сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Бутакова Галина Николаевна

разработка урока математики в 5 классе по УМК Виленкин Н.Я. и др. Первый урок по данной теме- урок первичного предъявления новых знаний. В разработке представлена технологическая карта урока, с поэтапной деятельностью учителя и ученика.Определены развиваемые универсальные учебные действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Бутакова Галина Николаевна

учитель математики

                                                        Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

 

2016г.

Сценарий урока.

Автор: Бутакова Галина Николаевна

Образовательное учреждение: МБОУ «Булыкская СОШ», Республика Бурятия.

Предмет: математика

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Сложение и вычитание десятичных дробей (первый урок из пяти по данной теме).

УМК: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса

общеобразовательных учреждений

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель  урока: Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей; формировать способность практического применения алгоритма.

 Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно, учить складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД) :

умение обрабатывать информацию, представлять ее в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Предполагаемый результат 

Личностный результат: 

  1. ответственное отношение к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 
  2. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметный результат:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

4) владение основами самоконтроля, самооценки;

5) умение  строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Предметный результат:

  1. умение точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования;
  2. умение исследовать построенные модели с использованием аппарата математики, интерпретировать полученный результат.

 

Формы работы на уроке: фронтальная; в группах; индивидуальная

Организация деятельности учащихся на уроке:

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;
  • самостоятельно определяют тему, цели урока;
  • формулируют алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;
  • работают с текстом учебника;
  • отвечают на вопросы;
  • решают задачи;
  • оценивают себя и друг друга;
  • рефлектируют.

Программно-техническое обеспечение:

Компьютер, проектор, учебники по математике, рабочая тетрадь, раздаточный материал ( предметы для реализации деятельности учащихся (крупа, весы, бруски, ножовка, ножницы, метр, рулетка, таблицы для внесения результатов и т.д.),электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Технологическая карта

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Развиваемые универсальные учебные действия

Личностные

Познаватель-

ные

Коммуникативные

Регулятивные

I.  Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности (2 минуты)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Добрый день. приготовьтесь к уроку, проверьте все ли готово.

Сегодня у нас необычный урок:

  • Много различных предметов:
  • Вы сели по желанию…

Символ наступившего года-обезьянка, она не предсказуема, любит пошутить, потрогать, погрызть, и у нее очень часто меняется настроение. Перед вами забавные обезьянки с различными смайликами. Выберите тот, который соответствует вашему сегодняшнему настроению.

Я рада, что на меня смотрят веселые, задумчивые, немного опечалилась, что есть грустные, сонные, недовольные… и надеюсь, что в конце урока будет у всех только хорошее, довольное, радостное настроение…

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей, выбирают смайлики для определения своего настроения.

Уметь  выделять нравственный аспект поведения

Обладать готовностью осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Уметь слушать и вступать в диалог

Владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний

Предполагаемый результат: осознание обучающимися потребности в учебной деятельности.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Выявление места и причины затруднения.  (2 мин)

 Цель этапа: развивать системное мышление, систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.

Как бы ни было, но у нас урок математики, поэтому давайте кое-что вспомним и повторим.

Дробные числа- что может означать это словосочетание?

Что можете добавить?

Что умеем делать с ними?

Еще?

Отвечают на наводящие вопросы учителя, составляя кластер.

-глава, которую мы сейчас изучаем

-есть дроби обыкновенные и десятичные

-записывать, переводить в десятичную дробь сравнивать

-складывать и вычитать, но только обыкновенные.

Обладать выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивацией  и интересом  к учению

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Выделять и осознавать то, что уже усвоено.

Ставить  цели, учебные задачи.

Предполагаемый результат: актуализация имеющегося у обучающихся знания.

III. Постановка учебной задачи (4 минуты)

Цель этапа: формулирование темы урока, через индивидуальное затруднение обучающихся в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний

-Предлагаю каждому из вас выполнить индивидуальное задание:

Запишем десятичные дроби: три целых пятьдесят восемь сотых и две целых семь сотых,

-Сравним эти дроби.

-Запишем данные дроби в виде смешанных чисел.

-Выполним сложение и вычитание получившихся смешанных чисел.

-Запишем полученные значения в виде десятичной дроби

-Молодцы.

-Молодцы! Все справились с заданием.

-Выполняем следующее задание Сложим дроби: три целых пятьдесят пять сотых и две целых пять десятых,

В чем затруднение?

Какова цель урока?

Назовите тему нашего урока.

-Откроем тетради запишем дату и тему урока

Выскажите ваши гипотезы, как сложить или вычесть десятичные дроби. В ходе урока мы определим насколько верны ваши предположения

Выполняют задание в тетрадях, один ученик у переносной доски:

Проверяют правильность выполнения.

Решение устное, с объяснением

-Мы не знаем, как складывать десятичные дроби.

Узнать, понять, составить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей…

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

В тетрадях пишут дату и тему урока (Слайд1)

Может быть сложить целые части…, а как быть с дробными? т.д.

Обладать готовностью к самообразованию и самовоспитанию

Строить логические цепи рассуждений.

Выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной речи

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Уметь ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Предполагаемый результат: создание проблемной ситуации, осознание и формулирование обучающимися проблемы, выдвижение гипотез

IV. «Открытие» учащимися новых знаний  (18 минут)

Цель этапа: организовать исследовательскую деятельность обучающихся для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения 

-Для проверки ваших гипотез,  предлагаю поработать в группах.

А сейчас задачка для каждой группы. Вытягивайте, забирайте нужные предметы, думайте, планируйте, дерзайте!!!

(задания в конвертах: 

Сколько порций каши получится, если на 1 порцию понадобится 100 гр. каши?

Какова высота фигуры, если в роли акробатов 2 ученика вашей группы?

Для военизированной эстафеты необходима 1 лента длиной 1,74 м.?

Для проведения военизированной эстафеты необходима стойка для флажка высотой 1, 65 м.)

Руководит на первых этапах с помощью подводящего диалога, побуждающего исследование

-Предлагаю заслушать группы по результатам исследования

Работают в группах:

Выполняют действие. (взвешивают, измеряют, отрезают и т.д)

Высказывают свои предположения.

Составляют план своих действий.

Фиксируют в таблице, делают выводы.

Объясняют решение. Сопоставляют полученные определения с выдвинутыми ранее гипотезами

Определяют средства-алгоритм.

Оформляют решение.

Презентуют решение, делают выводы как сложить десятичные дроби

Уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

Владеть основами реализации исследовательской деятельности Анализировать объекты с целью выделения признаков

Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Подводить под понятия

Строить логические цепи рассуждений, доказательств

Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности

Предполагаемый результат: поиск решения, обобщение полученных данных, построение объяснения

Физкультминутка (2 мин.)

Цель этапа: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Нам радостно, нам весело!                                                                   Глазки прикрыли,

Смеемся мы с утра.                                                                               Ручки сложили,                                                  

       Но вот пришло мгновенье,                                                                    Головки опустили,

      Серьезным быть пора                                                                             Ротик закрыли.                                                                                    

                                                       И затихли на минутку,

                                                       Чтоб не слышать даже шутку,

                                                      Чтоб не видеть никого,

                                                      А себя лишь одного!

V. Первичное осмысление и закрепление знаний. (4 минуты)

Цель этапа: закрепить у обучающихся знания сложения и вычитания десятичных дробей

-Какие понятия вы использовали в своей работе?

-Предлагаю  создать «кластер» (графическую организацию материала) с использованием основных понятий по данной теме

 (Слайд7)

-Предлагаю продемонстрировать и прокомментировать созданные кластеры

-Мы использовали понятия:

  • Записать дроби запятую под запятой
  • Уравнять число знаков…

Демонстрируют кластеры

Проговаривают алгоритм, составляют и наклеивают алгоритм на лист бумаги.

Проверяют по учебнику на стр.191

Обладать потребностью в самовыражении и самореализации

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Предполагаемый результат: организация информации

VI.  Закрепление  полученных знаний (5 мин)

Цель этапа: проговаривание нового знания, комментирование

Показывается на слайде один пример записи

Ученики проговаривают вслух этапы действий

исправляют, при необходимости, ошибки

Иметь устойчивый познавательный интерес

Проводить эксперимент под руководством учителя

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.

Предполагаемый результат: применение полученных знаний

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение (6 минут)

Цель этапа: включение нового знания в систему изученного материала.

Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Выполняем следующее задание в рабочей тетради,

Стр 101, №4 (а,б,в,г)

Проверим по слайду

У кого возникнут затруднения при выполнении задания, поднимаем руку, я подойду. (Выступает в роли тьютора для слабых учащихся.)

Оцените себя:

«5»-если нет ошибок

«4» если 1 ошибка

«3» если больше 1

Самостоятельно выполняют задания. Проверьте друг у друга, по эталону

Иметь устойчивый познавательный интерес

Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей

Предполагаемый результат: применение полученных знаний

VIII. Рефлексия (1 мин)

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Урок подходит к концу. Что нового мы узнали на уроке? 

Решили ли мы проблему нашего урока?

Как изменилось ваше настроение к концу урока?

Обезьянку с каким смайликом вы выбираете в конце урока.

-Мы узнали алгоритм как складывать и вычитать десятичные дроби…

-На уроке мы использовали полученные знания

Иметь адекватную позитивную самооценку

Делать умозаключения и выводы на основе аргументаци

Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Предполагаемый результат: оценить результат деятельности на уроке

IX. Домашнее задание (1 мин)

 Домашнее задание будет продолжением предыдущего. Вы измерили рост членов своей семьи, выявили кто выше, кто ниже, а теперь вычислите всю длину вашей семьи.  

Запомните алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей.

Используемая литература:

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса
  2. Материалы из интернета: -http://planeta.tspu.ru. «Как организовать проблемно-эвристический урок»

Приложение

Сколько порций каши получится, если на 1 порцию понадобится 100 гр. каши?

Вес в граммах

Вес в килограммах

Смешанное число

Всего:

    Для военизированной эстафеты необходима 1 лента длиной 1,74 м.?

Длина в сантиметрах

Длина в метрах

Смешанное число

Всего:

   Для проведения военизированной эстафеты необходима стойка для флажка высотой 1, 65 м.

Длина в сантиметрах

Длина в метрах

Смешанное число

Всего:

     Какова высота фигуры, если в роли акробатов 2 ученика вашей группы?

Длина в сантиметрах

Длина в метрах

Смешанное число

    Всего:

   

                      фигуры выполняемые акробатами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Слайд 3

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно: уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; записать их в столбик так, чтобы запятая была записана под запятой; выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую; поставить в ответе запятую под запятой.

Слайд 5

сравните ваше решение… а) 5,8024 б) 1,07 в) 16,499 г) 44,198 «5» все верно «4» одна ошибка «3» две ошибки

Слайд 6

Домашнее задание: Стр.191 В ыучить алгоритм сложения и вычитания Составьте условие задачи с данными роста членов вашей семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Тест по теме "десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс)

К тесту прилагается оценочный лист, характеристика работы, критерии оценивания...

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру.

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру....