Публичное представление инновационного опыта
статья по теме
https://yadi.sk/d/Hj76aLQnv2Kad Ссылка на папку к аттестации(в папке размещены-инновационный опыт, видеофрагмент урока, портфолио педагога Касковой А. С.), ссылка на сайт инфоурок-https://infourok.ru/user/kaskova-anna-stanislavovna
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трёх лет - «Информационные технологии в процессе обучения математике».
1. Актуальность и перспективность опыта. За немногие годы работы в школе я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня математика для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta_kaskova_a._s.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление педагогического опыта
учителя математики Касковой Анны Станиславовны.
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трёх лет - «Информационные технологии в процессе обучения математике».
1. Актуальность и перспективность опыта. За немногие годы работы в школе я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня математика для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.
Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «математическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в формулы и законы. Математика должна помочь ребятам в реальной жизни.
Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем математики: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно относиться к жизни, беречь, сохранять ее.
Современное понимание качества образования ставит перед каждым, кто причастен к педагогике, главный вопрос: «Как образование может помочь ребёнку добиться успеха в жизни?» Я считаю, что для думающего, творчески работающего учителя применение современных образовательных технологий и актуально, и перспективно, поскольку:
- усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
- повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
- расширяет возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам,
А всё вместе, конечно же, обеспечивает успешность и конкурентоспособность будущих граждан в современном мире.
2. Условия формирования опыта. Не представляется возможным выявить одно, наиболее важное условие формирования моего педагогического опыта, более правильным будет вести речь о совокупности условий.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Использование информационных технологий является эффективным методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль школьников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.
Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Интернета в образовательных целях.
К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения. В своей практике я также применяю использование тренажеров, обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом.
Немаловажную роль в формировании моего педагогического опыта сыграло также общение с учителями начальной школы, активно внедряющими ФГОС нового поколения: взаимопосещение уроков при переходе учащихся из начального звена в среднее позволило приумножить собственную методическую копилку эффективными приёмами педагогической техники.
3. Теоретическая база опыта.
В основе моего педагогического опыта лежат, в первую очередь, учебно-методические пособия:
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. Пособие посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения — формированию универсальных учебных действий в основной школе.
В пособии даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования с учётом возрастных особенностей учащихся 5—9 классов. Представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и других универсальных учебных действий.
- «Дидактические материалы. Методические рекомендации. И. Е. Феоктистов. Алгебра. 8 класс» и «Ким 7, 8 класс, сост. Мартышова Л. И.». Пособие для учителя содержит систему заданий, развивающих приемы умственной деятельности учащихся в процессе обучения предмету, что важно в рамках подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ. Пособие для учащихся содержит тесты, используемые для самопроверки и проверки со стороны учителя или родителя.
- Информационные технологии в образовании. Материалы научно- практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.
- Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина, С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.
Кроме того, в основу педагогического опыта положены также возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изложенные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова; концепция структуры и динамики психологического возраста (Л. С. Выготский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст). Учитывая, что успехи в учении являются важным источником формирования самооценки в младшем школьном и подростковом возрасте, я стараюсь на своих уроках создать атмосферу общего позитивного принятия себя и отношения к себе учащегося. В этом помогают мне технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, здоровьесберегающие технологии, дифференцированный подход к домашнему заданию.
4. Технология опыта.
В своей работе я учусь сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; деятельности учителя, управляющего этими средствами, повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.
Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь). В своей работе использую информационные технологии в трех направлениях:
1) демонстрация слайдов (использование презентаций);
2) создание файлов в среде Notebook(использование интерактивной доски);
3) создание тестов (используя тестовую оболочку).
Работая в первом направлении, я пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS Power Point, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках математики. В среде MS Power Point мною созданы презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, программы для организации устного счета. Использование таких презентаций дает хороший результат. Так, например, использование презентации «Простые и составные числа» позволило решить больше задач, что дало возможность сэкономить время на уроке и вызвало больший интерес у ребят, а презентация к уроку «Сложение и вычитание десятичных дробей» позволила разнообразить устную работу, сделать ее более наглядной, яркой, интересной.
