Сравнение десятичных дробей
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

Петросян Оксана Юрьевна

Сравнение десятичных дробей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики в 5 классе

Сравнение десятичных дробей

 

Данная работа представляет собой методическую разработку первого урока по теме «Сравнение десятичных дробей». Урок направлен на решение следующих задач:  проверка знаний учащимися фактического материала, умений применять знания при решении примеров и задач, совершенствование вычислительных навыков; развитие навыков самостоятельности, самоконтроля, самооценки.

Материалы урока рассчитаны на учащихся 5 класса.
Каждый ученик в ходе урока выполняет определенные задания, самостоятельно оценивает себя за каждое задание и выставляет отметку в индивидуальный оценочный лист. В конце занятия по сумме набранных баллов каждый учащийся выводит  итоговую отметку, таким образом он реально представляет, насколько успешной была его деятельность на уроке.

На этом уроке формируются УУД  учащихся: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Сравнение десятичных дробей»

по учебнику Зубаревой И.И., Мордковича А.Г.

ФИО

Королева Оксана Юрьевна

Место работы

МБОУ СОШ № 51 г. Воронеж

Должность

Учитель математики

Предмет

Математика

Класс

5

Базовый учебник

Авторы: Зубарева И.И. Мордкович А.Г.

Издание: 15-е изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2014

Название урока

Сравнение десятичных дробей

Тип урока

Урок формирования новых  знаний и умений.

Форма проведения урока

Традиционная

Образовательная среда урока

Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал, индивидуальные карты оценки учеников, мел, доска,  электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint.

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель урока

Для учителя

Для ученика

Метапредметные результаты

 

Научить учащихся сравнивать десятичные дроби.

Вывести правило сравнения десятичных дробей. 

Уметь применять полученный алгоритм на практике.

Регулятивные – развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; совершенствовать критерии оценки и использовать их в ходе оценки и самооценки.

Познавательные  –  понимать сущность составления алгоритма, действовать  по алгоритму, проговаривать  выводы в виде правил «если …, то …».

Коммуникативные  –  уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций;

уметь слушать собеседника и вести диалог, работать в паре.

Личностные  -

адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности, осозновать и принимать социальную роль ученика, объяснять свои достижения, понимать причины успеха в учебной деятельности.

Задачи урока:

Обучающая– сформулировать правило сравнения десятичных дробей; сформировать умение пользоваться этим правилом.

Развивающая– развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжить формировать математическую речь, вырабатывать умение анализировать и сравнивать, развивать навыки самоконтроля.

Воспитывающая– развитие любознательности и интереса к предмету, воспитание у учащихся навыков учебного труда, формирование ответственности за конечный результат, доброжелательного отношения друг к другу.

 

Этапы урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

 

Формируемые УУД

 

 

Организационный

( 1 мин)

 

Приветствие  учащихся. 

Проверка  учителем готовности класса            к уроку;  организация внимания.

 

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас всех видеть! Вы готовы начать работать?

 

 

Слушают учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность к уроку.

 

 

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

 

 

Актуализация знаний, проверка домашнего задания

(  10   мин)

 

Вступительное слово учителя.

Математический диктант.

 

- Какое сегодня число? Запишите в тетради число, классная работа.

  Давайте  вспомним материал предыдущих уроков, напишем небольшой математический диктант.

1. Записать в тетради в столбик числа в виде десятичной дроби:

а)  пять целых семь десятых,

б)  сорок две целых пятьдесят две  сотых,

в)  одна целая три сотых

г) три целых триста восемьдесят две тысячных

д) восемь целых одна тысячная

е) семь целых тридцать четыре десятитысячных

 

 

 Проверим, что у вас получилось.

Проверяем вместе, с помощью слайдов, комментируя и объясняя трудные моменты.

 

В своем индивидуальном оценочном листе в графе «Математический диктант» поставьте количество заработанных баллов

Молодцы, справились!

 

Выполняют задания математического диктанта, оценивают сами свой результат, выставляют отметку в оценочный лист.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

применение предметных знаний;

выполнение учебных заданий.

Регулятивные:Выделение и осознание того, что уже пройдено;

Умение распознавать на слух вопросы и отвечать на них.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные:

Самоооценка, взаимооценка.

 

Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся.

(   7   мин)

 

А теперь мы с вами поработаем в парах. Каждая пара получит задание, будет две-три минутки на обсуждение, а потом мы проверим результаты.

Правый ряд и первый две парты среднего ряда  -  это первая группа.

Левый ряд и две последние парты среднего ряда -  это вторая группа.

 

Первая группа получает следующее задание: 

У нескольких учащихся в классе измерили рост, получились следующие результаты:

Учащийся А – 1,43 м;

Учащийся Б – 1,5 м;

Учащийся В – 1,52 м.

Кто в классе самый высокий? А кто самый низкий?

Расположите учащихся по росту в порядке возрастания.

 

Задание для второй группы:

На зимней Олимпиаде в соревнованиях по конькобежному спорту спортсмены финишировали со следующими результатами:

Спортсмен А – 41,13 сек;

Спортсмен Б – 40,8 сек;

Спортсмен В – 40,72 сек;

Кто затратил на прохождение трассы меньше всех времени?  А кто финишировал последним?

Расположите спортсменов в порядке увеличения их времени прохождения трассы.

Давайте проверим, что у вас получилось.

 

Проверяем вместе, обсуждая результат, особое внимание уделяем трудным моментам

Что больше   1,5  или  1,43?

                       40,8  или  40,72?

Выслушиваем мнения учащихся, приходим к выводу, что сравнивать десятичные дроби мы еще не умеем.

Ставим перед собой цель научиться сравнивать десятичные дроби и

формулируем тему урока:

«Сравнение десятичных дробей».

 

 

Работают в парах, обсуждая  задание.

Комментируют полученный результат.

Выявляют  проблему, ставят цель и формулируют тему урока.

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

Извлечение из текстов математической информации;

Постановка и формулирование проблемы;

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Умение анализировать,

Целеполагание.

Прогнозирование.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Работать в паре.

Личностные:

Самооценка.

 

Усвоение новых знаний.

(   9   мин)

 

 

Запишите тему нашего урока: «Сравнение десятичных дробей»

Давайте вместе попробуем разобраться, как же сравниваются десятичные дроби. Чуть позже мы обязательно вернемся к нашим ученикам и спортсменам, а сейчас поработаем со следующими примерами:

Сравнить дроби

а)  2,3  и  12,1;              б)  2,1  и  2,3;

в)  2,11  и  2,14;            г) 2,11  и 2,4.

Попробуем подробно разобраться с каждой парой дробей.

 

Какие есть мысли по поводу сравнения первой пары чисел?

Верно, количество целых у второй дроби больше, чем у первой, значит, 12,1 > 2,1.

Какой вывод можно сделать?

Молодцы, сначала смотрим на количество целых. Больше будет та дробь, у которой больше целых.

 

Вторая пара дробей. Как их сравнить?  

Правильно, целых одинаковое количество, но десятых у второй дроби больше, чем у первой, значит, 2,1 < 2,3.  Вывод?

Верно, если целых одинаковое количество, смотрим на десятые, больше будет та дробь, у которой десятых больше.

 

Третья пара дробей. Как сравнить? Молодцы, если целых и десятых одинаковое количество, значит, смотрим на сотые, больше будет та дробь, у которой  сотых больше. Значит,

2,11  <  2,14.

На самом деле, уже стало понятно, что, если сотых одинаковое количество, то смотрим на тысячные и т.д.

 

А как сравнить 2,11  и 2,4?

Совершенно верно некоторые из вас заметили, что у числа 2,4 количество десятых больше, чем у числа 2,11, значит,  2,4 > 2,11.

Давайте попробуем убедиться в этом, чтобы не было сомнений.

Какие дроби мы умеем сравнивать?

Верно, обыкновенные, но любые ли?

Верно, только с одинаковыми знаменателями.

Как бы нам применить наши знания в этом примере?

Молодцы, можно записать число 2,4 как 2,40 и сравнить по уже знакомому правилу числа

2,40   и  2,11.  Очевидно, что первое число больше.

Итак, мы с вами разобрали все возможные случаи сравнения десятичных дробей.

Давайте еще раз сформулируем правило:

Для того, чтобы сравнить две десятичные дроби, нужно сначала сравнить количество целых, больше будет та дробь, у которой целых больше,  если целых у них одинаково, то сравниваем количество десятых и так далее.

(Слайд с примерами)

 

 

Записывают тему урока.

Выполняют вместе с учителем сравнение дробей.

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают предположения.

Формулируют правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

Структурирование знаний, Выбор способов решения задач, Анализ объектов и синтез.

Регулятивные:

Умение оценивать правильность выполнения действия;

Планирование пути достижения цели;

прогнозирование.

Коммуникативные:развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы.

Личностные:

Осознание ответственности за общее дело

 

Выполнение учащимися заданий на закрепление пройденного правила.

(   9   мин)

 

А теперь попробуем применить наши новые знания на практике.

Вернемся к нашим спортсменам и ученикам.

Кто же самый высокий? Самый низкий?

Как расположить учеников в порядке возрастания их роста?

Кто из спортсменов самый быстрый? Самый медленный? Какие места заняли спортсмены в итоговой турнирной таблице?

Молодцы, теперь мы уверенно и правильно ответили на эти вопросы.

 

Потренируемся еще.

Проверим, научились ли вы сравнивать десятичные дроби. Следующее задание

решать будет один ученик у доски.

(учащийся у доски решает примеры на боковой доске, класс не видит их решения).

                     Сравнить дроби:

12,567  и  125,67;                   4,199  и  4,2;

7,399  и  7,4;                            18,342  и  183,42;

0,0091  и  0,01.                       0,02  и  0,0045.

Проверим результат. Если все решено верно, ставим себе  5 баллов  в лист оценивания за самостоятельную работу, если верно решено два примера, ставим себе 4 балла, за один верно решенный пример ставим себе 3 балла.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют письменное задание в тетради и у доски.

 

Решают примеры по вариантам самостоятельно в тетради, от каждого варианта к доске выходит по одному человеку, решают те же примеры на боковых досках, потом вместе с классом проверяют.

Учащиеся проверяют свой результат, выставляют отметку в оценочный лист.

 

Познавательные:

Уметь решать примеры по выбранному правилу;

Применение предметных знаний, выбор способов решения задач.

Регулятивные:

Умение проговаривать последовательность действий на уроке,

анализировать и оценивать результат работы;

Коммуникативные:

Умение слушать, обращаться с вопросом к учителю и сверстнику 

Личностные:

Самооценка.

 

Подведение итогов урока.

Постановка домашнего задания.

(    2  мин)

 

Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги.

Запишите домашнее задание:

№ 691, № 693,  № 694, правило выучить.

Подсчитайте общее количество баллов на вашем оценочном листе и впишите его в последнее пустое окошко.

Если вы набрали 14 - 15 баллов, то за урок вы получаете отметку «5»;

11 - 13 – получаете «4»;

8 – 10  – получаете «3».

Учащиеся, которые набрали менее  8  баллов, работали сегодня плохо, в следующий раз старайтесь лучше.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 Записывают домашнее задание.

Подсчитывают общее количество баллов за урок и выставляют себе итоговую отметку.

 

 

 

Познавательные:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов.

Регулятивные:

Оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

Самооценка,

Ценностно-смысловая ориентация

Рефлексия.

( 2 мин)

О чем мы сегодня говорили?

Какую цель мы поставили сегодня?

Достигли ли мы этой цели?

Все ли было понятно, все ли успели?

Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры.

Я попрошу вас на оценочном листе нарисовать смайлик, соответствующий вашему настроению, с которым вы уходите с урока. Сдайте мне, пожалуйста. Ваши оценочные листы и тетради.

 Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!

 

Рефлексия.

Познавательные:

Рефлексия

Регулятивные:

Оценка своей деятельности и деятельности других людей

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь. (Древняя китайская пословица)

Слайд 6

Прочитайте дроби: 0,125 21,45 5,05 14,078 1,002 23,004 51,012 2,78 8,0006 0,000021

Слайд 7

Математический диктант. Запишите десятичные числа в тетради (в столбик) Пять целых семь десятых Сорок две целых пятьдесят две сотых Одна целая три сотых

Слайд 8

Математический диктант. Три целых триста восемьдесят две тысячных Восемь целых одна тысячная Семь целых тридцать четыре десятитысячных Запишите десятичные числа в тетради (в столбик)

Слайд 9

Проверь и оцени себя сам Нет ошибок: оценка«5» 1 ошибка: оценка«4» 2-3 ошибки: оценка «3» более 3 ошибок: оценка «2»

Слайд 10

1,075; 2,175; 3,275; 4,375; 5,475; 6,575; 7,6758 ; 775; 9,875 Используя расшифровку, под каждым числом поставьте соответствующую букву. Прочитайте слово. Расшифровка: 3,275 – а 6,575 – е 1,075 – с 5,475 – н 2,175 – р 7,675 – н 4,375 – в 9,875 – е 8,775 – и

Слайд 11

18,625 и 5,784 15,200 и 15,200 3,0251 и 21,02 7,65 и 7,8 23,0521 и 0,0521 0,089 и 0,0081 СРАВНИТЕ

Слайд 12

Если целые части десятичных дробей различны, то та дробь больше, у которой больше целая часть. Если целые части десятичных дробей одинаковы, то больше та дробь, у которой больше первый из несовпавших разрядов после запятой.

Слайд 13

Сравнение десятичных дробей по их разрядам ,56 ,89 6 4 и > 6 > 4 25 17 6, 6, и < 4 5 < и 6 9, 8 5 3 7 9, 8 5 1

Слайд 14

РЕШЕНИЕ < и Сравнить десятичные дроби 1

Слайд 15

2 РЕШЕНИЕ > и Сравнить десятичные дроби

Слайд 16

0,300; 0,30; 0,3 0,300 = 0,30 = 0,3

Слайд 17

3 РЕШЕНИЕ < и Сравнить десятичные дроби:

Слайд 18

Правило сравнения десятичных дробей Десятичные дроби сравнивают поразрядно, начиная со старшего разряда.

Слайд 19

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 20

Задание: сравните 0,3 и 0,8 0,90 и 0,9 5,6 и 3,6 2,99 и 13,1 0,759 и 0,76 3,4208 и 3,4028

Слайд 21

Сравнить числа: > < > < > , , 4,3 4,7 , 412 ,9 0,741 0,742 95, 4,

Слайд 22

Домашнее задание § 31, вопросы 1-5, № 824, 826, 839

Слайд 23

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

Слайд 24

Пятиугольник если вы усвоили материал и полностью можете применять при выполнении заданий Квадрат если вы частично усвоили материал, но затрудняетесь в применении при выполнении заданий треугольник если вы не усвоили материал и не можете применять при выполнении заданий

Слайд 25

Продолжите высказывания об уроке. 1. Самым интересным на уроке для меня было.... 2. Я научился (научилась) ... . 3. Я хотел(а) бы ещё узнать .... 4. Мне понравилось ... . 5. Мне не понравилось ... .

Слайд 26

Дроби всякие нужны, дроби разные важны. Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача. Если будешь дроби знать, точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача.

Слайд 27

СПАСИБО ЗА УРОК! УДАЧНОГО ДНЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме "Сравнение десятичных дробей".

Цели урока: 1.Создать условия для изучения правила сравнения десятичных дробей и умения его применять; повторить запись обыкновенных дробей в виде десятичных, правило сравнения натуральных чисел; 2....

Разработка урока по теме "Сравнение десятичных дробей".

Данная разработка урока познакомит учащихся с правилом сравнения десятичных дробей.·     ...

сравнение десятичных дробей

вывод алгоритма сравнения десятичных дробей...

Сравнение десятичных дробей

презентация к уроку "Сравнение десятичных дробей"...

"Сравнение десятичных дробей". Урок математики в 5 классе по УМК Н.Я Виленкина

При переходе из начальной в основную школу многие учащиеся испытывают определённые трудности. В связи с этим в 5 классе необходимо строить уроки таким образом, чтобы дети были заинтересованы изучаемым...

Урок математики в 5 классе по теме: "Сравнение десятичных дробей"

Тема урока: Сравнение десятичных дробей.Тип урока: обобщающий урок.Цели урока: - закрепить, отработать, проверить ЗУН по теме «Сравнение десятичных дробей»; закрепить умение воспринимать информа...

Сравнение десятичных дробей, округление десятичных дробей.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по осмыслению и закреплению материала по теме «Сравнение десятичных дробей» и изучению нового материала по теме «Округление десятичных ...