РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функции помогают уравнениям»
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему
Для учащихся 11 класса на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ehlektivnogo_kursa-funkcii_pomogajut_ura.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОСПЕЛИХИНСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОСПЕЛИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
Рассмотрено на заседании РМО _____________Л.В.Пискунова Протокол № _1__ от « 29 » августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________Л.В Шубная « 30 » августа 2016г. | «Утверждаю» Директор школы ________И.А.Кононова Приказ № 134 от «30» августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Функции помогают уравнениям»
для учащихся 11 класса
на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе: авторской программы Ю. В. Лепёхина. Математика. 10 – 11 классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс / авт. – сост. Ю.В. Лепёхин. -2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 187 с.
Составитель:
Федотова Евгения Владимировна,
учитель математики
первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа 2016г.
с. Поспелиха 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый элективный курс «Функции помогают уравнениям» составлен на основе авторской программы заслуженного учителя РФ Ю.В. Лепехина с одноименным названием и является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 10-11 классе общеобразовательных учреждений для расширения теоретических и практический знаний учащихся.
Функциональная линия просматривается в курсе алгебры, начиная с 7 класса. Возникает потребность обобщить, дополнить и систематизировать вопросы, связанные с областью определения функции, множеством значений, четностью и нечетностью функций. Многие задания ЕГЭ требуют аккуратного применения вопросов, связанных с периодичностью функций, их монотонностью, нахождением промежутков убывания и возрастания, точек экстремума и экстремумов функций.
Программа данного элективного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач, связанных со знанием свойств функций. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра, алгебра и начала анализа. Данный курс представляется особенно актуальным и своевременным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений и применению их на практике.
Цель данного элективного курса – систематизация приемов использования свойств функций при решении уравнений и неравенств. Представить единым целым все вопросы, связанные с применением свойств математических функций при решении самых разнообразных математических задач. Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся. Формальная цель данного элективного курса – подготовить выпускников средней школы к сдаче ЕГЭ и продолжению образования в вузах, где дисциплины математического цикла относятся к числу ведущих, профилирующих. Эта прагматическая цель скрывает ряд других, возможно, более социально значимых целей, таких как:
- повысить математическую культуру учащихся при решении уравнений и неравенств с использованием свойств функций;
- облегчить процесс обучения выпускников методам решения более сложных задач, применяя характерные свойства функций;
- приобщить школьников к творческому поиску, учить формулировать и исследовать проблему.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для изучения алгебры и начал анализа.
Задачи курса:
- овладение системой знаний о свойствах функций;
- формирование логического мышления учащихся;
- вооружение учащихся специальными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному разделу;
- формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой формированию логического мышления учащихся;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗы.
Данный курс рассчитан на 34 часа содержит следующие основные разделы:
- Способы задания функции. Область ее определения и область значения функции.
- Основные свойства функций (четность и нечетность, периодичность, монотонность).
- Использование области определения и множества значений функций при решении уравнений.
- Применение различных свойств функции к решению уравнений.
- Применение свойств функций к решению неравенств.
- Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям».
Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год. (34 часа)
Формы работы: групповая, парная и индивидуальная.
Методы работы: исследовательский и частично-поисковый.
Виды деятельности на занятиях: лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с компьютером и др.
При решении задач данного курса одновременно активно реализуются основные методические принципы:
- принцип параллельности – следует постоянно держать в поле зрения несколько тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь;
- принцип вариативности – рассматриваются различные приемы и методы решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность, объем вычислительной и исследовательской работы;
- принцип самоконтроля – невозможность подстроиться под ответ вынуждает делать регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач;
- принцип регулярности – увлеченные математикой дети с удовольствием дома индивидуально исследуют задачи, т. е. занятия математикой становятся регулярными, а не от случая к случаю на уроках.
- принцип последовательного нарастания сложности.
Тематический план
Планируемые образовательные результаты обучающихся
В результате изучения данных тем учащиеся должны
знать:
- прочно усвоить понятие функции;
- способы задания функции;
- методы решения более сложных задач, применяя характерные свойства функций (область определения и множества значений функции; четность и нечетность, периодичность функции; свойство монотонности функций)
- способы построения графиков функций, чтение графиков.
уметь:
- решать задачи, связанные с областью определения функции, множеством значений, четностью и нечетностью функций, уравнения и неравенства с использованием свойств функций;
- решать задачи на наименьшее и наибольшее значение функции;
- строить графики функций с использованием свойств функций;
- исследовать функцию по заданному графику.
Учащийся должен владеть:
- анализом и самоконтролем;
- исследованием ситуаций, в которых результат принимает те или иные количественные или качественные формы.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов;
- усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений с параметрами;
- применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;
- проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
- овладеть исследовательской деятельностью.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Смысл курса заключается в предоставлении каждому ученику «индивидуальной зоны потенциального развития», поэтому – нельзя требовать от каждого ученика твердого усвоения каждого «нестандартного приема». Специальный зачет или экзамен по курсу не предусмотрен, но предлагаются некоторые варианты выполнения учениками зачетных заданий:
- Решение учеником в качестве индивидуального домашнего задания предложенных учителем задач из того списка, что завершает каждый модуль и называется «Упражнения для самостоятельной работы», т.к. осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходит с помощью рефлексивных заданий. Подбор индивидуальных заданий осуществляется с учетом уровневой дифференциации, причем выбор делают сами ученики, оценивая свои возможности и планируя перспективу развития.
- Решение группой учащихся в качестве домашнего задания предложенных учителем задач из того же раздела. Работа в группе способствует проявлению интереса к учению как деятельности.
Учащимся, ориентированным на выполнение заданий более высокого уровня сложности, предлагается:
- Самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией (программные продукты Microsoft Power Point).
- Самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений.
- Самостоятельное построение метода, позволяющего решить предложенную задачу.
- Самостоятельный подбор задач на изучаемую тему курса из дополнительной математической литературы.
В ходе решения этих заданий учащиеся должны показать понимание теоретических основ способов решения уравнений и уметь решать задания из «Упражнений для самостоятельной работы» (подбор индивидуальных заданий осуществляется с учетом уровневой дифференциации).
Итоговое занятие предлагается провести в форме конференции с защитой проектов по выбранным темам изучаемого курса.
Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса по предмету
для учителя:
- Математика.10-11 классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс / авт.-сост. Ю.В. Лепехин. – Волгоград: Учитель, 2009. – 187с.
- ЕГЭ 2009-2014. Математика типовые тестовые задания под ред.А.Л. Семенова, И.В. Ященко.- М.:Издательство «Экзамен»
- Никольский, С.М. Алгебра и начала анализа. 11 класс [Текст] / С. М. Никольский и др. – М.: Просвещение, 2008.
- Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2009. Часть II. 10-11 классы / под ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
- Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2009. Часть I. 10-11 классы / под ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
- Математика. Учебно-тренировочные тесты / под ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
- ЕГЭ-2013. Математика вступительные испытания / под ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.
- Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразовательных. учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. 4-е изд., доп. – М.: Мнемозина, 2007.
для учащихся:
- Математика. Полный справочник / под ред. И. Б. Кожухова, А. А. Прокофьева. - М.: Махаон, 2009.
- Математика. Школьная энциклопедия. – М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003.
- Колесникова, С.И. Монотонные функции в уравнениях и неравенствах [Текст] / С.И. Колесникова // Потенциал: журнал для старшеклассников и учителей. – 2007. - №4
- ЕГЭ 2014. Математика типовые тестовые задания под ред.А.Л. Семенова, И.В. Ященко.- М.:Издательство «Экзамен»
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Используемое оборудование | Кол-во часов | План | Факт |
1 | Способы задания функции | Компьютер, проектор | 1 | 7.09 | |
2-3 | Область определения и множество значений функции. | Компьютер, проектор | 2 | 14.09 21.09 | |
4-6 | Задачи на нахождение области определения и множества значений функции. | Компьютер, проектор | 3 | 28.09 5.10 12.10 | |
7-9 | Наибольшее и наименьшее значение функции. | Компьютер, проектор | 3 | 19.10 26.10 9.11 | |
10-11 | Четные и нечетные функции. | Компьютер, проектор | 2 | 16.11 23.11 | |
12-13 | Периодические функции. | Компьютер, проектор | 2 | 30.11 7.12 | |
14-15 | Свойство монотонности функций. | Компьютер, проектор | 2 | 14.12 21.12 | |
16-18 | Использование области определения функций при решении уравнений. | Компьютер, проектор | 3 | 28.12 11.01 18.01 | |
19-20 | Использование множества значений функций при решении уравнений. | Компьютер, проектор | 2 | 25.01 1.02 | |
21-22 | Применение различных свойств функции к решению уравнений. | Компьютер, проектор | 2 | 8.02 15.02 | |
23-25 | Метод оценок при решении уравнений. | Компьютер, проектор | 3 | 22.02 1.03 15.03 | |
26 | Применение стандартных неравенств при решении уравнений. | Компьютер, проектор | 1 | 22.03 | |
27-28 | Применение свойств функций к решению неравенств. | Компьютер, проектор | 2 | 5.04 12.04 | |
29-30 | Тестовые задания по теме «Функции и их свойства» | Компьютер, проектор | 2 | 19.04 26.04 | |
31 | Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям» | Компьютер, проектор | 1 | 3.05 | |
Резерв времени | 3 | ||||
32 | 10.05 | ||||
33 | 17.05 | ||||
34 | 24.05 |
Лист дополнений
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Число | № приказа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс Функции помогают уравнениям 11кл
Предлагаемый элективный курс «Функции помогают уравнениям» является предметно-ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся в 10-11 классах общеобраз...
Элективный курс Функции помогают уравнениям 11кл.
Предлагаемый элективный курс «Функции помогают уравнениям» является предметно-ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся в 10-11 классах общеобраз...
рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по математике "Функции помогают уравнениям".
Данный материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по элективному курсу "Функции помогают уравнениям". Этот курс окажет помощь учителям преподающим в 10-11 классах....
Рабочая программа к элективному курсу по математике "Функции помогают уравнениям"
Предлагаемый элективный курс «Функции помогают уравнениям» составлен на основе авторской программы заслуженного учителя РФ Ю.В. Лепехина с одноименным названием, является предметно-ориентированным и ...
Программа элективного курса "Функции в уравнениях и неравенствах"
Программа элективного курса "Функции в уравнениях и неравенствах"...
Рабочая программа по элективному курсу "Функции помогают уравнениям" для 10-11 классов
рабочая программа...
Факультатив "Функции помогают уравнениям" 10 класс
Факультатив "Функции помогают уравнениям" 10 класс...