Конспект внеклассного мероприятия «Способы решения квадратных уравнений» 8 класс
план-конспект занятия по алгебре (8 класс) на тему
Данные приёмы решения квадратных уравнений заслуживают внимания, поскольку они не отражены в школьных учебниках математики; овладение этими приёмами поможет учащимся экономить время и эффективно решать квадратные уравнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sposoby_resheniya_kvadr_ur-y.docx | 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Конспект
внеклассного мероприятия
«Способы решения квадратных уравнений»
8 класс
Цели занятия:
Образовательная: закрепить знание учащихся, полученные при изучении темы; оказать учащимся эффективные приёмы устного решения квадратных уравнений; уметь применять различные способы при решении квадратных уравнений; обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Квадратные уравнения».
Развивающая: оценить достоинства и недостатки каждого способа; продолжить развитие внимания и логического мышления; продолжить развитие критического мышления, умения говорить и слушать; развивать навыки индивидуальной групповой и коллективной работы.
Воспитательная: воспитывать культуру оформления квадратных уравнений, терпение, упорство в достижении целей.
Целью работы каждого учащегося формирование личного представления о возможности решения квадратных уравнений различными способами.
Предмет изучения: квадратные уравнения.
Методы изучения: использовались как общенаучные методы (анализ, обобщение,
сравнение), так и частнонаучные методы (доказательства, вычисления).
Занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Ход занятия:
Вводное слово учителя:
Квадратные уравнения - это одна из частей фундамента, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение в разных разделах математики. В школьном курсе изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения.
Однако имеются и другие приёмы решения квадратных уравнений, которые позволяют
очень быстро и рационально решать квадратные уравнения. Сегодня мы повторим материал и закрепим знания и умения решения квадратных уравнений различными способами. Каждый из вас должен уметь верно и рационально решать квадратные уравнения. Эта тема очень важная в курсе математики, она является ступенькой в изучении более сложного материала. В старших классах 10 и 11 вам предстоит решать логарифмические, показательные, тригонометрические уравнения, приводимые к квадратным. А сегодня вы покажете, насколько готовы шагать по ступеням математики дальше.
I часть занятия - обобщение знаний и умений по теме, полученных во время
классных занятий (слайды презентации).
Общие способы решения квадратных уравнений. Квадратное уравнение – это уравнение ах2 + bx + c = 0, где a, b, c - заданные числа, причем, a ≠ 0, x - неизвестная переменная.
Универсальная формула. Вычислить значение дискриминанта квадратного уравнения: таковым для него называется выражение D = b2 – 4ac.
Условие | D>0 | D=0 | D<0 |
Число действительных корней | корней два | корень один | делают вывод о том, что корней на множестве действительных чисел нет. |
Формула | x1, 2 = | x1 = x2 = - | формулу комплексных корней смотрите ниже в соотв. разделе |
- Формула для четного коэффициента b. Для уравнений вида ax2 + 2kx + c = 0, то есть при чётном b, где k = b, вместо вышеобозначенной формулы для нахождения корней можно использовать более простые выражения.Примечание: данные ниже формулы можно получить, подставив в стандартные формулы выражение b=2k и совершив при этом несложные преобразования.
Дискриминант для неприведённого квадратного уравнения | Корни неприведённого квадратного уравнения | |
удобнее вычислять значение четверти дискриминанта: = k 2 – ac Все необходимые свойства при этом сохраняются. | D>0 | D=0 |
x1, 2 = | x = - |
- Приведенное квадратное уравнение, где старший коэффициент равен единице. Такое уравнение может быть получено делением всего выражения на старший коэффициент a: x2 + px + q = 0, p = , q = - .
- Неполные квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения, к которых коэффициент c = 0, то есть уравнение имеет вид ax² + bx = 0. Такие уравнения решаются разложением левой части уравнения на множители. Общий множитель x выносим за скобки: x ˑ (ax + b) = 0. Это уравнение - типа «произведение равно нулю». Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю. Приравниваем к нулю каждый из множителей: x = 0, ax + b = 0. Второе уравнение - линейное. Решаем его: ax = - b, x = - . Таким образом, неполное квадратное уравнение вида ax² + bx = 0 имеет 2 корня, один из которых равен нулю, а второй - .
Неполные квадратные уравнения, в которых коэффициент b = 0, то есть уравнение имеет вид ax² + c = 0 (или ax² - c = 0). Неполное квадратное уравнение такого вида либо имеет два корня, которые отличаются только знаками (являются противоположными числами), либо не имеет корней. Если знаки a и c - разные, уравнение имеет два корня. В курсе алгебры 7 класса такие уравнения решают разложением левой части на множители по формуле разности квадратов: ax2 - c = 0, ( x - ) ˑ ( x + ) = 0.
