Конспект урока по теме "Прогрессии. Математика и жизнь".
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Реймхен Людмила Леонидовна

Урок общеметодологической направленности. Цель: закрепление теоретических знаний по теме «Прогрессии», развитие умений применять полученные знания  и способы действий в разнообразных ситуациях, на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progressii.matematika_i_zhizn.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Прогрессии. Математика и жизнь.»

Составитель: Реймхен Людмила Леонидовна,

учитель математики МБОУ школы № 36 г. Мурманска

Цели урока :

Познавательные:

  • закрепить теоретические знания по теме «Прогрессии», учиться применять полученные знания  и способы действий в разнообразных ситуациях, на практике;
  • формировать  умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия,

анализировать;

Развивающие:

  • продолжить работу по  развитию  умений  наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии;
  • сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации;
  • создавать  условия  для самостоятельного комплексного применения знаний.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, работать коллективно, аргументировано отстаивать свои взгляды.

Ход урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

Фронтальная работа с классом с использованием интерактивной доски

1.Среди каждой группы формул есть лишь одна верная. Выбрать верную.

Формула n-го члена арифметической прогрессии:

                                       

Формула n-го члена геометрической прогрессии:

                                                            

Сумма  первых n- членов арифметической прогрессии:

                              

Сумма первых n -членов  геометрической прогрессии:

                                          

2. Самостоятельная работа.

Вариант I

Вариант II

          Ответы

Вариант I    Вариант II

Дана арифметическая прогрессия

1)

1)

-3

-2

2)

2)

10

8

3)

3)

28

46

4)

4)

-15

-20

5)

5)

0

-8

Дана геометрическая прогрессия

6)

6)

1/2

1/2

7)

7)

27

8

8)

8)

-2

-1

9)

9)

15

5

Взаимопроверка: «5» - 9 баллов;    «4» - 7 – 8 баллов;     «3» - 5 – 6 баллов; «2» - меньше 5 баллов.

II. Объяснение нового материала:

Учитель: Т. к. основной задачей на сегодняшнем уроке является определение  практической направленности темы «Прогрессии»,  ответьте на следующий вопрос:

«В каких областях науки и жизнедеятельности, по вашему мнению, можно встретиться с понятием прогрессии?»

Поставьте знак «+» в первом столбце таблицы напротив соответствующих строк.

Сфера социальных услуг

Промышленное производство

Сельское хозяйство

Банковский бизнес

Медицина

Экономика

Биология

Физика

Задача 1. Фирма, выпускающая игрушки, начала изготавливать для детей новые модели автомобилей, которые стали пользоваться популярностью. В первый год фирма выпустила 2000 автомобилей, а в каждый следующий год планирует увеличение в 1,5 раза по сравнению с предыдущим. Сколько автомобилей будет выпущено в течение пятого года?

Решение.

Этапы математического моделирования:

1. Построение математической модели:

Вопрос: С каким, изученным математическим понятием  можно связать условие данной задачи?

Ответ: Количество автомобилей, производимых каждый год, составляют возрастающую геометрическую прогрессию.

 -  возрастающая геометрическая прогрессия.

Вопрос: Определим известные элементы геометрической прогрессии  и искомую величину.

Ответ: 

2. Работа с математической моделью:

3. Интерпретация полученных результатов:  Ответ: 10125 автомобилей.

Задача 2. Цена нового автомобиля 450 тыс. рублей. При нормальных условиях эксплуатации его продажная стоимость с каждым годом уменьшается на 8% от первоначальной цены. За сколько тысяч рублей можно продать автомобиль через 5 лет эксплуатации?

Решение.

Этапы математического моделирования:

1. Построение математической модели:

Вопрос: Какой вид прогрессии соответствует данному условию?

Ответ: Стоимость автомобиля в каждый последующий год составляют убывающую арифметическую прогрессию.

 -  убывающая арифметическая прогрессия.

Вопрос: Определим известные элементы арифметической прогрессии и искомую величину.

Ответ: 

Возможные затруднения: не определят монотонность прогрессии, т.е. знак разности d.

2. Работа с математической моделью:

3. Интерпретация полученных результатов:  Ответ. 306 тыс. рублей.

III. Закрепление нового материала.

1. Фронтальная устная работа.

Определите вид прогрессии, соответствующий условию данной задачи. Объясните свой ответ.

  • Игорь начал утренние тренировки в беге с 2 км в день. Он решил каждую неделю  увеличивать дистанцию на одно и то же расстояние, так чтобы в одиннадцатую неделю пробегать 4 км в день. Найдите это расстояние.

      Ответ:

  • Изобретатель шахмат Сета попросил у индусского царя Шерама награду: «Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, за вторую клетку 2 зерна, за 3 – 4, за четвёртую – 8, за пятую-16, и так до 64-й.» Чем насмешил царя. Сколько зерен должно оказаться на шахматной доске?

