация на тему: «Пирамида» 10 класс

Конспект урока и презентация на тему: «Пирамида» 10 класс...

Конспект урока и презентация на тему: «Треугольники» 7 класс

Конспект урока и презентация на тему: «Треугольники» 7 класс...

Конспект урока с презентацией по теме "Логарифмические уравнения"

Тема: “Логарифмическая функция” в курсе «Алгебры и начала анализа» включает изучение вопросов: понятие логарифма, логарифмическая функция, свойства логарифмов, логарифмические ...