Необходимость метапредметных связей на уроках математики
статья по алгебре на тему
Предварительный просмотр:
Необходимость
метапредметных связей на уроках математики
«Великая книга природы написана
математическими символами.» (Галилей)
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.
С каждым днем понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают все более особую популярность.
ФГОС 2010 устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.
Все результаты (цели) освоения учебно-методического курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами.
Уроки математики, как обычно, проходят по схеме: объяснение, пример, решение. Развитие мышления,в этом случае, происходит только у небольшой части детей, которые имеют предрасположенность к изучению математики. Остальные ребята действуют только по схеме-алгоритму, что тренирует память, но не развивает мышление, логику.
Поэтому, формирование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников.
Педагог сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Результатом обучения должно быть развитие личностных, метапредметных и предметных связей. Метапредметность, в свою очередь, вмещает в себя более широкий спектр действий: регулятивные, коммуникативные и познавательные навыки.
Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию; это подход, который направлен на формирование интеллектуальной, высокообразованной личности учащегося.
Метапредметный урок – это урок, на котором…
- учащийся учится общим приёмам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
- учащийся промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания;
- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Метапредметный урок - это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире,где интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Метапредметные умения учащийся может применить к любой области знаний и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
На уроках математики я регулярно реализую данный подход в создании метапредметной проблемной ситуации. Когда перед детьми ставишь проблему в нестандартной форме, это вызывает более чем глубокий интерес к ее решению.
Например, при закреплении темы «Отрицательные и положительные числа» в 6 классе очень актуальна задача:
- Фирма по продаже мороженого в жаркий летний день из-за поломки холодильника понесла убыток в размере 810 рублей, а на следующий день холодильник отремонтировали и фирма получила прибыль в размере 676 рублей. Каким будет результат работы фирмы за два дня? Ответ обоснуйте.
В результате создания проблемной ситуации и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательную цель урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.
Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции.
Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием.
Примерами метапредметных проблемных ситуаций могут служить:
ситуации неопределенности( случай с определением понятия «Параллелограмм»);
ситуации неожиданности(например, 5 класс, когда домашним заданием было начертить окружность, измерить ниткой ее длину и найти отношение длины окружности к ее диаметру. Удивление детей-окружности у всех разные, а результат вычисления отношения одинаков);
ситуации конфликта(увеличение или уменьшения обеих частей верного равенства в одно и тоже число раз-несоответствие);
ситуации опровержения(понятие равносильности уравнений);
ситуации предположения.
Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика), телах (физика), веществах (химия) и т.д.
Очень актуален на сегоняшний день метод проектов,который относится к личностно-ориентированным технологиям. Это такой способ организации самостоятельной работы учеников, который собирает в себе исследовательские, рефлексивные, проблемные групповые методики работы.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества: формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Можем сделать вывод:
Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так же обеспечить преемственность всех ступеней образования.
Проектная деятельность так же является средством формирования метапредметных умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Работа выполнена для защиты после курсов ИОЧ...
Метапредметные связи на уроках технологии (технология-математика).
В данной статье сообщается как при изучении разделов программы по технологии используются связи с математикой....
выступление-на тему "метапредметные и межпредметные связи на уроках математики"из опыта работы учителя
выступление-презентация на тему "Метапредметные и межпредметные связи на уроках математики" из опыта работы учителя...
Моделирование учебной ситуации в контексте метапредметных связей (на уроках математики и русского языка).
Семантические понятия, имеющие одну гносеологическую основу, позволяют выстроить общие модели в проектировании учебной деятельности. Именно этому и были посвящены уроки. Метапредметные связи обеспечив...
Моделирование учебной ситуации в контексте метапредметных связей (на уроках математики и русского языка).
Семантические понятия, имеющие одну гносеологическую основу, позволяют выстроить общие модели в проектировании учебной деятельности. Именно этому и были посвящены уроки. Метапредметные связи обеспечив...
Статья "Метапредметные связи в обучении математике в 5 классе"
Статья содержит аргументы по разнообразию связей математики с предметами,изучаемыми обучающимися 5 класса....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого кач...