Урок по теме: "Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла"
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_zanyatia.docx | 45.35 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБОУ СПО «Комсомольский – на – Амуре авиационно-технический техникум»
Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла
Методическая разработка
открытого урока по дисциплине «Математика»
Комсомольск - на – Амуре, 2013 г.
Технологическая карта урока
Дисциплина: математика
Тема: Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного
интеграла.
Группа: ЛА-09
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-практикум, урок систематизации и обобщения знаний
Цели урока:
- Обучающие:
-углубить, систематизировать и обобщить знания, умения и навыки студентов по теме «Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла»;
-применение полученных знаний при решении задач на практике.
- Развивающие:
- развитие правильной математической речи, мышления, памяти;
- развитие внимательности, вычислительных навыков;
- развитие навыков индивидуальной работы.
- Воспитательные:
- стимулирование интереса студентов к данной теме;
- активизация взаимодействия между студентами;
- воспитание самостоятельности, коллективизма, ответственности,
сотрудничества и взаимопомощи;
Обеспечение урока:
- Методическое обеспечение урока:
- Дифференцированный подход в обучении.
- Презентации по теме
- Методические указания
- Работа консультантов
- Дидактическое обеспечение:
- Таблица интегрирования.
- Математический диктант.
- Мини-тест
- Индивидуальные задания - карточки.
- Оценочный лист
- Информационно- компьютерное обеспечение:
- Мультимедийный проектор.
- Презентации по теме.
Литература:
Основная:
1.В.П. Омельченко «Математика», Ростов н/Д, 2005г.
2. Н.В.Богомолов «Практические задания по математике»- М.: Высш.шк.,2002г.
3. Г.Н. Яковлев «Алгебра и начала анализа» - М.: Наука, 1987г., ч.1.
Дополнительная:
- М.И. Башмаков «Алгебра и начала анализа». -М.: Дрофа, 2003г.
- В.Т. Лисичкин «Математика»- М.: Высш.шк., 1991г.
- М.И.Башмаков «Дидактические материалы»- М.: Дрофа, 2003г.
Домашнее задание:
Повторить вопросы теории. Вычислите площадь фигуры, ограниченной
линиями:
- у =и у = 2х+3
- у =, у=0,5 и х=1
- у = и у = 4
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный этап:
- Приветствие, психологический настрой на совместную деятельность преподавателя и студентов;
- Определение мотивации и постановка целей урока;
- Проверка готовности студентов к учебному занятию.
- Домашнее задание:
Повторить вопросы теории. Задание по выбору студентов.
- Актуализация опорных знаний и умений:
Содержание: | Методы контроля ЗУН: |
| Письменная работа (индивидуальная самостоятельная работа) |
интегрирования?
смысл определенного интеграла?
| Устная работа студентов, фронтальный опрос. |
- Обобщение изученного материала.
Содержание: | Методы контроля ЗУН: |
| Беседа Практический метод обучения. Решение упражнений. |
| Наглядно-демонстрационный (демонстрация презентации).Письменная работа студентов. |
- Закрепление изученного материала.
Содержание: | Методы контроля ЗУН: |
Мини-тест | Практические методы обучения. Дифференцированные тестовые задания. |
- Подведение итогов занятия.
Анализ урока, обобщение результатов работы студентов
- Организационный этап:
Приветствие преподавателя, психологический настрой на совместную работу, проверка готовности студентов к уроку, организация внимания. Перед вами высказывание Лейбница, которое он часто любил повторять:
«Не будем спорить, а будем вычислять!»
Ставится образовательная цель урока. Ребята, сегодня у нас урок систематизации и обобщения знаний по теме «Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла». Мы повторим основные определения и понятия из раздела «Первообразная и интеграл»: криволинейной трапеции, неопределенного и определенного интегралов, геометрический смысл определенного интеграла, основные приемы вычисления площадей плоских фигур.
В тетради запишите число, тему урока.
- Домашнее задание:
На уроке мы будем решать задачи, применять полученные знания, набираться опыта. А закрепить ваши умения и знания вы сможете, выполнив домашнее задание. Предлагается под запись в тетрадь. Повторить вопросы теории. Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями, сделать рисунок. По выбору студента:
Оценка «3» - 1 задание, «4» - 2 задания, «5»- 3 задания
- у =и у = 2х+3
- у =, у=0,5 и х=1
- у = и у = 4
- Актуализация опорных знаний и умений:
Перед тем, как начать работу на вычисление площади фигуры, мы проверим ваши навыки по вычислению определенного интеграла.
- Математический диктант. Содержание задания к диктанту:
- Запишите формулу Ньютона-Лейбница.
- Верно ли:
- Определенный интеграл от алгебраической суммы функций равен алгебраической сумме их определенных интегралов;
- Постоянный множитель можно вынести за знак интеграла;
c) При перестановке пределов интегрирования, знак интеграла сохраняется.
Вычислите:
- 1
- Повторение вопросов теории:
- Как называется функция F(x) для функции f(x)?
- Неопределенный интеграл – это…
- Каким действием можно проверить результат интегрирования?
- Назовите основные методы интегрирования.
- Криволинейная трапеция – это…
- Как называется приращение первообразных функций F(b) –F(a) при изменении аргумента х от х=a до х=b ?
- В чем заключается геометрический смысл определенного интеграла?
- Как вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями на рисунке?
- Обобщение изученного материала.
1. Вычисление площади, самое простое применение интеграла, так как интеграл по определению тесно связан с площадью. Повторим основные способы вычисления площади, основные формулы. Алгоритм:
- Определяем границы плоской фигуры
- Если границы не указаны, то находим их, решая уравнение f(x) =0 или f(x)=g(х)
- Строим график функции / функций /
- Запишем формулу Ньютона-Лейбница.
- Находим первообразную функции.
- Вычисляем значение по формуле.
2. Задания для студентов:
№1. Определить площадь фигуры, образованной функцией у = 2х +5 и осью при изменении х от х=0 до х=3. Ответ: 24 кв.ед.
№2. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями у =.
Ответ: 36 кв.ед.
№3. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями у = -
Ответ: 9 кв.ед.
Задача, предлагаемая на ЕГЭ
Найдите площадь фигуры, ограниченной графиком функции
у = 2х-, проходящей через точку с абсциссой х =2,
и осью ординат. Уравнение касательной: у = f(x0) - f ΄(x0)· (x- x0), где x0-абсцисса точки касания. Ответ: у = -2х+4 – уравнение касательной. 2.
Дополнительно (резерв времени)
- Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями у =, у=6-х, х=0, х=6.
Ответ: 7
- Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями у=4х -, у=0, х=5.
Ответ: 13
- Не простое дело – вычисление интегралов. Удобно пользоваться готовыми формулами, таблицами. Но с чего все начиналось, немного об истории интегрального исчисления. Во время просмотра презентации и прослушивания информации, вы должны заполнить пропуски, продолжить предложение.
Вопросы:
- Первые «следы» использования интегралов были найдены в _________________
- В древности основоположником интегрального исчисления являлся____________
- Полное открытие дифференциального исчисления в XVII веке принадлежит _______________и __________________
- Эйлер, Лобачевский, Коши, Остроградский внесли вклад в __________________
- С помощью интегралов можно решать такие задачи, как: _____________________________________________________________________
- Закрепление изученного материала.
Мини- тест. Задания для студентов на оценку «3»
№1. С помощью формулы Ньютона- Лейбница вычисляют:
а) первообразную функция
б) площадь криволинейной трапеции
в) интеграл
г) производную
№2. Вычислите Ответы: а) 13,5; б) 10,5; ; г) 18
№3. Найдите площадь фигуры, ограниченной осью Ох и параболой у = 9-
Ответы: а) 18; б) 36; в) 72; г) нельзя вычислить
Задания для студентов на оценку «4» и «5»
№1.Вычислите Ответы: а) ; б) ; в); г) 9
№2.Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями у = Ответы: а) ; б) ; в)
№3. Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиком функции
у = -. Ответы: а) ; б) ; в); г) 4,5
- Подведение итогов занятия.
Анализ урока, обобщение результатов работы студентов по таблице.
Преподаватель: Спасибо за активную работу. Вы работали дружно, оказывали друг другу помощь. Выставление оценок.
Дополнительно: /резерв времени/
- Веселая математическая викторина
- Индивидуальные карточки - задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла"
Урок изучения нового материала в 11 классе....
Урок-презентация "Вычисление площадей плоских фигур с помощью интеграла "
Предлагаемый материал содержит план-конспект урока и подробную презентацию по теме "Вычисление площадей фигур с помощью интеграла". Даётся подробная классификация задач, рассматривается аналитическое ...
Методическая разработка открытого занятия по предмету «Алгебра и начала анализа» с использованием ИКТ Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”, 11 класс
Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи учителям математики, предмет «Алгебра и начала анализа» в организации учебного занятия в 11 классе по теме: «Вычисление площадей ...
Открытый урок по теме "Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла"
Материалы открытого урока включают в себя несколько файлов: ход урока, технологическую карту урока, вопросы для повторения....
Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”.
Урок с презентацией разработан для обучающихся 1 курса среднего профессионального образования....
Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла
Презентация у уроку в 11 классе...
Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла
Вычисление площадей фигур с помощью определенного интеграла...