сценарий урока "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
разработка урока математики в 5 классе по УМК Виленкин Н.Я. и др. Первый урок по данной теме- урок первичного предъявления новых знаний. В разработке представлена технологическая карта урока, с поэтапной деятельностью учителя и ученика.Определены развиваемые универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhenie_i_vychitanie_desyatichnyh_drobey-konspekt_uroka.docx | 469.38 КБ |
urok_slozhenie_i_vychitanie_desyatichnyh_drobey.pptx | 964.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Бутакова Галина Николаевна
учитель математики
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Булыкская средняя общеобразовательная школа»
2016г.
Сценарий урока.
Автор: Бутакова Галина Николаевна
Образовательное учреждение: МБОУ «Булыкская СОШ», Республика Бурятия.
Предмет: математика
Класс: 5
Тема и номер урока в теме: Сложение и вычитание десятичных дробей (первый урок из пяти по данной теме).
УМК: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей; формировать способность практического применения алгоритма.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно, учить складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД) :
умение обрабатывать информацию, представлять ее в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Предполагаемый результат
Личностный результат:
- ответственное отношение к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Метапредметный результат:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
4) владение основами самоконтроля, самооценки;
5) умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Предметный результат:
- умение точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования;
- умение исследовать построенные модели с использованием аппарата математики, интерпретировать полученный результат.
Формы работы на уроке: фронтальная; в группах; индивидуальная
Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно выходят на проблему и решают её;
- самостоятельно определяют тему, цели урока;
- формулируют алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;
- работают с текстом учебника;
- отвечают на вопросы;
- решают задачи;
- оценивают себя и друг друга;
- рефлектируют.
Программно-техническое обеспечение:
Компьютер, проектор, учебники по математике, рабочая тетрадь, раздаточный материал ( предметы для реализации деятельности учащихся (крупа, весы, бруски, ножовка, ножницы, метр, рулетка, таблицы для внесения результатов и т.д.),электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Технологическая карта
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Развиваемые универсальные учебные действия | |||||||||
Личностные | Познаватель- ные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||||||
I. Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности (2 минуты) Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | |||||||||||
Добрый день. приготовьтесь к уроку, проверьте все ли готово. Сегодня у нас необычный урок:
Символ наступившего года-обезьянка, она не предсказуема, любит пошутить, потрогать, погрызть, и у нее очень часто меняется настроение. Перед вами забавные обезьянки с различными смайликами. Выберите тот, который соответствует вашему сегодняшнему настроению. Я рада, что на меня смотрят веселые, задумчивые, немного опечалилась, что есть грустные, сонные, недовольные… и надеюсь, что в конце урока будет у всех только хорошее, довольное, радостное настроение… | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей, выбирают смайлики для определения своего настроения. | Уметь выделять нравственный аспект поведения | Обладать готовностью осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | Уметь слушать и вступать в диалог | Владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний | ||||||
Предполагаемый результат: осознание обучающимися потребности в учебной деятельности. | |||||||||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Выявление места и причины затруднения. (2 мин) Цель этапа: развивать системное мышление, систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний. | |||||||||||
Как бы ни было, но у нас урок математики, поэтому давайте кое-что вспомним и повторим. Дробные числа- что может означать это словосочетание? Что можете добавить? Что умеем делать с ними? Еще? | Отвечают на наводящие вопросы учителя, составляя кластер. -глава, которую мы сейчас изучаем -есть дроби обыкновенные и десятичные -записывать, переводить в десятичную дробь сравнивать -складывать и вычитать, но только обыкновенные. | Обладать выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению | Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию | Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Выделять и осознавать то, что уже усвоено. Ставить цели, учебные задачи. | ||||||
Предполагаемый результат: актуализация имеющегося у обучающихся знания. | |||||||||||
III. Постановка учебной задачи (4 минуты) Цель этапа: формулирование темы урока, через индивидуальное затруднение обучающихся в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний | |||||||||||
-Предлагаю каждому из вас выполнить индивидуальное задание: Запишем десятичные дроби: три целых пятьдесят восемь сотых и две целых семь сотых, -Сравним эти дроби. -Запишем данные дроби в виде смешанных чисел. -Выполним сложение и вычитание получившихся смешанных чисел. -Запишем полученные значения в виде десятичной дроби -Молодцы. -Молодцы! Все справились с заданием. -Выполняем следующее задание Сложим дроби: три целых пятьдесят пять сотых и две целых пять десятых, В чем затруднение? Какова цель урока? Назовите тему нашего урока. -Откроем тетради запишем дату и тему урока Выскажите ваши гипотезы, как сложить или вычесть десятичные дроби. В ходе урока мы определим насколько верны ваши предположения | Выполняют задание в тетрадях, один ученик у переносной доски: Проверяют правильность выполнения. Решение устное, с объяснением -Мы не знаем, как складывать десятичные дроби. Узнать, понять, составить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей… «Сложение и вычитание десятичных дробей» В тетрадях пишут дату и тему урока (Слайд1) Может быть сложить целые части…, а как быть с дробными? т.д. | Обладать готовностью к самообразованию и самовоспитанию | Строить логические цепи рассуждений. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной речи | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Уметь ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | ||||||
Предполагаемый результат: создание проблемной ситуации, осознание и формулирование обучающимися проблемы, выдвижение гипотез | |||||||||||
IV. «Открытие» учащимися новых знаний (18 минут) Цель этапа: организовать исследовательскую деятельность обучающихся для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения | |||||||||||
-Для проверки ваших гипотез, предлагаю поработать в группах. А сейчас задачка для каждой группы. Вытягивайте, забирайте нужные предметы, думайте, планируйте, дерзайте!!! (задания в конвертах: Сколько порций каши получится, если на 1 порцию понадобится 100 гр. каши? Какова высота фигуры, если в роли акробатов 2 ученика вашей группы? Для военизированной эстафеты необходима 1 лента длиной 1,74 м.? Для проведения военизированной эстафеты необходима стойка для флажка высотой 1, 65 м.) Руководит на первых этапах с помощью подводящего диалога, побуждающего исследование -Предлагаю заслушать группы по результатам исследования | Работают в группах: Выполняют действие. (взвешивают, измеряют, отрезают и т.д) Высказывают свои предположения. Составляют план своих действий. Фиксируют в таблице, делают выводы. Объясняют решение. Сопоставляют полученные определения с выдвинутыми ранее гипотезами Определяют средства-алгоритм. Оформляют решение. Презентуют решение, делают выводы как сложить десятичные дроби | Уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия | Владеть основами реализации исследовательской деятельности Анализировать объекты с целью выделения признаков Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Подводить под понятия Строить логические цепи рассуждений, доказательств | Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми | Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности | ||||||
Предполагаемый результат: поиск решения, обобщение полученных данных, построение объяснения | |||||||||||
Физкультминутка (2 мин.) Цель этапа: Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | |||||||||||
Нам радостно, нам весело! Глазки прикрыли, Смеемся мы с утра. Ручки сложили, Но вот пришло мгновенье, Головки опустили, Серьезным быть пора Ротик закрыли. И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого, А себя лишь одного! | |||||||||||
V. Первичное осмысление и закрепление знаний. (4 минуты) Цель этапа: закрепить у обучающихся знания сложения и вычитания десятичных дробей | |||||||||||
-Какие понятия вы использовали в своей работе? -Предлагаю создать «кластер» (графическую организацию материала) с использованием основных понятий по данной теме (Слайд7) -Предлагаю продемонстрировать и прокомментировать созданные кластеры | -Мы использовали понятия:
Демонстрируют кластеры Проговаривают алгоритм, составляют и наклеивают алгоритм на лист бумаги. Проверяют по учебнику на стр.191 | Обладать потребностью в самовыражении и самореализации | Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования | Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | ||||||
Предполагаемый результат: организация информации | |||||||||||
VI. Закрепление полученных знаний (5 мин) Цель этапа: проговаривание нового знания, комментирование | |||||||||||
Показывается на слайде один пример записи | Ученики проговаривают вслух этапы действий исправляют, при необходимости, ошибки | Иметь устойчивый познавательный интерес | Проводить эксперимент под руководством учителя | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи. | ||||||
Предполагаемый результат: применение полученных знаний | |||||||||||
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение (6 минут) Цель этапа: включение нового знания в систему изученного материала. | |||||||||||
Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Выполняем следующее задание в рабочей тетради, Стр 101, №4 (а,б,в,г) Проверим по слайду У кого возникнут затруднения при выполнении задания, поднимаем руку, я подойду. (Выступает в роли тьютора для слабых учащихся.) Оцените себя: «5»-если нет ошибок «4» если 1 ошибка «3» если больше 1 | Самостоятельно выполняют задания. Проверьте друг у друга, по эталону | Иметь устойчивый познавательный интерес | Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей | ||||||
Предполагаемый результат: применение полученных знаний | |||||||||||
VIII. Рефлексия (1 мин) Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | |||||||||||
Урок подходит к концу. Что нового мы узнали на уроке? Решили ли мы проблему нашего урока? Как изменилось ваше настроение к концу урока? Обезьянку с каким смайликом вы выбираете в конце урока. | -Мы узнали алгоритм как складывать и вычитать десятичные дроби… -На уроке мы использовали полученные знания | Иметь адекватную позитивную самооценку | Делать умозаключения и выводы на основе аргументаци | Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. | ||||||
Предполагаемый результат: оценить результат деятельности на уроке | |||||||||||
IX. Домашнее задание (1 мин) | |||||||||||
Домашнее задание будет продолжением предыдущего. Вы измерили рост членов своей семьи, выявили кто выше, кто ниже, а теперь вычислите всю длину вашей семьи. Запомните алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей. |
Используемая литература:
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса
- Материалы из интернета: -http://planeta.tspu.ru. «Как организовать проблемно-эвристический урок»
Приложение
Сколько порций каши получится, если на 1 порцию понадобится 100 гр. каши?
Вес в граммах | Вес в килограммах | Смешанное число | |
Всего: |
Для военизированной эстафеты необходима 1 лента длиной 1,74 м.?
Длина в сантиметрах | Длина в метрах | Смешанное число | |
Всего: |
Для проведения военизированной эстафеты необходима стойка для флажка высотой 1, 65 м.
Длина в сантиметрах | Длина в метрах | Смешанное число | |
Всего: |
Какова высота фигуры, если в роли акробатов 2 ученика вашей группы?
Длина в сантиметрах | Длина в метрах | Смешанное число | |
Всего: |
фигуры выполняемые акробатами
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно: уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; записать их в столбик так, чтобы запятая была записана под запятой; выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую; поставить в ответе запятую под запятой.
сравните ваше решение… а) 5,8024 б) 1,07 в) 16,499 г) 44,198 «5» все верно «4» одна ошибка «3» две ошибки
Домашнее задание: Стр.191 В ыучить алгоритм сложения и вычитания Составьте условие задачи с данными роста членов вашей семьи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...
5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей» 6 класс«Сложение и вычитание отрицательных и положительных чисел»
Урок для РВГ...
Урок математики в 5 классе. Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Разложение десятичных дробей по разрядам»
Конспект урока. Особое внимание уделяется работе с текстом....
Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"
Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...
Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"
Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...
Тест по теме "десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс)
К тесту прилагается оценочный лист, характеристика работы, критерии оценивания...
Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру.
Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру....