Неравенства с двумя переменными
план-конспект урока по алгебре на тему
Технологическая карта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algebra_9_klass._neravenstva_s_dvumya_peremennymi.doc | 108.5 КБ |
raznourovnevyy_test._10_tklass.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №23 г. ЙОШКАР-ОЛЫ»
РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО АЛГЕБРЕ
В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«Неравенства с двумя переменными»
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
Луценко Ольга Александровна
ЯНВАРЬ 2016
ФИО учителя Луценко Ольга Александровна
Класс_9 Предмет «Алгебра»
Тема урока : Неравенства с двумя переменными
Место и роль урока в изучаемой теме_ Закрепление пройденного материала
Цели урока
образовательные: сформулировать определение неравенства, применять свойства неравенства. Изображать графики функций: квадратичной, линейной, обратной пропорциональности, изображать окружность в системе координат по её уравнению. Находить решение неравенства с двумя переменными графически, определяя его как часть множества точек координатной плоскости. Выполнять задания по повторению пройденного материала для подготовки к государственному обязательному экзамену по математике.
развивающие: применять полученные знания при решении неравенства графически (простейшие случаи). Правильно использовать термины: левая часть неравенства, правая часть неравенства, график функции, парабола, гипербола, прямая линия, окружность, круг, координатная плоскость, прямоугольная система координат ХОУ
воспитательные: вести эстетически и математически корректные чертежи в координатной плоскости , оформлять грамотно записи при выполнении заданий, работать самостоятельно в группа и парах, сопереживать, помогать друг другу, вести диалог.
Учебник Алгебра 9, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова, Москва «Просвещение» 2013
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание учебного материала | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1.Организация начала урока (1 мин) | Подготовка учащихся к работе на уроке. Готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в режим работы. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Приветствуя друг друга, настраиваются на совместное сотрудничество. | Настраиваются на работу на уроке, готовятся к получению новых знаний. | |
2.Проверка выполнения домашнего задания (9 мин) | Проверка правильности и осознанности выполнения домашнего задания обучающимися, выявление пробелов и их коррекция. Сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. | Контрольные вопросы: -Что такое функция? -На предложенных вам карточках примеры нескольких зависимостей между переменными, укажите, какие из них не являются функциями. (Приложение1) -Дать устно краткую характеристику расположения графиков предложенных зависимостей в системе координат. Проверка решения домашнего задания № 486 Ответы: а) прямая х = 3 и часть координатной плоскости, расположенная справа от этой прямой, б) часть координатной плоскости, расположенная ниже прямой у = - 1 в) часть координатной плоскости, расположенная между прямыми х = 1 и х = 4, г) прямые у = -3, у = 3 и часть координатной плоскости, расположенная между ними. | Проводит фронтальный опрос, отвечает на вопросы учащихся Предлагает сверить результаты выполнения домашнего задания. ( Решение на слайде) | Работают в парах. Выполняют задания, готовят ответы на вопросы. Задают вопросы, сравнивают результаты, полученные при выполнении домашнего задания. | Общаются, находят ошибки и устраняют их с помощью диалогового общения. | Проверяют эстетичность и корректность выполнения записей в тетрадях Взаимоценка выполнения Д/з |
3.Подготовка к основному этапу урока (9 мин) (1 мин) | Мотивация , актуализация опорных знаний и умений. Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока. | Индивидуальные задания каждому (на карточках) Задания на два варианта. (Приложение 2) Ответы( на слайде) : 1 вариант. 1) график-парабола, вершина которой находится в т.(0;4) и ветви направлены вниз; 2) А(1;3)принадлежит графику данной функции, В(0; 5) не принадлежит графику данной функции; 3)неравенство верно, т.к. прямая у = 5 не пересекает параболу и расположена выше вершины параболы. 4) а) окружность с радиусом 3; б)круг с радиусом 3 без границы; 5) вторая и четвертая четверти координатной плоскости, включая оси ОХ и ОУ. 2 вариант 1) график-парабола, вершина которой находится в т.(0;- 4) и ветви направлены вверх; 2) А(1;- 3) принадлежит графику данной функции, В(0;- 5) не принадлежит графику данной функции; 3)неравенство верно, т.к. прямая у = - 5 не пересекает параболу и расположена ниже вершины параболы. 4) а) окружность с радиусом 2; б)круг с радиусом 2 без границы 5) первая и третья четверти координатной плоскости, включая оси ОХ и ОУ Физминутка В положении сидя носочки ног потянуть вперед, откинувшись на спинку стула и отведя руки за спинку стула, голову наклонить назад (повторить трижды) | Организация погружения в проблему Проводит фронтальный опрос. Предлагает учащимся назвать тему урока и цели | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Пытаются решить задания известным способом. Задания выполняют самостоятельно. Сверяют ответы Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель . |
4Усвоение новых знаний и способов действий (8 мин) | . Организация работы в группах | Самостоятельная работа в группах-парах Задание № 487(а. в ) Изобразить на координатной плоскости множество решений неравенства, дать устное обоснование. Работу выполняем в рабочих тетрадях. Ответы: а) у ≤ х2 – 4. Решением неравенства является множество точек параболы, ветви которой направлены вверх, и точки координатной плоскости, расположенные во внешней области параболы; в) х2 + у2≤ 25 Решением является множество точек круга с радиусом 5 и центром (0;0) | Организует работу учащихся в группах. Организует диалог с обучающимися. | Записывают в тетрадях неравенства, выполняют построения кривых в координатной плоскости. Объясняют результаты сравнений. Формулируют тему и цель урока | Строят понятные для собеседника высказывания | Обосновывают решения, приводят примеры, учатся анализировать |
5.Первичная проверка понимания (3 мин) | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала учащимися | Повторение: - Какое выражение называется неравенством? - Сколько решений имеет неравенство? – Что собою представляет решение неравенства с одной переменной на числовой оси? – Что собою представляет решение неравенства с двумя переменными на координатной плоскости? | Выявляет пробелы и неверные решения, проводит коррекцию. | Усваивают сущность новых знаний и способов действий на репродуктивном уровне | Учатся коллективному усвоению знаний методом проб и ошибок. | Ликвидируют типичные ошибки и неверные представления о неравенствах и их решениях. |
6.Закрепление знаний и способов действий (5 мин) | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.. | Выполнение задания № 487 (б,г). Работают в тетрадях и два ученика выполняют работу на обратной стороне классной доски. Ответы: б) у ≥ (х – 2)2 – 1 Решением является множество точек параболы, ветви которой направлены вверх, а вершина в точке (2; - 1), и точки координатной плоскости, находящиеся во внутренней области параболы. г) (х – 1)2 + (у – 2)2 ≤ 4 Решением является множество точек круга с радиусом 2 и центром (1;2) | Проводит коррекционную работу, дает консультацию по просьбе учащихся | Прослушивание информации одноклассников, выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях | Учатся слушать, проверять, исправлять ошибки и анализировать работу одноклассников | Проверяют правильность выполнения своих заданий, корректируют записи и рисунки, следят за эстетикой письма в тетрадях |
7.Обобщение и систематизация знаний (2 мин) | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу. | Обобщение рассматриваемого теоретического и практического материала на уроке по теме «Неравенства с двумя переменными» | Контролирует правильность произношения терминов и их применение в построении определений | Активная и продуктивная деятельности учащихся по классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных связей | Взаимопроверка правильности высказываний одноклассников | Постановка задач для себя по усвоению материала |
8.Информация о домашнем задании (1 мин) | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задание на дом: № 490,491 Ответы к № 490 : а) (х – 2)2+ у2≤ 9 б) х2 + (у – 4)2 ≥ 4; к № 491 а) у > х2 – 9; б) у< (х + 2)2 | Реализует необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их развития | Проводят сверку соответствующих записей в тетрадях и дневниках. | Настраиваются на верное выполнение домашнего задания | Оценивают свои возможности для выполнения домашнего задания |
9. Контроль и самопроверка знаний (4 мин) | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения, об уровне подготовки к государственному обязательному экзамену по математике | Тест (самостоятельная работа) по повторению (Приложение 3) Ответы во всех заданиях под № 1 | Наблюдает за самостоятельным выполнением заданий учащимися | Выявляют качество и уровень овладения знаниями и способами действий по решению неравенств и уравнений. | Обеспечивают коррекцию записей и верных ответов. | Выполняют работу индивидуально |
10.Подведение итогов знаний (1 мин) | Подведение итогов усвоения знаний. Выставление оценок. | (Приложение 4 – маршрутный лист урока) | Комментирует и выставляет оценки за урок | Сдают учителю маршрутные листы на выставление оценок | Проводят оценку своих возможностей на успешное усвоение материала урока | Анализируют и сравнивают результаты своей деятельности за урок с другими учащимися |
11.Рефлексия (1 мин) | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). | - Я узнал на уроке…. -Мне было трудно … - Мне было понятно …. - На уроке мне понравилось… | Предлагает учащимся проанализировать их деятельность на уроке. А также оценить усвоение материала за урок. | Мотивируют свои успехи и учебную деятельность | Усваивают принципы саморегуля ции и сотрудничества. Прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. | Осмысливают свои действия и дают самооценку. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
| ПРИЛОЖЕНИЕ 2 I вариант 1.Изобразите график функции y = - x2 + 4 2.Принадлежат ли графику функции точки: A (1; 3), B (0;5) 3.Верно ли неравенство: - х2 + 4 < 5 Пользуясь графиком, докажите истинность неравенства. Как интерпретировать это геометрически? 4.Изобразите решение уравнения и неравенства на координатной плоскости: а) х2 + у2 = 9; б) х2 + у2 < 9 5.Изобразите на координатной плоскости множество решений неравенства ху ≤ 0 II вариант 1.Изобразите график функции y = x2 - 4 2.Принадлежат ли графику функции точки: A (1;- 3), B (0;- 5) 3.Верно ли неравенство: х2 – 4 > - 5 Пользуясь графиком, докажите истинность неравенства. Как интерпретировать это геометрически? 4.Изобразите решение уравнения и неравенства на координатной плоскости: а) х2 + у2 = 4; б) х2 + у2 < 4 5.Изобразите на координатной плоскости множество решений неравенства ху ≥ 0 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (пример одного варианта) 1.Решите неравенство х2 – х - 12≤ 0 Выбрать вариант ответа 1) [- 3;4] 2) [3; - 4] 3) [3;4] 4) [ -∞;-3]U [4;+ ∞ ] 2.Какое из приведенных ниже неравенств является верным при любых a и b, удовлетворяющих условиям a>0, b <0? 1) (a – b)/a> 1 2) 2a + b > 0; 3) a + b < 0; 4) (b2/a) > 1 3.Решите уравнение (5х – 3)2 = (5х + 6)2 Выбрать вариант ответа: 1) – 0,3 2) 0,3 3) 3 4) – 3 Фамилия, имя уч –ся: |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА
Виды деятельности обучающегося на уроке | |||
Фамилия, имя: | Класс | Число | |
Тема урока: | |||
№ п/п | Оценка | Самооценка | |
1 | Проверка домашней работы | ||
2 | Работа по карточкам | ||
3 | Самостоятельная работа в парах, выполнение № 487 (а,в) | ||
4 | Повторение (ответы на вопросы) | ||
5 | Работа в тетрадях, № 487 (б.г) | ||
6 | Участие в обобщении знаний | ||
7 | Получение домашнего задания, корректировка | ||
8 | Тест (самостоятельная работа) | ||
9 | Отметка итоговая | ||
10 | Рефлексия (анализ собственной деятельности на уроке, мотивация успехов) |
Предварительный просмотр:
Контрольно – измерительные материалы по теме:
«Производная, техника дифференцирования, применение производной».
Вариант 1
Часть 1
А 1. Тело движется по прямой так, что расстояние S(в метрах) от него до данной точки М этой прямой изменяется по закону (-время движения в секундах). Найдите скорость и ускорение в момент .
А 2. Найти производную функции .
А 3. Найти производную функции .
А 4. Мальчик толкнул футбольный мяч, который после этого стал двигаться по закону , где - пройденное мячом расстояние, измеряемое в метрах, а t – прошедшее после начала движения время, измеряемое в секундах. Через сколько секунд после начала движения мяч остановится?
А 5. Укажите абсциссу точки графика функции , в которой угловой коэффициент касательной равен 0.
Часть 2
В 1. Функция определена на отрезке [-6; 6]. На рис. 1 изображен график её производной. Определите количество промежутков возрастания функции . Y
-6 0 1 6 x
Рис.1
В 2. Функция определена на промежутке . На рис.2 изображен график её производной. Найдите точку , в которой функция принимает наибольшее значение
Рис 2
В 3. Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции в точке с абсциссой .
Часть 3
С 1. Функция определена на промежутке . На рис. 3 изображен график её производной. Найдите точку , в которой функция принимает наименьшее значение на отрезке .
y
-4 0 1 7 x
Рис.3
C 2. Найдите наименьшее значение функции .
Вариант 2
Часть 1
А 1. Точка движется прямолинейно по закону S(t)=. Вычислите скорость при .
А 2. Найти значение производной функции в точке .
4)0,5
А 3. Найти производную функции .
А 4. При плавном торможении автомобиля зависимость пройденного пути S, измеряемого в метрах, от времени t, прошедшего с момента начала торможения, выражается законом: . Сколько метров проедет автомобиль от момента начала торможения до полной остановки?
А 5. Угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в точке с положительной абсциссой , равен 2. Найдите .
Часть 2
В 1. Функция определена на отрезке [-7; 7]. На рис 1. изображен график её производной. Найдите сумму всех целых значений х из промежутка убывания функции.
-7 0 1 7 x
Рис. 1
В 2. Функция определена на промежутке . На рис. 2 изображен график её производной. Найдите точку , в которой функция принимает наименьшее значение.
Y
0 1 x
Рис. 2.
В 3. Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции в точке с абсциссой .
Часть 3
С 1. Функция определена на промежутке . На рис. 3 изображен график её производной. Найдите точку , в которой функция принимает наибольшее значение на отрезке .
Y
0 1 x
Рис.3
C 2. Найдите наибольшее значение функции
Ответы
№ | А 1 | А 2 | А 3 | А 4 | А 5 | В 1 | В 2 | В 3 | С 1 | С 2 |
1 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 6 | -2 | -2,125 |
2 | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | -10 | 5 | 1 | 3 | 0,75 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока алгебры для 9 класса по теме "Системы неравенств с двумя переменными в задачах линейного программирования"
Данная разработка может применяться как обобщающий урок по теме "Системы неравенств с двумя переменными" в 9 классе (алгебра 9 под ред. Теляковского) и как урок повторения по данной теме в 10 классе. ...
Презентация по теме "Решение неравенств с двумя переменными"
Данная презентация наглядно показывает графический способ решения неравенств с двумя переменными....
Урок."Неравенства с двумя переменными."
9 класс. Тема урока:"Неравенства с двумя переменными." Объяснение нового материала....
Открытый урок по теме "Неравенства с двумя переменными"
Данный урок проводился в рамках месячника открытых уроков. Рассчитан на среднего уровня класс, разработан по учебнику Макарычева Ю.Н. и др. - М. : Просвещение, 2010, пункт 21, относится к уроку изучен...
Решение неравенств и систем неравенств с двумя переменными
Алгебра.Повторение. Подготовка к ГИА. 9 класс....
Презентация к уроку "Неравенства с двумя переменными".
Предлагаемая вашему вниманию презентация содержит иллюстрации к решению некоторых заданий из параграфа "Неравенства с двумя переменными" учебника алгебры для 9 класса Ю.Н.Макарычева и др. Сами р...
Разработка урока по алгебре в 9 классе по теме: "Неравенства с двумя переменными"
Урок закрепления пройденного материала по теме :"Неравенства с двумя переменными" в 9 классе, учебник Алгебра 9, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др. Разработка урока в форме технологической...