Решение задач по теме "Сплавы, растворы, смеси"
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) на тему
Интегрированный урок по алгебре и химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
splavy_rastvory_smesi._integrirovannyy_urok_po_algebre_i_himii.docx | 20.86 КБ |
reshenie_zadach_po_teme_splavy_rastvory_smesi.ppt | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по алгебре и химии по теме:
«Решение задач по теме: «Сплавы, растворы, смеси»».
Цели:
- рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы, смеси и растворы;
- познакомиться с приёмами решения задач в математике и химии;
- рассмотреть биологическое значение воды как универсального растворителя;
- изучить виды сплавов;
- рассмотреть практическое значение сплавов;
- подготовка к ОГЭ.
Ход урока.
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.(Презентация. Слайд 3 )
Учитель математики.
- Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок алгебры и химии по теме: «Решение задач по теме: «Сплавы, растворы, смеси»». Цель урока: показать применение математики в различных сферах деятельности человека.
2.Актуализация знаний.
- Какие типы текстовых задач вы должны научиться решать в школе?(Презентация. Слайд 4) (задачи на части и проценты; задачи с целочисленными данными; задачи на движение; задачи на работу; задачи на бассейны и трубы; задачи на сплавы, растворы и смеси).
- Сегодня мы будем учиться решать задачи на сплавы, растворы и смеси, и, так как эти задачи тесно связаны с химией, то мы будем их рассматривать с позиции химии и математики. Вспомним, что такое сплавы, растворы, поговорим об их значении в природе, жизни и деятельности человека.
Учитель химии. Рассказ о смесях и сплавах. (Презентация. Слайд 5)
Учитель математики.
- Работаем устно. Ответьте на вопросы.Что такое 1%? (Презентация. Слайд 6)
- Как число процентов представить в виде десятичной дроби?
- Как число выразить в процентах?
- Представьте в виде десятичной дроби: 1%, 5%, 15,2%.(Презентация. Слайд 7)
- Вычислите: 5% от 20; 10% от 1,8; 36% от 8; х% от 7; х% от у.(Презентация. Слайд 8)
- Как найти дробь от числа, процент от числа?
Учитель химии. Рассказ о сплавах и их значении. (Презентация. Слайд 9)
Доклад ученика о латуни, мельхиоре, дюралюминии. (Презентация. Слайды 10 - 12)
3.Изучение нового материала.
Учитель математики.
- Рассмотрим алгоритм решения задач, в которых фигурируют сплавы. Краткую запись к таким задачам удобно оформлять в виде таблицы. (Раздать обучающимся заготовки таблиц для оформления условия и решения задачи).
Задача 1. Определите содержание олова в сплаве, полученном при сплавлении 300 г 20%- го сплава и 200 г 40%-го сплава. (Презентация. Слайд 14).
Вопросы для обсуждения. По ходу рассуждений, учащиеся заполняют таблицу, записывают решение задачи.
1.Необходимо разобраться в том, какие понятия рассматриваются в задачах на сплавы и растворы.
1) О чём речь в задаче? (О сплавах, об их массе, о том, что в сплавах содержится олово и о процентном содержании олова в сплавах).
2) Сколько сплавов рассматривается в задаче? (Два).
3) Что с ними произошло? (Их сплавили, в результате из двух сплавов получили один).
2.Какие величины известны в задаче? Внесите эти данные в таблицу.
3.На сколько вопросов необходимо ответить? (Заполняя таблицу ещё раз повторить, как найти процент от числа, понятие «всего»).
4.Как найти: какую часть составляет олово от массы всего вещества? (Массу олова разделить на массу всего вещества). Как, полученное число представить в виде процентов? (Разделить число на 100%).
Задача 2. Вычислите массовые доли меди и никеля, необходимые для производства 25 кг мельхиора, содержащего 80% меди и 20% никеля. (Презентация. Слайды 15 - 16).
Решение задачи обсуждают с учителем химии. Учащиеся по ходу рассуждений заполняют таблицу, записывают решение задачи.
Доклад учащегося по теме: «Растворы в быту». Рассказ об уксусной кислоте и перекиси водорода. (Презентация. Слайды 18 - 21).
Учитель математики.
- Рассмотрим алгоритм решения задач, в которых фигурируют растворы.
Задача № 7.53, стр. 53. (Алгебра. 9 класс. Задачник. А.Г.Мордкович и др.).
При смешивании 40%-го раствора соли с 10%-м раствором получили 800г раствора с концентрацией соли 21,25%. Сколько граммов каждого раствора было для этого взято? (Презентация. Слайд 22).
Обсудив с учителем алгоритм решения задачи, и заполнив таблицу данных, учащиеся составили и решили систему уравнений
Отсюда х = 300 г – масса 40% раствора, у = 800 – 300 = 500 (г) – масса 10% раствора.
Ответ: 300г, 500г.
4. Закрепление нового материала. Подготовка к ОГЭ.
- С целью подготовки к ОГЭ, решаем задачи из сборника ГИА – 9 под ред. Ф.Ф. Лысенко. Учащиеся решают самостоятельно с дальнейшей самопроверкой. В случае затруднений при решении задач, учитель с помощью наводящих вопросов помогает учащимся.
Задача. К 20%-ному раствору добавили 5 килограмм соли, и он стал 36%-ным. Сколько ещё соли надо добавить, чтобы получить 60%-ный раствор? (Презентация. Слайд 23).
Задача. К 25%-ному раствору добавили 6 кг соли, и он стал 40%-ным. Сколько ещё соли надо добавить, чтобы получить 50%-ный раствор? (Презентация. Слайд 24).
Задача 5. Каустик (NaOH) как компонент некоторых отбеливающих и дезинфицирующих составов используется для стирки в виде водного раствора с массовой долей 15%. Какую массу 5%-го раствора каустика нужно взять, чтобы разбавить до нужной концентрации 50%-й раствор щелочи массой 60 г? Какова масса полученного раствора? (Презентация. Слайд 25).
5. Итоги урока.
- Просмотрите все таблицы, которые вы заполнили при решении задач, и постарайтесь сформулировать алгоритм решения задач на сплавы, растворы и смеси.
(1.Выяснить: какие понятия рассматриваются в задаче?
2. Определить, какие величины известны в задаче? Заполнить таблицу.
3. Применяя правило нахождения процента от числа, выполнить действия.
4. Если не хватает данных, ввести переменные, и далее, применяя правила, составить и решить уравнение или систему уравнений.)
6. Домашнее задание. 7.54; 7.1.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
задачи на части и проценты; задачи с целочисленными данными; задачи на движение; задачи на работу; задачи на бассейны и трубы; задачи на сплавы, растворы и смеси.
СМЕСИ – СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ И БОЛЕЕ ВЕЩЕСТВ. ОДНОРОДНЫЕ ИЛИ ГОМОГЕННЫЕ Раствор–однородная система, состоящая из частиц растворённого вещества и растворителя. Например, раствор сахара в воде. НЕОДНОРОДНЫЕ ИЛИ ГЕТЕРОГЕННЫЕ Например, мутная речная вода, гранит. Сплавы – это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых хотя бы один металл. Неоднородные чугун Однородные Латунь, Бронза.
П Р О Ц Е Н Т Ч И С Л О : 100 * 100
1% = 1 : 100 = 0,01 5% = 5 : 100 = 0,05 17,5% = 17,5 : 100 = 0,175
Показать решение Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь 1) 20 ∙ 0,05 = 1 Теория 2) 1,8 ∙ 0,1 = 0,18 3) 8 ∙ 0,36 = 2,88 4) 7 ∙ 0,01х = 0,07х 5 ) у ∙ 0,01х = 0,01ху
СПЛАВЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ Сплавы – это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых хотя бы один металл. Представители: латунь мельхиор дюралюминий сталь чугун.
Латунь – медно-цинковый сплав. Используется для изготовления монет – 10 и 50 копеек
Мельхиор – сплав меди(80%) и никеля (20%), похож на серебро. Используется для изготовления столовых предметов и монет – рублёвые и двухрублёвые монеты. Пятирублёвые монеты – медные, покрыты мельхиором .
Дюралюминий – сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний, марганец и никель.
ЗАДАЧИ О СПЛАВАХ
Сплав Масса сплава, г Процентное содержание олова Масса олова, г 1 -й 2 -й Всего 300 200 ? [ 300 + 200 = =500 ] 20 % = 0,2 40 % = 0,4 ? [140 : 500 = 0,28] ? [300 · 0,2 = 60 ] ? [200 ∙ 0,4 = 80 ] ? [ 60 + 80 = 140 ] Задача 1. Определите содержание олова в сплаве, полученном при сплавлении 300 г 20% - го сплава и 200 г 40% сплава.
ВЫЧИСЛИТЕ МАССОВЫЕ ДОЛИ МЕДИ И НИКЕЛЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА 25 кг МЕЛЬХИОРА, СОДЕРЖАЩЕГО 80 % МЕДИ И 20% НИКЕЛЯ. ЧАСТИ ПРОЦЕНТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАССА, КГ МЕДЬ 80 % = 0,8 ? НИКЕЛЬ 20% = 0,2 ? СПЛАВ 100% = 1 25 кг (0,2 * 25 =5 кг) (0,8 * 25 =20 кг)
ЧАСТИ МАССА, Г ПРОЦЕНТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕДЬ 128 ? ЦИНК 0,5 моль - ? г СПЛАВ ? КАКОЙ ЦВЕТ ИМЕЕТ ЛАТУНЬ, ПОЛУЧЕННАЯ ПРИ СПЛАВЛЕНИИ 128 Г МЕДИ И 0,5 МОЛЬ ЦИНКА? БЕЛАЯ ЛАТУНЬ СОДЕРЖИТ 20-40 %, А КРАСНАЯ - 80% МЕДИ. 0,5 моль*65г/моль=32,5 г 128+32,5=160,5 г 128:160,5=0,8 СОДЕРЖАНИЕ МЕДИ 80%, ЦВЕТ ЛАТУНИ - КРАСНЫЙ
РАСТВОРЫ В БЫТУ
Уксусная кислота. В природе уксусная кислота распространена в свободном виде или в виде солей в растениях. Уксусная эссенция – 80%-ый раствор. Её нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов.
Водный раствор уксусной кислоты ,полученной из вина (5-8%) называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием «столовый уксус» используют для приготовления майонеза, различных маринадов.
Перекись водорода – Н 2 О 2 Пероксид водорода был открыт Луи Тенаром в 1818 г. Перекись водорода как лекарственное средство чаще всего используется в виде 3%-го раствора который продаётся в аптеке.
Перекись водорода. При контакте с живыми тканями пероксид водорода разлагается с выделением кислорода. Отсюда его противомикробные свойства. Разбавленные растворы пероксида водорода используют как кровоостанавливающие и дезинфицирующие средства.
Раствор Масса раствора , г Процентное содержание соли Масса соли, г 1 -й 2 -й Всего ? х ? у 800 40 % = 0,4 10 % = 0,1 21,25%= =0,2125 ? 0,4 х ? 0,1 у ? 800 ∙ 0,2125 = =170
Раствор Масса , кг Процентное содержание соли Масса соли, кг 1 - й х 20%=0,2 0,2 х добавили 5 5 Получили новый раствор х + 5 36%=0,36 0,36(х+5) Новый раствор 20+5=25 36%=0,36 25 • 0,36 =9 добавили у у получили 25+у 60%=0,6 0,6 (25+у)
Раствор Масса раствора Процентное содержание соли Масса соли 1-й добавили у у получили 30 + у 50%= 0,5 0,5(30 + у) Х + 6 40%=0,4 0,4(х +6) Новый раствор 24+6= 30 40%=0,4 30• 0,4= 12 х 6 Получили новый раствор 25%=0,25 0,25х 6 добавили
Задача 5. Каустик ( NaOH ) как компонент некоторых отбеливающих и дезинфицирующих составов используется для стирки в виде водного раствора с массовой долей 15%. Какую массу 5%-го раствора каустика нужно взять, чтобы разбавить до нужной концентрации 50%-й раствор щелочи массой 60 г? Какова масса полученного раствора? Раствор Масса раствора,г Процентное содержание каустика Масса чистого вещества (каустика), г 1-й ? х 5% =0,05 ? 0,05х 2-й 60 г 5 0 % =0,5 ? 60 ∙ 0,5= 30 Раствор для стирки ? у 15% = 0,15 ? 0,15 у
Задачи на дом 7.54; 7.1
Используемая литература: 1.Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. – 13-е изд.. стер. – М. : Мнемозина, 2011. – 215 с. 2.Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / [ А. Г. Мордкович и др. ] ; под ред. А. Г. Мордковича. – 13-е изд.. стер. – М. : Мнемозина, 2011. – 271 с. 3. Решение задач по теме «Сплавы, растворы, смеси» / Е.Офицерова. - Газета «Математика». №13/2010. 4.Задачи на смеси и сплавы / Н.И. Прокопенко. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 31)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные приемы решения задач на концентрацию, растворы, сплавы и смеси
примеры задач и решений к ним...
Проектная работа учащегося "Способы решения задач по теме «Растворы. Массовая доля растворённого вещества»"
Основная часть данной проектной работы включает в себя 2 раздела: теоретический и практический. В теоретическом разделе описываются способы решения различных типов задач ...
Решение задач по теме растворы, смеси. сплавы.
Человеку часто приходится смешивать различные жидкости, порошки, вещества или разбавлять что-либо водой. Самый известный и главный сплав в истории цивилизации – это всем известная ст...
Решение задач на сплавы и смеси
Принцип решения задач на сплавы, смеси складывается из того что – бы по условию задачи составить схему, на которой наглядно указывается вес всего вещества (внутри «вёдер») и вес сухого вещества, содер...
Конспект урока химии « Решение задач по теме «Растворы»
Конспект урока химии8 классТема « Решение задач по теме «Растворы»...
Методическая разработка"Решение задач на концентрацию, сплавы, смеси"
Поиск решения задач на примерах задач на концентрацию Задачи на смеси и сплавы при первом знакомстве с ними вызывают у учащихся общеобразовательных классов затруднения. Самостоятельно справиться с ни...
Презентация по теме "Решение задач на сплавы и смеси"
Арифметический способ решения задач....