программа 7-8 алгебра
рабочая программа по алгебре на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЛНР «Зимогорьевская гимназия»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
______________Саркисьян Э.Г.
___________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
базовый уровень
7 – 8 классы
Составитель рабочей программы:
Кобченко Дарья Игоревна
2016 - 2017 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 7-8 классов составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н.).
Данная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю) в каждом классе, в том числе контрольных работ – 10 (включая итоговую контрольную работу).
Изучение курса алгебра в 7, 8 классах ориентировано на использование учащимися учебника для 7, 8 классов (авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков), содержание которого соответствует учебному материалу.
- Цели изучения алгебры в 7 классе
- продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В курсе алгебры 7 класса систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной; учащиеся знакомятся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида, действиями над степенями с натуральными показателями, формулами сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители, со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, вырабатывается умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Выражения, тождества, уравнения (20 часов)
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Ознакомление обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
Глава 2. Функции (11 часов)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.
Цель: ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
Глава 3. Степень с натуральным показателем (12 часов)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.
Цель: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm · аn = аm+n; аm : аn = аm-n, где m > n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambm учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.
Глава 4. Многочлены (17 час)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Цель: выработать умение выполнять сложе ние, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
Глава 5. Формулы сокращенного умножения (20 часа)
Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Цель: выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево». Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2 а b + b2) = а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
Глава 6. Системы линейных уравнений (14 часов)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Цель: ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
Повторение (6 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса.
Планируемые результаты освоения курса
алгебры к концу 7 класса
В ходе преподавания алгебры в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности,приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
- решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Календарно-тематическое планирование
по алгебре в 7 классе.
(Количество часов в неделю – 3 ч; количество часов в год – 102 ч)
Номер урока | Содержание | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
Повторение | 4 | ||||
1/1 | Повторение по теме «Обыкновенные дроби». | 1 | |||
2/2 | Повторение по теме «Действия с рациональными числами». | 1 | |||
Глава I. Выражения, тождества, уравнения. | 20 | ||||
§ 1. Выражения | 4 | ||||
3/1 | Числовые выражения. | 1 | |||
4/2 | Выражения с переменными. | 1 | |||
5/3 | Выражения с переменными. | 1 | |||
6/4 | Сравнение значений выражений. | 1 | |||
§ 2. Преобразование выражений. | 8 | ||||
7/1 | Свойства действий над числами. | 1 | |||
8/2 | Свойства действий над числами. | 1 | |||
9/3 | Тождества. | 1 | |||
10/4 | Тождественные преобразования выражений. | 1 | |||
11-13/7 | Тождественные преобразования выражений. | 3 | |||
14/8 | Контрольная работа № 1. | 1 | |||
§ 3. Уравнения с одной переменной. | 5 | ||||
15/1 | Уравнения и его корни. | 1 | |||
16/2 | Линейное уравнение с одной переменной. | 1 | |||
17/3 | Линейное уравнение с одной переменной. | 1 | |||
18/4 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | |||
19/5 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | |||
§ 4. Статистические характеристики. | 3 | ||||
20/1 | Среднее арифметическое, размах и мода. | 1 | |||
21/2 | Медиана как статистическая характеристика. | 1 | |||
22/3 | Контрольная работа № 2 . | 1 | |||
Глава II. Функции | 11 | ||||
§ 5. Функции и их графики | 4 | ||||
23/1 | Что такое функция. | 1 | |||
24/2 | Вычисление значений функции по формуле. | 1 | |||
25/3 | График функции. | 1 | |||
26/4 | График функции. | 1 | |||
§ 6. Линейная функция. | 7 | ||||
27/1 | Прямая пропорциональность и ее график. | 1 | |||
28/2 | Прямая пропорциональность и ее график. | 1 | |||
29/3 | Прямая пропорциональность и ее график. | 1 | |||
30/4 | Линейная функция и ее график. | 1 | |||
31/5 | Линейная функция и ее график. | 1 | |||
32/6 | Линейная функция и ее график. | 1 | |||
33/7 | Контрольная работа № 3. | 1 | |||
Глава III. Степень с натуральным показателем. | 12 | ||||
§ 7. Степень и ее свойства. | 6 | ||||
34/1 | Определение степени с натуральным показателем. | 1 | |||
35/2 | Умножение и деление степеней. | 1 | |||
36/3 | Умножение и деление степеней. | 1 | |||
