Статья на тему: "Проблема организации поисковой деятельности учащихся на уроках математики"
статья по алгебре на тему

Плетнева Татьяна Борисовна

Проблема организации поисковой деятельности учащихся на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Проблема организации поисковой деятельности учащихся на уроках математики»

Проблема организации учебно-познавательной деятельности учащихся в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов очень актуальна. Как совершенствовать учебно-познавательную деятельность? Какие формы и виды её можно обеспечивать? При решении этих важнейших задач в процессе обучения математике особого внимания требует формирование поисковой деятельности у учащихся 5-6 классов, ведь от этой деятельности зависит качественное усвоение учащимися математических знаний, результативность учебной и трудовой деятельности в старших классах.

Формирование поисковых навыков у учащихся при изучении математики в 5-6 классах способствует  одной из главных задач обучения математике в школе – прочному и сознательному овладению математическими знаниями, умениями и навыками, приемами умственной работы и их применениями.

Как показывает практика, учащиеся неплохо справляются с поиском теоретического материала, но с ведением поиска решения задач с большим трудом, а чаще и вовсе не справляются. Почему? Во-первых, учащиеся при решении задач пытаются запомнить решение и в следующий раз действовать некоторому шаблону. Во-вторых, многие учащиеся не могут объяснить, почему выбрали именно такой путь решения задачи, так как отсутствуют навыки поисковой деятельности.

Вопросы развития познавательного поиска нашли отражение в работах М.Б. Балка, Г.Д. Балка, С.Б. Веселовского, С.И. Туманова и др.  Однако вопрос целенаправленного развития поисковой деятельности у учащихся при обучении математике остался незатронутым. Не разработаны методики формирования поисковой деятельности при изучении математики.

В работе Е.Ф. Данилова и др. по методике преподавания математики большое внимание уделяется различным методам отыскивания истины и результата, но ни слова о том, как учащийся понимает, что он должен отыскать, что достаточно для этого?

По некоторым данным установлено, что одним из наиболее эффективных путей решения  проблемы быстрого и качественного формирования поисковых навыков является ориентировочная основа действия, при которой ориентиры учащимися получены самостоятельно. Это может быть выражено в виде алгоритма (точной процедуры поиска) или эвристического ориентира (творческого поиска). Хотя последнее довольно сложно на раннем этапе обучения поиску, поэтому логичнее приступать к точному алгоритму и чёткому эвристическому ориентиру, а затем обучать их составлению.

Поисковые навыки целесообразно рассматривать как умственные действия, направленные на решение конкретных заданий. Таким образом, различаем два способа осуществления поисковой деятельности: алгоритмизированный (использование процедур алгоритма, оперирование общими положениями) и эвристический (применение методов решения, использование дополнительных элементов для поиска решения задания, переформулировка задания).

Проблема развития поисковой деятельности имеет большую актуальность в свете новых требований к уровню преподавания, развитию проблемного подхода к процессу обучения. При всей значимости данная проблема не была рассмотрена в специальных исследованиях. Недостаточно разработана методика формирования поисковой деятельности у учащихся. Данная проблема может стать широкой темой для исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача учителя состоит в том, чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.Много...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики.

Необходимость повышения уровня математической подготовки школьников, их математической культуры ставит перед учителем задачу целенаправленного развития у них математических способностей. А значит, нео...

Курсовая работа по теме "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"

Курсовая работа по теме "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики"...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Статья по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики"

В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у де...