Уравнение типа «произведение равно нулю». Приравниваем к нулю каждый из множителей: x - = 0, x + = 0, x = , x = - , x = , x = -
Неполные уравнения, в которых коэффициенты b = 0 и c = 0, то есть уравнение имеет вид ax² = 0. Уравнение такого рода имеет единственный корень x = 0.
Вывод: Выбор способа решения квадратного уравнения зависит от его коэффициентов
II часть занятия - рассмотрение методов решения квадратных уравнений, не
представленных в школьных учебниках (Материал слайдов презентации)
1)Метод коэффициентов. Если в квадратном уравнении сумма первого коэффициента и свободного члена равна второму коэффициенту: a + c = 0, то его корнями являются -1 и число, противоположное отношению свободного члена к старшему коэффициенту -.
2)Метод коэффициентов. Если в квадратном уравнении сумма всех его коэффициентов равна нулю a + b + c = 0, то корнями такого уравнения являются 1 и отношение свободного члена к старшему коэффициенту .
3)Метод коэффициентов. Если трёхчлен вида ax² + bx = 0, a ≠ 0, то удастся представить в качестве произведения линейных множителей (kx + m)(lx + m) = 0 можно найти корни квадратного уравнения ими будут - ,- , решив указанные линейные уравнения, получим вышеописанное. Отмечу, что квадратный трёхчлен не всегда раскладывается на линейные множители с действительными коэффициентами: это возможно, если соответствующее ему уравнение имеет действительные корни.
4)Метод коэффициентов. Использование формулы квадрата суммы (разности).
Если квадратный трёхчлен имеет вид: (ax)2 + 2abx + b2 , применив к нему названную формулу, мы сможем разложить его на линейные множители и, значит, найти корни: (ax)2 + 2abx + b2 = (ax + b)2 , (ax + b)2 = 0, x = - .
5)Метод коэффициентов. Использование прямой и обратной теоремы Виета
Прямая теорема Виета и обратная ей теорема позволяют решать приведённые квадратные уравнения устно. Согласно обратной теореме, всякая пара чисел (число) х1 и х2, будучи решением нижеприведенной системы уравнений, являются корнями уравнения x2 + px + q = 0, x1 + x2 = -p, x1 x2 = q.
Подобрать устно числа, удовлетворяющие этим уравнениям, поможет прямая теорема. С её помощью можно определить знаки корней, не зная сами корни. Для этого следует руководствоваться правилом: 1) если свободный член отрицателен, то корни имеют различный знак, и наибольший по модулю из корней - знак, противоположный знаку второго коэффициента уравнения; 2) если свободный член положителен, то оба корня обладают одинаковым знаком, и это - знак, противоположный знаку второго коэффициента.
6)Метод коэффициентов. Метод «переброски». Этот метод позволяет сводить решение неприведённых и непреобразуемых квадратных уравнений к виду приведённых с целыми коэффициентами путём их деления на старший коэффициент уравнений к решению приведённых с целыми коэффициентами. Он заключается в следующем: умножаем обе части на коэффициент a: ax2+bx + c = 0, (ax) 2+ b(ax) + ac = 0, вводим новую переменную y=ax: y2 +by + ac.
Далее уравнение решают устно описанным выше способом, затем возвращаются к исходной переменной и находят корни уравнений y1 = ax1, y2 = ax2.
III часть занятия - практикум решения квадратных уравнений описанными методами, рассмотрение вопроса рационального применения методов в случае уравнений с большими коэффициентами.
Основные выводы: данные приёмы решения заслуживают внимания, поскольку они не отражены в школьных учебниках математики; овладение данными приёмами поможет учащимся экономить время и эффективно решать уравнения; потребность в быстром решении обусловлена применением тестовой системы.
экзаменов в форме ЕГЭ.
Итог занятия: по материалам занятия был роздан учащимся буклет-памятка, в котором представлены методы решения квадратных уравнений и приведены примеры их использования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План–конспект урока по алгебре в 8 классе «Графический способ решения квадратных уравнений»
разработка урока по алгебре для 8 класса на тему «Графический способ решения квадратных уравнений»...
Внеклассное мероприятие "10 способов решения квадратных уравнений" (8 класс)
Данное мероприятие предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса и решение типовых задач. На мероприятии будет использоваться фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащ...
Конспект урока по теме «Решение квадратных уравнений разными способами»
Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся. Углубленное изучение свойств квадратных уравнений. Решение квадратных уравнений ах²+вх+с=0, в которых а+в+с=0, а-...
Конспект урока по теме "Решение квадратных уравнений различными способами"
Заключительный урок по етеме" Квадратные уравнения" для 8 кл....
План- конспект уроков. Десять способов решения квадратного уравнения.
1.Десять способов решения квадратного уравнения. 2.Теорема Виета с использованием на уроке ЭОР....
Конспект урока по алгебре в 8 классе по теме :" Способы решения квадратных уравнений"
Обобщающий урок по теме: " Квадратные уравнения ". С использованием дополнительного материала....