Конспект урока по теме "Прогрессии. Математика и жизнь".
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме
Урок общеметодологической направленности. Цель: закрепление теоретических знаний по теме «Прогрессии», развитие умений применять полученные знания и способы действий в разнообразных ситуациях, на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progressii.matematika_i_zhizn.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Прогрессии. Математика и жизнь.»
Составитель: Реймхен Людмила Леонидовна,
учитель математики МБОУ школы № 36 г. Мурманска
Цели урока :
Познавательные:
- закрепить теоретические знания по теме «Прогрессии», учиться применять полученные знания и способы действий в разнообразных ситуациях, на практике;
- формировать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия,
анализировать;
Развивающие:
- продолжить работу по развитию умений наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии;
- сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации;
- создавать условия для самостоятельного комплексного применения знаний.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, работать коллективно, аргументировано отстаивать свои взгляды.
Ход урока.
- Актуализация опорных знаний.
Фронтальная работа с классом с использованием интерактивной доски
1.Среди каждой группы формул есть лишь одна верная. Выбрать верную.
Формула n-го члена арифметической прогрессии:
Формула n-го члена геометрической прогрессии:
Сумма первых n- членов арифметической прогрессии:
Сумма первых n -членов геометрической прогрессии:
2. Самостоятельная работа.
Вариант I | Вариант II | Ответы Вариант I Вариант II | |
Дана арифметическая прогрессия | |||
1) | 1) | -3 | -2 |
2) | 2) | 10 | 8 |
3) | 3) | 28 | 46 |
4) | 4) | -15 | -20 |
5) | 5) | 0 | -8 |
Дана геометрическая прогрессия | |||
6) | 6) | 1/2 | 1/2 |
7) | 7) | 27 | 8 |
8) | 8) | -2 | -1 |
9) | 9) | 15 | 5 |
Взаимопроверка: «5» - 9 баллов; «4» - 7 – 8 баллов; «3» - 5 – 6 баллов; «2» - меньше 5 баллов.
II. Объяснение нового материала:
Учитель: Т. к. основной задачей на сегодняшнем уроке является определение практической направленности темы «Прогрессии», ответьте на следующий вопрос:
«В каких областях науки и жизнедеятельности, по вашему мнению, можно встретиться с понятием прогрессии?»
Поставьте знак «+» в первом столбце таблицы напротив соответствующих строк.
Сфера социальных услуг | ||
Промышленное производство | ||
Сельское хозяйство | ||
Банковский бизнес | ||
Медицина | ||
Экономика | ||
Биология | ||
Физика |
Задача 1. Фирма, выпускающая игрушки, начала изготавливать для детей новые модели автомобилей, которые стали пользоваться популярностью. В первый год фирма выпустила 2000 автомобилей, а в каждый следующий год планирует увеличение в 1,5 раза по сравнению с предыдущим. Сколько автомобилей будет выпущено в течение пятого года?
Решение.
Этапы математического моделирования:
1. Построение математической модели:
Вопрос: С каким, изученным математическим понятием можно связать условие данной задачи?
Ответ: Количество автомобилей, производимых каждый год, составляют возрастающую геометрическую прогрессию.
- возрастающая геометрическая прогрессия.
Вопрос: Определим известные элементы геометрической прогрессии и искомую величину.
Ответ:
2. Работа с математической моделью:
3. Интерпретация полученных результатов: Ответ: 10125 автомобилей.
Задача 2. Цена нового автомобиля 450 тыс. рублей. При нормальных условиях эксплуатации его продажная стоимость с каждым годом уменьшается на 8% от первоначальной цены. За сколько тысяч рублей можно продать автомобиль через 5 лет эксплуатации?
Решение.
Этапы математического моделирования:
1. Построение математической модели:
Вопрос: Какой вид прогрессии соответствует данному условию?
Ответ: Стоимость автомобиля в каждый последующий год составляют убывающую арифметическую прогрессию.
- убывающая арифметическая прогрессия.
Вопрос: Определим известные элементы арифметической прогрессии и искомую величину.
Ответ:
Возможные затруднения: не определят монотонность прогрессии, т.е. знак разности d.
2. Работа с математической моделью:
3. Интерпретация полученных результатов: Ответ. 306 тыс. рублей.
III. Закрепление нового материала.
1. Фронтальная устная работа.
Определите вид прогрессии, соответствующий условию данной задачи. Объясните свой ответ.
- Игорь начал утренние тренировки в беге с 2 км в день. Он решил каждую неделю увеличивать дистанцию на одно и то же расстояние, так чтобы в одиннадцатую неделю пробегать 4 км в день. Найдите это расстояние.
Ответ:
- Изобретатель шахмат Сета попросил у индусского царя Шерама награду: «Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, за вторую клетку 2 зерна, за 3 – 4, за четвёртую – 8, за пятую-16, и так до 64-й.» Чем насмешил царя. Сколько зерен должно оказаться на шахматной доске?
Ответ:
- Завод приобрел 5 электромоторов, мощности которых отличаются в одно и то же число раз. Рассчитать мощности трех средних моторов, если известно, что наименьшая мощность мотора 5 кВт, а наибольшая 13,72 кВт.
Ответ:
- Каждый курильщик выкуривает в день в среднем 8 сигарет. После выкуривания первой сигареты в легких оседает 0, 2 мг никотина и табачного дегтя. С каждой последующей сигаретой это количество увеличивается на 0,001 мг . Какое количество вредных веществ оседает в легких за неделю?
Ответ:
2. Работа в группах.
Класс разбивается на группы по 4 человека. Группы решают по две задачи. По окончании работы у доски защищают решения своих групп (по одному человеку из каждой группы). Каждый учащийся оформляет в тетради решения задач других групп.
I группа:
1. Рыбообрабатывающий цех перерабатывает в месяц 50 тонн рыбы. В связи с постепенной заменой оборудования планируется ежемесячное увеличение обрабатываемой продукции в 1,2 раза. Сколько тонн рыбы будет перерабатывать этот цех через три месяца при данных условиях?
Решение:
- возрастающая геометрическая прогрессия
Ответ. 72 тонны.
2. Отдыхающий, следуя совету врача, загорал в первый день 5 мин., а в каждый последующий день увеличивал время пребывания на солнце на 5 мин. В какой день недели время его пребывания на солнце будет больше 40 мин., если он начал загорать в среду?
Решение:
- возрастающая арифметическая прогрессия.
Т.е. на девятый день, в четверг.
Ответ: В четверг.
II группа
1. При эпидемии гриппа ежедневно количество заболевших увеличивается в 4 раза. Сколько случаев заболевания было зарегистрировано в первый день, если на четвертый день количество заболевших составило 320 человек?
- возрастающая геометрическая прогрессия
Ответ: 5 случаев.
2. При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?
Решение.
- возрастающая арифметическая прогрессия.
an = a1+ d · (n - 1)
Ответ: 78 бревен.
3) Творческое задание. Пока ученики готовятся к ответам у доски, остальные участники групп получают задание: придумать задачу по предложенным данным.
Даны числа 50, 3 и 4.
I группа: составить задачу на арифметическую прогрессию.
II группа: составить задачу на геометрическую прогрессию.
IV. Рефлексия.
Провести устный анализ задач, наметить план решения:
1. В угловом секторе стадиона в первом ряду 7 мест, а в каждом следующем на 2 больше, чем в предыдущем. Сколько мест в 26-м ряду?
Ответ: - возрастающая арифметическая прогрессия.
2. В искусственный водоем внесли 10 кг одноклеточных водорослей. Определите через сколько недель масса этих водорослей будет равна 320 кг, если их количество удваивается каждую неделю?
Ответ: - возрастающая геометрическая прогрессия
3. Завод выпустил акции на 1000 у. е. Ежегодно выпуск акций увеличивался в 1,2 раза. В год он может выпустить акции на сумму не более 3000 у. е. Сколько лет можно увеличивать выпуск акций по тому же закону?
Ответ: - возрастающая геометрическая прогрессия
b1 = 1000, q= 1,2. Необходимо найти n, удовлетворяющее условию bп ≤ 3000.
4. Ежемесячно семья мурманчан платит за телефон 350 руб. За каждый просроченный день взимается пеня в размере 1% с оплачиваемой суммы. Через сколько дней сумма оплаты за телефон превысит 370 руб?
Ответ: - возрастающая арифметическая прогрессия.
Заполнить повторно таблицу.
V. Подведение итогов. Домашнее задание.
Подвести итог урока. Выставить оценки.
Д/з: решить 4 задачи из последнего раздела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по литературе на тему: "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова".
Конспект по литературе для 5 класса с приложением....
План-конспект урока физической культуры "Здоровый образ жизни как способ формирования личности в процессе занятий спортом"
Данный урок разработан для учащихся 6 класса коррекционной школы 8 вида. Урок сдвоенный и состоит из двух частей: первая часть - теоретическая и проводится в классе, вторая часть - практическая и пров...
Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах
Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...
Конспект урока "За Христа пострадавшие" (Духовная жизнь в СССР в 20-30 годы).9 класс.История.
Цель урока: привлечь учащихся к пониманию и критическому осмыслению процессов духовной жизни России в 20-30-е гг. XX столетия, которые привели к жестокой ломке государственных, общественных, культурны...
Конспект урока с презентацией "Здоровый образ жизни"
Урок-игра по теме здоровье школьника....
Некоторые материалы к урокам по курсу "Математика в жизни. 9 класс" (для учащихся с ОВЗ)
В материалах к урокам по курсу "Математика в жизни. 9 класс" (для учащихся с ОВЗ) представлены краткие теоретические разработки уроков, вопросы,задачи, тесты, памятки, темы для самостоятельных творчес...
Конспект урока литературы "Роль книги в жизни человека" (вводный урок, 5 класс)
Конспект вводного урока литературы в 5 классе на тему "Роль книги в жизни человека". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления....