Программа факультативного курса «Математика: от простого к сложному»
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Программа элективного курса «Реальная математика» адресована учащимся 11-х классов. Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач. В программе приводится примерное распределение учебного времени. Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изученном материале, на решение новых и интересных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el_kurs_realn_matem.docx | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканская школа-интернат "Тувинский кадетский корпус"
667004, Республика Тыва, г. Кызыл, улица Колхозная, 56
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО с заместителем директора по Приказом директора школы
Протокол №____ учебно-воспитательной работе № _____ от ____августа 2016 г.
«____» августа 2016 г. «____» августа 2016 г. ______________ Куулар А.А.
____________________ _________________________
Программа факультативного курса «Математика:
от простого к сложному»
(Культура вычислений)
11 класс (34 ч в неделю)
2016-2017 учебный год
учитель: Манды Марина Монгун-ооловна
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Реальная математика» адресована учащимся 11-х классов. Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач. В программе приводится примерное распределение учебного времени. Разнообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изученном материале, на решение новых и интересных задач.
Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически любой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации. Применение на практике различных задач, связанных с окружающей нас жизнью, позволяет создавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать математически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия (алгоритм) в решении реальной проблемы. Кроме того, практика последних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ЕГЭ.
Значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении текстовых задач. В большей степени это связано с недостаточной сформированностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной задачи, культурой моделирования явлений и процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном уровне. Задачи же на концентрацию практически не рассматриваются в школьном курсе математики, хотя включены в содержание ЕГЭ.
Ученик с первых дней занятий в школе встречается с задачей, связанной с окружающей жизнью. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию логического мышления.
Особенности текста задачи могут определить ход мыслительного процесса при ее решении. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.
Предлагаемый элективный курс «Реальная математика» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Данный элективный курс ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному, социально-экономическому и техническому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Задачи занимают важное место в школьном курсе математики. Их решение способствует экономическому образованию обучающихся, развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности.
Значимость умения самостоятельно решать текстовые задачи не снижается с течением времени, несмотря на все достижения научно-технического прогресса, так как мы с ними сталкиваемся на уроках математики, химии, физики. Мы решаем задачи на смеси, бизнесмены часто решают задачи на проценты, о делении доходов и т.д. А знание наиболее простых формул упрощает их решение в этом и состоит актуальность нашей работы. В заданиях по ЕГЭ предлагаются задачи, решения которых требует составления уравнения, неравенства, а также их систем. На рассмотрение и отработку таких задач уходит много времени, поэтому разработанная программа-тренажер, позволит учащимся научиться быстро и правильно решать задачи.
Цели программы:
1. Расширение и углубление знаний о способах решения и средствах моделирования явлений и процессов, описанных в задачах.
2. Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и математической интуиции.
3. Развитие устойчивого интереса к предмету, приобщая к окружающей нас жизни.
4. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе и решения практических проблем.
Задачи программы:
1. Расширение знаний о методах и способах решения математических задач, окружающей нас жизни.
2. Формирование умения моделировать реальные ситуации.
3. Развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся.
4.Предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, определить готовность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
Таким образом, содержание курса охватывает все основные типы текстовых задач. Кроме того, содержание программы предполагает возможность работы со школьниками с разными учебными возможностями за счёт подбора разноуровневых задач. Для успешного усвоения содержания элективного курса необходимо опираться на знания учащихся по изученному ранее материалу:
Математика. Рациональные уравнения. Системы рациональных уравнений. Проценты.
Физика. Равномерное движение. Работа.
Химия. Концентрация вещества. Количество вещества.
Экономика. Цена. Стоимость.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:
1.Основные способы решения задач на составление уравнений.
2.Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:
1.Работать с текстами задачи, определять её тип.
2.Составлять план решения задачи.
3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
Основные формы и методы работы:
1.Лекции (сообщение теоретического материала)
2.Семинары (уроки интересных задач)
3.Разработка проектов
4.Защита проектов
5.Решение исследовательских задач
6.Решение расчетно-экспериментальных задач
7.Работа в группах
8.Работа в парах
9.Индивидуальная работа
Психологическое обеспечение программы:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях,
- применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения
- сравнение сегодняшних достижений учащегося с его собственными вчерашними,
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.
Педполагаемый результат:
Формирование устойчивого интереса к предмету, участие в школьном конкурсе защиты проектов, школьной олимпиаде, умение решать нестандартные задачи нестандартными методами, подбор и составление задач реальной математики для учащихся 7-8 классов.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать:
1.Основные способы решения задач на составление уравнений;
2. Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов;
При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь:
1.Работать с текстом задачи, определять её тип.
2.Составлять план решения задачи.
3.Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
4.Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
5.Применять рациональные приёмы вычисления при решении примеров с большими числами;
6.Применять различные математические приёмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения, миграция, и т.д.);
7. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы.
Часть I (13 часов). Разные задачи на составление уравнений.
1. Задачи на движение. Понятия равномерного прямолинейного и равноускоренногодвижения. Основные формулы, необходимые для решения задач на равномерноепрямолинейное движение и равноускоренное движение. Задачи на движение по реке.
2. Задачи на работу и производительность.
3. Задачи на проценты. Банковские задачи. Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения величины.
Часть II (5 часов). Задачи на смеси и сплавы.
1. Основные понятия, необходимые для решения задач: массовая(объемная) концентрация вещества, процентное содержание вещества. Решение задач, связанные с определением массовой (объемной)концентрацией вещества.
2. Решение задач, связанных с определением процентного содержания вещества.
3. Решение сложных задач на смеси и сплавы.
Часть III (10 часов). Задачи по статистике и теории вероятности.
- Статистика. Группировка информации. Табличное представление информации. Графическое представление информации. Числовые характеристики данных измерений.
- Теория вероятностей. Классическое определение вероятности. Вероятность противоположного события. Вероятность суммы несовместных событий.
Часть IV(3 часа). Работа с диаграммами, графиками.
- Работа с диаграммами.
- Работа с графиками.
Творческая работа подбор и составление задач реальной математики для учащихся 7-8 классов.(3часа)
Учебно - тематический план.
№ п/п | Тема | Часы | Дата |
Часть I | Разные задачи на составление уравнений. | 13 часов | |
1. | Задачи на проценты. | 4 | |
2. | Задачи на работу. | 4 | |
3. | Задачи на движение. | 5 | |
Часть II | Задачи на смеси и сплавы. | 5 часов | |
4. | Задачи на смеси и сплавы. | 5 | |
Часть III | Задачи по статистике и теории вероятности. | 10 часов | |
5. | Статистика. | 5 | |
6. | Теория вероятности. | 5 | |
Часть IV | Работа с диаграммами, графиками. | 3 часов | |
7. | Работа с диаграммами. | 1 | |
8. | Работа с графиками. | 2 | |
Творческая работа подбор и составление задач реальной математики для учащихся 7-8 классов. | 3 |
Календарно -тематический план элективного курса:
№ занятия | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Вид занятий | Дата проведения |
Часть I | I. Разные задачи на составление уравнений | 13 | ||
1 | Задачи на проценты | 1 | Лекция с необходимым минимумом задач. | |
2 3 | Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов. | 2 | Практикум по решению задач. | |
4 | Практикум по решению задач. | 1 | Практикум по решению задач. | |
5 | Задачи на работу. | 1 | Лекция с необходимым минимумом задач. | |
6 7 | Практикум по решению задач. | 2 | Практикумы. | |
8 | Зачёт по теме «Задачи на работу» | 1 | Урок - зачет | |
9 | Задачи на движение | 1 | Лекция с необходимым минимумом задач. | |
10 | Движение по течению и против течения. | 1 | Практикумы с элементами дидактической игры. | |
11 | Равномерное и равноускоренное движение по прямой. | 1 | Беседа. Групповая работа. Практикум. | |
12 | Графический способ решения задач на движение. | 1 | Практическая работа. | |
13 | Творческий отчет по теме «Задачи на движение». | 1 | Контроль знаний. | |
Часть II | Задачи на сплавы, смеси, растворы. | 5 | ||
14 | Задачи на сплавы, смеси, растворы. | 1 | Комбинированное занятие. | |
15 16 17 | Практикум по решению задач. | 3 | Практикум по решению задач. | |
18 | Зачёт по теме «Задачи на сплавы, смеси, растворы» | 1 | Урок - зачет | |
Часть III | Задачи по статистике и теории вероятности. | 10 | ||
19 20 | Статистика | 2 | Лекция с необходимым минимумом задач. | |
21 22 23 | Практикум по решению задач. | 3 | Практикумы. | |
24 25 | Теория вероятности. | 2 | Лекция с необходимым минимумом задач. | |
26 27 28 | Практикум по решению задач. | 3 | Практикумы. | |
Часть IV | Работа с диаграммами, графики. | 3 | ||
29 | Работа с диаграммами. | 1 | Комбинированное занятие. | |
30 | Работа с графиками | 1 | Практикум по решению задач. | |
31 | Практикум по решению задач. | 1 | Практикум по решению задач. | |
Часть V 32 33 | Творческая работа подбор и составление задач реальной математики для учащихся 7-8 классов. | 2 | Частично – поисковая деятельность. | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | Математический калейдоскоп. |
Литература
- А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко, П.И. Захаров. ЕГЭ 2012 математика. М.: Интеллект – Центр, 2017.
- И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С. Трепалин, А.В. Семенов, П.И. Захаров. Математика ЕГЭ 11 класс 2012: типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2017.
- Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. Математика ЕГЭ 11 класс: практикум. М.: Экзамен, 2016.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
1.Читать и понимать графики реальной зависимости;
2.Отвечать на вопросы практической направленности;
3.Составлять математические модели к задачам и работать с ними;
4.Применять рациональные приёмы вычисления при решении примеров с большими числами;
5.Применять различные математические приёмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения, миграции и т.д.);
6.Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Педполагаемый результат:
Формирование устойчивого интереса к предмету, участие в школьном конкурсе защиты проектов, школьной олимпиаде, умение решать нестандартные задачи нестандартными методами, подбор и составление задач реальной математики для учащихся 7-11 классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текстовые задачи. Программа факультативного курса. Математика 5 кл.
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 класса одной из задач которого является формирование у учащихся умения решать различные типы текстовых задач, в то...
«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса
Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...
Элективный учебный курс "Математика: от простого к сложному"
Программа рассчитана на обучающихся 5-8 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю - 34 часа в год. Преподавние внеурочных занятий строится как углубленное узучение вопросов предусмотренных программой...
Рабочая программа. Факультативный курс «Математика: просто, сложно, интересно » 10 класс
Рабочая программа. Факультативный курс «Математика: просто, сложно, интересно » 10 класс...
Систематизируем курс математики: от простого к сложному
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 9 класса - 68 часов...
Программа внеурочной деятельности "Математика. От простого к сложному"
Программа внеурочной деятельности "Математика. От простого к сложному"...