Формирование УУД на уроках математики
статья по алгебре (5 класс) на тему

Мухометова Гызылгуль Меглипалатовна

Методы, приемы, формы работы при формировании УУД на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_matematiki.docx770.3 КБ
Office presentation icon matematika_uud.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №13» п. Красный Маныч

Методы, приемы, формы работы при формировании УУД на уроках математики

Учитель: Иманмухаметова Г.М.

25 февраля 2014 г.

Методы, приемы, формы работы при формировании УУД на уроках математики

Мною ведутся уроки математики в 9 и 11 классах. Используются следующие линии УМК:

  • Ю.Н. Макарычева (7-9 классы. Состав УМК: учебник; рабочие программы; рабочая тетрадь; дидактические материалы; тематические тесты; методические рекомендации);
  • С. М. Никольского (10-11 классы. Состав УМК:  учебник, дидактические материалы, тематические тесты);
  • Л. С. Атанасян (7 – 11 классы. Состав УМК:  рабочая программа, учебник, рабочая тетрадь, дидактические материалы, тематические тесты, самостоятельные и контрольные работы, пособие для учителей, наглядные пособия);

При формировании УУД на уроках математики, важно, чтобы задания были правдоподобными (количество человек должно быть выражено натуральным числом, скорость автомобиля, движущегося на большом отрезке пути, не может равняться 1км/ч, температура воздуха не может равняться 1000 градусов. Поэтому следует учить учащихся рассматривать данные и найденные величины в сравнении) и практико-ориетированными.

С целью формирования УУД на уроках математики и при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по математике используются следующие виды задач:

Виды заданий

Содержание УУД

Регулятивные УУД

1

  • Математическая задача  (решение любой математической задачи требует чёткой самоорганизации: точного осознания цели, работы либо по готовому алгоритму (плану), либо по самостоятельно созданному, проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае необходимости):
  • определи тип задачи (проценты, движение, сплавы, производительность, на составление уравнений и т.д.);
  • что сказано в условии задачи?
  • что нужно найти?
  • известны ли все данные, для нахождения искомого?
  • как найти?
  • что записать в краткой записи?
  • как определить по краткой записи количество действий в задаче?

C:\Documents and Settings\Иманмухаметова.17D29462AD2946D\Рабочий стол\фотки сборники\второй.jpg

Сборник по подготовке к ГИА (Лысенко Ф.Ф.)

Составление плана и последовательности действий; контроль в форме сравнения способа действия и его результата; выбор наиболее эффективных способов решения задач; анализ текста; нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; оценка выполненной работы;

Познавательные УУД

2

C:\Documents and Settings\Иманмухаметова.17D29462AD2946D\Рабочий стол\фотки сборники\третий.jpg

(Тема: Построение и исследование графиков функций)

  • Интересные факты / сообщения (геометрия Евклида и геометрия Лобачевского, Карл Гаусс)

Анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; выбор критериев для сравнения;

структурирование данных; работа с разного вида таблицами;  составление и распознавание диаграмм; применение схемы, модели для получения информации, установление причинно-следственных связей; поиск и обработка информации; использование знаково-символической записи математического понятия

3

В1.В двухдневный поход идут 22 человека. Какое наименьшее число четырёхместных палаток им нужно взять с собой?

(Сборник по подготовке к ЕГЭ. Автор: Лысенко Ф.Ф.)

  • Решить уравнение:   28k + 30n + 31m = 365

Определение умения

выделять тип задач и способы их решения;

построение логической цепи рассуждений; акцентирование на практической направленности задачи («бытовая задача»)

4

C:\Documents and Settings\Иманмухаметова.17D29462AD2946D\Рабочий стол\фотки сборники\четвертый.jpg

Умение самостоятельно применять свои знания на практике; моделирование;  понимание поставленных целей и решение проблемы на основе практического решения задачи

Коммуникативные УУД

5

  • Устный счет (таблица квадратов, вынесение целого числа из под корня, сложение и вычитание действительных чисел, нахождения корня квадратного уравнения по теореме Виета);
  • Задачи на доказательство( «объясни», «расскажи», «обоснуй свой ответ», «проговори», «докажи»)
  • Работа в группах (диалог в группе, диалог в паре, распределение ролей и ответственности  в группе, выбор лидера группы)

Осуществление коммуникативной деятельности (проговаривание хода выполнения задания, умения аргументировать свои действия); использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме

Личностные УУД

6

  • Дискуссия (сформирование своей точки зрения, способность к самообразованию);
  • Проектная работа (« 13 способов решения квадратных уравнений», «Великий математик: кто он?», «Математика вокруг нас» ит.д.);
  • Подведение итогов урока

Действия

самоопределения и

смыслообразования;

нравственно-этическое

оценивание; Формирование положительного отношения к процессу познания, формирование личностных качеств

В математике основной акцент делается на формирование коммуникативных и познавательных УУД. Качеством усвоения знаний учащимися является многообразие и характер видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность образовательного  процесса. И одним из главных условий формирования УУД и внедрения ФГОС в образовательный процесс, является непрерывность и преемственность характера обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы, приемы, формы работы при формировании УУД на уроках математики Иманмухаметова Г.М.

Слайд 2

Технологии, формирующие УУД Проблемно – диалогическая технология; Технология продуктивного чтения; Технология оценивания учебных успехов; Технология метода проектов; Кейс – технология (метод кейсов); Проблемное обучение.

Слайд 3

Формирование УУД на уроках математики Личностные УУД Виды заданий: участие в проектах подведение итогов урока творческие задания мысленное воспроизведение рисунка, ситуации, видеофильма смыслообразование дневники достижений самооценка № Утверждение Да Нет 1 Все задания в работе показались мне лёгкими. 2 Все задания в работе показались мне трудными. 3 В работе были и лёгкие, и трудные задания. 4 Я легко справился со всеми заданиями. 5 Некоторые задания вызвали у меня затруднения. 6 Я выполнил все задания правильно. 7 Я сомневаюсь, что все задания выполнил правильно.

Слайд 4

Познавательные УУД Виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество) «на что похоже?» поиск лишнего «найди на рисунке геометрические фигуры» «лабиринты» упорядочивание «цепочки» хитроумные решения составление схем-опор составление задачи по схеме работа с разного вида таблицами составление и распознавание диаграмм работа со словарями

Слайд 5

Регулятивные УУД Виды заданий : «преднамеренные ошибки» поиск информации в предложенных источниках взаимоконтроль «ищу ошибки» контрольный опрос на определённую проблему Коммуникативные УУД Виды заданий: составить задание партнёру отзыв на работу товарища групповая работа «отгадай, о ком говорим» диалоговое слушание «подготовь рассказ…», «опиши устно…» и т. д. поставь в задачу значение и придумай вопрос

Слайд 6

УМК Ю.Н. Макарычева (7-9 классы. Состав УМК: учебник ; рабочие программы; рабочая тетрадь; дидактические материалы ; тематические тесты; методические рекомендации); С. М. Никольского (10-11 классы. Состав УМК: учебник, дидактические материалы , тематические тесты); Л. С. Атанасян (7 – 11 классы. Состав УМК: рабочая программа, учебник , рабочая тетрадь, дидактические материалы, тематические тесты, самостоятельные и контрольные работы, пособие для учителей , наглядные пособия);

Слайд 7

Виды заданий Содержание УУД Регулятивные УУД 1 Математическая задача (решение любой математической задачи требует чёткой самоорганизации: точного осознания цели, работы либо по готовому алгоритму (плану), либо по самостоятельно созданному, проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае необходимости): определи тип задачи (проценты, движение, сплавы, производительность, на составление уравнений и т.д.); что сказано в условии задачи? что нужно найти? известны ли все данные, для нахождения искомого? как найти? что записать в краткой записи? как определить по краткой записи количество действий в задаче? Сборник по подготовке к ГИА (Лысенко Ф.Ф.) Составление плана и последовательности действий; контроль в форме сравнения способа действия и его результата; выбор наиболее эффективных способов решения задач; анализ текста; нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; оценка выполненной работы;

Слайд 8

Познавательные УУД 2 (Тема: Построение и исследование графиков функций) Интересные факты / сообщения (геометрия Евклида и геометрия Лобачевского, Карл Гаусс) Анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей; выбор критериев для сравнения; структурирование данных; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; применение схемы, модели для получения информации, установление причинно-следственных связей; поиск и обработка информации; использование знаково-символической записи математического понятия

Слайд 9

3 В1 .В двухдневный поход идут 22 человека. Какое наименьшее число четырёхместных палаток им нужно взять с собой? (Сборник по подготовке к ЕГЭ. Автор: Лысенко Ф.Ф.) Решить уравнение: 28k + 30n + 31m = 365 Определение умения выделять тип задач и способы их решения; построение логической цепи рассуждений; акцентирование на практической направленности задачи («бытовая задача») 4 Умение самостоятельно применять свои знания на практике; моделирование; понимание поставленных целей и решение проблемы на основе практического решения задачи

Слайд 10

Коммуникативные УУД 5 Устный счет (таблица квадратов, вынесение целого числа из под корня, сложение и вычитание действительных чисел, нахождения корня квадратного уравнения по теореме Виета); Задачи на доказательство( «объясни», «расскажи», «обоснуй свой ответ», «проговори», «докажи») Работа в группах (диалог в группе, диалог в паре, распределение ролей и ответственности в группе, выбор лидера группы) Осуществление коммуникативной деятельности (проговаривание хода выполнения задания, умения аргументировать свои действия); использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме

Слайд 11

Личностные УУД 6 Дискуссия (сформирование своей точки зрения, способность к самообразованию); Проектная работа (« 13 способов решения квадратных уравнений», «Великий математик: кто он?», «Математика вокруг нас» ит.д.);; Подведение итогов урока. Действия самоопределения и смыслообразования; нравственно-этическое оценивание; Формирование положительного отношения к процессу познания, формирование личностных качеств

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках математики

Формирование ууд на уроках математики в основной школе  на примере изучения темы " Понятие десятичной дроби"...

Формирование интереса к урокам математики

Формирование интереса к урокам математики...

Формирование интереса к урокам математики

Для выступления на конференциях или педсоветах....

Формирование компетенций на уроках математики

Новые образовательные стандарты подразумевают вместо простой передачи знаний ,умений и навыков от учителя к учащемуся развитие способности учащегося самостоятельно ставить цели находить пути их решени...

Формирование УУД на уроках математики

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным де...

Формирование УУД на уроках математики в 5 классе. Реализация ФГОС в преподавание математики.

Отыт работы на уроках математики по учебнику С.М.Никольского....