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи.
Чтобы заинтересовать учащихся своим предметом, провожу нестандартные уроки в виде игровых ситуаций, мини-исследований, в форме соревнования, работа в группах и в парах, решаем задачи практической направленности и др. Эти уроки я провожу с компьютерным сопровождением. Это возможно сделать в кабинете, оснащенном интерактивной доской и стационарным мультимедийным проектором, подключенным к компьютеру. Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия — это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Учитывая, что в учебной программе нашей гимназии нет уроков черчения, на которые способствуют развитию пространственного мышления, большим помощником на уроках геометрии, а особенно стереометрии в 10-11 классах, стала программа «Живая геометрия», учебный диск «Стереометрия».
При изучении нового материала использую технологию проблемного диалога. При постановке цели урока она не озвучивается. Создавая проблемную ситуацию, я не даю прямой подсказки, а организую коллективный поиск. Даже при минимальном участии в общей работе ученик чувствует себя соавтором. Выполняя задания, он развивает способность к самостоятельной деятельности, он верит в свои силы. Каждый ребенок - личность, со своими способностями и характером, я принимаю его таким какой он есть.
Использую в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые развивают у учащихся осознанность в ведении здорового образа жизни.
5. Анализ результативности опыта.
Применяя информационные технологии, мне удалось:
- индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения, ведь в классах, как правило, есть учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.
- создать условия для развития самостоятельности учащихся при подготовке проектов, во время дополнительных занятий подготовки к ЕГЭ. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет, добиться каких-то результатов.
- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)
Я считаю, что информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся. По данным анкетирования психолога школы за три последних года наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету.
Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, принося высокие результаты, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников.
6. Трудоёмкость опыта.
Трудоемкость опыта заключается в комплексной, четкой организации учебного процесса, в соблюдении строгой логичной последовательности курса, когда учащийся на занятиях становится не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, человеком, ведущим активную поисковую деятельность, желающим научиться быстро и легко решать задачи, в том числе конкурсные; происходит отказ от информационно-объяснительных методов обучения в пользу деятельностно-развивающих, они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся.
Конечно потребуются временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса.
Диапазон опыта: единая система: урок - внеклассная работа.
Необходимо учитывать риски объективного и субъективного характера.
7. Адресность опыта.
Я считаю, что опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый учитель – и начинающий, и опытный – способен творчески применить эти технологии в своей работе. Я готова к педагогическому общению, активно делюсь своими находки и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Поэтому стараюсь принимать участие в работе муниципальных и республиканских семинаров, вебинаров. Также охотно я делюсь своим опытом, выступая на ШМО, РМО, даю открытые уроки на муниципальном уровне. Мои работы представлены в сети Интернет: на сайте Инфоурок, мультиурок, личном сайте НСпортал, сайте ПРОшкола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление инновационного опыта "Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку""
Данное представление включает в себя теоритеческие, практические и аналитические стороны инновационного опыта....
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Смольяновой Татьяны Ивановны
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературыСмольяновой Татьяны Ивановны Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопро...
Публичное представление инновационного опыта.
Публичное представление инновационного опыта учителя биологии и химии по теме "Исследовательский подход в процессе обучения биологии на уроках и во внеурочное время"...
Публичное представление инновационного опыта
В документе представлен собственный инновационный педагогический опыт по теме: " Обучение школьников интерпретации драматического произведения на основе использования инновационных технологий"....
Публичное представление инновационного педагогического опыта
Мастахская средняя общеобразовательная школа с 2008 года работает по реализации инновационного образовательного проекта «Олоҥхо-сайдыы тирэҕэ», поэтому большое внимание удел...
Публичное представление инновационного опыта
Публичное представление инновационного опыта по теме "Учебное исследование как средство развития творческих способностей учащихся"...