37/4 | Возведение в степень произведения. | 1 | |||
38/5 | Возведение в степень степени. | 1 | |||
39/6 | Применение свойств степени для преобразования выражений. | 1 | |||
§ 8. Одночлены. | 6 | ||||
40/1 | Одночлен и его стандартный вид. | 1 | |||
41/2 | Умножение одночленов. | 1 | |||
42/3 | Возведение одночленов в степень. | 1 | |||
43/4 | Функция у = х2 и ее график. | 1 | |||
44/5 | Функция у = х3 и ее график. | 1 | |||
45/6 | Контрольная работа № 4 (за 1 полугодие). | 1 | |||
Глава IV. Многочлены. | 17 | ||||
§ 9. Сумма и разность многочленов. | 3 | ||||
46/1 | Многочлен и его стандартный вид. | 1 | |||
47/2 | Сложение и вычитание многочленов. | 1 | |||
48/3 | Сложение и вычитание многочленов. | 1 | |||
§ 10. Произведение одночлена и многочлена. | 7 | ||||
49/1 | Умножение одночлена на многочлен. | 1 | |||
50/2 | Умножение одночлена на многочлен. | 1 | |||
51/3 | Умножение одночлена на многочлен. | 1 | |||
52/4 | Вынесение общего множителя за скобки. | 1 | |||
53/5 | Вынесение общего множителя за скобки. | 1 | |||
54/6 | Вынесение общего множителя за скобки. | 1 | |||
55/7 | Контрольная работа № 5. | 1 | |||
§ 11. Произведение многочленов. | 7 | ||||
56/1 | Умножение многочлен на многочлен. | 1 | |||
57/2 | Умножение многочлен на многочлен. | 1 | |||
58/3 | Умножение многочлен на многочлен. | 1 | |||
59/4 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | 1 | |||
60/5 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | 1 | |||
61/6 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | 1 | |||
62/7 | Контрольная работа № 6. | 1 | |||
Глава V. Формулы сокращенного умножения. | 20 | ||||
§ 12. Квадрат суммы и квадрат разности. | 4 | ||||
63/1 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 1 | |||
64/2 | Возведение в куб суммы и разности двух выражений. | 1 | |||
65/3 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | 1 | |||
66/4 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | 1 | |||
§ 13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов. | 6 | ||||
67/1 | Умножение суммы и разности двух выражений на их сумму. | 1 | |||
68/2 | Разложение разности квадратов на множители. | 1 | |||
69/3 | Разложение разности квадратов на множители. | 1 | |||
70/4 | Разложение на множители суммы и разности кубов. | 1 | |||
71/5 | Разложение на множители суммы и разности кубов. | 1 | |||
72/6 | Контрольная работа № 7. | 1 | |||
§ 14. Преобразование целых выражений. | 10 | ||||
73/1 | Преобразование целого выражения в многочлен. | 1 | |||
74/2 | Преобразование целого выражения в многочлен. | 1 | |||
75/3 | Преобразование целого выражения в многочлен. | 1 | |||
76/4 | Применение различных способов для разложения на множители. | 1 | |||
77/5 | Применение различных способов для разложения на множители. | 1 | |||
78/6 | Применение различных способов для разложения на множители. | 1 | |||
79/7 | Применение различных способов для разложения на множители. | 1 | |||
80/8 | Применение различных способов для разложения на множители. | 1 | |||
81/9 | Применение различных способов для разложения на множители. | 1 | |||
82/10 | Контрольная работа № 8. | 1 | |||
Глава VI. Системы линейных уравнений. | 14 | ||||
§ 15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы. | 4 | ||||
83/1 | Линейное уравнение с двумя переменными. | 1 | |||
84/2 | График линейного уравнения с двумя переменными. | 1 | |||
85/3 | График линейного уравнения с двумя переменными. | 1 | |||
86/4 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | |||
§ 16. Решение систем линейных уравнений. | 10 | ||||
87/1 | Способ подстановки. | 1 | |||
88/2 | Способ подстановки. | 1 | |||
89/3 | Способ подстановки. | 1 | |||
90/4 | Способ сложения. | 1 | |||
91/5 | Способ сложения. | 1 | |||
92/6 | Способ сложения. | 1 | |||
93/7 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 1 | |||
94/8 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 1 | |||
95/9 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 1 | |||
96/10 | Контрольная работа № 9. | 1 | |||
Повторение | 6 | ||||
97/1 | Выражения, тождества, уравнения. | 1 | |||
98/2 | Функции | 1 | |||
99/3 | Степень с натуральным показателем. | 1 | |||
100/4 | Многочлены. Формулы сокращенного умножения. | 1 | |||
101/5 | Итоговая контрольная работа (№ 10). | 1 | |||
102/6 | Обобщающий урок | 1 |
- Цели изучения алгебры в 8 классе
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
Формирование представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части,общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно- технического прогресса
Решаемые задачи
- Развитие представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
- Формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
- Овладение символическим языком алгебры,
- Изучение свойств и графиков элементарных функций, использование функционально-графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей;
- Получение представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- Развитие логическое мышления и речи — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использование различных языков математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- Формирование представлений об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Содержание обучения
Рациональные дроби 23 часа
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.
Рациональные выражения и их преобразования. Функция y=k/x и ее график.
Квадратные корни 19 часов
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней.. Преобразование выражений , содержащих квадратные корни. Функция y= , ее свойства и график.
Квадратные уравнения 21 час
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Неравенства 20 часов
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств.Погрешность и точность приближения. Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Степень с целым показателем . Элементы статистики 11 часов
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начаотные сведения об организации статистических исследований.
Повторение 8 часов
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | |
Наименование тем | Авторская программа | Рабочая программа | |
1 | Рациональные дроби | 23 | 23 |
2 | Квадратные корни | 19 | 19 |
3 | Квадратные уравнения | 21 | 21 |
4 | Неравенства | 20 | 20 |
5 | Степень с целым показателем . Элементы статистики | 11 | 11 |
6 | Повторение | 8 | 8 |
Итого | 102 | 102 |
Планируемые результаты освоения курса
алгебры к концу 8 класса
Алгебраические выражения
ученик должен знать/ понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
ученик должен уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия с алгебраическими дробями; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
Уравнения и неравенства
ученик должен знать/ понимать
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства;
- примеры их применения для решения математических и практических задач;
ученик должен уметь
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства
Функции
ученик должен знать/ понимать
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
ученик должен уметь
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики
Элементы статистики
ученик должен знать/ понимать
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
ученик должен уметь
- представлять статистические данные в виде таблиц, диаграмм, графиков;
- вычислять средние результаты измерений;
- делать статистические выводы на основе выборки;
- находить частоту события , используя собственные наблюдения и готовые статистические данные
Ученик должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами
Календарно-тематическое планирование
по алгебре в 8 классе.
Количество часов в неделю – 3 ч; количество часов в год – 102 ч.
Автор учебника: Ю. Н. Макарычев.
№ урока | № урока в № в теме | Содержание | Дата проведения | |
По плану | ||||
Повторение | ||||
1 | 1 | Инструктаж по ТБ. Повторение материала 7 класса | ||
Глава I. Рациональные дроби (22 ч) | ||||
2 | 1 | Рациональная дробь | ||
3-4 | 2-3 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | ||
5 | 4 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | ||
6-7 | 5-6 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | ||
8 | 7 | Решение упражнений. С/р. | ||
9 | 8 | «Сумма и разность дробей». Контрольная работа №1 | ||
10-12 | 9-11 | Анализ контрольной работы. Умножение дробей | ||
13-14 | 12-13 | Возведение дробей в степень | ||
15-16 | 14-15 | Деление дробей | ||
17 | 16 | Преобразование рациональных выражений. | ||
18-19 | 17-18 | Преобразование рациональных выражений. Решение упражнений | ||
20 | 19 | Преобразование рациональных выражений | ||
21 | 20 | Функция y=k/x ее свойства и график | ||
22 | 21 | Функция y=k/x и ее график | ||
23 | 22 | «Произведение и частное дробей» Контрольная работа №2 | ||
Глава II Квадратные корни (20 ч) | ||||
24 | 1 | Анализ контрольной работы. Рациональные числа | ||
25 | 2 | Иррациональные числа | ||
26 | 3 | Квадратный корень. Арифметический квадратный корень | ||
27 | 4 | Уравнение x²=a | ||
28 | 5 | Решение уравнений , сводящихся к виду x²=a | ||
29 | 6 | Нахождение приближенных значений квадратного корня | ||
30 | 7 | Функция y=√x и ее график | ||
31-32 | 8-9 | Квадратный корень из произведения и дроби | ||
33 | 10 | Квадратный корень из степени | ||
34 | 11 | Обобщение по теме. Решение упражнений | ||
35 | 12 | «Свойства арифметического корня» Контрольная работа №3 | ||
36 | 13 | Анализ контрольной работы. Вынесение множителя за знак корня | ||
37 | 14 | Вынесение множителя за знак корня. Решение упражнений. | ||
38 | 15 | Внесение множителя под знак корня | ||
39 | 16 | Внесение множителя под знак корня. Решение упражнений | ||
40 | 17 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | ||
41 | 18 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Доказательство тождеств | ||
42 | 19 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.Обобщение. | ||
43 | 20 | «Применение свойств арифметического квадратного корня» Контрольная работа №4 | ||