      Ответ:

  • Завод приобрел 5 электромоторов, мощности которых отличаются в одно и то же число раз. Рассчитать мощности трех средних моторов, если известно, что наименьшая мощность мотора 5 кВт, а наибольшая 13,72 кВт.

       Ответ: 

  • Каждый курильщик выкуривает в день в среднем 8 сигарет. После выкуривания первой сигареты в легких оседает 0, 2 мг  никотина и табачного дегтя. С каждой последующей сигаретой это количество увеличивается на 0,001 мг . Какое количество вредных веществ оседает в легких за неделю?

       Ответ:

2. Работа в группах.

Класс разбивается на группы по 4 человека. Группы решают по две задачи. По окончании работы у  доски защищают решения своих групп (по одному человеку из каждой группы). Каждый  учащийся оформляет в тетради решения задач других групп.

I группа:

1. Рыбообрабатывающий цех перерабатывает в месяц 50 тонн рыбы. В связи с постепенной заменой оборудования планируется ежемесячное увеличение обрабатываемой продукции в 1,2 раза. Сколько тонн рыбы будет перерабатывать этот цех  через три месяца при данных условиях?

Решение:

 - возрастающая геометрическая прогрессия

Ответ. 72 тонны.

2.  Отдыхающий, следуя совету врача, загорал  в первый день 5 мин., а в каждый последующий день увеличивал время пребывания на солнце на 5 мин. В какой день недели время его пребывания на солнце будет больше 40 мин., если он начал загорать в среду?

Решение:

 -  возрастающая арифметическая прогрессия.

 

 

Т.е. на девятый день, в четверг.

Ответ: В четверг.

II группа

1. При эпидемии гриппа ежедневно количество заболевших увеличивается в  4 раза. Сколько случаев заболевания было зарегистрировано в первый день, если на четвертый день количество заболевших составило 320 человек?  

 - возрастающая геометрическая прогрессия

Ответ: 5 случаев.

2. При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?

Пример арифметической прогрессии

Решение.

 -  возрастающая арифметическая прогрессия.

 

an = a1+ d · (n - 1)  

     

Ответ: 78 бревен.

3) Творческое задание. Пока ученики готовятся к ответам у доски, остальные участники групп получают задание: придумать задачу по предложенным данным.

Даны числа 50, 3 и 4.

I группа: составить задачу на арифметическую прогрессию.

II группа: составить задачу на геометрическую прогрессию.

IV.  Рефлексия.

Провести устный анализ задач, наметить план решения:

1. В угловом секторе стадиона в первом ряду 7 мест, а в каждом следующем на 2 больше, чем в предыдущем. Сколько мест  в 26-м ряду?

Ответ:  -  возрастающая арифметическая прогрессия.

2. В искусственный водоем внесли 10 кг одноклеточных водорослей. Определите через сколько недель масса этих водорослей будет равна 320 кг, если их количество удваивается каждую неделю?

Ответ:  - возрастающая геометрическая прогрессия

3. Завод  выпустил акции на 1000 у. е. Ежегодно выпуск акций увеличивался в 1,2 раза. В год он может выпустить акции на сумму не более  3000 у. е. Сколько лет можно увеличивать выпуск акций по тому же закону?

Ответ:  - возрастающая геометрическая прогрессия

  b1 = 1000, q= 1,2.  Необходимо найти n, удовлетворяющее  условию bп ≤ 3000.

4. Ежемесячно семья мурманчан  платит за телефон 350 руб. За каждый просроченный день взимается пеня в размере 1% с оплачиваемой суммы. Через сколько дней сумма оплаты за телефон превысит 370 руб?

Ответ:  -  возрастающая арифметическая прогрессия.

 

Заполнить повторно таблицу.

V. Подведение итогов. Домашнее задание.

Подвести итог урока. Выставить оценки.

Д/з: решить 4 задачи из последнего раздела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока физической культуры "Здоровый образ жизни как способ формирования личности в процессе занятий спортом"

Данный урок разработан для учащихся 6 класса коррекционной школы 8 вида. Урок сдвоенный и состоит из двух частей: первая часть - теоретическая и проводится в классе, вторая часть - практическая и пров...

Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах

Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...

Конспект урока "За Христа пострадавшие" (Духовная жизнь в СССР в 20-30 годы).9 класс.История.

Цель урока: привлечь учащихся к пониманию и критическому осмыслению процессов духовной жизни России в 20-30-е гг. XX столетия, которые привели к жестокой ломке государственных, общественных, культурны...

Конспект урока с презентацией "Здоровый образ жизни"

Урок-игра по теме здоровье школьника....

Некоторые материалы к урокам по курсу "Математика в жизни. 9 класс" (для учащихся с ОВЗ)

В материалах к урокам по курсу "Математика в жизни. 9 класс" (для учащихся с ОВЗ) представлены краткие теоретические разработки уроков, вопросы,задачи, тесты, памятки, темы для самостоятельных творчес...

Конспект урока литературы "Роль книги в жизни человека" (вводный урок, 5 класс)

Конспект вводного урока литературы в 5 классе на тему "Роль книги в жизни человека". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления....