Урок алгебры в 10 классе по теме: "Арксинус. Решение уравнения sin t=a"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
План -к конспект урока по алгебре и началам анализа 10 класс по теме: "Арксинус. Решение уравнения sin t= a".
Презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_10_klass.rar | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ СОШ д. Константиновка муниципального района
Кармаскалинский район РБ
План – конспект урока
по алгебре и началам анализа
в 10 классе
по теме: «Арксинус. Решение уравнения sin t =a»
Подготовила и провела: учитель математики
1 категории
Мухаметшина Лидия Расиховна
Кармаскалы- 2016
Цель урока:
- Обучающие:
сформировать у учащихся понятие арксинуса; вывести общую формулу решения уравнения sin t = a; выработать алгоритм решения данного уравнения;
- Развивающие:
Развивать умение кратко, логично, последовательно излагать мысли и суждения; развивать умения классифицировать, сравнивать свои утверждения;
- Воспитательные:
Обучать навыкам планирования деятельности, работы в оптимальном темпе, воспитывать трудолюбие и целеустремленность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация «Арксинус. Решение уравнения sin t =a»
Литература:
1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа 10-11. Часть 1. Учебник. М: Мнемозина, 2010.
2. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа, 10-11. Часть 2. Задачник. М: Мнемозина, 2010.
Ход урока
- Организационный этап (1 минута)
Приветствие. Проверка присутствующих в классе.
- Краткое повторение изученного материала, актуализация опорных знаний (5 минут)
Устный счет (задания проецируются на интерактивном экране ( слайд )
- Вычислите: sin π/3; sin 2π/3 ; sin π/ 2 ; sin π/6 .
Учитель | Ученик |
Точки единичной окружности, π/3; 2π/3 ; π/ 2 ; π/6 принадлежат какой четверти? | Точки единичной окружности π/3; 2π/3 ; π/ 2 ; π/6 принадлежат 1 и 2 четверти |
Синус какого угла есть величина положительная? Вывод: Синус острого угла есть величина положительная. | - Если угол принадлежит 1 и 2 четверти |
- Повторение способов решения уравнения вида sin t = a, (де а – действительное число), с помощью числовой окружности.
- Решим уравнение: sin t = .
Используем геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости (рисунок 1), получаем пару решений данного уравнения:
Введение проблемной ситуации: Любое ли тригонометрическое уравнение вида sin t = a можно решить с помощью числовой окружности? Как решать уравнение sin t = .
- Оглашение темы урока и постановка целей (1 минута)
Сегодня мы с вами узнаем, как решать подобные уравнения, и как записывать решения подобных уравнений.
Тема сегодняшнего урока: «Арксинус. Решение уравнения sin t =a»
Сегодня на уроке мы введем понятие арксинуса; выведем общую формулу решения уравнения sin t = a; выработаем алгоритм решения данного уравнения.
- Изучение нового материала (16 минут)
Давайте попробуем решить уравнение sin t = .
С помощью числовой окружности (рисунок 2) получим:
t = t1 + , t = t2 + .
где t1 – длина дуги АМ, а t2 – длина дуги АР (так как АР=АС-РС, АС=π, а РС=АМ, получаем что t2 = π- t1 ).
Когда впервые возникла ситуация с решением уравнений такого типа, ученым-математикам пришлось придумать способ её описания на математическом языке. В рассмотрение был введен новый символ arcsin а. Читается: арксинус а («arcus» в переводе с латинского значит «дуга» (сравните со словом «арка»). С помощью этого символа числа t1 и t2 записываются следующим образом:
t1 = arcsin , t2 = π – arcsin .
Теперь с помощью этого символа корни уравнения sin t = а можно записать так:
Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что же означает arcsin а ?»
Вывод: это число (длина дуги), синус которого равен и которое принадлежит первой четверти числовой окружности.
Решение примеров:
№ 16.1 (в,г) (по задачнику)
- Решим уравнение sin t = – .
С помощью числовой окружности (рисунок 3) и символа arcsin а получим:
Ответим на вопрос: «Что же означает arcsin ( - ) ?»
Вывод: это число (длина дуги), синус которого равен ( - ) и которое принадлежит четвёртой четверти числовой окружности.
Сформулируем определение арксинуса в общем виде:
Если , то arcsin а – это такое число из отрезка , синус которого равен а.
Итак:
Заметим два обстоятельства:
- Дуги АМ и АL равны по длине и противоположны по направлению, значит (рисунок 4)
- АК=АС+СК=АС+ LА=
=АС-АL=π- arcsin ( - )
Обобщим полученные выше решения и запишем:
Если , то уравнение sin t =a имеет две серии решений:
Решение примеров: по задачнику: № 16.2 (в, г), 16.4 (в)
- Обобщение изученного материала
Итак, давайте составим алгоритм решения уравнения вида sin t =a :
- составить общую формулу;
- вычислить значение arcsin a;
- подставить найденное значение в общую формулу
Пример . Решите уравнение sin t =.
Решение:
Составим общую формулу решения:
Вычислим значение арксинуса:
=
Подставим найденное значение в формулы решений:
- Решение уравнения: по задачнику: № 16.5 (б, в), 16.6 (в, г)
- Домашнее задание
§16, с. 92 – 97. (прочитать).
№ 16.1 (а)- 16.5( а)
- Итоги урока
Итак, сегодня на уроке мы ввели понятие арксинуса; вывели общую формулу решения уравнения sin t = a и выработали алгоритм решения данного уравнения.
Спасибо за урок!
Дополнительно: карточки.
Метод «Сезоны года»
Цель: получить обратную связь от учеников, выяснить их содержательное и эмоциональное впечатления от прошедшего урока.
Материал: листочки разных цветов, отражающие времена года: белый – зима, красный - лето, зеленый – весна и желтый – осень.
красный-урок понравился, было интересно, научился многому
синий - урок понравился, было любопытно
желтый- урок оставил равнодушным, было скучновато, еще не до конца разобрался
белый- урок не понравился, было скучно, ничего не понял
Проведение: учитель предлагает ученикам оценить свое состояние после урока с помощью ассоциаций, связанных с сезонами года. Каждый обучающийся выбирает один или несколько листочков, отражающий его эмоциональное отношение к уроку и комментируют свой выбор. Заполненные карточки обучающиеся приклеивают на доске. Из получившейся картинки можно узнать об уроке.
ФИО | |
| |
| |
| |
| |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока алгебры 9 класс. Тема "Некоорые приемы решения целых уравнений"
Самоанализ урока в 9 классе....
Презентация к уроку алгебры 8 класса по теме "Неполные квадратные уравнения"
Данная презентация содержит материал для актуализации знаний по теме "Квадратные уравнения", знакомству с понятием "Неполные квадратные уравнения" и отработке навыков решения этих уравнений....
Урок алгебры, 7 класс. Тема: "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными".
Цели урока:обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “ Системы двух линейных уравнений с двумя переменными", закрепление умений решения систем уравнений различными способами, а именно: ...
План-конспект урока в 6 классе. "Закрепление изученного материала. Решение уравнений"
План-конспект урока...
Разработка урока алгебры 8 класс по теме "Неполные квадратные уравнения"
Разработка урока алгебры 8 класс по теме "Неполные квадратные уравнения"...
Урок алгебры 9 класс. "Основные тригонометрические тождества. Решение задач".
Данный материал содержит подробный конспект урока на тему: "Основные тригонометрические тождества. Решение задач"....
Урок в 9 классе " Подготовка к ОГЭ. Решение уравнений"
Урок в 9 классе " Подготовка к ОГЭ. Решение уравнений"...