Глава III Квадратные уравнения (20 ч) | ||||
44 | 1 | Анализ контрольной работы. Неполные квадратные уравнения | ||
45 | 2 | Решение неполных квадратных уравнений. | ||
46 | 3 | Формула корней квадратного уравнения. Дискриминант | ||
47 | 4 | Решение квадратных уравнений | ||
48 | 5 | Решение уравнений, сводящихся к квадратным. | ||
49 | 6 | Решение задач с помощью составления квадратных уравнений | ||
50-51 | 7-8 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | ||
52 | 9 | Теорема Виета. | ||
53 | 10 | Применение теоремы Виета | ||
54 | 11 | «Квадратное уравнение и его корни». Контрольная работа №5 | ||
55 | 12 | Анализ контрольной работы. Решение дробных рациональных уравнений. | ||
56-57 | 13-14 | Решение дробных рациональных уравнений. | ||
58 | 15 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | ||
59 | 16 | Решение задач на «работу»с помощью рациональных уравнений | ||
60 | 17 | Решение задач на «движение»с помощью рациональных уравнений | ||
61 | 18 | Решение задач с помощью рациональных уравнений. Обобщение | ||
62 | 17 | Уравнения с параметром | ||
63 | 20 | «Дробные рациональные уравнения» Контрольная работа №6 | ||
Глава IV Неравенства (20 ч) | ||||
64 | 1 | Анализ контрольной работы. Числовые неравенства | ||
65 | 2 | Свойства числовых неравенств. | ||
66 | 3 | Свойства числовых неравенств. Решение упражнений | ||
67 | 4 | Сложение числовых неравенств | ||
68 | 5 | Умножение числовых неравенств | ||
69 | 6 | Погрешность и точность приближения. Абсолютная погрешность | ||
70 | 7 | Погрешность и точность приближения. Относительная погрешность | ||
71 | 8 | Решение упражнений | ||
72 | 9 | «Свойства числовых неравенств» Контрольная работа №7 | ||
73 | 10 | Анализ контрольной работы. Пересечение и объединение множеств | ||
74 | 11 | Числовые промежутки | ||
75 | 12 | Пересечение, объединение числовых промежутков | ||
76 | 13 | Решение неравенств с одной переменной | ||
77 | 14 | Решение линейных неравенств | ||
78 | 15 | Решение неравенств , сводящихся к линейным неравенствам | ||
79 | 16 | Решение неравенств с одной переменной. Обобщение. | ||
80 | 17 | Решение систем неравенств с одной переменной | ||
81 | 18 | Решение систем неравенств с одной переменной. Решение упражнений | ||
82 | 19 | Решение систем неравенств с одной переменной. Обобщение. | ||
83 | 20 | «Решение неравенств с одной переменной» Контрольная работа № 8 | ||
Глава V Степень с целым показателем. Элементы статистики (11 ч) | ||||
84 | 1 | Анализ контрольной работы. Определение степени с целым отрицательным показателем | ||
85 | 2 | Свойство степени с целым отрицательным показателем | ||
86-87 | 3-4 | Свойство степени с целым показателем. Вычисление значений степени. | ||
88 | 5 | Стандартный вид числа. | ||
89 | 6 | Стандартный вид числа. Решение задач | ||
90 | 7 | «Степень с целым показателем и ее свойства» Контрольная работа №9 | ||
91 | 8 | Анализ контрольной работы. Сбор статистических данных | ||
92 | 9 | Сбор и группировка статистических данных. | ||
93 | 10 | Наглядное представление статистической информации. Диаграммы | ||
94 | 11 | Наглядное представление статистической информации. Графики | ||
Повторение (7 ч) | ||||
95 | 1 | Рациональные дроби | ||
96 | 2 | Квадратные корни | ||
97 | 3 | Квадратные уравнения | ||
98-99 | 4-5 | Неравенства | ||
100 | 6 | Степень с целым показателем | ||
101 | 7 | Итоговая контрольная работа (№ 10). | ||
102 | 8 | Обобщающий урок |
РАССМОТРЕНО: Руководитель МО ______________Литвинова Л.В. ____________________________ | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ________________Ушакова Е.В ___________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по предмету «Алгебра» (8 класс) ( по программе Ю. Н. Макарычева)
Рабочая программа по предмету "Алгебра", 8 класс( по программе Ю.Н. Макарычева). ;4 часа в неделю.Поурочное планирование....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс:Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики"
Рабочая программа элективного курса для углубленного изучения математики, в профильном классе....
Рабочая программа учебного предмета алгебра УМК «Алимов Ш.А. и др. «Алгебра 7 класс»
Рабочая программа учебного предмета УМК «Алимов Ш.А. и др. «Алгебра 7 класс»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Алгебра» 10 класс(Изучение алгебры и начал анализа проводится по учебникам «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы», базовый уровень, Алимов А.Ш, Колягин Ю.М. и др.: Просвещение, 2017)
Данная рабочая программа учебного курса 10 класса разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике в соответствии с федеральным компонентом государст...